Состав и структура работников автотранспортных предприятий. Планирование численности работников.
На предприятиях автомобильного транспорта к категории рабочих относят водителей, рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, оборудования.
Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятия и его структурных подразделений. К ним относятся руководитель предприятия, начальник гаража и др.
Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, управленческие, экономические работы. К ним относятся инженеры, менеджеры, диспетчеры, бухгалтера, экономисты.
Другие служащие – работники, осуществляющие учет, контроль, хозяйственное обслуживание, оформление документации. К ним относятся делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, учетчики.
На предприятиях различают численность работников списочную и среднесписочную.
В списочную численность включают наемных работников работающих по договору (контракту) один и более дней, а также собственников организации, получающих в ней заработную плату, фиксируют ежедневно, а также на определенную дату (например, на первое или последнее число месяца). В ней учитывают как фактически работающих в данный день, Так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Работников, принятых в организацию по внешнему совместительству, в списочной численности не учитывают.
Среднесписочную численность рассчитывают за какой-либо период: месяц, квартал, с начала года, год. Например, для месяца это делают путем суммирования списочной численности за каждый день, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней. Среднесписочную численность работников на предприятиях и в организациях, работавших неполный месяц, определяют посредством деления суммы списочной численности за все дни работы организации в отчетном месяце, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, на общее число календарных дней в этом месяце.
|
Для более крупных периодов времени (квартал, год) вместо данных об отработанных днях используют данные списочной численности. Основными унифицированными формами первичной документации по учету численности служат: приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта); личная карточка работника, табель учета рабочего времени и другие документы.
Состояние кадров на предприятии можно оценить с помощью следующих коэффициентов:
1. Коэффициент выбытия кадров (КВ) устанавливается в виде отношения количества работников, уволенных по всем причинам за данный период (РУВ), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р):
2. Коэффициент приема кадров (КПК) определяется в виде отношение работников, принятых на работу за данный период (РП), к среднесписочной численности работников
3. Коэффициент стабильности кадров (РП0Ст) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных его подразделениях и рассчитывать в виде отношения количества постоянных работников (Рпост) к их среднесписочной численности (Р).
|
4. Коэффициент текучести кадров (Ктк) определяется путем деления численности работников предприятия (цеха, участка), выбывших с предприятия по неуважительным причинам за данный период, на среднесписочную численность за тот же период
В современных условиях одной из основных задач предприятия является создание стабильного коллектива работников. Поэтому снижение текучести кадров становится для предприятий достаточно актуальной задачей. В современных условиях ее невозможно разрешить административно-правовыми методами. Эффективная стабилизация производственных коллективов может быть достигнута главным образом за счет заметного улучшения условий труда на рабочих местах включая размер заработной платы; повышение содержательности труда; создание благоприятного морально-психологического климата; заботу о быте и досуге работников; обеспечение возможностей у них квалификационного роста.
Проблема нехватки квалифицированных кадров является одной из самых острых для автотранспортных предприятий. Из-за низкой заработной платы (в машиностроении она на 30% ниже средней по другим отраслям промышленности), отсутствия четких перспектив развития и т. п. многие специалисты покидают отрасль, а молодые кадры привлечь почти невозможно. Правительство может существенно скорректировать направление денежных потоков, идущих на инвестиции в оборудование со стороны в первую очередь «естественных» монополий, чтобы эти средства направлялись российским автостроителям. Тем самым оно будет способствовать решению целого ряда проблем автотранспортных предприятий, включая и кадровую.
НОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА