Обзор культурной ситуации в африканских странах




(выступление на 3-м семинаре «Африка и практические пути развития», состоявшемся 14 июля 1997 г.)

 

Если в Европе, Америке и Азии прилагаются значительные усилия для успешного вхождения в 21 век, заключаются многосторонние договора для улучшения условий жизни их граждан, развития технологий и торговли и реализуются другие разнообразные программы по подготовке к вступлению в 21 столетие, на Африканском континенте, не обращая внимания на потребности момента и на имеющиеся трудности, в которые буквально погрузились страны этого континента, они будто борются сами с собой и только и заняты ослаблением своего внутреннего потенциала.

Все знают, что Африка находилась на обочине мировой цивилизации и располагала незначительной частью политических, экономических и культурных ресурсов и возможностей. Президенты большинства африканских стран постоянно жалуются на то, что их страны находятся на отшибе и что на них не обращают достаточного внимания. Как сказал президент Нигерии Обача, эта маргинализация Африки приняла в наше время организованный и систематический характер.

Многие называют Африку Черным континентом. Хотя это и отражает цвет кожи большинства африканского населения, но и некоторым образом указывает на тяжелое положение ее жителей. Ведь согласно статистическим данным ООН, более 40% населения Африки находится за чертой бедности, да и остальные, за исключением очень небольшого процента населения, живут отнюдь не в достатке. Доля Африки в мировой торговле составляет всего 4%, что очень мало по сравнению с другими континентами.

Новости с Африканского континента, которые мы каждый день видим и слышим, исследования и книги, рассказывающие о бедственном положении африканцев, не могут оставить равнодушными даже самых бесчувственных людей. В настоящее время Север, Запад, Восток и Юг этого континента охвачены огнем внутренних конфликтов, которые порождают социальную и экономическую нестабильность. Мы видим трайбалистские столкновения, попрание национального и международного законодательства правителями многих стран Африки.

Экономические и социальные проблемы стран Африки вынуждают их устанавливать экономические, политико-экономические и культурные связи с бывшими колонизаторами и с их помощью стараться наводить хотя бы некоторый порядок на своей территории. Ситуация в Африке настолько напряженная и неблагоприятная, что даже такой великий мыслитель, как Али Мазруи высказался за повторную колонизацию Африканского континента, чтобы хотя бы таким образом можно было немного улучшить положение людей. Мазруи делит историю Африки на три периода:

1) период борьбы против колониализма, который продолжался с 1945 по 1960 гг.,

2) период получения независимости (1960-1987 гг.),

3) третий период, начавшийся в 1987 г. и может рассматриваться в качестве этапа неоколониализма в Африке. Он полагает, что третий период по сути уже начался, так как африканские страны после обретения независимости сумели испытать на себе разрушительные последствия различных видов правления (многопартийность, однопартийность и диктатура), вхождения в цивилизацию и управления делами своих стран, но этот опыт не был для них полезен («Нейшн», 29.11.73 г.).

Даже беглый взгляд на ситуацию в Африке подтверждает этот вывод. В Руанде, Бурунди и Заире продолжающиеся межплеменные войны и эгоистическое поведение правителей обрекли на положение беженцев миллионы людей. Кроме того, эти войны разрушили экономический потенциал африканских стран. В Сомали, Эфиопии, Судане и Уганде схватки за власть и поддержка христианского населения со стороны западных стран нанесли огромный ущерб всему народу. Мозамбик, Замбия, Ангола и Намибия страдают не только от многолетней засухи и бедности, но и от проблем, связанных со сменой режима и действий оппозиционных сил, которые получают указания от других государств. В Нигерии и Сьерра-Леоне (Западная Африка) силы страны и народа подорваны постоянной нестабильность, забастовками и гражданскими войнами. Экономические ресурсы этих стран сосредоточены в руках небольшой кучки людей, которая по приказу Израиля изгнала из страны всех ливанцев, чтобы самой эксплуатировать имеющиеся ресурсы («Аль-билад», 1997 г., №226). Страны Северной Африки полностью контролируются Западом и лишены возможности действовать в соответствии со своим потенциалом и желаниями народа.

Даже природные катаклизмы, которые не оставляют Африку, следует считать следствием неправильного поведения правительств и народа, населяющего этот континент. В нынешней Африке очень остро стоят проблемы засухи, болезней и сведения лесов, когда ежегодно уничтожается значительная часть лесных массивов. Бедность, болезни, голод, войны, беженцы, внутренние конфликты, ужасная коррупция, нежелание правителей прислушаться к голосу оппозиции и попытаться исправить положение, - все это важные факторы наблюдаемых сегодня в Африке проблем. Правители обычно назначают на министерские посты некомпетентных лиц по трайбалистскому принципу. Это не только не улучшает положение, но и способствует его еще большему ухудшению («Нейшн», 18.05.73 г.).

В целом, Африке нет места в мировой экономической и политической перспективе. Развитые страны смотрят на Африку, как на отсталую территорию, которая привлекает к себе определенную часть их доходов и прибылей. Иллюстрации африканской жизни, которые обычно представляются в различных странах мира, говорят обычно о конфликтах, племенных распрях, страшном истреблении людей, засухе, болезнях и голоде. Хотя это вызывает сочувствие и сострадание к африканцам, по сути, является унижением этого континента и его жителей.

В Африке есть и еще одна большая проблема – это бесконтрольный рост населения. С таким демографическим ростом, отсутствием должного управления использованием ресурсов и невниманием к всеобщему образованию связаны многие экономические, политические и социальные трудности.

Как писал журнал «Ньюсвик» (18.06.92 г.), когда Гана получила независимость в 1952 г., у народа было два основных лозунга: одеть нищих и неимущих и дать свободу народным массам. Но до сих пор, по прошествии четырех десятилетий, эти требования остались не выполнены. Как пишет то же издание, на теле континента зияют глубокие раны, а положение его в целом хуже, чем во время получения независимости. Статистические данные, которые описывают положение Африки, становятся причиной глубокого волнения. Миллионы африканцев погибают от голода либо живут на грани смерти, ежегодно многих из них убивают СПИД, малярия и дизентерия. Миллионы людей из-за природных и социальных невзгод вынуждены становиться беженцами в других африканских странах, где они живут без элементарных условий. А ведь Африканский континент насущен минеральными ископаемыми, а сами африканцы практически живут на «золотой горе».

ООН объявила 1996 г. годом борьбы с бедностью, годом уничтожения этой социальной напасти. Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Гали заявил, что в развивающихся странах бедность является основным источником насилия, преступлений, племенных столкновений и общественных отклонений. По его словам, бедные люди не могут ощутить в полной мере свою связь с обществом и жить согласно со своими общественными обязательствами.

Согласно статистике ООН, в том же году из одной трети миллиарда бедняков, живших на свете, одну четверть составляли африканцы. Впрочем, африканская бедность берет свое начало в действиях западных колонизаторов. Это очень правильно и точно описал Вальтер Родней в книге «Европа стала причиной отсталости Африки». Но и африканские лидеры своей неправильной политикой и невниманием к интересам своих стран и народов способствовали утрате многих возможностей и усилению проблем (газета «Стандард», 17.10.74 г.).

Наблюдающаяся в настоящее время в Африке бедность, которая стала фактором многочисленных бед и трудностей, берет свое начало в двух источниках, один из которых внешний, а другой – внутренний. Иными словами, часть проблем проистекает из колониализма и колониальной политики, которая до сих пор продолжается, а другая часть – из ошибок в управлении и неверных управленческих решений. Международные организации неоднократно подвергали критике поведение и способ ведения дел лидерами африканских стран, требуя от них принимать во внимание общие интересы народов и принимать такие меры, которые давали бы эффективный и конструктивный результат. Региональный директор Всемирной организации здравоохранения д-р Ибрахим Саба назвал бедность основным фактором многих проблем африканцев («Нейшн», 27.09.74 г.).

В 1950 г. население Африки составляло половину населения Европы, в 1985 г. численность населения обоих континентов сравнялась и достигла примерно 485 млн. человек. А сейчас африканское население значительно превышает европейское, тогда как имеющиеся у него ресурсы и возможности значительно уменьшились. К 2025 г. население Африки в три раза превысит население Европы. Очевидно, что такой демографический рост ведет к усилению бедности, а бедность усиливает рост населения, и этот порочный круг пока так и не разорван. Г-н Амос Ваку указывал именно на этот факт, когда заявлял, что в Африке поселились демоны, которые лишили ее жителей спокойствия и благополучия («Стандард», 29.06.73 г.).

Африканская экономическая комиссия заявила, что ежегодно Африка несет ущерб на сумму 2.6 млрд. долларов, так как произведенные здесь товары не выдерживают конкуренции с продукцией других стран, а условия, принятые на Уругвайской конференции, противоречат интересам африканских стран («Таймс», 04.08.73 г.).

Что касается образования, то после того, как была реализована программа по упорядочению структуры образования SAP во многих странах континента, в них начался образовательный регресс. Согласно новой программе, правительства должны были сократить средства, выделяемые на образование. Именно поэтому во многих странах образование превратилось из права в привилегию граждан, которой смогли воспользоваться только средний класс и более зажиточная прослойка общества.

Г-н Амос Вако, прокурор Кении, принимая участие в 33-м заседании консультативных комитетов стран Азии и Африки в 1972 г., заявил: «Следуя примеру стран-участниц, государства третьего мира вынуждены использовать методологию, которая противоречит интересам народа, что в свою очередь порождает общественную нестабильность и коррупцию. Затем такие правительства оказываются вынуждены тратить часть своего бюджета на борьбу с вызовами безопасности. Как сообщала Би-би-си (25.10.72 г.), Африканские страны продают свои сырьевые товары примерно по той же цене, что и сразу после второй мировой войны. А ведь цена импортируемых ими товаров за это время увеличилась в разы.

Применение программы экономической реструктуризации нанесло ощутимый удар по ситуации с образованием в странах континента. Многие способные подростки были вынуждены оставить учебу из-за тяжелого материального положения своих семей. В 1994 г. ЮНЕСКО высказала серьезную обеспокоенность состоянием образования в Африке и призвала ответственных за систему образования на этом континенте приложить как можно больше усилий к повышению его уровня («Хадаф», 26.05.74).

Среди основных проблем в области образования следует выделить недостаток государственных учебных заведений, неоправданную дороговизну книг и учебных принадлежностей, а также невнимание ответственных лиц к этим вопросам. Согласно одному докладу, в условиях проблем в сфере образования, отсутствия безопасности и университетских забастовок некоторые вынуждены отправлять своих детей на учебу за границу, в западные страны, что становится причиной отчуждения молодых людей от их культуры и общества. К тому же, они часто получают специальности, которые просто не находят себе применения в африканском обществе, а потому и эффективность такого образования невелика. Согласно одному изданию ЮНЕСКО (сентябрь 1996 г.), в 1990 г. в Африке имелось более 168 миллионов неграмотных в возрасте от 15 лет и выше, причем 105 миллионов из них составляли женщины.

С другой стороны, Африка сталкивается с проблемой утечки мозгов, что оказывает на нее очень неблагоприятное воздействие. Как пишет газета «Нейшн» (03.05.73), примерно 100 тысяч образованных и квалифицированных африканцев работают в других странах, преимущественно на Западе. По словам г-на Тимберлика, в 1984 г. Африка нанимала 80 тысяч специалистов в области государственного управления и менеджмента, потратив на это 3-4 млрд. долларов. Согласно этому сообщению, специалисты с Запада, которые нанимались африканскими государствами, получали заработную плату, составлявшую примерно 180 млрд. долларов в год.

Таким образом, Африке наносится двойной ущерб. Сыны Африки в западных странах вынуждены соглашаться на самую мизерную зарплату, тогда как иностранным специалистам, приглашаемым в Африку, платятся очень высокие зарплаты. Причина этого заключается в деятельности негодных правительств, которые не могут правильно использовать потенциал всего континента и его жителей и предпочитают сотрудничать с иностранцами для еще большего разграбления Африканского континента.

Именно усилиями этих трех групп стало возможным распространение колониальной власти Запада на Африку. Именно эти группы, воспользовавшись поддержкой Запада, появились на континенте, изучили его и затем присоединили отдельные его части к колониальным владениям.

Эти три группы не смогли бы ничего сделать, если бы не сотрудничали и не помогали друг другу. Если в 1897 г. военные устроили массовый геноцид в Бенине и не отступали ни перед какими преступлениями, чтобы овладеть этой территорией, то и миссионеры, первооткрыватели и западные «ученые» также действовали с целью унизить и закабалить местное население. Военные преступления европейцев в Африке не ограничивались бенинским геноцидом, подавлением «Восстания хижин» и уничтожением воинов мау-мау. В ход были пущены еще два «отряда» продвижения западного господства, которые расчищали путь для военных. Известный африканский писатель Отек в своей книге «Африканские религии с точки зрения западных африканистов» пишет, что в 1960-х годах, во время обучения в Англии, западные ученые отзывались об Африке, как о диком месте, где люди поклоняются примитивным культам, не верят в Бога, не имеют человеческого разума и не понимают человеческих ценностей. Все это было очень оскорбительно и унизительно (Билек О. Африканские религии в западной науке). Действительно, западная колониальная система использовала все свои институты для унижения и эксплуатации этого континента.

Африканский континент понес большие потери вследствие распространения религии Христа (мир с ним!) и деятельности миссионеров, связанных с государством. Христианские миссионеры появились в Африке под предлогом распространения христианского учения, а затем в сотрудничестве с военными властями создавали инфраструктуру распространения западной культуры.

Столетие колониализма в Африке показало, что христианские миссионеры не особенно следовали учению Христа и не испытывали за это чувства ответственности. Для них важнее было не их христианское призвание, а следование линии и указаниям колониальных правительств. За все время колонизации Африке (примерно век) не было ни одного случая, когда бы священники и миссионеры вместе с местным населением выступили против угнетения, за права чернокожего населения.

Важнейшей задачей миссионеров и церковных миссий было изменение имен и традиций народа и принуждение их к принятию западного образа мышления, чтобы африканцы чувствовали себя гражданами колонизированной страны и старались на благо счастья и благополучия метрополии. Даже во времена двух мировых войн многие африканцы были направлены на фронты, где воевали друг с другом.

Священники и миссионеры не останавливались ни перед чем, чтобы изменить религиозные воззрения африканцев. Прибегали даже к силе. Они осуждали племенные обычаи и трайбализм. Осуждали многоженство и обряды инициации, которые составляли одну из особенностей африканской жизни. Были разработаны программы по преодолению этих явлений. Президент Кении Джому Кньята в своей книге «Вперед, к кенийской горе» критикует такое поведение колонизаторов и утверждает, что отдаление от колонизаторов и возврат к традиционной культуре народа – вот путь свободы и счастья народа. В Западной Африке Чинуа Ачиба в своей книге «Ничто не вечно» также критиковал представителей Запада и особенно церковные круги в их борьбе с традиционными ценностями и племенными верованиями.

Дело в том, что в период колониализма никто не сыграл такой роли в изменении традиционных представлений народа, как представители церкви. Организуя школы и фельдшерские пункты при церквях, они воздействовали на сознание людей, особенно молодежи и подрывали их традиционные убеждения. Хотя невозможно полностью отрицать ценность этих гуманитарных усилий, следует признать и то, что все же они основные свои усилия тратили на пропаганду христианского учения и усиление влияния культуры колониальных держав.

В Африку ежегодно отправляются члены Американского корпуса мира – образованные молодые люди, стремящиеся распространять христианское учение. Они готовы работать в самых удаленных и заброшенных уголках этого континента. Используя свои прикладные специальности, они поселяются среди людей в поселках и деревнях, узнают их проблемы, по мере сил стараются эти проблемы решить. Помимо образовательной и общественно полезной деятельности, они активно занимаются пропагандой христианского учения, постепенно вовлекая в его лоно новых последователей. Эта организация была создана 28 лет назад, и действует она преимущественно в Африке.

Подобные христианские миссионерские организации имеются и в европейских странах. Интересно отметить, что эти организации проповедуют только ту версию христианства, которая принята в их странах, а сотрудничают они друг с другом только в деле искоренения обычаев и традиционных верований африканцев. В Африке действует большое количество церквей, которые зачастую конкурируют и враждуют между собой. Они создали Национальный совет объединенных церквей, который должен пропагандировать дружбу и связи между христианскими деноминациями. Штаб-квартира этого совета находится в Англии, а его филиалы имеются во всех африканских странах. Собирая пожертвования на Западе и посылая эту помощь африканцам, деятели церкви стараются таким образом привлечь к себе души и сердца жителей Африки. Когда происходят гражданские войны, племенные столкновения или стихийные бедствия, церковники прежде всех собирают гуманитарную помощь и устремляются на помощь обездоленным и нуждающимся африканцам, преследуя при этом свои религиозные цели.

Широкие культурные и научные связи западных стран с Африкой являются еще одним средством распространения западного влияния на Африканском континенте. Из имеющихся в Африке университетов только университет Аль-Азхар был создан несколько столетий назад еще Фатимидами, а основная часть африканских университетов появилась в 20 в. при помощи колонизаторов. Очевидно, что и создавали эти учебные заведения с колониальными целями. Большинство преподавателей африканских вузов являются выпускниками западных университетов, учебные программы также скопированы с западных образцов. Некоторые представители образованных слоев даже иногда высказывали недовольство тем, что преподавание и его тематика не соответствует потребностям народа, то есть африканские студенты изучают дисциплины, которые не находят себе применения в их обществе. Именно недостатки распространенной системы образования дали импульс к изменению системы среднего образования во многих африканских странах в последнее десятилетие.

В африканских университетах работает много западных преподавателей. Они часто обеспечиваются своими странами, а потому и действуют во многих сферах в их интересах, занимаясь, в частности, распространением христианства.

Колонизация Африки западными странами привела к установлению более прочных связей между Африкой и Западом. На это не смогла повлиять ни освободительная борьба, ни враждебность, с ней связанная. Такие интеллектуалы и политики, как Селдар Сенгур, Джомо Кньята и Джулиус Ньерере, несмотря на свою борьбу за получение независимости, все же прилагали большие усилия для сохранения связей с бывшими метрополиями. А потому они не позволили сделать так, чтобы их страны обрели независимость в полном смысле этого слова. Они рассматривали независимость только в качестве обретения политических рычагов управления, а на большее и не рассчитывали. Именно поэтому и сейчас африканские страны сохранили самые тесные культурные, экономические, социальные и даже религиозные связи с колониальными державами.

Очевидно, что основной причиной такого глубокого проникновения Запада в Африканский континент является хорошее знакомство с обычаями и традициями африканцев, явившееся следствием многих подробных исследований жизни этого континента западными учеными. В настоящее время во многих высших учебных заведениях получили широкое распространение исследования в области африканистики. Ежегодно проводятся семинары африканистов в западных странах, где представляются результаты последних исследований. Даже известная книга Джона Мбети об африканской философии и религиозных культах, по сути, представляет собой сборник лекций и выступлений автора в вузах Германии.

Влияние социальных изменений на положение женщин и молодежи

За последние десятилетия в мире произошли большие изменения, которые оказали влияние не столько на индустриально развитые страны Запада, сколько на различные социальные слои в странах третьего мира. Особенно это влияние оказалось заметно среди женщин и молодежи. Как пишет издание «Вест», 40% африканских заключенных в западных тюрьмах составляют женщины. А ведь 20-30 лет назад их доля не достигала и 5 процентов. За последние два десятилетия Африка столкнулась с глубоким кризисом индивидуальности, который оказал влияние на все стороны ее жизни. Иногда и экономические трудности континента проистекают из этого кризиса, а также из неспособности различных слоев и племен прийти к согласию. Ведь те, кто в последние десятилетия традиционно подчинялись вождям племен или правительств, теперь попали под влияние другого образа мыслей и захотели серьезных перемен. К ним относятся, в частности, женщины и молодежь Кении. Они более не согласны жить по-старому, их уже не устраивают традиционные социальные модели. Так, африканским женщинам с детства внушалось, что они должны прежде всего всегда проявлять терпение и всегда чувствовать себя ниже мужчины, служить ему и его семье. Хотя это и стало причиной многих трудностей и бедствий для женщин, с другой стороны, в определенной степени способствовало укреплению здоровой семьи и общества. Но теперь женщины стали пытаться изменить этот традиционный образ жизни, взяв в пример для подражания западных женщин, зачастую актрис и других знаменитостей, что с нравственной точки зрения не так и хорошо.

Несомненно, положение африканских женщин не являлось и не является удовлетворительным, они во всех отношениях находятся в стеснении. Так, во многих странах женщины согласно гражданскому и традиционному праву не считаются имеющими достаточную компетенцию для работы на руководящих экономических областях, управлять собственностью, брать на себя опеку над детьми и даже выбирать себе супруга, причем эти обязанности перекладываются на плечи мужчин и старейшин племен, которые должны принимать решения вместо женщин. Но проблема сейчас заключается в том, что образованные африканские женщины берут пример с положения женщин на Западе. Это привело к таким переменам, которые не только не согласуются с национальной культурой и традициями, но и в конечном итоге превращаются в новый вид эксплуатации женщин. Женские организации, которые материально и морально поддерживаются западными странами, очень активно работают в этом направлении. Ежегодно проводится по несколько конференций относительно положения женщин в африканских странах, для них разрабатываются учебные программы.

Интересно отметить, что в Пекинском семинаре по вопросам женщин число участников, представлявших неправительственные организации, в 10 раз превышало число представительниц государств («Кения Таймз», 16.11.1995 г.).

Женщины играют большую роль в экономической жизни африканских стран. Но, к сожалению, с точки зрения закона и племенных традиций, эти усилия достойно не оцениваются. Как заявил глава Африканского банка развития Баба Кондия, женщины составляют более 50% населения Африки и грают достойную роль в экономике континента, особенно в сельском хозяйстве. Он также отметил, что 60-70% населения Африки живут в бедности, которая особенно больно бьет по таким уязвимым слоям общества, как женщины, старики и молодежь.

Среди важнейших факторов, которые оказывают влияние на восприятие женщинами самих себя и африканского общества, можно отметить образование, урбанизацию, деятельность СМИ, туризм, деятельность неправительственных организаций и их структур. После получения независимости в Африке усилилась миграция населения из сельских районов в города, что привело к росту городского населения. Миграция привела к переменам в сельском образе жизни, который не был обеспечен достаточными средствами. Можно даже сказать, что социально-экономическое воздействие, которое оказывалось на африканских женщин и девушек в течение лет, прошедших после получения независимости, было сильнее, чем на остальные слои общества. Хотя это способствовало росту их самосознания, в то же время были уничтожены многие характерные для них нравственные качества. Переехав в города и столкнувшись с множеством проблем, многие африканские женщины подали на развод, так что теперь на этом континенте получили большое распространение неполные семьи с одним кормильцем. Но в отличие от Запада, в Африке нет организаций, которые заботились бы об улучшении их положения. В Кении неполные семьи составили 40% всех городских семей, а женщинам приходится напряженно трудиться, чтобы обеспечить своих детей самым необходимым. Г-жа Кристен Убер в своей книге «Африканские женщины в борьбе за экономическую самостоятельность» уделила особое внимание такому феномену, как миграция. Она пишет, что, в отличие от прошлого, когда женщины оставались в своих деревнях, а мужчины отправлялись на заработки в города, а потому традиции и культурные установки сохранялись, теперь и женщины в поисках лучшей доли едут в города, выбирая их в качестве постоянного места жительства. По мнению автора, если бы женщины могли, попав в город, найти подходящую работу и жилье, они бы не сбивались с пути истинного и не искали негодных путей получения дохода. Но вследствие безработицы и экономической депрессии, которая распространена в большинстве африканских стран, женщины волей-неволей втягиваются в аморальный бизнес, что подрывает семейные устои (издание «Фокус он Америка»).

С 1985 г., когда ООН объявила Десятилетие женщин и приложила усилия к улучшению их положения, в жизни африканских женщин также произошли изменения. В Африке были созданы многочисленные, разнообразные организации, которые представляют себя защитниками прав женщин этого континента. Даже церкви стали предоставлять женщинам больше прав и привилегий, стремясь привлечь на свою сторону больше людей, хотя это и противоречит принципам христианского закона. Например, стали рукополагать женщин в священники и ставить их управляющими церковными делами. Разрешили также брак женщины с братом ее (бывшего) мужа. Кенийский архиепископ Анджуйа на семинаре по вопросам положения женщин, который состоялся в преддверие Пекинской конференции, заявил, что культура и религиозные традиции поставили женщин в маргинальное положение, когда им не стали придавать необходимого значения. Он также отметил, что женщины стали самыми большими врагами самих себя, а потому должны пересмотреть свое поведение и свой образ мышления. По словам этого архиепископа, структура семьи должна измениться, должен быть принят принцип равной законной ответственности родителей за судьбу своей семьи, а при возникновении трудностей закон должен вставать на защиту того, кто прав. Он также заявил, что если женщинам не будет предоставлена необходимая власть и они не обретут в семье достойного места, правительство и общественные организации не будут реформированы, а насилие, которое берет начало именно в таких неустроенных семьях, будет продолжаться (журнал «Хадаф», 26.05.74).

В такой ситуации, когда образовательные и церковные организации, а также СМИ много говорят о повышении статуса женщин (как они это понимают), стараются законодательно предоставить африканским женщинам свободы по западному образцу и таким образом воспитать в семьях новое поколение, верное им (то есть поколение, которое будет защищать правоту неоколонизаторов), мусульмане и исламские организации не прикладывают сколько-нибудь значимых усилий для исправления понимания народом роли и места женщины. Они по-прежнему рассматривают их в качестве людей, более низкого сорта, чем мужчины, как людей, не обладающих таким же рассудком и разумом, а потому нуждающихся в наблюдении и покровительстве со стороны мужчин. Очевидно, что в этой ситуации образованные девушки и женщины-мусульманки часто видят для себя путь спасения в принятии западных образцов. Об этом, к сожалению, свидетельствует и литература, созданная мусульманками. А ведь Ислам 14 веков назад провозгласил свободу и равенство женщин и мужчин и представил человечеству лучшую модель развития.

Одной из основных проблем африканских мусульман является неграмотность и невнимание к ее ликвидации. В современной Африке образование стало привилегией, которой пользуются зажиточные слои, лица, принадлежащие к христианским и неправительственным организациям и преимущественно зависимые от Запада. Только немногие из исламских стран предоставляют африканцам стипендии на образование, причем на достаточно тяжелых условиях. Очевидно, что в этой связи следует всячески приветствовать усилия Исламской Республики Иран в этой области, которая предоставляет стипендии студентам из Африки, что, несомненно, даст иметь в будущем положительные результаты. Но для сравнения можно привести следующие данные: в Кении имеется 21 христианское высшее учебное заведение, где готовят учителей, преподавателей вузов и священников, тогда как ИРИ в прошлом году предоставила стипендии только 16 студентам. Разница очевидна.

Еще одна проблема африканских мусульман заключается в том, что их лидеры пытаются привязать себя к одной из исламских стран в надежде на получение от нее помощи и поддержки. Но такая поддержка обуславливается принятием на себя определенных обязательств, что приводит к невниманию к положению мусульман и пропаганде страны-донора.

По сути, в этой ситуации не достигается жизнеутверждающая роль Ислама. Культурные советники ИРИ в Африке постоянно сообщают о раскольнических действиях африканских мусульман приверженных ваххабизму или относящихся к исламским радикальным группировкам. Это очень тревожит.

Но нужно учитывать и то, что исламская доктрина будет оказывать большее влияние на африканцев, ибо ислам основан на сущностных и психологических потребностях человека и обеспечивает ему счастье и благополучие. Одной из причин неуспеха христианства в Африке, о чем говорилось и на втором Ватиканском соборе, является раздробленность последователей этой религии. Согласно Оксфордской энциклопедии, христианство в Африке разделено на более чем семь тысяч сект, у каждой из которых свои религиозные принципы и амбиции. Очевидно, что этот раскол приводит к враждебности и противостоянию, не позволяя сбыться мечте о полной христианизации этого континента.

Особенностью же ислама является то, что его принципы принимаются всеми. Если провести правильную пропагандистскую кампанию, многие примут ислам. К тому же ислам не пришел в Африку посредством колониальных держав. У него относительно мирное прошлое, его распространение – это результат энтузиазма людей, которых удовлетворяет эта религия. А христианство без опоры на военных не могло закрепиться в Африке. Так, византийцы установили христианство в Эфиопии, но после окончания их правления христианство не смогло расширить свои пределы. В 15 столетии христианство распространили силы Васко да Гамы в Малинли и Момбасе, где даже заложили порт Иисуса, но после их отплытия христианство не смогло распространиться дальше.

У Ислама славное прошлое на Африканском континенте, именно поэтому он проник в сердца людей. Африканцы в определенной степени испытывают неприязнь к европейцам за их колонизаторское прошлое и при удобном случае хотели бы получить компенсацию за эпоху рабства, как об этом неоднократно заявлял г-н Мусевени. В Африке издавна было распространено религиозное образование, там активно работали учебные заведения, называемые «медресе», особенно в прибрежных районах. Г-н Приндер в своей книге «Три религии» рассказывает, что даже в 15 в. в Африке было распространено изучение Корана и арабского языка. Наличие этих учебных заведений при мечетях или в качестве самостоятельных учреждений создает хорошие возможности для обучения молодежи. Впрочем, в настоящее время некоторые африканские правительства стараются принизить исламские учебные центры, мешают им и не дают в полной мере развернуть свою деятельность. В любом случае, В Африке действуют не только собственно африканские медресе, но и религиозные учебные центры в Гане, Сьерра-Леоне, Танзании и Кении, которые поддерживаются Исламской Республикой Иран и оказывают положительное воздействие на распространение Ислама.

Одна из особенностей Ислама заключается в том, что он принимает многие местные обычаи и традиции. Здесь можно отметить, такие качества, как наличие больших семей и уважение к пожилым людям, внимание к детям и уважение к родителям, вера в одну постоянную религиозную, духовную связь с Создателем, который рассматривается как действующий фактор в делах людей; притягательная сила Пророка Ислама и Писания, уважение к женщинам, которым дается право на собственность, брак и наследование. Одной из положительных особенностей Ислама является его способность призывать людей к благу. Если подготовить эффективных и владеющих местными языками проповедников Ислама, они смогут на основе четко разработанной программы за определенное время привести многих из жителей этого континента к Исламу.

К сожалению, Ислам, основы которого безупречны, сталкивается в Африке с двумя сильными противниками, оба из которых стараются его ослабить. Первым врагом Ислама являются крестоносные силы иностранных миссионеров, которые всеми силами стараются ослабить и опорочить замечательные исламские законы. Они распространяют ничем не обоснованные сомнения, смущая умы простых людей, в частности мусульман. Во многих африканских университетах исламские предметы преподают христианские священники и проповедники, которые естественно стараются ослабить Ислам и посеять сомнения в умах студентов. По словам культурного советника ИРИ в Кении г-на Хусейни (1994-1996 гг.), в этой стране исламские предметы в вузах вели христианские монахини и миссионеры. Наш культурный советник принял участие в некоторых занятиях для того, чтобы ответить на вопросы студентов и попытаться устранить последствия плохого преподавания.

Г-н Мазруи полагает, что у мусульман и последователей африканских культов есть общие положительные черты, которые не проявились только в результате государственного и религиозного давления. Пользуясь своим колониальным господством, христиане навязывали народу то, что сами считали нужным. Создавая ложный образ мусульман, они представляли их в качестве антиобщественных элементов, выступающих против прогресса всего континента. Даже неисла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: