Восточные славяне и Хазарский каганат.




И хазары в VIII-

Первой половине XI в.

Саркел – Белая Вежа.

Хазары - тюркоязычный кочевой народ (родственный болгарам, но из враждебных родов). Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Их колыбелью были предкавказские степи, раскинувшиеся вдоль северо-западного берега Каспийскоrо моря. В пись­менных источниках сведения о тюркоязычных хазарах стали появлять­ся с начала VI в. В то время они вместе с другими ордами, подвластны­ми кагану, вели упорные войны с Персией, глубоко проникая на территорию Закавказья. К середине VII в. хазары завоевали всю территорию Великой Булгарии. На хазарах фактически закончилось Великое переселение народов. Хазарский каганат- полиэтничесное государство. Его центр изначально располагался на Сев. Кавказе – Беленджер (тер. Дагестана). Семендер – еще одна «столица». В сер. 8 в. столица была перенесена в дельту Волги (Итиль), т.к. на прежние территории пришли арабы.

В первой четверти VII в. хазары еще больше усилились, что, возможно, было обусловлено их союзом с земледельцами Прикавказья — алана­ми и проживавшими на территории современного Дагестана маскутами (потомками античных массагетов). В 20-е годы федерация кочевых, полукочевых, оседлых и традиционно земледельческих племен, возглав­лявшаяся хазарами, номинально подчинялась верховному правителю Тюркского каганата, но фактически проводила самостоятельную по­литику. В 40-70-е годы союзники одержали верх над протоболгарами, захватили их пастбища и к нача­лу VIII в. расселились в предгорьях современного Дагестана, приазовс­ких и кубанских степях, в Северном Причерноморье, заняли значитель­ную часть Крыма.

Арабские войны: В Закавказье полыхал пожар арабских войн. В начале VIII в. войска язычников-хазар и исповедовавших ислам арабов дра­лись на западном побережье Каспийского моря — в Албании и возле Дербента. Завершившаяся победой мусульман война 721-737 гг. велась в ос­новном на земле Хазарии. Почти 100 лет продолжались арабо-хазарские войны. Хазары ушли, но не исламизировались. Новые границы: на западе - Крым, Черноморское поб-е; на сев. – перешеек Волги и Дона; восток – Волга; юг – хазары отодвинулись от Кавказа.

В эти годы аланы, булгары и сами хазары переселялись в волжские, донские и донецкие степи, а оттуда еще дальше на север на берега Камы. На обширной территории, за­нятой переселенцами, в VIII в. окончательно сформировалось этничес­ки пестрое, экономически неравномерно развитое, социально неста­бильное, но тем не менее развивавшееся и несколько столетий процветавшее государственное образование — Хазарский каганат. Его границы протянулись от Кавка­за до Камы и — в период наивысшего развития — от левых притоков Волги до Дуная

Полиэтничное население Хазарского каганата было занято в раз­личных отраслях многопрофильной экономики государства.

На той же территории, где обосновались аланы, проживали славя­не, создатели «пеньковской археологической культуры». Они сжигали своих покойников, затем их прах ссыпали в урны, которые опускали в могилы. Аланы и славяне были земледельцами, но рядом с их поселе­ниями во второй половине IX в. кочевали племена угров.

Над аланами, протоболгарами, славянами, уграми, потомками го­тов и древних греков возвышались собственно хазары. К тому же в имуществен­ном и социальном отношении господствующее население каганата было резко дифференцированным и подразделялось на черных (рядо­вых) и белых (знатных, богатых, влиятельных) хазар.

Зимой номады жили в неукрепленных стойбищах, летом перегоняли скот на пастбища. Часть хазар вела осед­лый или полуоседлый образ жизни. В сельской местности они обраба­тывали поля, разводили сады, занимались виноградарством. С первых дней своего существования Хазарское государство уста­новило жесткий контроль над проходившими по его территории торговыми путями, которые связывали Восточную Европу со странами Передней Азии. Наиболее оживленной и экономически прибыльной была трасса, тянувшаяся вдоль западного берега Каспийского моря к устью Волги, затем вверх по реке до современного города Волгограда

Оживленная международная торговля на территории Хазарии но­сила транзитный характер. Хазарские товары, кроме рыбьего клея, спро­сом на иностранных рынках не пользовались. Однако по дорогам кага­ната везли: из Руси и Волжско-Камской Болгарии — мед, воск, бобро­вые, соболиные, лисьи меха, клыки моржей («рыбий зуб»), рабов; из арабских стран на запад поступали серебряная и бронзовая куль­товая и пиршественная утварь, женские украшения, шелка, пряности, благовония..

Города

 


В Раннем Средневековье продвижение торговых караванов осу­ществлялось медленно. На ладьях, конях и верблюдах купцы неделями и месяцами добирались до узловых пунктов маршрута — колоритных хазарских городов, где, заплатив пошлину, распаковывали товары, ус­танавливали нужные связи, запасались всем необходимым для дальнейшего пути. Крупнейшими городами в Хазарии были Самандар (Семендер), Атиль (Итиль), Самкерц (Таматарха, Тмутаракань). Важное оборонительное значение имела крепость Саркел (Белая Вежа). Самандар находился в северной части современного Приморского Дагестана. В источниках он упоминается с середины VII в. В 20-30-е годы VIII в. город был столицей Хазарии.

В 1Х-Х вв. столицей Хазарского каганата был город Атиль. Город состоял из трех частей: два обширных района располага­лись на противоположных берегах Волги. Третий квартал представлял собой укрепленную резиденцию отстраненного от власти кагана и фак­тического правителя малика (шада-бека). Местное население (до 10 тыс. человек) отличалось этничес­кой и конфессиональной пестротой. Жилые и администра­тивные сооружения — деревянные здания, глинобитные мазанки, юрты утопали в садах.

 

На мысу Таманского полуострова, на берегу Керченского пролива процветал большой оживленный город Самкерц (Тмутаракань). Он возродился на развалинах античной Гермонассы как крупнейший перевалочный пункт, узел морских и сухопутных торговых магистралей. Каждые 20 лет улицы Самкерца мостили битой керамикой и костями животных.

 

В нижнем течении Дона, на высоком правом берегу реки в VIII — первой четверти IX в. функционировала сильная крепость, построен­ная из белого известняка. Археологи называют ее Правобережным Цимлянским городищем. Крепость имела форму треугольника с впи­санным в него ромбом внутреннего двора.

 

В 30-е годы IX в. на противоположном берегу Дона был возведен Саркел — «Белая крепость», которую русские называли Белая Вежа. Городище Саркела почти полностью исследовано археологами, в настоящее время оно затоплено Цимлянским морем и находится в 15 км от его берега. Согласно византийскому императору Константину Баг­рянородному, крепость была возведена по проекту ромейского инже­нера Петроны Каматира и под его непосредственным руководством. М. И. Артамонов и А. П. Новосель­цев убеждены в том, что строительство Саркела осуществлялось с обо­ронительной целью: власти Хазарии были обеспокоены усиливавшей­ся активностью воинственных русов. По мнению исследователей, ци­тадель выполняла исключительно защитные функции. Крепость стояла на невысоком мысу берега реки и была защищена двойной линией рвов и недостроенным валом. Она имела фор­му четырехугольника, толщина стен достигала 3,75 м, а высота 10 м. По углам и по периметру цитадели располагались массивные башни. Все укрепления были возведены из толстого короткого кирпича с продавленными в них рисун­ками, который изготавливали на месте (наличие печей). Стены не имели фундамен­тов и стояли прямо на земле — так традиционно строили форты в Хаза­рии.

Диархия

В VIII в. Хазарское государство возглавлял каган — реально пра­вивший верховный владыка, которому подчинялись властители более низкого ранга. Тогда его также называли царем. Однако в первой чет­верти IX в. функции и титул царя перенял влиятельный сановник шад-бек, который во второй половине того же столетия стал полновласт­ным лидером Хазарской «державы», в то время как каган превратился в номинального главу государства.

Основные функции центральных органов власти в Хазарском ка­ганате сводились к управлению войском, численность которого доходила до 10-12 тыс. человек, личной гвардией царя (4 тыс. воинов), сбору даней и пошлин, судопроизводству, осуществлению религиозных куль­тов.

Религия

 


Изначально хазары и подвластные им племена были язычниками, но, потерпев поражение от арабов-мусульман, в условиях участивших­ся конфликтов с христианской Византией и под давлением международного еврейского капитала, создавшего в этом регионе крупнейший центр своего влияния, правящая верхушка каганата приняла иудаизм. Первым в новую веру обратился хазарский «князь» Булан. Это про­изошло в 30-е годы VIII в. В последней четверти VIII — начале IX в. иудаизм стал государственной религией. Подданные каганов и царей-иудеев продолжали исповедовать ислам, христианство и отправлять раз­личные языческие культы. Противостояние правящей верхушки и про­винциальной знати, возглавлявшей рядовое иноконфессиональное насе­ление каганата, вылилось в длительную и ожесточенную гражданскую и религиозную войну, которая привела Хазарское государство к гибели.

Восточные славяне и Хазарский каганат.


В период формирова­ния Хазарского каганата в сферу его влияния попали восточнославянские союзы племен — поляне, северяне, радимичи, вятичи, возможно, уличи и тиверцы. Это произошло в VIII в., когда славяне осваивали тер­риторию Восточно-Европейской равнины. Разобщенные, рассеянные в густых, труднопроходимых лесах племена не смогли противостоять хазарам и оказались в даннической зависимости от них.

Однако славяне не покорились хазарам. Их пле­менные территории покрылись укрепленными поселениями — «гра­дами», а сами они для борьбы с завоевателями объединили уси­лия и создали новое социально-политическое образование — «Русскую землю». В освободительном движении участвовали поляне, часть севе­рян, радимичей, вятичей, возможно, уличей и тиверцев. Его возглави­ли поляне, их стольный город Киев стал центром «Русской земли». Под руководством полян их соратники ликвидиро­вали хазарское иго. Это произошло в первой трети IX в., когда в Хазарии начиналась кровопролитная смута.

Вытеснив завоевателей из Среднего Поднепровья, поляне переня­ли от них некоторые особенности организации высшей власти, в частности, титул кагана. Восточные источники свидетельству­ют о том, что в 1Х-Х вв. киевские князья продолжали считать себя кага­нами, в «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион называл так

князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: