Александр Борджиа и Иероним Савонарола




В 1492 году на престол Западной Церкви был избран папа Александр VI, происходивший из знатного испанского рода Борджиа. Один католический историк пишет об его избрании следующее: «Лишь благодаря неслыханным подкупам… на самую высшую церковную должность вступил человек, которого древнее христианство не допустило бы до самого последнего места в Церкви, из-за его распутной жизни». Будучи еще кардиналом он сожительствовал со множеством женщин и от одной из них имел трех сыновей и дочь, которая также была его любовницей. Его называли «чудовищем разврата». Даже официальная история католичества считает его «самой мрачной фигурой папства», а годы его правления называет «несчастьем для Церкви».

Врагам его семьи, соперникам и недоброжелателям по приказу папы подносили отравленную чашу. Это случалось так часто, что яд, которым пользовались при отравлениях, стали называть «ядом Борджиа». В европейской политике папа преследовал свои корыстные интересы. Он постоянно менял фаворитов и поддерживал в военных конфликтах тех монархов, кто давал ему больше денег и земли. Возмущенный такими действиями папы один полководец открыто заявил ему: «Прежде чем совать нос в большую политику, Вам необходимо исправить свое собственное и своего семейства развратное поведение, так как своими пагубными нравами Вы позорите папство и религию». Вскоре этот полководец был отравлен.

Казалось, что в Западной Церкви наступило царство сатаны. Повсюду поведение папы осуждалось и служило великим соблазном для верующих. И вот против этого открыто выступил доминиканский монах Иероним Савонарола. За любовь к истине и защиту Христовой правды память о нем чтится не только у католиков. О нем с великим почтением отзывался преподобный Максим Грек, называя Иеронима «одним от древних подвижников благочестия». Даже протестанты с восторгом цитируют Мартина Лютера, который писал: «Антихрист был бы рад, если бы воспоминание об этом великом человеке навсегда угасло; но вот он жив, и память онем благословенна».

Иероним Савонарола принадлежал к старинному дворянскому роду. Будучи юношей, он ушел из родительского дома и стал монахом в доминиканском монастыре в Болонье. Там Савонарола провел четырнадцать тихих лет, занимаясь изучением богословия, упражняясь в монастырских правилах и проповедуя. Он много времени уделял молитве и изучению Священного Писания. Это было время серьезной подготовки к будущему служению.

Иероним обладал удивительным влиянием на людей. Однажды он плыл по реке. На судне вместе с ним находилось 18 солдат, которые вели себя крайне непристойно. Савонарола попросил их на короткое время уделить ему внимание. Солдаты утихли. Не прошло и получаса, как 11 из них пали к его ногам в слезах раскаяния.

В 1490 году Савонарола был переведен во Флоренцию, где ему было поручено воспитание и образование только что принятых в монастырь монахов. Свои беседы с ними он начал в монастырском саду. Но когда послушать его беседы стали приходить и светские люди, пришлось перейти в монастырский храм. Действие проповедей Савонаролы на сердца слушателей во Флоренции было потрясающим. Люди рыдали, слушая его. Даже собор во Флоренции перестал вмещать людей, приходивших послушать проповеди Савонаролы. Савонарола хотел сделать Флоренцию центром обновления церковной жизни Италии. Историки свидетельствуют о нравственных переменах, которые начали происходить во Флоренции. Люди преображались, оставляя свой прежний греховный образ жизни.

Сила его бесед и проповедей заключалась в его искренности, сердечности и глубокой убежденности в своих словах. Савонарола проповедовал покаяние, обращение к Богу и прощение грехов. Он любил свою Церковь, но видел ее бедственное нравственное состояние. Он обличал пороки духовенства и считал, что именно они являются главной причиной упадка в Церкви. Особенно доставалось папе Александру VI, которого Иероним призывал переизбрать. Такая деятельность Савонаролы не могла продолжаться долго.

Папа Александр предложил Савонароле кардинальский чин, только для того чтобы он прекратил свои обличения. Савонарола ответил на это: «Если мне и суждено носить красную кардинальскую шляпу, то пусть она будет выкрашена моей собственной кровью». Ни угрозы, ни заманчивые предложения высокопоставленных лиц не могли повлиять на него.

Папа был вне себя от ярости и заявлял открыто: «Этот монах должен умереть, хотя бы он был самим Иоанном Крестителем!». Летом 1497 года папа Александр провозгласил отлучение Иеронима от Церкви. Савонарола в ответ на это сказал: «Несправедливое отлучение не имеет никакой силы. О, Рим, ты болен смертельно. Ты оставил Бога! Христос, Ты будь моим пастырем, моим епископом, моим папой!». Великим постом 1498 года по папскому приказу монастырь Савонаролы подвергся нападению. Иеронима заковали в цепи. Мучительными пытками его хотели заставить признать свою деятельность дьявольской, но это не удалось. После долгих истязаний Савонарола был осужден инквизицией и сожжен вместе с двумя учениками. Чтобы исключить почитание Иеронима местными жителями пепел после сожжения был брошен в реку. Так закончил свою жизнь Савонарола. Имя его сделалось символом реакции против папского абсолютизма и упадка веры. Память о нем до сих пор сохраняется в Западной Церкви.

Папа же Александр VI умер через пять лет после расправы над Савонаролой. Однажды он задумал отравить сразу трех неугодных ему кардиналов и подмешал им в вино яд. Однако по ошибке сам выпил приготовленное для своих жертв вино, скончавшись в страшных муках.

https://www.mir-slovo.ru/text/11446.html

 

 

Савонарола (Джироламо или Иероним Savonarola) - знаменитый итальянский проповедник и общественный реформатор, родился в 1452 г., происходил из старинной падуанской фамилии.
Дед его, Михаил Савонарола, был известный врач. Отец Сованоролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров, которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим направлением. Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом) привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре он вел суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в монастыре сказались поэтические наклонности Савонаролы: он написал стихотворение "О падении церкви", где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, между прочим в Феррару, откуда, в виду начавшейся войны с Венецией, ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко. Здесь Савонарола, уже славившийся как ученый, был назначен почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой городок Сан-Джемитано, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В 1486 г. Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим наказание Италии за ее грехи. В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г. Савонарола произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в свое оправдание, что "слова эти недавно сошли с небес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна речь Савонарола против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое добро. "Грехи Италии", говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества; из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно, что он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат. "Рим - это Вавилон", говорил он. "Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче сделались угрозы Савонаролы, когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделался его сын, Петр Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа. Петр Медичи запретил Савонароле говорить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал ее в церкви дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обвинений против Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию, и в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время он сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения. По своим политическим взглядам Савонарола был республиканец, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они "присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умирают с голода. Всякий излишек - смертный грех, так как он есть достояние бедных. Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%. Заемщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 321/2%. Наконец, Савонарола провозгласил сеньором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа. Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию. Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах, вместо песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей удалились в мир Савонаролы Марко. Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью средневекового фанатика обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезывать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем увлечении Савонарола прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия "белых", которых называли "плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся" (arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления, и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях Савонарола никого не щадил и потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались к той проповеди, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами. По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы. Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава его проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана). Между тем, Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотел восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения стал Савонарола, отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано Дженнацано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника. Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил его в Рим; но тот, под предлогом болезни, отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала. После удаления французской армии для республики настали тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана, который осадил Ливорно. Сеньория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям Савонаролы усилилось. Во главе сеньории стоял преданный Савонароле Франческо Валори; народная партия торжествовала. Пользуясь этим, Савонарола задумал нанести решительный удар "беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома, с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на городской площади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья спасли его. Потом "беснующиеся" произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы "подозрительным", отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его "Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении", где он отказывался повиноваться отлучению, "противному христианской любви и заповедям Господним", и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко вселенскому собору. В это время Савонарола выпустил в свет свое знаменитое сочинение: "Триумф Креста", в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви. В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и "сожжение анафемы". Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролы в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его. Однако, сеньория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созыва вселенского собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы: "О правлении и законодательство города Флоренции". После второго папского бреве сеньория запретила Савонароле проповедовать; 18-го марта он простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было послано сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка, устроенная "беснующимися" и францисканцами. Савонарола и монах францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но огненная проба не состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости. На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола, вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы Савонаролы и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что все его пророчества - ложь и обман. За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: "Размышление о псалме 51", где он нападал на папу и духовенство, "На Тебя, Господи, уповаю" и "Руководство к христианской жизни". Последнее сочинение написано Савонаролой за несколько часов до смерти, на переплете одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело его сожжено. Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его составлена служба. В 1875 г. Савонарола поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников реформации, входит в состав известного вормского памятника. В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы.

https://www.abc-people.com/data/savonarola/savonarola1.htm

 

Имя Савонаролы пережило четыре века и считается одним из самых светлых во всемирной истории, как имя бескорыстного, честного борца за святость церкви и нравственность, как выдающегося демагога, своим горячим, вдохновенным словом управлявшего целой страной.

Родившись 21-го сентября 1452 г. в г. Ферраре, внук знаменитого врача иадуанской школы Михаила Савонаролы, Иероним Савонарола с раннего детства носил уже на себе печать чего-то возвышенного: он был «не от мира сего», еще ребенком он поражал окружающих своей необыкновенной серьезностью и сосредоточенностью, и так он рос одинокий, всем чуждый. Его лоб был уже в юности испещрен морщинами, его крупный орлиный нос и полные, крепко сжатые губы выражали энергию и решимость характера, и только блестящие зеленоватого оттенка глаза, опушенные длинными ресницами, и грустная улыбка освещали это энергичное несколько суровое лицо юного мыслителя, придавая ему известную мягкость, как бы выдавая сокровенную чувствительность его любящего, благородного сердца. Получив строго научное образование под руководством своего деда, а затем и отца, он увлекся философией, и с особенной любовью и усердием изучал Библию (https://letopise.com/catalog/bibliya/), посвящая краткие свои досуги, в виде отдыха, рисованию, музыке и поэзии.
Но хотя он весь ушел в свои философские работы, он находил время наблюдать и окружающую жизнь, видел всю ее суету, видел возмутительно-сказочную, нагло выставлявшуюся напоказ, роскошь богачей и тут же на ряду страшную нищету, голод, пытки и муки узников, изнывавших в подземельях, как раз под теми роскошными княжескими замками, где веселилась и пировала итальянская знать. Убедившись воочию в страшном нравственном упадке окружающей жизни, он сознательно сторонился от неё, и в душе его все более крепла мысль о том, чтобы уйти из мира и отдаться всецело давно уже охватившему его религиозному чувству. 12-го апреля 1475 г. он покинул дом отца, оставив большое прощальное письмо родителям, и отправился из Феррары в Болонский монастырь Сан-Доминико. Там, в уединенной келье, провел Савонарола 7 лет в посте, молитве и покаянии, сам учась и обучая новичков из монахов. Там же он близко ознакомился со всеми недочетами современной ему католической церкви и там проснулся в нем ярый фанатический ее реформатор.

Кроме обучения молодых монахов, на Савонаролу было возложено настоятелем и чтение проповедей, за которые он ухватился с большим пылом. Но истощенный организм, слабый голос, невзрачная фигура сильно вредили его проповеднической деятельности, и первые годы в Ферраре, а затем и во Флоренции, не выделили Савонаролы из ряда посредственных проповедников. Но постепенно внутренняя, духовная сила его речей одержала верх над его невзрачной внешностью, и на его проповеди стали стекаться толпами слушатели, растроганные его суровыми обличениями правителей и духовенства. Народ благоговейно внимал речам нового проповедника, и имя Савонаролы передавалось из уст в уста, сначала по всему городу, а затем и по всей Италии.

В 1490 году Савонарола явился во Флоренцию и начал проповедовать сначала в монастыре Сан-Марко, а затем в соборной церкви СантаМария дель Фиора.

Проповеди Савонаролы привлекали слушателей со всей Флоренции. Его нравственно-религиозные взгляды были совершенно противоположны понятиям, господствовавшим тогда во Флоренции. Он призывал всех людей к правде, к борьбе с ложью, считал конечною целью человека блаженство, как награду за добродетельные дела, признавал главнейшим стимулом жизни любовь, "потому что любовь делает все, движет всем, пересиливает и побеждает все". Видя окружавшее его падение нравов, веры, церкви, он считал долгом призывать людей к преобразованиям, к обновлению, к покаянию, грозя, в противном случае, гибелью страны. Эти резкие проповеди Савонаролы сильно восстановили против него правителей Флоренции Лоренцо и затем Петра Медичи, а также и высшее духовенство и вызвали в них стремление избавиться от сурового обличителя. Стараниями Петра Медичи и папы Александра VI Борджиа Савонарола был удален из Флоренции и ушел проповедовать в Пизу, а затем в 1493 г. произносил свои громовые проповеди в Болонье, всюду привлекая к себе толпу восторженных слушателей.
Политические события того времени заставили Савонаролу расширить горизонт своей деятельности и стать не только церковным, но и политическим реформатором. В 1494 г. умер жестокий неаполитанский король Фердинанд, и в Италию двинулся, в качестве претендента на неаполитанский престол, французский король Карл VIII. Петр Медичи тайно предал французскому королю Флоренцию. Когда население Флоренции узнало об этом, поднялось страшное восстание, которое привело бы к гибели города, если бы вовремя не остановил возмутившуюся чернь грозной речью властитель народных сердец Савонарола. Простирая к небу руки, призывая всех к любви и единению, он успокоил толпу и удержал ее от насилия и грабежа. Было отправлено посольство к Карлу VIII; в числе послов был Савонарола. Благодаря его убедительным речам, король обещал отнестись милостиво к Флоренции. Карл VIII торжественно въехал в город и затем, захватив лишь сокровища дворца Медичи, по настоянию Савонаролы, вскоре покинул город. Флоренция, оставшаяся без правительства, без законов, фактически была вся во власти одного Савонаролы. Его слова все желали услышать и сделать законом. Его взгляды, как служителя церкви, были возвышенны и чисты, но их нельзя было осуществить на деле, особенно при флорентийских нравах того времени. Началась законодательная деятельность, зарождалось новое государственное устройство. Савонарола был при этом, однако, лишь для флорентинцев советником, к которому они обращались лишь в важных случаях. Но эта роль Савонаролы не спасла его от врагов, обиженных новым строем правления, приверженцев аристократического республиканского правления, друзей прогнанного Петра Медичи и сторонников других партий. Все эти враги Савонаролы решили избавиться от него, во что бы то ни стало, и старались всеми силами убедить папу Александра VI в том, что Савонарола распространяет ложное учение и что потому ему следует воспретить проповедовать. У тайного убийцы и отравителя, достигшего папского престола подкупом, Александра VI Борджиа, добиться этого было не трудно. Савонарола был признан еретиком, и посланием папы ему было воспрещено проповедовать, а вслед затем вскоре он был отлучен и от церкви. Возмущенный этой несправедливостью и в глубине души все еще надеясь пробудить совесть папы Александра VI, Савонарола написал ему письмо, в котором доказывал свою правоту и полную невинность; наряду с этим письмом были отправлены в Рим еще два послания в защиту Савонаролы, подписанные 250-ю доминиканцами и 363-мя гражданами. Но все были напрасно.

Савонарола занялся в это время в монашеской келье своими сочинениями и издал свой знаменитый «Триумф Креста», представляющий изложение христианской веры. Друзья Савонаролы долго упрашивали его начать снова проповедовать, но он все не решался выступить с громогласным протестом против папы. Наконец 31-го января 1498 года Савонарола выступил с громовой проповедью против папы и его предполагаемой непогрешимости. Это был смелый вызов, за который ему вскоре пришлось поплатиться жизнью. Вдохновенные проповеди Савонаролы громом пронеслись над всей Италией, в тысячах брошюр распространились во Франции и Германии, всюду возвещая в его лице смелого, горячего поборника обновления католической церкви, решившегося признать высшим авторитетом только Бога и собственную совесть. Папа Александр VI решил принять более энергичные меры и потребовал от флорентийской сеньории отправить Савонаролу в Рим или заключить его в тюрьму. Сеньория, зная любовь народа к Савонароле и опасаясь мятежа, не решилась исполнить требования папы и уклончиво ответила, что Савонарола удалился в монастырь.

Там, в монастыре, Савонарола продолжал однако читать проповеди вплоть до 6-го марта 1498 г. В своих последних проповедях он высказал мысль о созвании собора, на котором следовало бы избрать реформаторов для возрождения церкви, и на котором он вместе с тем надеялся доказать всю порочность папы Александра VI и его приближенных. Он деятельно принялся за хлопоты по устройству "собора", на созыв которого выразили свое согласие король Карл VIII, кардинал Сан-Пиер и некоторые другие высшие сановники. Савонарола написал свое известное "письмо к царям", т.-е. к французскому, испанскому и английскому королям и германскому императору.
Прежде всего, он послал письмо к Карлу VIII, но на его несчастье курьер, везший в числе других писем и письмо Савонаролы во Францию, был ограблен герцогом миланским Людовиком Сфорцей, войска которого разбойничали на больших дорогах. Письмо Савонаролы было доставлено папе, и участь его была решена. Та же флорентийская толпа, которая когда-то восторгалась речами Савонаролы, теперь, боясь гнева папы, решила избавиться от непокорного монаха, вызывавшего в течение стольких лет бурю в стране. По настоянию толпы, осадившей монастырь Сан-Марко, Савонарола вместе с двумя своими приверженцами, монахами Домиником и Сильвестром, отдался в руки слуг сеньории и был заключен в тюрьму. Это случилось 28-го марта 1498 г. С этого времени началась жизнь Иеронима Савонаролы в заточении, полная ужаса и страшных мук, вынесенных от пытки. Все, "что изобрел человек в деле самых мучительных пыток, все это было применено к Савонароле и его достойным приверженцам, Доминику и Сильвестру. Несмотря на все эти пытки, на все надругания, у Савонаролы хватило сил написать в тюрьме три статьи: "На Тебя, Господи, уповаем", "Размышление о Miserere" и "Указание к христианской жизни" последнюю статью он написал на переплете одной книги, по просьбе тюремного сторожа, благоговевшего перед Савонаролой.
Вскоре наступил суд, и "преступники" были приговорены к смертной казни через повешение и сожжение. 11-го мая 1498 г. состоялась на площади Флоренции казнь. Доминик и Сильвестр пошли на казнь со словами: "Тебя Бога хвалим" и "в Твои руки, Господи, предаю дух мой". Савонарола, когда дошла до него очередь, безмолвно взглянул в последний раз на толпу, ту самую, которая когда-то прислушивалась к каждому его слову, замирала под властным мановением его руки. Теперь она, озверелая и ожесточенная зрелищем публичной казни, стояла с нетерпением с факелами в руках и ждала момента, когда можно будет поджечь помост. Но вот палач отскочил от повисшего в воздухе тела Савонаролы и прыгнул с помоста вниз. Со всех сторон поднесены были факелы. Вдруг неожиданный порыв ветра далеко откинул в сторону от трупов вспыхнувшее пламя. Кругом раздались крики: "чудо, чудо!" и вся почти толпа в страхе кинулась прочь от помоста. Ветер стих, и жадные языки пламени снова стали лизать тела мучеников. Толпа опять хлынула к помосту насладиться позорным зрелищем. Вдруг перегорела веревка, стягивавшая руки Савонаролы, они медленно конвульсивно зашевелились, и правая рука приподнялась, как бы благословляя народ.

https://azbukivedi-istoria.ru/publ/prochee/ieronim_savonarola/5-1-0-84

 

 

Джироламо (Иероним) Савонарола (Girolamo Savonarola) (21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция), итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения.

Происходил из старинного падуанского рода. По семейной традиции должен был стать медиком, однако естественным дисциплинам предпочитал богословие, увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Неразделенная юношеская любовь укрепила в нем намерение посвятить свою жизнь служению Богу и людям: в 1475 году он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.

Здесь с 1475 по 1481 год занимался обучением новициев. Стихотворные опыты этого времени свидетельствуют о скорби и негодовании молодого монаха по поводу упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором находилась церковь. В 1481 году был отправлен проповедовать в Феррару, оттуда переехал во Флоренцию в монастырь Св. Марка. Первые опыты публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. В 1484—1485 годах выступал с проповедями в тосканском городке Сан Джиминьяно, открыто пророчествуя о предстоящем наказании погрязшей в пороке церкви и ее грядущем обновлении. В 1486—1489 годах проповедовал в городах Ломбардии, обличая всю Италию в грехах и грозя ей гневом Господним.

В 1489 году был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи. Возобновил преподавание философии новициям Св. Марка и публичные проповеди, на этот раз имевшие успех. С 1491 года выступал в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре, в том же году избран настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошь и разврат верхов общества, Савонарола вступил в конфликт с правившим Флоренцией семейством, обострившийся при преемнике Лоренцо — Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 году Савонарола был удален в Болонью.

Читать: Об искусстве хорошо умирать. Джироламо Савонарола

По возвращении во Флоренцию провел преобразования в своем монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, прославленные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. В нем видели не просто проповедника, но — пророка, умевшего предсказать грядущие события, например, французское вторжение в Италию осенью 1494 года, приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции.

В своих проповедях конца 1494—1495 годов Савонарола решительно выступил в пользу восстановления республики. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти с полномочиями избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при синьории, правительстве республики, а также проведена налоговая реформа, предусматривавшая отчисление 10% доходов с недвижимого имущества граждан. Вместе с тем были запрещены парламенты, то есть собрания всего городского населения, которые, по мнению Савонаролы, могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 году по инициативе Савонаролы был основан ломбард, или заемный банк с низким процентом, предназначенный вытеснить ростовщиков, от которых потребовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря его настояниям монахи Св. Марка в 1495—1498 годах выкупили ценнейшую коллекцию греческих и латинских рукописей, принадлежавшую ранее Медичи, поместив ее в монастырской библиотеке — единственном тогда доступном для общего пользования книгохранилище Европы.

Характер повседневной жизни Флоренции под влиянием Савонаролы резко переменился: исчезла роскошь женских одежд, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать церкви, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 годов были устроены сожжения «суеты» — шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом весел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: