Трудоемкость (t) — это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта.
Трудоемкость измеряется в человеко-часах, человеко-минутах. Трудоемкость 25 чел. мин. означает, что соответствующую операцию в оговоренных условиях (оборудование, оснастка, освещение и др.) исполнитель необходимой квалификации в среднем должен выполнить за 25 мин.
Различают нормативную и фактическую трудоемкость.
Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т. д., используется для определения численности исполнителей; оплаты труда исполнителей (тарифная ставка, руб./ч); расчетов с клиентурой.
Фактическая трудоемкость — затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем и является случайной величиной и может отличаться от нормативной.
На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:
· дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные операции или их части — переходы (смена масла, регулирование клапанного механизма, замена свечи и т. д.);
· укрупненные на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные работы при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого диска сцепления и т. д.);
· удельные, относимые к пробегу автомобили, чел.ч/1000 км (нормирование текущего ремонта).
Норма трудоемкости /н складывается из следующих составляющих:
· Оперативное время ton, необходимое для выполнения производственной операции, подразделяется на основное toc и вспомогательное tBCn.
В течение основного (или технологического) времени осуществляется собственно операция, например регулирование тормозов, замена масла в агрегате, снятие агрегата с автомобиля и т. д.
|
· Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспечение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т. д.
· Подготовительно-заключительное время (*пз) необходимо для ознакомления исполнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.
· Время обслуживания рабочего места (70бс) необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инструмента, размещение оборудования и приспособлений и т. д.).
В норме трудоемкости учитывается также необходимость перерыва на отдых и личные надобности
Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности называется дополнительным.
Нормативы трудоемкости устанавливаются сверху и доводятся до работников автотранспорта в виде таблиц.
16. Генеральный план предприятия
Генеральный план предприятия — важнейшая часть проекта, определяющая размеры необходимой территории, размещение зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерную организацию и благоустройство.
В генеральном плане предприятия указывается план земельного участка (территории), отведенного под застройку, ориентированного в отношении проездов общего пользования и соседних владений. В нем отражены здания и сооружения по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основные и вспомогательные проезды и линии движений подвижного состава по территории.
Основные требования, предъявляемые к участкам при их выборе:
|
- оптимальный размер участка;
- спокойный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;
- близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;
- возможности обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;
- отсутствие строений, подлежащих сносу.
Площадь участка определяется суммарной площадью застройки зданий и сооружений, противопожарными и технологическими разрывами между ними, а также нормативными разрывами между ними и постройками, расположенными на соседних участках.
Вертикальная планировка площадки АТП или СТОА.
Выделенная площадка под АТП или СТОА не всегда удовлетворяет строительным требованиям. Обычно выделяют зоны, где имеются бугры, ямы, крутые склоны и т. п. Поэтому перед застройкой производится вертикальная планировка местности. Для этого площадку разбивают на квадраты или прямоугольники со сторонами 10, 20, 40 или 50 м (в зависимости от ровности поверхности площадки и требуемой точности планировки).
Нивелированием определяют отметки поверхности земли в угловых точках всех квадратов или прямоугольников. Намечают направление и уклон стока воды. Уклон стока должен быть таким, чтобы не размывалась поверхность земли. По намеченному уклону вычисляют проектные и рабочие отметки угловых точек прямоугольников, затем для каждого прямоугольника определяют среднюю рабочую отметку, по которой вычисляют объем земляных планировочных работ. Рабочая отметка со знаком «плюс» показывает величину насыпи, со знаком «минус» величину срезки грунта (выемки). Нулевую линию, являющуюся границей между насыпями и выемками, следует наносить так, чтобы объем выемки был меньше объема насыпи на величину объема вынутого грунта из котлованов под здания и сооружения АТП и СТОА.
План вертикальной планировки можно вычерчивать в таком же масштабе, как и генеральный план.