Экономика для Юристов
Тема 7
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОФАКТОРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
План
Спрос на факторы производства
Рынки факторов производства и пофакторное распределение доходов
До сих пор мы рассматривали рынки конечных товаров и услуг. Данная тема посвящена анализу рынков факторов производства (ресурсов), вопросам ценообразования на них. И хотя на этих рынках действуют те же законы спроса и предложения, тот же механизм рыночного ценообразования, тем не менее имеются определенные отличия рынков факторов производства от рынков конечных благ.
На рынках факторов роли хозяйствующих субъектов меняются: если на рынках конечных благ в качестве покупателей выступают домашние хозяйства, а в роли продавцов — фирмы, то на рынке ресурсов покупатели — это фирмы, а продавцы — домашние хозяйства, которые владеют факторами производства.
Рынки факторов непосредственно связаны с формированием доходов домашних хозяйств. Цена фактора производства для фирмы — это ее издержки, для продавца — доход. Отсюда: рыночная цена фактора производства — основа доходов домашних хозяйств. Каждый человек, прямо или косвенно инвестирующий в производство принадлежащие ему факторы (труд, предпринимательские способности, 'капитал, земля), получает «вмененный доход», доход, соответствующий предельной производительности вложенного им в производство фактора, являющейся в то же время основой цены этого фактора.
Таким образом, рыночное распределение доходов — это по-факторное, функциональное распределение, согласно которому денежный доход общества делится в соответствии с функцией, выполняемой получателями доходов как поставщиками ресурсов. Все первичные доходы представляют собой оплату различных производственных факторов, равную вкладам этих факторов в создание продукта. Каждому фактору производства соответствует определенный вид дохода:
Факторы производства Вид дохода
труд => заработная плата
земля => рента
капитал => процент
предпринимательская деятельность => чистая прибыль
Характеристике этих доходов и будут посвящены данная и следующая темы курса.
Правило использования факторов производства
Цены факторов производства, как и любые рыночные цены, являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Однако надо отметить что рыночные силы спроса и предложения на рынке факторов находятся под большим влиянием государства, общественных организаций и других институциональных сил, нежели на рынках конечных благ (государство больше озабочено ценами на нефть, чем ценами на джинсы).
Предложение на рынке фактора производства зависит от специфики фактора, степени его ограниченности (редкости), влияющей на эластичность предложения и др. Однако общим для предложения любых факторов является то, что, как и на рынках конечных благ, предложение порождается спросом. Что же касается спроса, то тут имеются определенные отличия. Как и рыночный спрос на конечные блага, рыночный спрос на факторы производства представляет собой сумму спросов отдельных фирм. Но как определяется, от чего зависит спрос на факторы производства со стороны отдельной фирмы?
В основе спроса, как известно, лежит стремление покупателя к удовлетворению своей потребности. Фирма нуждается в факторах производства (ресурсах), поскольку с их помощью она производит товары и услуги, реализация которых позволяет ей достичь своей цели — прибыли. Для фирмы факторы производства — это средство достижения цели.
Отсюда и основная отличительная особенность спроса на факторы производства — он носит производный характер и зависит от спроса на конечные товары и услуги.
(Автомобилестроительная фирма предъявляет спрос на металл, поскольку потребители предъявляют спрос на автомобили.)
Производный характер спроса на факторы производства предопределяет то обстоятельство, что спрос на факторы и цены на них зависят от типа рыночной структуры рынка конечных товаров и услуг, на котором фирма функционирует в качестве продавца, и типа рыночной структуры рынка ресурсов, на котором фирма функционирует в качестве покупателя. Имеет ли фирма возможность влиять на цены своей продукции и/или на цены покупаемых ею ресурсов или нет — все это отражается на спросе на ресурсы и их ценах.
Однако каков бы ни был тип рыночной структуры рынков конечных товаров и услуг и рынков ресурсов, основные экономические параметры, от которых зависит спрос на отдельный вид факторов производства, — это:
• предельная производительность фактора;
• предельная выручка фирмы, получаемая при реализации
готовой продукции (цена товара);
• предельные издержки использования фактора производства.
Рассмотрим связь между этими показателями и спросом на фактор производства подробнее (на примере спроса на труд).
Напомним, что предельная производительность переменного фактора характеризует прирост совокупного продукта в результате увеличения вложений фактора производства на единицу и измеряется предельным продуктом вводимого фактора. Так, результативность увеличения вложения труда на единицу (найма одного дополнительного рабочего) при постоянстве вложения капитала будет измеряться приростом совокупного продукта в результате найма одного дополнительного рабочего.
Продажа предельного продукта, полученного в результате вложения дополнительной единицы фактора, увеличит совокупный доход фирмы на величину предельной выручки.
Прирост совокупной выручки в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого фактора называется предельной доходностью фактора, или предельным продуктом фактора в денежном выражении (МRР).
Так, предельная доходность труда характеризует увеличение выручки в результате найма одного дополнительного рабочего и равна произведению предельной выручки на предельный продукт фактора (труда).
МRРL=МR х МРL,
где МRР L, — предельная доходность труда;
МR — предельная выручка;
MP L — предельный продукт труда.
Величина предельной доходности ресурса зависит от типа рыночной структуры, в которой функционирует фирма как продавец товара (совершенная или несовершенная конкуренция).
В условиях совершенной конкуренции, поскольку предельная выручка фирмы (МR) равна цене продукта (Р), предельный продукт фактора в денежном выражении равен произведению цены товара на предельный продукт фактора
MRP = P x MP
А так как предельная выручка (цена) конкурентной фирмы — величина постоянная, то предельная доходность фактора конкурентной фирмы зависит от динамики предельного продукта фактора, который в силу действия закона убывающей отдачи по мере увеличения вложений одного фактора и постоянстве других снижается. Следовательно, по мере увеличения вложения одного фактора его предельная доходность падает.
В условиях несовершенной конкуренции на предельную доходность фактора влияет не только динамика предельного продукта, но и динамика предельной выручки, которая в условиях несовершенной конкуренции также по мере увеличения объема производства сокращается. В итоге предельная доходность фактора у неконкурентной фирмы падает быстрее, чем у конкурентной фирмы.
Динамика предельной доходности фактора (труда) в условиях совершенной и несовершенной конкуренции представлена на рис. 7.1.
![]() |
Рис. 7.1. Кривые предельной доходности фактора конкурентной (MRP1) и неконкурентной фирмы (MRP2)
Большая крутизна кривой МКР2 говорит о том, что предельная доходность вводимого ресурса фирмы, обладающей рыночной властью, падает быстрее, чем у конкурентной фирмы.
Таким образом, спрос на фактор производства, предъявляемый фирмой, стремящейся к максимизации прибыли, зависит прежде всего от величины дохода, который может получить фирма в результате введения дополнительной единицы фактора. Однако, предъявляя спрос на фактор, фирма должна оценить не только увеличение своего дохода в результате введения дополнительной единицы фактора, но и те затраты, которые она понесет, приобретая дополнительную единицу фактора.
Прирост издержек фирмы в результате приобретения дополнительной единицы фактора называется предельными издержками фактора (МRС).
Для фирмы, функционирующей на конкурентном рынке фактора производства, прирост ее издержек (МRС) равен цене фактора производства (Pf)
MRC = Pf.
Если фирма является монопсонистом на рынке фактора производства, то она имеет возможность приобретать фактор по цене ниже цены конкурентного равновесия, и ее предельные издержки будут ниже цены фактора
МRС < Рf.
Таким образом, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, предъявляет спрос на фактор производства, руководствуясь правилом: предельные издержки фактора (МRС) должны равняться предельной доходности фактора (МRР)
МRР = МRС.
При условии, что фирма функционирует на совершенно конкурентном рынке фактора: предельные издержки фактора (МRС), равные цене фактора (Рf), должны равняться предельной доходности фактора (МКР)
MRP=MRC=Pf
Если МRР>МRС, то потребление фирмой еще одной единицы фактора увеличит в большей степени доход, чем общие издержки, и, следовательно, увеличит прибыль. Если МRС>МRР, то потребление фирмой еще одной единицы фактора уменьшит ее прибыль.
Руководствуясь правилом использования фактора, фирма будет предъявлять спрос на фактор до тех пор, пока его предельная доходность превышает предельные издержки, и будет сокращать спрос, если предельные издержки фактора выше его предельной доходности.
Таким образом, соблюдение правила спроса на фактор производства при прочих равных условиях позволяет фирме максимизировать прибыль, т.е. данное правило идентично правилу определения оптимального объема выпуска на основе равенства МС = МR.
Спрос на фактор производства (труд) со стороны, не влияющей на цену конечного товара фирмы, совпадает с кривой предельной доходности фактора (труда) (рис. 7.2).
![]() |
Рис. 7.2. Кривая спроса конкурентной фирмы на фактор производства
Любая точка на кривой D характеризует приобретаемый объем фактора производства (труда) при каждом уровне его цены (заработная плата). Точка е соответствует равенству предельной доходности труда цене труда (заработной плате) и определяет спрос на труд, который будет предъявлен фирмой.