До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
Цена, ден.ед. (Р) | Объем спроса, ед. (QD) | Объем предложения, ед. (QS) | Состояние рынка | Давление на цены |
S>D (излишек) S>D (излишек) S=D (равенство) D>S (дефицит) D>S (дефицит) | Понижающее Понижающее Отсутствует Повышающее Повышающее |
Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден.ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден.ед.
Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден.ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден.ед.
Только при цене, равной 4 ден.ед., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем товаров, на который предъявляется спрос, совпадают, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.
Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров — равновесным (Qe). Приравновесии
QD=QS = Ре x Qe.
Построив на основании данных табл. 3.7. на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Рыночное равновесие
При цене равновесия (Ре) объем спроса равен объему предложения (Qe).
Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. При цене выше равновесной (Р1) предложение больше спроса, возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, (тем самым повышая спрос и сокращая предложение) до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
При цене ниже равновесной (Р2) спрос больше предложения, возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается — рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.
Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка.
Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара, — это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия — одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов, которая во многом зависит от характера распределения доходов. Достижение общего рыночного равновесия — проблема макроэкономическая.
Итак, мы рассмотрели механизм формирования рыночной цены. Но что такое цена, какова ее внутренняя сущность? Вопрос о сущности, о природе цены является камнем преткновения для многих поколений экономистов-теоретиков.
Согласно воззрениям одних экономистов, цена — это денежное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, она объективна и поддается эмпирическому измерению. Формой выражения стоимости и является цена.
Другие экономисты отрицают существование внутренней, присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) — понятие субъективно-оценочное. Объективно же существует только цена товара — пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.
Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий, и поэтому она называется теорией неоклассического синтеза.
Согласно этой теории:
• рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;
• спрос выражает потребности покупателя и определяется предельной полезностью товара;
• предложение определяется затратами на производство;
• издержки производства характеризуют количество ресурсов,
используемых при производстве данного товара.
Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается соотношение потребности общества в данном товаре и объёме ограниченных ресурсов, которые выделяются для удовлетворения этой потребности.
Сформировавшаяся под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет ряд важнейших функций, позволяющих ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.
Основные функции цены:
• уравновешивающая — рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
• информационная — через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
• регулирующая — цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса — к падению цены и сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
• стимулирующая — цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.
Нарушения рыночного равновесия. В случаях нарушения рыночного равновесия (изменений спроса и предложения под влиянием неценовых факторов) рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 3.11).
а)
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() |
б)
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
Рис. 3.11. Изменение спроса и его воздействие на цену и равновесный объем
При увеличении спроса (рис. 3.11а) и цена, и равновесный объем возрастают (Р2>Р1 и Q 2> Q1); при снижении спроса (рис. 3.11б) и цена, и равновесный объем сокращаются (Р2 < Р1 и Q 2< Q1).
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастет; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 3.12).
a)
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
б)
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 3.12. Изменения предложения и его воздействие на цену и равновесный объем
Увеличение предложения (рис. 3.12а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (Р2<Р1,но Q2>Q1); уменьшение предложения (рис.3.12б) увеличивает цену и снижает равновесный объем (Р2> P1, но Q2<Q1).
При одновременном изменении спроса и предложения значения равновесного объема и равновесной цены зависят от:
• направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);
• соотношения в изменении спроса и предложения (что изменяется больше — спрос или предложение).
Так, например, если предложение увеличится больше, чем сократится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена снизится; если предложение увеличится меньше, чем сократится спрос, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.
В зависимости от временн ы х возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.
Мгновенное равновесие — возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие — при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно, цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.
Рыночное равновесие и эффективность производства. Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя
Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша, ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той реальной величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой).
Выигрывает и производитель (продавец). Выигрыш производителя (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той минимальной ценой, при которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков.
Таким образом, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрышей покупателя и продавца.
Еще раз обратим внимание на то, что основное преимущество и ценность рыночного механизма, обеспечивающего автоматическое поддержание рыночного равновесия, состоит в том, что в условиях рыночного равновесия достигается наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями членов общества.
Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо покупателя, либо производителя, а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось. Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое положение, не нанося ущерб другим, то такое распределение экономических благ неэффективно.
Однако все это относится к совершенно конкурентному рынку, который является скорее научной абстракцией, чем реальностью: для хозяйственной практики характерна несовершенная конкуренция. В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эффективное распределение ресурсов, и объективно становится необходимым государственное вмешательство.
Краткие выводы
1. Носителем потребностей на рынке выступает покупатель. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении (располагаемом доходе и существующих рыночных ценах) стремится максимизировать совокупную полезность. Потребитель будет достигать своей цели (находиться в равновесии), распределяя свой доход так, чтобы отношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны (количественная теория потребительского поведения), или приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных потребителю кривых безразличия (порядковая теория потребительского поведения).
2. Основным фактором, определяющим рыночный спрос, является цена. Согласно закону спроса между ценой и спросом существует обратная зависимость. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль (по) кривой спроса. Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей и их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменение одного или нескольких из этих факторов ведут к изменению спроса и смещению кривой
спроса. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. В зависимости от соотношения изменения величины спроса и цены спрос может быть совершенно неэластичным, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной эластичностью. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса при изменении дохода покупателя.
3. Основным фактором, определяющим величину предложения, является цена. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Неценовые факторы, влияющие на величину предложения, — это издержки производства, уровень налогов и величина дотаций, число продавцов на рынке, их ожиданий в отношении изменения цен и др. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося в распоряжении производителя для того чтобы отреагировать на изменение цены.
4. Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыночное равновесие, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению уровня равновесной цены и равновесного объема.
В условиях рыночного равновесия образуются излишек потребителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной рыночной ценой товара. Излишек производителя — это разность между равновесной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето.