Экономика для Юристов-15
Раздел II
МИКРОЭКОНОМИКА
Второй раздел курса посвящен анализу механизма функционирования индивидуальных рынков (рынков отдельных товаров), проблемам рационального потребительского поведения, конкуренции и монополии, анализу деятельности отдельного предприятия, характеристике рыночного принципа распределения ресурсов и формирования основных видов доходов.
Тема 3
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
Основная проблема экономической жизни общества — распределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими качественно и количественно потребностями общества, — может решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта проблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, но все-таки позволяет наилучшим образом распределять ресурсы общества в соответствии с его потребностями.
Носителем потребностей на рынке выступает покупатель, предъявляющий спрос на соответствующий товар. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные товары называется потребительским поведением (выбором).
Основы теории потребительского повеления
Потребитель — это любой хозяйствующий субъект, осуществляющий свой выбор в целях получения наибольшего удовлетворения (максимально возможного достижения поставленной цели) в условиях ограниченности ресурсов и множественности вариантов возможного выбора.
Потребительский выбор — принятие потребителем решения о том, какие блага и в каком количестве приобретать на имеющийся у него доход.
Этот процесс включает три этапа:
определение потребительского предпочтения;
|
определение возможностей потребителя, которые зависят от величины его располагаемого дохода и сложившегося уровня рыночных цен;
принятие окончательного решения на основе выявленных предпочтений и имеющихся возможностей.
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.
Полезность блага (U) — это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.
Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.
Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага.
U=f(Q),
где U — полезность товара; Q — количество товара.
Полезность имеет две основные формы:
• предельная полезность (МU) — дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы данного блага;
• общая (совокупная, суммарная) полезность (ТU) — полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, т.е. совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:
ТU=∑MU
Согласно закону убывающей предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к уменьшению (рис. 3.1а).
|
Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй пары туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т.д. Отсюда следует, что поскольку каждая последующая единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Предельная полезность может иметь отрицательное значение. Первая порция мороженого в жаркий день обладает высокой полезностью, вторая меньшей, третья — еще меньшей,...десятая порция будет иметь отрицательную полезность (приведет к ангине).
Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику полезности, приносимой всей массой потребляемых благ.
Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 3.1б).
По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т.д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все замедляющимися темпами.
MU AU
a) ТU
0Q 0 Q
МU MU
Рис. 3.1. Кривые: а) предельной (MU) и б) общей (ТU) полезности
Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения его: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение).
|
Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы иметь.
Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Существуют две версии теории потребительского поведения:
• количественная, или кардиналистическая (от математического понятия — кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);
• порядковая, или ординалистическая (от математического понятия — ординальное (порядковое) число — первый, второй, третий и т.д.).
Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима.
Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности — «ютиль» (от англ, ютилити — полезность).
Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны.
В этом случае потребитель достигает состояния равновесия.
Потребительское равновесие — это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Алгебраически правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующим образом:
= = = …,
где МU — предельная полезность благ а, b, с;
Р — цена благ а, b, с.
Рассмотрим следующий пример (табл. 3.1).
Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части табл. 3.1.
Таблица 3.1
Первоначально | После перераспределения | ||||
Благо | Цена (P) | Предельная полезность (MU) | Отношение предельной полезности к цене (MU/P) | Отношение предельной полезности к цене (MU/P) | Предельная полезность (MU/PxP) |
4 (2:3) | 6 (4x2) | ||||
A | |||||
B | |||||
C | |||||
Совокупная полезность |
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую — товар А (10).
Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В.
Тогда по мере уменьшения количества товара А его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).
Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене будет одинаковым.
Допустим, это отношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).
Если никакое перераспределение дохода не позволяет увеличить совокупную полезность, это означает, что потребитель достиг состояния равновесия.
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике.
В противовес количественной (кардиналистической) теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой потребитель, делая свой выбор, оценивает предпочтительность того или иного набора благ по сравнению с другими.
Потребитель может расположить наборы благ от менее предпочтительных к более предпочтительным, т.е. определить, какой набор благ он предпочитает другому, но он не может измерить, насколько один набор лучше другого.
Допустим, потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара X и Y (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Набор товаров | Товар X, ед. | Товар Y, ед. |
А | ||
В | ||
С | ||
D |
Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси — товар X и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
Qy
25
20
15
0 2 4 5 8 Qx
Количество товара X, ед.
Рис. 3.2. Кривая безразличия
Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (рис. 3.3).
Карта кривых безразличия — это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей, и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
U3
U2
U1
0 Количество товара X, ед. Qx
Рис. 3.3. Карта кривых безразличия
Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя — его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.
Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара X =100 руб., цена товара Y= 200руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Набор товаров | Товар X, ед. | Товар Y, ед. | Общие расходы, руб. |
A | |||
B | |||
C | |||
D | |||
E |
Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:
РХ Х+РYY=I,
где РХ и РY — цена товара X итовара Y;
X, Y— количество товаров, которое может быть куплено на доход потребителя;
I — доход потребителя.
Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной — товар X и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 3.4).
Qy
20
15
10
5
0 10 20 30 40 Qx
Рис. 3.4. Бюджетная линия
Бюджетная линия (ВL) — это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров X и Y.
Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, лежащий выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода.
Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), означает, что набор товаров для потребителя приемлем, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.
При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:
• сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;
• сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;
• меняет угол наклона, если цены товаров изменяются не пропорционально.
Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести.
Напомним, что, осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям:
во-первых, он должен находиться на бюджетной линии
и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими.
Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линией кривой безразличия. На рис. 3.5 — это точка е.
Рис. 3.5. Положение равновесия потребителя
Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия.
В этой точке потребитель находится в положении равновесия — состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.
Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия — U2. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, «сигнализирующий» предложению (производству) о том, какое количество товара требуется на рынках.