Глава 2. Блокада Ленинграда





Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917 года. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа». До войны в Ленинграде проживало более 3 миллионов человек. С начала войны и до начала блокады были эвакуированы 636 тысяч человек.
8 сентября 1941 года немецкие войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием и горожане были лишены запасов продовольствия. Фашисты думали взять город штурмом, но их план провалился. На их пути возник непреодолимый рубеж и враг задумал задушить город в блокаде. Начались методические ежедневные обстрелы, которые уносили тысячи жизней ленинградцев. Бомбили днём и ночью, уничтожая исторические памятники – творения великих зодчих. Слово БЛОКАДА вошло в повседневную жизнь города. Как же выстоял этот город? Какая сила была у жителей города, когда они чистили его от снега, льда, трупов? Выдержать её защитники смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. Это был ГОРОД – КРЕПОСТЬ, а его жители были люди необыкновенного характера, имя которым – Ленинградцы. Символом ленинградки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12Женя умерла 28 декабря в 12:30 часа утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 марта в 7:30 утра 1942 года. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Но в живых не осталась и Таня – она умерла уже в эвакуации. Лишь в январе 1943 года блокада города была прорвана и по отбитому у врага коридору шириной всего 8 – 11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьём для промышленных предприятий, вооружением для его защитников.

Самым сложным в истории блокады оказалось снабжения населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта горючим, завод и фабрик – сырьём и топливом. Запасы продовольствия понижались с каждым днём блокады. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125 граммов в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город был охвачен жутким холодом. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома Ленинграда. Изнурённые люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч человек погибло от голода.
Немцы надеялись, что тяжелые лишения продовольствия пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но враг просчитался. Плохо знал он советских людей. Те, кто пережили блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. Но случалось и так что Рабочий ленинградского речного порта проживавший в барже в Гребном порту, и его сын Николай, 17 лет, убили проживавших совместно с ними рабочих. Трупы убитых расчленили, ели сами и променивали рабочим соседних общежитий на вино и папиросы под видом конского мяса (12 января 1942 года). Сестры Анастасия 29 лет и Серафима 16 лет, решив употребить в пищу человеческое мясо, совершили убийство своей 14-летней сестры, труп которой расчленили и употребили в пищу (28-29 января 1942 года). Случаи людоедства в городе уменьшились. Если за первую декаду февраля за людоедство было арестовано 311 человек, то за вторую декаду арестовано 155 человек. Всего за людоедство арестовано 1171 человек (13 марта 1942 года). 14 апреля арестованных уже 1557 человек, 3 мая – 1739, 2 июня – 1965... К сентябрю 1942 года случаи каннибализма становятся редкими, и только в спец сообщении от 7 апреля 1943 года впервые говорится, что в марте не было отмечено убийств с целью употребления в пищу человеческого мяса. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные бури. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. Смерть настигала людей везде – на улице, передвигаясь, человек падал и больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто жизнь обрывалась у станка. Обледеневшие, словно саваном, покрытые снегом, стояли трамваи, автобусы, троллейбусы. Они напоминали окаменевших динозавров. Вдоль улиц причудливыми нитями свисали оборванные провода, покрытые пушистым слоем инея. По улицам, занесенным снегом, вереницей плелись люди и напрягая последние силы тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути. Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на грузовых машинах на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище.
В сборнике документов Ленинград в осаде особый интерес представляет Информационная записка о работе городской конторы Всесоюзного объединения Центрзаготзерно за II полугодие 1941 года – о хлебных ресурсах Ленинграда. Этот документ даёт полную картину состояния хлебных ресурсов города на кануне войны, в начале блокады и на 1 января 1942 года. Выясняется, что на 1 июля 1941 года положение с запасами зерна было крайне напряжённым: на складах Заготзерна и мелкомбинатах имелось муки и зерна 7 307 тонн. Это обеспечивало Ленинград мукой на 2, овсом на 3 недели, крупой на 2.5 месяца. Военная обстановка требовала принятия срочных мер для увеличения хлебных запасов. С начала войны был прекращён экспорт зерна через ленинградские портовые элеваторы. Его остаток на 1 июля увеличил хлебные запасы Ленинграда на 40 625 тонн. Одновременно были приняты меры к возврату в Ленинградский порт направляющихся в порты Германии и Финляндии пароходов с экспортным зерном. Всего в Ленинграде с начало войны было разгружено 13 пароходов с 21 922 тонн зерна и 1 327 тонн муки. Были так же приняты меры по ускоренному продвижению в город составов с зерном по железной дороге. Для оперативного наблюдения за движением хлебных поездов в Ярославскую и Калининскую области были посланы в качестве уполномоченных работники Ленгорисполкома. В результате до установления блокады в Ленинград по железной дороге было завезено 62 000 тонн зерна, муки, и крупы. Это позволило до ноября 1941 года обеспечить бесперебойную работу хлебопекарной промышленности. Отсутствие информации о реальном состоянии дел с продовольствием породило в годы блокады мифы, продолжающие жить и сегодня. Один из них касается пожара на Бадаевских складах, якобы ставшего причиной голода. Об этом рассказал директор ленинградского Музея хлеба М. И. Глазамицкий. В пожаре 8 сентября 1941 года сгорело около 3 тысяч тонн муки. Предполагая, что эта была ржаная мука, и принимая во внимания практиковавшуюся норму припёка, можно подсчитать количество выпеченного хлеба – примерно 5 тысяч тонн. При самых минимальных размерах выпечек (в декабре 622 тонн в сутки) хлеба из муки Бадаевских складов хватило бы максимум на 8 дней. Неправы так же авторы, усматривающие причину голода в том, что руководство города своевременно не рассредоточило имевшиеся запасы хлебопродукции. Согласно опубликованным в наши дни документам, по распоряжению исполкома Ленсовета рассредоточение было произведено за счёт увеличения остатков в торговой сети, на хлебозаводах и вывоза муки в специально выделенные склады, пустующие магазины и другие помещения, и закреплённые за хлебозаводами в разных районах города. База №7, расположена на Московском шоссе, была полностью освобождена ещё до того, как противник смог начать артиллерийские обстрелы этого района. Всего было вывезено 5 205 тонн муки и загружено 33 места хранения, помимо складов хлебозаводов и торгующих организаций. С установлением блокады, когда прекратилось железнодорожное сообщение города со страной, товарные ресурсы настолько снизились, что не обеспечивали снабжения населения основными видами продовольствия по установленным нормам. В связи с этим в сентябре 1941 года были приняты жёсткие меры экономии продовольственных товаров, в частности, снижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерно-технических работникам с 800 граммов в сентябре до 250 граммов в ноябре 1941 года; служащим соответственно с 600 граммов до 125 граммов; иждивенцам – с 400 граммов до 125 граммов; детям до 12 лет – с 400 граммов до 125 граммов. Такое же максимальное снижение норм выдачи в указанные месяцы произошло по крупам, мясу, кондитерским изделиям. А с декабря из-за отсутствия ресурсов по рыбе норма её выдачи не объявлялась ни по одной из групп населения. Кроме того, в декабре 1941 года жители города недополучили, по сравнению с нормой, сахар и кондитерские изделия. Нарастала угроза массового голода. Увеличения смертности в Ленинграде в связи с резким сокращением сокращения продовольствия отражено в справке УНКВД Ленинградской области по состоянию на 25 декабря 1941 года. Если в довоенный период в городе в среднем ежемесячно умирало до 3 500 человек, то за последние месяцы 1941 года смертность составляла: в октябре – 6 199 человек, в ноябре – 9 183, за 25 дней декабря – 39 073 человека. За 5 дней, с 20 по 24 декабря, скончались на улицах города 656 человек. Среди умерших с 1 по 10 декабря мужчин было 6 686 (71,1%), женщин – 2 755 (28,9%). В октябре – декабре 1941 года особенно большая смертность наблюдалась среди грудных детей и лиц старше 40 лет. Причинами резкого сокращения запасов продуктов питания в городе в конце 1941 года – в начале 1942 года является, наряду с установлением блокады, внезапный захват немцами в начале ноября Тихвинского железнодорожного узла, что исключило подвоз продовольствия к восточному берегу Ладоги. Тихвин был освобождён лишь 9 декабря 1941 года, а железная дорога Тихвин – Волхов восстановлена и открыта для движения только со 2 января 1942 года. 12 декабря начальник Осиновецкого порта на западном берегу Ладоги капитан Евграфов сообщил: В связи с ледоставом Осиновецкий военный порт грузовые операции проводить не может до открытия весенней навигации. Ледовая дорога ещё почти не действовала. Для поставок продовольствия с 14 ноября использовались лишь около трёх десятков транспортных самолётов, перебрасывавших со станции Хвойное и Ленинград малогабаритные продуктовые грузы: масло, консервы, концентраты, сухари. 16 ноября А.А Жданову доложили, что население и фронт обеспечены мукой по 26 ноября, макаронами и сахаром – по 23, сухарями ржаными – по 13 декабря 1941 года. В критические дни декабря, когда поставки продовольствия снизились до предела, из Москвы в ночь с 24 на 25 декабря пришло сразу два неожиданных приказа. Первый гласил: к 31 декабря сформировать и отправить в расположения Верховного главнокомандования пять автотранспортных батальонов. Два – от 54 - ой армии, один - от 23 – й и два – от начальника фронтовой дороги с полной заправкой и лучшими водителями. Второе распоряжение исходило от начальника Главного управления Гражданского воздушного флота В. С. Молокова. Ссылаясь на расположения члена Государственного комитета обороны В. М. Молотова, он сообщал, что с 27 декабря снабжавшие Ленинград продовольствием самолёты Дуглас с аэродрома Хвойное переводятся под Москву и обслуживать Ленинградский фронт не будет. В середине декабря секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Т. Ф. Штыков был послан на Большую землю выбивать продовольствие для осажденного города. В письме члену Военного совета Ленинградского фронта Н. В. Соловьёву он писал: «Николай Васильевич посылаю тебе эту записку после возвращения Ярославля. Должен сказать, замечательные там товарищи, не на словах, а на деле желавшие помочь Ленинграду. По всем вопросам, касающимся снабжения Ленинграда за счёт Ярославской области, договорились… Ярославские товарищи подготовили для ленинградцев три эшелона мяса. Но… два переадресованы в какое – то другое место и один – в Москву. Писатель Виктор Демидов, сообщивший эти неизвестные ранее факты, на встрече: за круглым столом общества Жители Блокадного Ленинграда отмечал: Мне представляется, что в течении нескольких дней, с 27 декабря примерно до 4 января, продовольствие в город поступало катастрофически мало. А поскольку хлебозаводы уже давно снабжались с колёс то похоже подавляющее большинство ленинградцев в эти дни ничего не получили. И не в эти ли трагические дни у огромной массы из них окончательно были сломлены остатки физиологической защиты против смертельной голодной болезни. Действительно, от многих блокадников нам приходилось слышать, что в конце в конце декабря – в начале января были дни, когда в магазины города хлеба не поступало.
Дорога жизни – во время Великой Отечественной войны единственная дорога через Ладожское озеро. Ситуацию усугубило ещё то что, с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера, по которому в первые два месяца блокады суда доставляли в Ленинград продовольствия, воду, и вывозили раненых и эвакуированных. Встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым реальным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Лёд первое время был очень тонок, и грузовики просто проваливались бы под лёд. Более того, в середине ноября началась оттепель, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов. Лишь к 17 ноября Ладожское озеро замёрзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. С. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж и много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда была отправлена первая колонна из 60 полуторок. На следующий день колонна прибыла в деревню восточном берегу Ладожского озера день ушёл на погрузку, и к вечеру колонна отбыла обратно, а 24 ноября она была уже в Ленинграде. Правда, эта колонна привезла ещё меньше, чем лошади – 33 тонны муки. Дело в том, что машины тогда ещё боялись загружать полные чрезмерно, что бы те не провалились под лёд. С машин и так сняли всё лишнее, включая кабины, и шофера ехали в 30 - градусный мороз навстречу ветру. Вскоре нагрузку удалось увеличить к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани – таким образом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а вскоре, когда лёд ещё больше окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы. Вражеская авиация, пыталась противодействовать снабжению Ленинграда, но попасть бомбой в грузовик было не так – то и просто. Если во время водных перевозок немцам удалось потопить пят буксирных пароходов и 46 барж, то с переходом на автомобильное снабжение потери грузов резко сократились. Дело в том, что авиабомба пробивала лёд озера и взрывалась уже на дне, но энергии ударной волны, ослабленной толще воды для пробития льда уже не хватало, ни сама бомба, ни её осколки, ничем не могли повредить автоколонне.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: