Виды и функции менеджмента




Рассмотрение научных основ менеджмента позволяет сделать вы­вод, что управление касается всех видов производительной и общест­венной деятельности человека. Он управляет прежде всего собой, своими действиями, эмоциями, поведением и т.д. В быту и на произ­водстве человек управляет приборами и механизмами, а также дея­тельностью других людей. Однако в то же время он сам является объ­ектом управления. Например, управление океанским лайнером, подводной лодкой или самолетом осуществляется с помощью управления приборами и устройствами, установленными на них. Действия специа­листов, осуществляющих управление техникой, в свою очередь явля­ются объектом управления для других людей, которые работают в портовых или аэродромных службах и занимаются наведением, опове­щением, навигацией и метеорологией. Все данные службы также управляются своими руководителями и т.д. Возникает сложная систе­ма управления, подчинения низших звеньев управления средним, а средних — высшим. Виды управления различаются по степени его сложности. Например, управление группой людей, занятых уборкой овощей, и управление компьютерной техникой или информационными системами значительно отличаются по степени сложности, специаль­ности и квалификации управляющих.

Все виды управленческой деятельности перечислить здесь невоз­можно, но некоторые из них, имеющие для менеджмента наиболее важ­ное значение, назвать необходимо. Сведем их в несколько групп, в каж­дой из которых есть общие направления руководящей деятельности.

Одним из таких видов является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами в государственных и частных предприятиях (орга­низациях). Хозяйственное управление охватывает широкий круг во­просов жизнедеятельности данных юридических и физических лиц.

Тесно связано с этим видом техническое управление. В него вхо­дят управление техникой и технологиями; ремонт и профилактика ма­шин, технических устройств и механизмов; замена устаревшей техни­ки и технологии; обучение персонала приемам и методам работы; на­учная организация труда и ряд других вопросов.

Во всех организациях, где имеет место коллективный труд, возник­ла необходимость еще одного вида управленческой деятельно­сти — управление социально-психологическими вопросами совме­стной деятельности людей. На производстве появились специали­сты — социологи и психологи, объектом работы которых стал мораль­но-психологический климат в коллективе, психологическое состояние отдельных работников, решение социальных вопросов, организация отдыха, повышение культурного уровня трудящихся и т.д.

Хозяйственное, техническое и социально-психологическое управле­ние как виды присущи внутрипроизводственной, внутренней жизни организаций.

Однако предприятия не изолированы от внешнего окружения, они связаны с деятельностью государственных, общественных и междуна­родных органов и организаций. Эта внешняя среда имеет свои виды у правления: государственное управление, управление обществен­ными организациями и др.

Под воздействием научно-технического прогресса создаются усло­вия еще для одного самостоятельного вида управленческой деятельно­сти — креативно-эвристического менеджмента. Менеджеры, рабо­тающие в научных и опытно-конструкторских организациях, руково­дят исследованиями и разработкой инновационных проблем, примене­нием на практике научных и технических открытий и изобретений, ма­тематическим моделированием, разработкой программ для компьютер­ной техники и другими видами научной и опытно-конструкторской деятельности.

В сфере материального производства характерными являются следующие виды управленческой работы:

- управление производством — выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска про­дукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической до­кументации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.;

- управление снабжением и сбытом произведенной продук­ции — заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, орга­низация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля. Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющим изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, коньюктура рынка, выработка ценовой политики и организация рекламы;

- управление финансовой деятельностью — формирование и рас­пределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансово­го плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и пер­спективного финансового состояния организации, работа с кредитора­ми и т.д.;

- управление кадрами — решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управле­ние социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата на предприятии, организация ра­боты с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;

- управление инновациями — организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в произ­водстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления;

- управление эккаутингом — сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организа­ции, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резер­вов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использо­вания потенциала предприятия.

Данные виды и направления управленческой деятельности реализу­ются и проявляются в ее функциях (лат. functio — обязанность, рабо­та, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений). В менеджменте сформулированы и обос­нованы несколько функций.

Главной из них является планирование. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые ресурсы и резервы, устанавливает сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет ме­неджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.

Следующая функция менеджмента — организационная. Спланиро­ванные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Эта работа связана с созданием самой организации, ее структуры, управления и коммуникаций, а также с обеспечением рабо­ты людей всеми необходимыми средствами, документацией и инфор­мацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта и др.

В ходе организации как процесса возникает необходимость коррек­тировать работу людей, координировать их усилия, обеспечивать необ­ходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций. В этой связи координация является также функцией менеджмента.

Организуя и координируя работу подчиненных, менеджер постоян­но сталкивается с различным отношением людей к своему (порученно­му) делу. Люди работают с разной интенсивностью и производитель­ностью, могут проявлять инициативу и старание, а могут работать «от и до». Возникает необходимость в следующей функции — мотивации труда.

И, наконец, любая работа, руководителя или исполнителя, нужда­ется в контроле. Контроль как функция менеджмента позволяет вовре­мя обнаружить «узкие места», несоответствие норм и нормативов дей­ствительности, исправить их или поправить действия работников.

В менеджменте выработаны наиболее общие способы осуществле­ния этих функций. Они названы принципами менеджмента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: