Рыночный спрос (D) — это готовность потребителей платить за приобретение того или иного блага в зависимости от цены на него.
Величина спроса (Qd) — это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
Величина рыночного спроса на определенное благо представляет собой совокупность индивидуальных спросов всех потребителей данного блага и количественно равна сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.
Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении — растет.
Qd=f(P)<0.
Зависимость между ценой и спросом (закон спроса) можно описать с помощью таблицы или графически (табл. 3.4. и рис. 3.6).
Табличное представление функции спроса называется шкалой спроса, которая показывает, какое количество блага покупатель готов купить при каждом уровне цен.
Таблица 3.4
Шкала спроса
![]() | |||||
Величина спроса (Qd), ед. |
Рис. 3.6. Кривая спроса
Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (аргумент), а спрос — как зависимая переменная (функция).
(Если мы будем рассматривать обратную зависимость — зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.)
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется:
• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;
• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими то варами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая стремление потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;
• действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист XIX в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению спроса при данных ценах.
1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый эффект присоединения к большинству.
2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные», качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые — это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары). Товары независимы, если изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.
Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.
4. Количество и состав покупателей на рынке — чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер
спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы.
Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса и движению вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению спроса и к смещению кривой спроса (рис. 3.7.).
![]() | |||
![]() |
a)
![]() | ||||
![]() | ||||
![]() | ||||
б)
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 3.7. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2.
Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q 2.
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения.
Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.
Различают эластичность:
• ценовую;
• перекрестную;
• по доходу.
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).
Ed = :
,
где ΔQd/Qd — изменение спроса (в %);
ΔР/Р — изменение цены (в %).
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя).
В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 3.5).
Вид эластичности | Соотношение изменения цены и спроса | Коэффициент эластичности | Изменение выручки от реализации (Р х Q) | |
Уменьшение цены | Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос | Цена растет (падает) — спрос постоянен | Ed = 0 | Уменьшается | Увеличивается |
Неэластичный спрос | Цена растет (падает) больше, чем спрос | Ed <1 | Уменьшается | Увеличивается |
Единичная эластичность спроса | Цена и спрос изменяютcя одинаково | Ed = 1 | Не изменяется | Не изменяется |
Эластичный спрос | Цена растет (падает) меньше, чем спрос | Ed > 1 | Увеличивается | Уменьшается |
Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется, цена постоянна | Ed = ∞ | Уменьшается | Увеличивается |
Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить:
• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
• если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
• характера товара — является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;
2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еаb).
Еаb = :
,
где ΔQa/Qa — изменение спроса на товар а (в %);
ΔPb / Рb — изменение цены на товар b (в %).
Если товары взаимозаменяемые, то Еаb>0; товары — взаимодополняющие, то Еаb<0; товары независимые, то Еаb= 0.
3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).
EI = :
,
где ΔQ/Q — изменение спроса на товар(в %);
ΔI/I — изменение дохода(в %).
Коэффициент эластичности по доходу для качественных товаров положителен, т.е. ЕI > 0; для товаров низшей категории — отрицателен, т.е. ЕI <0.