Если для практического использования принять (практическая скорость с грузом и без груза мало отличаются друг от друга) и заменить сумму времени на погрузочно-разгрузочные одной величиной то формула примет вид:
Заменив сумму груженого и порожнего пробегов общим пробегом, получим:
Тогда оперативное время определяется как сумма основного и вспомогательного времени
Вспомогательное время в данном случае представляет собой время, затраченное на маневрирование автомобиля, увязывание и развязывание груза, открывание и закрывание бортов и т. п.
Оно непосредственно связано с выполнением погрузочно-разгрузочных работ (в нормативах на погрузочно-разгрузочные работы оно объединено со временем, отводимым на их выполнение).
Зная оперативное время на одну поездку, время обслуживания рабочего места (автомобиля), время на отдых и личные надобности водителя, определяем норму времени на ездку, мин.:
где а, b – время обслуживания рабочего места (автомобиля) и время на отдых и личные надобности водителя, % от оперативного времени; 60 – перевод часов в минуты.
При расчете нормы времени на поездку по действующим единым нормативам технических скоростей движения и времени простоя под погрузочно-разгрузочными работами необходимо учитывать следующее: в норму времени на погрузочно-разгрузочные работы включено и вспомогательное время. Поэтому коэффициент ; время обслуживания рабочего места и время на отдых и личные надобности также включены в единые нормы времени и поэтому, как правило, отдельно не нормируются.
Таким образом, при расчете нормы времени на поездку ТЕЗД (мин.), по нормативам, формула определения нормы времени на поездку будет иметь вид:
|
где - общий пробег ездки, включая холостой пробег; - техническая скорость; - время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой.
Такая методика определения времени на поездку применяется широко несмотря на то, что при этом не учитываются фактические условия эксплуатации подвижного состава, т. е. расчеты являются неточными. Так, техническая скорость может иметь значительные колебания в зависимости от дорожных условий интенсивности и организации движения и других факторов. Современные автомобили обладают достаточно большим запасом мощности и по своим динамическим качествам позволяют повышать технические скорости в немалых пределах (до 75—80% от нормативных). Следовательно, определение нормы штучного времени по нормативной скорости может дать ошибку на 10% и более. Так же обстоит дело со временем простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями. Фактическое время простоя зависит от механизации работ, их организации, подготовки груза и площадки и других факторов. Поэтому расчет нормы штучного времени по нормативам простоя также может привести к значительным неточностям.
Заслуживает внимания корректировка нормативов технических скоростей и времени простоя под погрузочно-разгрузочными работами с учетом условий перевозок. Такая корректировка осуществляется в хорошо организованных АТП. Для ее выполнения периодически проводятся хронометражные наблюдения на отдельных маршрутах движения автомобилей и различных погрузочно-разгрузочных площадках. При этом заполняются специальные карты фотографий рабочего дня водителя.
|