Спрос: понятие, факторы, эластичность




Рыночный спрос (D) — это готовность потребителей платить за приобретение того или иного блага в зависимости от цены на него.

Величина спроса (Qd) — это то количество товаров и услуг, ко­торые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Величина рыночного спроса на определенное благо представляет собой совокупность индивидуальных спросов всех потребителей данного блага и коли­чественно равна сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) суще­ствует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении — растет.

Qd=f(P)<0.

 

Зависимость между ценой и спросом (закон спроса) можно описать с помощью таблицы или графически (табл. 3.4. и рис. 3.6).

Табличное представление функции спроса называется шкалой спроса, которая показывает, какое количество блага покупатель го­тов купить при каждом уровне цен.

Таблица 3.4

Шкала спроса

 

Цена (Р), ден. ед.          
Величина спроса (Qd), ед.          

 

 


Рис. 3.6. Кривая спроса

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каж­дом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (аргумент), а спрос — как зависимая переменная (функция).

(Если мы будем рассматривать обратную зависимость — зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.)

Обратная зависимость между изменением цены товара и спро­сом на него объясняется:

эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходи­мо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то ко­личество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход на­ходится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими то­ варами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кир­пич. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая стремление потребителей купить большее ко­личество определенного товара по низкой цене, чем по вы­сокой;

• действием закона убывающей предельной полезности. По­скольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые то­вары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Анг­лийский экономист XIX в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составля­ющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего ка­чества, занимающие большой удельный вес в доходах потребите­лей, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к измене­нию спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявля­ется так называемый эффект присоединения к большинству.

 

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные», качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависи­мые друг от друга товары. Зависимые — это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары (взаимозаменяе­мые и взаимодополняющие товары). Товары независимы, если из­менение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на элект­ролампочки и т.п.

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависи­мость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между из­менением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассе­ты.

4. Количество и состав покупателей на рынке — чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер
спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозно­го состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен това­ров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос бу­дет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы.

Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса и движению вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению спро­са и к смещению кривой спроса (рис. 3.7.).

 

       
 
 
   


a)

         
 
   
 
   
 


 

б)

       
 
   
 


Рис. 3.7. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при по­стоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2.

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при посто­янной цене 1) сокращается от Q1 до Q 2.

Для экономического анализа недостаточно определить на­правление изменения спроса, важно измерить степень этого изме­нения.

Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

• ценовую;

• перекрестную;

• по доходу.

 

 

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень измене­ния величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).

Ed = : ,

где ΔQd/Qd — изменение спроса (в %);

ΔР/Р — изменение цены (в %).

 

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластично­сти) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по со­отношению изменения спроса к изменению цены или по показате­лю общей выручки от реализации х Q), т.е. по денежным поступ­лениям от продажи товара (величине расходов покупателя).

В зависимости от характера эластичности спроса на товар вы­ручка от реализации при изменении цены товара может расти, па­дать, не изменяться (табл. 3.5).

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффи­циент эластич­ности Изменение выручки от реализации х Q)
  Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластич­ный спрос Цена растет (падает) — спрос постоянен Ed = 0 Уменьшается Увеличива­ется
Неэластич­ный спрос Цена растет (падает) больше, чем спрос Ed <1 Уменьшается Увеличива­ется
Единичная эластич­ность спроса Цена и спрос изменяютcя одинаково Ed = 1 Не изменяет­ся Не изменя­ется
Эластичный спрос Цена растет (падает) мень­ше, чем спрос Ed > 1 Увеличивает­ся Уменьшает­ся
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяет­ся, цена посто­янна Ed = ∞ Уменьшается Увеличива­ется

Примерами разной эластичности спроса на разные товары мо­гут служить:

• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

• спрос на предметы первой необходимости (продукты пита­ния) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

• если цена фиксирована, например, установлена государ­ством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

• характера товара — является ли товар предметом первой не­обходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еаb).

Еаb = : ,

где ΔQa/Qa изменение спроса на товар а (в %);

ΔPb / Рb — изменение цены на товар b (в %).

 

Если товары взаимозаменяемые, то Еаb>0; товары — взаимодополняющие, то Еаb<0; товары независимые, то Еаb= 0.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода I).

EI = : ,

где ΔQ/Q — изменение спроса на товар(в %);

ΔI/I — изменение дохода(в %).

Коэффициент эластичности по доходу для качественных това­ров положителен, т.е. ЕI > 0; для товаров низшей категории — от­рицателен, т.е. ЕI <0.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: