Общие принципы управленческой деятельности




В менеджменте под принципами понимают следование основ­ным исходным положениям теории управления, внутренние убеж­дения менеджеров, определяющие их отношение к своему делу и нормам поведения в коллективе. В своей работе менеджер руковод­ствуется не только принципами, но еще и конкретными способами достижения поставленных целей и решения конкретных задач. Эти способы или приемы в управленческой деятельности называют мето­дами менеджмента.

Существует много конкретных методов управленческой работы, но основные из них два:

- основанный на внеэкономическом принуждении работников к тру­ду — административный метод;

- основанный на экономическом принуждении к труду, при помощи которого работником движет экономический интерес.

Подробнее методы менеджмента будут рассмотрены в последующих темах. Здесь остановим внимание лишь на логике развития принципов менеджмента, которых также много, и они не являются по­стоянными, а изменяются, развиваются и устаревают в зависимости от внешних и внутренних условий управленческой работы.

К таким внешним и внутренним условиям относится изменяющий­ся уровень развития производительных сил. Технократический подход к анализу принципов управления позволяет выделить три основные стадии развития промышленного производства и соответствующие им принципы управления.

Первая стадия. Это начальный этап применения машин в произ­водстве, на котором машинное производство строилось исходя из воз­можностей рабочего, его физических данных, скорости, умелости и интенсивности труда, умения управлять машиной (напомним, что то­гда машина состояла из трех взаимосвязанных частей: двигателя, пере­даточного устройства и рабочей части. В этот период еще не было четвертой части машины — управляющего устройства). Здесь человек был основой всего производственного процесса. Однако количествен­ный рост машин постепенно отодвинул рабочего на вторые позиции, а на первое место вышла сама машина, техника.

Вторая стадия. Ее называют промышленной. Роль рабочего уже изменяется: он становится «частичным рабочим», придатком машины. Управленческая работа строится по принципу технического приорите­та. Производство оснащается необходимой техникой, разрабатывается техническая документация, создается структура предприятий и управ­ление им. Крупные предприятия, используя машинное производство, начинают массовое производство товаров, в результате чего происходит дальнейшее внутрипроизводственное разделение труда по функ­циональному признаку. Техника, технология, снабжение и сбыт про­дукции, обеспечение производства необходимыми специалистами на­чали осуществляться по принципу от потребностей машинного про­изводства. Управление на этой стадии строится исходя из возможно­стей техники и технологии. Начинается отбор работников и их обуче­ние применительно к тем машинам и механизмам, на которых они способны дать наилучшие результаты.

Основным принципом управления становится рационализация тру­да рабочих: рациональное обустройство рабочего места, отработка ра­циональных движений работников, поиск возможностей стимулирова­ния более интенсивного труда. Рационализм стал целью управления производством, главным его принципом.

Дальнейшее развитие производительных сил, обусловленное про­грессом науки и техники, привело к значительным изменениям в прин­ципах управления, основанных на рационализме. Произошло отделе­ние рабочего от непосредственного управления рабочей частью маши­ны в связи с созданием контролирующих и управляющих устройств. Значительно возросли требования к квалификации работников, кото­рые выполняют работу наладчиков, операторов, программистов, потре­бовались новые специалисты не только в области техники и техноло­гии, но и в управленческой деятельности.

Постиндустриальная стадия. На этой стадии развития производи­тельных сил все большее внимание руководителей предприятий уделя­ется непосредственно работнику, специалисту, раскрытию его возмож­ностей в повышении производительности труда. Перед управленчески­ми кадрами возникла другая задача — не только обеспечить работу предприятия новейшей техникой и технологиями, но и «выжать» из них максимум возможного.

Как показала практика, достичь этого только с помощью принци­пов рационализма невозможно. Необходимы новые принципы управле­ния, которые, не отбрасывая рационализма, а, совершенствуя его, вели бы к росту производительности труда. Таким общим принципом управления стал принцип человеческих отношений. Управляющие вы­нуждены были обратить внимание на условия труда работников, воз­росший уровень их потребностей, заинтересованность их в самом про­цессе труда, избавить людей от монотонного, изнуряющего, однооб­разного и рутинного труда. Управление стало развиваться в двух но­вых направлениях: во-первых, привлечение на производство специали­стов — социологов и психологов; и, во-вторых, поиск технико-техноло­гических возможностей, способных облегчить условия труда.

Руководствуясь принципом человеческих отношений и рационализ­ма, американские менеджеры добились резкого повышения производи­тельности труда и интенсивного использования новой техники и тех­нологий. По производительности общественного труда в промышлен­ности американцы превосходили нас в два раза, а в сельском хозяйст­ве— в четыре. В 60 — 70-е гг. подобный процесс роста производи­тельности труда наблюдался в странах Западной Европы и Японии.

В нашей стране, где господствовала общественная собственность на средства производства, главным определяющим принципом управления стал принцип планомерности. Директивное планирование сдерживало возможности использовать достижения НТР в производстве, а команд­но-административная система управления оказалась недостаточно гиб­кой, во многом бюрократической для решения возникших задач.

Тем не менее, целый ряд отраслей промышленности, и в особенно­сти радиоэлектронная промышленность, авиа- и приборостроение, от­расли оборонной промышленности, не только успешно работали, но и были передовыми в мире. Здесь сказалось то, что принцип управления, основанный на планомерности при надлежащей помощи и материаль­ной поддержке государства, государственном контроле и надлежащем стимулировании труда работников, позволил лучшим образом исполь­зовать новации.

Таким образом, принцип планомерности лежит в основе первой функции менеджмента — планирования. Он успешно использовался в самых разных условиях в нашей стране, а сегодня широко применяет­ся всеми менеджерами мира.

В современных условиях перехода нашего общества к рыночной экономике в отечественной практике управления необходимо взять на вооружение все лучшее, что достигнуто западными учеными и практи­ками. Однако не следует руководствоваться таким подходом: все что у нас — плохо, все что у них — хорошо; слепого копирования принци­пов, пригодных для американцев, немцев или японцев, не должно быть. Важно учитывать, что западный менеджмент может стать полез­ным лишь в случае использования его применительно к российским условиям, привычкам, традициям, особенностям поведения людей, уровню их профессиональной подготовки, национальным особенно­стям и т.д.

Краткие выводы по теме

Материал данной темы позволяет заключить, что в последнее десятилетие менеджмент как наука и практика получил широкое рас­пространение и применение в нашей стране. Определились наиболее перспективные его направления, к которым необходимо отнести разви­тие теории и практики управления государственными организация­ми — промышленными и производственными объединениями, пред­приятиями и учреждениями; изучение и практическое применение но­вых подходов к управлению частными предприятиями.

Творческое изучение и применение на, практике идей и теорий управления, привнесенных западным менеджментом в нашу страну, проходят сложный период. Ученым и практикам, до недавнего време­ни ориентировавшимся на проблемы управления социалистическими предприятиями, приходится заново пересматривать многие теоретиче­ские положения и практический опыт такого управления. Рыночные отношения требуют нового подхода к управлению.

Прежде всего, - это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педаго­гикой, математикой, кибернетикой, медициной и др. Достигнутый уро­вень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду уче­ных прийти к определению предмета менеджмента как науки, иссле­дующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и от­ношения работников в процессе управления.

Следовательно, менедж­мент использует диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной связи и развитии, а также применяет методы исторического и логического анализа и синтеза, сис­темного и математического анализа, моделирования и эксперимента.

Большое внимание уделяется изучению практических сторон управ­ления, принципов менеджмента, его функций, конкретных способов достижения поставленных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: