Методы строевого обучения




Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод со­стоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.

Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в делом — это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например; показ с рассказом, объяснение с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную,

В строевом обучении в основном применя­ются следующие методы:

устное изложение;

показ;

тренировка;

самостоятельное изучение.

Устное изложение учебного материала сег-да занимало и занимает важное место в учеб-ном процессе. В строевом обучении, как пра­вило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изуча­емого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является де­монстрация.

Показ может быть личный или с помощью специально проинструктированных обучае­мых. Ознакомиться с новым приемом можно также в ходе показных занятий и при демон­страции учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

глубоко знать учебный материал, уметь ма­стерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

выдерживать установленный темп выполне­ния приема или действия;

умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят выполняемый руководителем прием или действие.

Тренировка —это многократное, сознатель­ное и усложняющееся повторение определен­ных приемов в целях выработки и совершен­ствования у обучаемых навыков и умений.

Для успеха тренировки необходимо:

понимание обучаемыми цели упражнения;

усвоение обучаемыми содержания и стро­гой последовательности выполнения разучи­ваемых действий;

разделение руководителем сложных дейст­вий на составные части;

наращивание темпа, чему должна предше­ствовать работа по выработке у обучаемых правильных действий;

соблюдение определенного ритма, правиль­ного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физичес­ких и моральных сил;

постоянное поддержание у обучаемых инте­реса к тренировке.

Самостоятельное изучение приема или дей­ствия является важнейшим методом обучения.

Для правильной организации самостоятель­ной работы обучаемых необходимо определить объем задания на самостоя­тельную подготовку;

дать методические советы по повторению изученного или по практической отработке приемов;

указать каждому подразделению учебное место, обеспечить необходимой литературой, наглядными пособиями;

составить группы обучаемых таким обра­зом, чтобы в них вместе с отстающими были и хорошо подготовленные военнослужащие для обеспечения товарищеской взаимопо­мощи;

осуществлять постоянный контроль и ока­зывать необходимую помощь обучаемым в са­мостоятельном овладении учебным матери­алом.

Для достижения целей строевого обучения командир может воспользоваться следующи­ми рекомендациями.

Необходимыми условиями преподавания любой дисциплины являются твердое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нем, излагать материал просто и доходчиво.

Однако для успешной организации строево­го обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.

Методическое мастерство командира опре­деляется умением найти такой метод объяс­нения, показа и трсннропки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема.

В процессе обучения командир должен до­биваться, чтобы в повторении материала ак­тивно участвовали все военнослужащие.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объясне­ния должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должна обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы командир мог своевременно заметить допу­щенные ошибки и добиться их устранения. Наиболее целесообразным удалением коман­дира от строя подразделения надо считать: для командиров отделений (расчетов)—три-четыре шага; для командиров взводов — пять-шесть шагов; для командиров рот — семь-во­семь шагов. При таком удалении командиры могут видеть весь строй подразделения.

Большое значение в строевом обучении имеет умение командира четко и громко пода­вать команды. Нечетко поданная команда за­трудняет ее выполнение, а неправильно по­данная— приводит военнослужащих в заме­шательство или к невыполнению приема.

Перед подачей команды или отдачей при­каза командир обязан принять положение «смирно». Это подпитывает у подчиненных ди­сциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо прово­дить в такой последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен;

назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

подать команду, по которой выполняется прием;

показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в мед­ленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнении.

На ознакомление с приемом должно затра­чиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого при­ема разучивание его может проводиться:

-в целом, если прием несложный;

-по разделениям, если прием сложный;

с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элемен­ты трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения.

При показе у обучаемого создается зри­тельное представление о строевом приеме пли действии (его элементах), поэтому показ дол­жен быть безупречным.

Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят па обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.

Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь только зрительное представление, нужно его еще и осмыслить.

Объяснение позволяет раскрыть такие сто­роны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при пока­зе. Оно ориентирует обучаемых па то, что бу­дет показано, или на то, от чего зависит пра­вильность выполнения строевого приема или действия.

После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навык как це­лостного действия, включающего два связан­ных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполне­нии его по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.

В завершении обучения проходится трени­ровка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом.

При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обуче­нию, сможет избежать ошибок, если будет учитывать состояние и индивидуальные осо­бенности обучаемых.

Это поможет командиру установить хоро­ший контакт с подразделением и каждым во­еннослужащим в отдельности, правильно определить содержание учебного материала для данных военнослужащих и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно ока­зать помощь в ликвидации пробелов и стро­евом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Командир должен всегда помнить, что рациональное использование технических средств обучения, особенно учебных кино­фильмов но строевой подготовке (приложе­ние 9), не самоцель, а средство для лучше­го усвоения и запоминания материала. По­этому демонстрационный материал должен быть тщательно подобран, а его применение должно быть хорошо продумано, чтобы не допустить перенасыщенности им занятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготов­ке командир должен руководствоваться тре­бованиями программы боеной подготонки, за­дачами, поставленными перед подразделени­ем по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил РОССИИ, а также уровнем строевой выучки личного со­става.

В планах находят отражение вопросы орга­низации плановых и дополнительных занятий, методической подготовки сержантов, прапор­щиков и офицеров, проводящих занятия, сос­тязании на лучший взвод и роту, а также по­следовательность разработки наглядных по­собий и совершенствования учебной базы по строевой подготовке.

Программы предоставляют командиру час­ти право определять время на отработку те­мы в зависимости от подготовленности обуча­емых. Таким образом, количество занятий и учебных попросив по каждой теме может быть различным. Для более качественного изучения сложных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты в движении, и др., занятия должны неоднократно повторять­ся. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан предыдущий. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной под­готовки или перенесен па очередное занятие.

Занятия по строевой подготовке проводятся регулярно, через равные промежутки време­ни, чтобы не утрачивались навыки, приобре­тенные военнослужащими на предыдущем занятии. Высоких результатов ез строевой под­готовке личного состава и подразделений в целом достигают те командиры, которые за­крепляют полученные строевые навыки на других занятиях.

Не следует допускать, чтобы строевые за­нятия проводились несколько дней подряд или по два в день, потому что эти занятия при правильной их организации требуют большо­го физического напряжения.

Практика показывает, что наибольших ус­пехов добиваются командиры подразделе­ний, которые, планируют проведение строевых занятий один-два раза в неделю.

Занятие по строевой подготовке, как и лю­бое другое занятие, достигает цели в том слу­чае, если оно тщательно подготовлено и ма­териально обеспечено. Вот почему при пла­нировании командир подразделения должен предусматривать инструкторско-методические или показные занятии с. офицерами, пра­порщиками и сержантами, а накануне этих занятий проводить инструктажи сержантов.

Занятия по строевой подготовке планиру­ются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под ру­ководством командира роты: по одиночной подготовке — одно часовые, а по строевому слаживанию подразделений (в зависимости от масштаба)—двухчасовые. В военном учили­ще (учебной части) занятия проводятся, как правило, в составе взвода под руководством командира испода.

Каждое занятие должно состоять из трех частей:

вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида военнослужащих и вывод под­разделений к месту занятий, объявление те­мы, цели занятия, учебных вопросов и повто­рение ранее изученных приемов;

основной части, включающем изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам командира или под барабан, само­стоятельно, попарно и н составе отделения (взвода, роты);

заключительной части, в которой рекомен­дуется провести разбор и объявить оценки обучаемым, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: