С точки зрения общественной формы занятости - это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную.
Полная занятость - это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное и коллективное воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.
Рациональная занятость - занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.
Эффективная занятость - это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого и физического труда.
Различают основную и специальную форму занятости.
Основнаяформа регулируется трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников.
|
Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность) используется в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30% рабочей силы. В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применеием простого применения труда.
Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:
- граждане, работающие по найму;
- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
- занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
7, Безработица: понятие, виды, показатели, социально-экономические последствия.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением.
|
Причины безработицы: >потеря работы в результате увольнения; >добровольный уход с работы; >впервые пришедшие на рынок труда
В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют 3 типа безработицы:
1) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющийся рыночной экономики.
2) Структурная безработица. это ситуация, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов.
Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.
3) Циклическая безработица – э то безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.
Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.
|
Также выделяют следующие виды безработицы:
1) сезонная;2) добровольная 3) неполная (сокращенный рабочий день);4) маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);5) институциональная – безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (несовершенством налоговой системы, введением гарантированного минимума заработной платы, несовершенством информации о свободных рабочих местах);6) классическая (безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение);7) технологическая безработица (связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике)
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам и т.п.
На уровне общества они выступают в форме: а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов; б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности; в) распад нравственных устоев и морали.
Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.
На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.
На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве ВВП, относительном отклонении фактического ВВП от потенциального ВВП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. американский экономист Артур Оукен.
Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.
(Y − Y *) / Y * = − Buc
Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, uc — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)
8. Меры государства по содействию занятости населения.
Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Она имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный (местный). Политика занятости подразделяется на активную и пассивную. Активная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на снижение уровня безработицы. Приоритетные направления такой политики: мероприятия, связанные с предупреждением увольнения работников для сохранения рабочих мест, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация, профессиональное обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, финансирование создания новых рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости, развитие гибких форм занятости, квотирование рабочих мест, поддержка малого бизнеса, освобождение на определенный период от налогообложения. Пассивная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Основные направления: выплата пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию. Меры государственного регулирования занятости:
1) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;
2) подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров.
3) постоянный контроль за состоянием рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация;
4) создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах, в том числе путем организации общественных работ.
5) стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг);
6) всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в котором создается большая часть рабочих мест.
7) разработка и реализация целевых программ - как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвимых групп населения.