Порядок проведения занятия в роте




 

Перед выходом на занятие командир роты, приняв доклад от командира одного из взводов о готовности, осматривает внешний вид личного состава и выводит роту к месту заня­тия, Рота к месту занятия выходит в походном строю с песней или под барабан. Прибыв к месту занятия, коман­дир роты выстраивает роту в развернутый двухшереножный строй. Затем объявляет те­му, цель занятия и учебные вопросы, указы­вает каждому взводу место для занятия и приказывает командирам взводов развести взводы по местам занятий. После выхода взводов в указанные места каждый командир взвода показывает выполнение изучаемого строевого приема и назначает место для за­нятия каждому отделению. Командиры от­делений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные мес­та, командир роты подает команду «К прове­дению занятий —ПРИСТУПИТЬ.

Командиры отделений, выйдя на середину строя, начинают занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению нового приема и тренировке. Разу­чивание нового npoeisoro приема командир отделения начинает с показа его в целом, а затем но элементам в медленном и и устав­ном темпе. Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделе­ния приступает к его разучиванию с подчи­ненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем ц целом. Когда прием разучен, но указанию командира взвода отделение приступает к тренировке попарно и самостоя­тельно.

Для проведения тренировки командир отде­ления становится is центре строевой площад­ки, а личный состан отделения выстраивает по ее периметру с интервалом четыре тага. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к н^му и, на­ходясь рядом с ним, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятель­но. Если и ходе трсниромки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, коман­дир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего трени­ровка продолжается.

При проведении тренировки попарно солда­ты поочередно действуют в качестве команди­ра. Командир отделения контролирует дейст­вия подчиненных, переходя от одной нары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

Командир вывода, наблюдая за действиями командиров отделений и солдат*, поочередно оказывает им помощь в обучении и устране­ния допущенных ими ошибок. Слабо подготов­ленных солдат он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению стро­евого приема.

Командир роты, переходя от одного взвода к другому, контролирует ход занятия, пра­вильность обучения и дает рекомендации ко­мандирам взводов и отделений, как лучше ус­транить ошибки, допускаемые солдатами. При необходимости оказывает помощь одному из командиров взводов (отделений) в проведе­нии занятия.

При переходе к тренировке под барабан ко­мандир роты становится в центре плаца, вы­зывает к себе сигналиста-барабанщика и, по­давая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры взводов и отделе­ний следят за действиями обучаемых и устра­няют допущенные ими ошибки по ходу трени­ровки. В конце занятия командир отделения орга­низует состязание на лучшее исполнение при­ема, а затем указывает каждому солдату, что и к какому сроку доработать, а также дает указания о подготовке к очередному.

Командир извода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отли­чившихся солдат, подводит итоги состязания.

Командир роты проводит разбор со всем личным составом и отдельно с офицерами и прапорщиками, а также с сержантами. На об­щем разборе ом указывает степень отработ­ки изучаемого приема во взводах, подводит итоги состязания и дает указания по совер­шенствованию выполнения этого приема в по­вседневной жизни. При проведении разбора, с офицерами л прапорщиками, сержантами командир роты отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущен­ные при обучении, даст указания по подготовке к следующему занятию.


Глава 2

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка — предмет обучения сугубо практический. Здесь каждый прием ну­жно отрабатывать многократными трениров­ками, которые не прекращаются и после его усвоения, иначе в его выполнении будут поте­ряны приобретенные ранее навыки, четкость и красота исполнения.

Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения. Обучение одиночной подготовке, как прави­ло, осуществляет непосредственно командир отделения. Он лично проводит занятия с от­делением и отвечает за индивидуальную под­готовку каждого солдата. Тематику занятия по одиночной строевой подготовке командир отделения берет из расписания занятий роты.

В часы самостоятельной подготовки коман­дир отделения изучает уставные положения и команды, составляет план-конспект, исходя из указаний командира взвода, использует ме­тодические пособия по строевой подготовке, совершенствует технику выполнения строевых приемов или действий, отрабатываемых на занятии, контролирует подготовку личного со­става к занятию.

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении—на увеличенных дис­танциях, с тем чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата. Занятия по одиночной строевой подготовке должны про­водиться на специально оборудованной пло­щадке или на строевом плацу.

Обучение солдат строевым приемам с ору­жием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть ору­жие, чтобы оно не было заряжено, и прове­рить исправность крепления ремня. Перед выполнением приемов с оружием оно предва­рительно ставится на предохранитель.

Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения солдат действи­ям в составе подразделения и части.

Для успешного усвоения основных положе­ний Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую оче­редь знать все элементы строя, порядок вы­полнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную, но может быть и только исполнительной.

Предварительная команда подается отчет­ливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде воен­нослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смир­но», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По испол­нительной команде производится немедленное и точное се выполнение.

Чтобы привлечь внимание военнослужаще­го, в предварительной команде при необходи­мости называют его звание и фамилию. Гром­кость голоса при подаче команд зависит от протяженности строя, а рапорт всегда отда­ется четко, без резкого повышения голоса.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема или для прекращения его по­дается команда «Отставить»; рассказывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выпол­нения приема.

СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ

Строевой расчет

При формировании сборных команд произ­водится их строевой расчет на подразделения.

Строевой расчет заключается в расчете во­еннослужащих на подразделения (батальоны, роты, взводы и отделения) и в определении места каждого военнослужащего в строю.

Для расчета на батальоны, роты и взводы офицеры и сержанты выстраиваются отдель­но. Солдаты выстраиваются в две шеренги и рассчитываются на батальоны. На каждый батальон назначается необходимое количест­во офицеров и сержантов. После этого ба­тальоны размыкаются на интервалы (дистан­ции), позволяющие произвести расчет внутри батальонов на роты и взводы, а также расчет внутри рот и взводов.

Расчет производится по команде «По по­рядку—РАССЧИТАЙСЬ». По этой команде расчет начинается с правого фланга: каждый называет свой номер, быстро поворачивая го­лову к стоящему слева от него, и быстро ста­вит ее прямо; левофланговый голову не пово­рачивает.

Строевой расчет во взводах производится в следующем порядке: командиры отделений выстраиваются в одной шеренге перед сере­диной строя лицом к нему. Остальной личный состав взвода выравнивается, и производится расчет по общей нумерации, как указано ра­нее, после чего командир взвода производит расчет по отделениям, называя, например:

пятый ряд—левый фланг первого отделения, десятый ряд—левый фланг второго отделе­ния, пятнадцатый ряд—левый фланг третье­го отделения и т. д. Левофланговые военно­служащие первых шеренг в отделениях при наименовании отделений вытягивают руку вперед. Затем по командам командира взво­да: «Первое и второе отделена напра-ВО, первое—десять, второе—пять шагов вперед, шагом—МЛРШ», «Нале-ВО» отделения принимают указанный интервал (дистанцию).

По команде командира взвода «Командиры отделений, СТАТЬ В СТРОЙ» назначенные командиры отделений становятся на правых флангах своих отделений и поворачиваются кругом. Затем производится расчет взвода в отделениях на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.


Строй

На первом занятии по строевой подготов­ке надо показать элементы строя, дать устав­ные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управ­лению строем.

Строй —установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке (рис. 1) и на машинах.

Шеренга— строй, в котором военнослужа­щие размещены один возле другого на одной линии.

После построения в развернутый одношереножный строй командир объясняет, показыва­ет и дает определения флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.

Фланг— правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт —сторона строя, в которую военно­служащие обращены лицом (машины—лобо­вой частью).

Тыльная сторона строя—сторона, противо­положная фронту.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделе­ниями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находят­ся солдаты, интервал между локтями •эядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделе­ниями и частями.

Ширина строя — расстояние между флан­гами.

После объяснения и показа элементов одно-шереножного строя командир выстраивает отделение в двухшереножный строй и дает его определение.

Двухшереножный строй (рис. 2) — военно­служащие одиои шеренги расположены в за­тылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, на­ложенной ладонью на плечо впереди стояще­го военнослужащего).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые вто­рой шеренги, вытянув левую руку, кладут ла­донь на плечо впереди стоящего.

В двухшероножном строю шеренги называ­ются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд —два военнослужащих, стоящих в

двухшереножном строю в затылок один дру­гому. Е'сли за военнослужащим первой шерен­ги не стоит в затылок военнослужащий вто­рой шеренги, такой ряд называется неполным;

последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кру­гом военнослужащий неполного ряда перехо­дит во впереди стоящую шеренгу.

Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, командир размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фрон­ту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных команди­ром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройден­ный материал. Убедившись в том, что обуча­емые усвоили положения развернутого строя и его элементы, командир приступает к.тре­нировке.

В ходе тренировки, убедившись, что отра­ботанные положения усвоены, командир при­ступает к показу и пояснению походного строя.

Походный строй (рис. 3) — подразделение построено в колонну или подразделения в ко­лоннах построены одно за другим на дистан­циях, установленных уставом или команди­ром.

Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна—это строй, в кото­ром военнослужащие расположены в затылок дрyг другу. Колонны могут быть по одному, но два, но три, но четыре' н более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод—по од­ному, по два, по три, а взвод из четырех от­делении—в колонну по четыре.

Называя элементы походного строя, коман­дир дает их определения.

Направляющий — военнослужащий (под­разделение, машина), движущийся головным в колонне в указанном направления. По на­правляющему сообразуют свое движение ос­тальные военнослужащие (подразделения, машины).

 

Замыкающий — военнослужащий (подраз­деление, машина), движущийся последним в колонне.

Глубина строя —расстояние от первой ше­ренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего во­еннослужащего), а при действиях на маши­нах—расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней ли­нии машин (позади стоящей машины).

Для наглядности при показе элементов строя целесообразно построить одно из отде­лений перед строем взвода (роты) и показать па нем все элементы строя.

После показа походных строев и их элемен­тов командир проверяет усвоение изучаемого материала, задавая контрольные вопросы. Убедившись, что подчиненные усвоили дан­ный раздел, командир переходит к изучению следующего вопроса.

Строевая стойка

Для обучения солдат строевой стойке ко­мандир отделения (взвода) строит отделение (взвод) в одну шеренгу и,, выйдя перед сере­диной строя, показывает, как нужно прини­мать строевую стойку.

Начиная занятие, командир знакомит воен­нослужащих с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом сол­даты должны видеть командира при показе спереди и сбоку. Затем командир отделения рассказывает, в каких случаях применяется строевая стойка, показывает, обращая особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказания, при обращении военнослужащих друг к дру­гу. Закончив показ, командир размыкает от­деление и лает возможность солдатам при­нять положение строевой стойки, а сам про­веряет каждого обучаемого, добиваясь устра­нения допущенных им ошибок. Затем коман­дир приступает к разучиванию строевой стой­ки по элементам.

Если большинство солдат отделения допус­кает ошибки, командир приступает к практи­ческому изучению приема с помощью подго­товительных упражнений. Для этого солдаты отделения в разомкнутом одношерсножно'м строю становятся на линию строевой площад­ки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение — развертыва­ние носков по линии фронта на ширину ступ­ни. Дает солдатам возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовитель­ное упражнение, а сам следит за положением носков сапог. После этого командир присту­пает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упра­жнения осуществляется по команде «Носки свести, делай—РАЗ, носки развести, де­лай—ДВА, носки свести, делай—РАЗ» и т. д.

Подавая команды, командир отделения сле­дит за шириной разведения носков и указыва­ет на допускаемые обучаемыми ошибки. Сна­чала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделе­ния проверяет выполнение упражнения каж­дым солдатом. После этого он приказывает еще раз приступить к самостоятельной трени­ровке. Выполнять упражнение нужно по не­скольку раз и только после этого проверять, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки командир отде­ления и командир взвода проверяют поочередно каждого обучаемого и добиваются устра­нения допущенных ими ошибок.

После одиночной тренировки командир от­деления может перейти к попарной трениров­ке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, вторые—напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые—выпол­няют, к попарной тренировке—ПРИСТУ­ПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправ­ляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и пе­риодически меняет тренирующихся и контро­лирующих.

Затем командир отделения показывает вто­рое подготовительное упражнение—припод­нимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же по­следовательности, как и предыдущее. Коман­дир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать груд­ную клетку, сделать выдох и продолжать ды­хание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развер­нуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы были по­лусогнуты и касались бедер. Чтобы прове­рить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки (рис. 4, а), а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. 4, б).

Разучивание этого подготовительного уп­ражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развер­нуть, корпус тела подать вперед, делай— РАЗ; принять первоначальное положение, де­лай—ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении (расчете, экипаже) не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

Для показа отличия этих положении необ­ходимо использовать зеркало или расположить одну шеренгу напротив другой, а затем подать команду «Первые номера—стоять вольно, вторые номера—грудь приподнять». Затем первые номера стоят в положении «смирно», я вторые номера в положении «вольно». Проделав несколько' раз это упраж­нение, военнослужащие наглядно убедятся в отличии положения строевой' стойки от по­ложения «вольно» (рис. 4, в)

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правиль­ность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмот­реть вниз перед собой. При правильном поло­жении головы военнослужащий должен ви­деть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. Опыт показывает, что если голова держится высоко и прямо, то корпус выпрямляется, осанка становится красивой. Командир обра­щает внимание солдат на то, что при правиль­ной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, командир отделения (расчета, экипажа) при­ступает к тренировке всех элементов строе­вой стойки п целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (на­зад), шагом—МАРШ», «Рядовой Петров. Шаг вперед, шагом—МАРШ» и т. д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе трениров­ки приказать солдатам подняться на носки. Если строевая стойка была принята правиль­но, то все солдаты отделения легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стопки под­нятием носков. Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Научив принимать строевую стойку по раз­делениям, командир тренирует солдат в вы­полнении приема в целом, для чего подает команду, например: «Отделение, в одну ше­ренгу—СТАНОВИСЬ» или «Отделение— СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир сле­дит за их действиями и добивается устране­ния допущенных ими ошибок.

После того как обучаемые научатся прини­мать строевую стойку, командир учит их вы­полнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно». По команде «Вольно» следует стать сво­бодно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять вни­мания и не разговаривать.

По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свобод­но, поправить оружие, обмундирование и сна­ряжение.

При необходимости выйти из строя надо получить разрешение своего непосредственного начальника; курить можно только с разре­шения старшего командира.

Закончив показ и объяснение, как выполня­ются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различ­ные построения, подавая команды, например:

«Отделение—РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу—СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

Обучаемые по команде «Становись» зани­мают свое место в строю, принимают строе­вую стойку, а командир проходит перед стро­ем и проверяет ее выполнение. Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку пра­вильно, подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется.

Сделав замечания тем, кто неправильно вы­полнил команду «Вольно», и подав ее нес­колько раз для тренировки, учит выполнять команду «Заправиться». Так, подавая неодно­кратно команды «Становись», «Вольно», «За­правиться», командир добивается правильно­го и четкого их выполнения. В дальнейшем навыки в выполнении строевой стойки и дей­ствия по командам «Вольно» и «Заправить­ся» совершенствуются на всех занятиях.

В конце занятия необходимо дать оценку каждому военнослужащему за выполнение строевой стойки. С этой целью командир от­деления проверяет и оценивает правильность строевой стойки у каждого солдата.

При обучении курсантов необходимо после отработки строевой стойки дать им практику в обучении подчиненных. Ошибки курсантов руководителей в методике проведения заня­тия и неправильной трактовке Строевого ус­тава должны немедленно устраняться с пока­зом им правильных приемов и действий.

Повороты на месте

Командир отделения объясняет, что пово­роты на месте выполняются военнослужащи­ми на всех занятиях, при подходе к началь­нику и отходе от него, а также при постанов­ке в строй как на занятиях, так и во время построений и передвижений.

Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно осво­ить эти приемы. При этом сначала необходи­мо отработать повороты направо, налево (1/4 круга) и кругом (1/2 круга), а затем поворо­ты на пол-оборота направо и на пол-оборота налево (1/8 круга).

>/Для обучения поворотам на месте коман­дир выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интер­валом четыре шага) и, выйдя перед середи­ной строя, показывает поворот в целом в ус­тавном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясня­ет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и нра­вом носке, а поворот направо—в сторону правой руки на правом каблуке и левом но­ске.

Все повороты по разделениям выполняют­ся на два счета: по первому счету надо по­вернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенес­ти тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одно­временным рывком корпуса в сторону поворо­та и сильным упором на носок противополож­ной ноги, сохраняя устойчивое положение ту-ло-вища. Командир показывает прием в мед­ленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и ис­полнительной командам.

Показав прием по разделениям, командир отделения командует: «Направо, по разделе­ниям, делай—РАЗ, делай—ДВА».

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернув­шись в сторону правой руки на правом каб­луке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сги­бали ноги в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развер­нутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке (рис. 5, б).

При неправильном или нечетком выполне­нии элемента по счету «раз» подается коман­да «ОТСТАВИТЬ».

По счету «делай—ДВА» кратчайшим пу­тем приставляют левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, командир приступает к разучи­ванию его в целом. Для этого он подает ко'манду «Напра-ВО» и сопровождает ее под­счетом вслух: «РАЗ, ДВА».

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых или под бара­бан.

При изучении поворота необходимо обра­тить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону пово­рота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворо­та направо, командир отделения сначала по­казывает в целом, а затем по разделениям поворот налево.

По команде «Налево, по разделениям, де­лай — РЛЗ» обучаемые должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перене­сти тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая но­ги в коленях и не размахивая во время пово­рота руками (рис. 5, в). По счету «делай— ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы каблуки бы­ли вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

После разучивания поворота налево по раз­делениям проводится тренировка в выполне­нии этого поворота в целом.

Изучив с отделением поворот налево, ко­мандир отделения переходит к изучению по­ворота кругом. Он показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее командир отделения поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь раз­ницей. что он делается на 180° (рис. 5, г).

По команде «Кругом, по разделениям, де­лай—РАЗ» надо резко повернуться на ле­вом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, затем перенести тяжесть тела на левую ногу, подавая корпус немного вперед.

По счету «делай—ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развер­нуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения прие­ма по разделениям, следует перейти к трени­ровке обучаемых в выполнении поворота кру­гом в целом.

При обучении повороту кругом командир от­деления должен внимательно следить за тем, чтобы солдат не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не. допускал раскачивания корпусом и размахи­вания руками.

Тренировка в поворотах направо, налево, кругом проводится самостоятельно, попарно и в составе отделения до полного усвоения. ' Если солдат выполняет поворот или его элемент неправильно, командир отделения подает команду «ОТСТАВИТЬ», указывает на ошибку и подает команду на повторение при­ема.

Если солдат повторяет ошибку, то коман­дир отделения выводит его из строя, показывает ему ошибку, подает команды, обучает его, устраняя в процессе выполнения коман­ды все неправильные действия.

Остальные обучаемые в это время выпол­няют прием по командам командира, нахо­дясь в строю. По окончании обучения солдата, допустившего ошибку, командир отделения приказывает ему стать в строй и вызыва­ет для обучения очередного солдата из строя.

При выполнении поворотов на месте харак­терны следующие ошибки: преждевременный поворот корпуса но предварительной коман­де, сгибание ног в коленях, размахивание ру­ками при повороте, наклон головы вниз, от­клонение корпуса назад, поворот не на каб­луке, а на всей ступне. Кроме того, неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при 'этом качание корпуса.

В ходе обучения командир должен совер­шенствовать свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово выполняет приемы.

Во время занятий с курсантами в целях развития у них' командирских и методических навыков целесообразно поочередно ставить их в роль обучающего.

Движение

Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемок, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутос­ти, четкости, согласованного движения рук и йог.

Строевой шаг применяется при прохожде­нии подразделений торжественным маршем, при отдании ими чести в движении, при под­ходе военнослужащего к начальнику и отхо­де от него, при выходе из строя и возвраще­нии в строй, а также на строевых занятиях.

Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется такая:

тренировка в движении руками;

тренировка в обозначении шага на месте;

тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;

тренировка в движении строевым шагом на два счета;

тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (50—60 шагов в минуту);

тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) по разметке строевой площадки;

общая тренировка в движении строевым •шагом по плацу без разметки;

прием зачетов.

Рассказав о применении строевого шага, командир приступает к его разучиванию с от­делением. Обучение движению строевым ша­гом, как и каждый новый прием, следует на­чинать с образцового показа и пояснения.

Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготови­тельные упражнения.

Показав движение строевым шагом в це­лом, командир отделения показывает но раз­делениям первое подготовительное упражне­ние—движение руками (рис. 6), а затем пода­ет команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай—ДВА». По счету «делай—РАЗ» сол­даты должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряж­ки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно ле­вую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусог­нуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай—ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.

После каждого счета командир задержива­ет положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством солдат от­деления он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один солдат, подает команду, например, «Рядовой Ива­нов—ОТСТАВИТЬ».

После разучивания подготовительного уп­ражнения для рук по разделениям по коман­дам командира можно переходить к обуче­нию под счет самих солдат или под барабан.

Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).

После усвоения правильного положения рук командир отделения приступает к изуче­нию следующего подготовительного упражне­ния—движения строевым шагом по разделе­ниям на четыре и на два счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, командир раз­мыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ»: «РАЗ, два, три, четыре: РАЗ, два, три, четы­ре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

Но предварительной команде «Шагом» сол­даты отделения подают корпус несколько впе­ред, перенося тяжесть тела больше на пра­вую ногу и сохраняя устойчивое положение (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают дви­жение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня должна быть параллельна земле) на высоту 15- 20 см от земли (рис. 8, б), и ста­вят ее твердо па нею ступню, отрывая в тоже время от земли правую ногу с подтягиванием ее па полшага вперед к пятке левой ноги (рис. 8, и). Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а ле­вой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и сто­яч на левой ноге с опущенными руками, пра­вая нога прямая, носком почти у самой зем­ли. По счету «два, три, четыре» делают вы­держку.

По следующему счету «раз» повторяется движение, но уже с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.

После отработки подготовительного упраж­нения на четыре счета командир отделения повторяет что же движение па два счета, для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом—МАРШ» и считает: «Раз, два: раз, два» и т. д. Под счет <раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

Если солдаты отделения допускают ошиб­ки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем командир отделения при­ступает к обучению движению строевым ша­гом с темпом 50—60 шагов в минуту с после­дующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется от полного темпа дви­жения строевым шагом снова перейти к дви­жению по разделениям на четыре или на два счета. В ходе тренировки отделения в выпол­нении приема в целом необходимо строго вы­держивать темп движения 110—120 шагов в минуту.

Командир отделения, находясь в центре строевой площадки, подает команды. Если он замечает общую ошибку, то останавливает от­деление, поворачивает его лицом к себе и, показав, как надо делать, продолжает трени­ровку. Если допускает грубую ошибку лишь один солдат, командир отделения отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку.

Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет коман­дира, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.

При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы солдаты при дви­жении не раскачивались из стороны в сторо­ну. Причина раскачивания—неправильная постановка ног при движении: вместо того чтобы ставить ноги внутренней частью стоп по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.

Если солдат при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он перено­сил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно, а не рывками. Нельзя допускать при движе­нии заноса одной ноги за другую.

После устранения всех недостатков перехо­дят к тренировке движения строевым шагом в строю отделения (взвода).

По окончании обучения движению строе­вым шагом командир отделения принимает ' зачет от каждого обучаемого.

Курсантам может быть рекомендована тре­нировка под свой счет. Назначение курсантов поочередно командирами отделений будет способствовать выработке командного голоса и методических навыков.

Перед изучением поворотов в движении це­лесообразно отработать движение шагом и бегом, изменение скорости движения, прекра­щение движения.

Нормальна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: