Предложение (S) — это готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени.
Величина предложения (Qs) — это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однонаправленное изменение предложения (Qs), т.е. при увеличении цены предложение растет, при снижении — падает.
Qs=f(P)>0.
Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать табличным и графическим способами (табл. 3.6 и рис. 3.8)
Табличное представление функции предложения называется шкалой предложения, которая показывает, какое количество товара продавец готов продать при каждом уровне цен.
Таблица 3.6
Шкала предложения
Цена (Р), ден. ед. | |||||
Величина спроса (Qd), ед |
S
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 3.8. Кривая предложения
Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен.
Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:
• величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от применяемой технологии, которая определяет количество ресурсов, необходимых для производства, и цен на ресурсы, используемых в данном производстве;
• налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
•
наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара;
• количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению рыночного предложения;
• ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем и наоборот.
• Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение объема предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 3.9).
P a)
S
S1
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Q
P б)
S2
S
![]() | |||
![]() | |||
Q
Рис. 3.9. Сдвиги кривой предложения под воздействием неценовых факторов: а) увеличение предложения; б) сокращение предложения
При данной цене на товар предложение равно Q1. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместится в положение S1.
При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1 < Q2. Кривая S сместится в положение S2.
Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения — ЕS:
ES = :
,
где ΔQs/Qs — изменение предложения (в %);
ΔP/P — изменение цены (в %).
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Предложение может быть: эластичное (ЕS>1), неэластичное (ЕS<1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS=1), быть совершенно эластичным (ЕS = ∞) и совершенно неэластичным (ЕS=0).
Степень эластичности предложения зависит от:
• способности производства к быстрой переналадке;
• возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
• фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.