КонсультантПлюс: примечание.




По вопросу, касающемуся административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, см. статью 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

 

 

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса,

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

 

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации (расчетов) и документов, представленных н/п, а также других документов о деятельности н/п, имеющихся у налогового органа:

1) ранее представленные налоговые декларации

2) документы, полученные вместе с первичной налогвоой декларацией, при проверке уточненной

3) документы, ранее полученные в ходе ВНП, КНП и МНК

4) документы, полученные налоговым органом при осуществлении им налоговых функций, законодательно отнесенных у их компетенции (валютный контроль)

5) решения и постановления налогового органа

6) заявление и сообщение, полученные от н/п и третьих лиц

7) иные документы, полученные на законных основаниях

Поверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления соответствующих документов проверяемым. Указанная дата является началом проверки.

Камеральные проверки проводятся в след. порядке:

1) Приятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС «Налог») данных всех налоговых деклараций (расчетов). Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей в АИС «Налог» осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Автоматизированный арифметический контроль проводится с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС «Налог» и передаются в отдел камеральных проверок для использования при проведении камеральных налоговых проверок и камеральных проверок;

2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций
(расчетов) и деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Автоматизированный камеральный контроль проводится с использованием внутридокумснтных и междокументных контрольных соотношений. Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в ЛИС «Налог» и используются при проведении проверок.

3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок и является обязательной
при представлении следующих документов:

а)если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных
налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в том числе, если указанные ошибки, противоречия и несоответствия выявлены в результате автоматизированного арифметического контроля;

б) налоговые декларации (расчеты), в которых заявлено право на применение налоговых льгот;

в) налоговые декларации (расчеты), в которых сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или к возмещению;

г) налоговые декларации (расчеты) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

д) налоговые декларации (расчеты) вместе с которыми представлены подтверждающие и иные документы.

4) оформление результатов проверки, путем составления акта либо завершение проверки без составления акта проверки, осуществляемое отделом камеральных проверок.

При проведении камеральной налоговом проверки должностное лицо налогового органа в целях подтверждения факта государственной регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика, выявления взаимосвязи между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами (совпадения учредителей, должностных лиц, регистрации по одному адресу и т.д.), подтверждения факта исполнения обязанности контрагентом по представлению налоговых деклараций (расчетов), а также получения иных сведений использует информацию из следующих информационных ресурсов местного, а при наличии удаленного доступа регионального и федерального уровней:

· Единого государственного реестра налогоплательщиков;

· Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

· Единого государственного реестра юридических лиц;

· ПИК «НДС»;

· ПИК «Недействительные паспорта»;

· ПК «Банковские счета»;

· ПК «Сведения о физических лицах»;

· ПК «Однодневка»;

· ПК «Таможня»;

· иных информационных ресурсов.

В ходе камеральной проверки также проводит должностное лицо налогового органа:

а) проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;

б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

в)проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;

г)проверку полноты и качества документов (информации), представленных налогоплательщиком (страхователем), банками, контрагентами и иными лицами.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в
представленных документах. либо выявлены несоответствие сведении, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом в обязательном порядке сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления.

В указанных целях налоговым органом используется Сообщение (с требованием представления пояснений),, утверждаемом ФНС России.

В случае необходимости вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений налоговыми органами используется Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Для подтверждения достоверности данных, отраженных в налоговой декларации (расчете) налогоплательщик с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой декларации (расчете).

Если после рассмотрения лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

1)подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы;

2) которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться у налоговой декларации (расчету), если они не были приложены вместе с декларацией или расчетом;

3) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

4) При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

ИП, нотариусы, занимающегося частной практикой, адвокаты, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа обязаны предоставить книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

При осуществлении камеральных налоговых проверок могут проводиться мероприятия налогового контроля.

 

6.Контрольные мероприятия, проводимые в ходе камеральной налоговой проверки.

При проведении камеральной налоговых проверок могут проводиться следующие МНК:

1.Направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

2. Направление запросов в банк о наличии счетов и/или об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счете; (п.2 ст. 86 НК РФ)

3. Вызов н/п на основании письменного уведомления для дачи пояснений;

4. Сообщение н/п о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях с требованием предоставить необходимые пояснения или внести исправления;

5. Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

6. Истребование документов у проверяемого лица (ст. 93 НК РФ)

7.Истребовнаие документов о н/п или налоговом агенте или информации о конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ)

8. Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

 

3. Порядок проведения камеральных проверок уточненных налоговых деклараций.

Имеются некоторые отличия в порядке проведения КП, уточняющей налоговой декларации в случае предоставления их до подписания акта проверки первичной декларации. Так, в случае представления в ходе проверки уточненной декларации, днем её представления, если она отправлена по почте, считается день следующим за датой получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.

Если налогоплательщик обнаружил в предоставленной декларации ошибку, не приводящую к занижению суммы налога, то он имеет право предоставить уточненную декларацию, но не обязан этого делать. Если ошибку обнаружил налоговый орган, налогоплательщику отправляется сообщение о выявленных ошибках или противоречиях с приложением требования в течение 5 дней внести исправления.

При предоставлении уточненной декларации камеральная проверка первичной декларации прекращается и акт не составляется. Однако в случае, если уточненная декларация представлена в момент или после обнаружения нарушения законодательства, такая проверка завершается и по ее результатам составляется в установленном порядке акт.

Если уточненная декларация подается в налоговый орган по истечении срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация была подана до момента, когда он узнал об обнаружении факта неотражения (неполного отражения) сведений в декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки. Если уточненная декларация подана по истечении срока подачи налоговой декларации и срока уплаты, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до предоставления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующую пеню.

 

 

8.Порядок проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС.

КНП, осуществляется по следующим основным направлениям:

1. своевременность представления налоговой декларации по НДС;

Производится путем контроля за своевременностью представления налогоплательщиками отчетности по НДС. Проверка осуществляется выборочным методом путем сопоставления сроков их фактического получения налоговым органом, зафиксированных в журнале регистрации налоговой отчетности, отметки налогового органа о приеме в форме налоговой декларации по НДС:

2. правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

3. правильность заполнения форм отчетности по НДС;

Проверяется наличие всех необходимых реквизитов в декларации, арифметических подсчетов итоговых сумм НДС.

4. правильность применения налоговых ставок;

Проверяется правомерность применения налогоплательщиками ставки НДС в размере 10%, при этом используется Общероссийский классификатор продукции, а так же Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определенная Правительством РФ. Обращается внимание на правильность применения ставок налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения.

Особое внимание обращается на подтверждение правильности применения налоговой ставки 0% - обеспечения полноты представленного пакета документов.

5. правильность и обоснованность освобождения от налогообложения;

Проверяется документальное подтверждение правомерности использования освобождения – наличие соответствующих лицензий и учредительных документов в организациях культуры, науки, спорта и т.д.

6. правильность исчисления налоговой базы по НДС;

Проводится анализ между отчетными данными показателей налоговой декларации по НДС и соответствующими расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы, сопоставимости отчетных показателей с соответствующими показателями предыдущего отчетного периода, соотношением их с данными бухгалтерской отчетности, а так же с показателями налоговой отчетности по другим налогам. Устанавливается правильность определения периода реализации товаров, работ, услуг в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики в целях налогообложения

7. правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", и применения налоговых вычетов;

Проверяется обоснованность единовременного представления к вычету значительных сумм НДС, а при систематическом представлении налогоплательщиком по итогам налогового периода сумм налоговых вычетов, превышающих сумму, исчисленную по операциям признаваемым объектом налогообложения, - проведения в этих целях встречных проверок.

8. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Организации и ИП, направившие в налоговый орган уведомление об использовании (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

По истечении 12 календарных месяцев организации и ИП, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки, исчисленная без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от данного права.

Документами, подтверждающими право на освобождение являются:

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют ИП);

- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

 

33. Составление плана проведения выездных налоговых проверок. Критерии отбора налогоплательщиков для включения их в план проведения выездных налоговых проверок

 

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее - налоговая отчетность);

анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

выбор объектов проверки;

подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

ФНС России разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок утвержденная приказом от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция планирования также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

 

Содержание камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль

 

Особенность проверки налога на прибыль заключается в том, чтобы установить достоверность данных б/у, правильность его отражения в налоговом учете в целях определения налога на прибыль.

При проведении проверки первичные учетные документы будут приниматься к учету, если они составлены в форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации;

- наименование хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном или денежном выражении;

- подпись, расшифровка подписи.

Первым этапом проверки налога на прибыль, как правило, является правильность исчисления налоговой базы.

Во время проведения проверки контролируется соответствие данных, указанных в налоговой декларации по налогу на прибыль и фактически полученных доходов на основе первичных документов, данных бухгалтерского и налогового учета в отношении выручки от реализации:

- товаров, работ и услуг собственного производства, а также выручки от реализации имущества, имущественных прав;

- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

- покупных товаров;

- финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

- основных средств;

- товаров, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств.

Порядок проведения проверки во многом зависит от метода определения дохода, выбранного и отраженного в учетной политике предприятия.

При проведении проверки таких организаций необходимо подтвердить ежеквартальное право применения кассового метода – путем суммирования выручки за предыдущие четыре квартала и деления суммы на четыре. В случае если полученный показатель окажется больше 1 млн. руб., проверяющий работник налогового органа обязан с 1-го числа отчетного периода, в котором выявлено превышение, пересчитать доходы и расходы текущего налогового периода, исходя из метода начисления, и отразить его в акте проверки.

Проверяя налогоплательщиков, определяющих доходы по методу начисления, необходимо первостепенное внимание уделить анализу договоров и контрактов, заключенных с контрагентами.

Порядок признания доходов будет зависеть от даты получения дохода.

При проверке налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, датой получения дохода признается день:

- поступления средств на счета в банках или в кассу;

- поступление иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

- погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Один из заключительных этапов проверки – проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога, в том числе и в виде авансовых платежей.

11.Концепция системы планирования выездных проверок: основные положения.

1. Цели разработки Концепции

 

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

 

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в "теневом" секторе экономики;

 

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

 

 

2. Основные принципы планирования

 

 

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

 

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

 

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

 

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

 

 

3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения

выездных налоговых проверок

 

 

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

 

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

 

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: