И хазары в VIII-
Первой половине XI в.
Саркел – Белая Вежа.
Хазары - тюркоязычный кочевой народ (родственный болгарам, но из враждебных родов). Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Их колыбелью были предкавказские степи, раскинувшиеся вдоль северо-западного берега Каспийскоrо моря. В письменных источниках сведения о тюркоязычных хазарах стали появляться с начала VI в. В то время они вместе с другими ордами, подвластными кагану, вели упорные войны с Персией, глубоко проникая на территорию Закавказья. К середине VII в. хазары завоевали всю территорию Великой Булгарии. На хазарах фактически закончилось Великое переселение народов. Хазарский каганат- полиэтничесное государство. Его центр изначально располагался на Сев. Кавказе – Беленджер (тер. Дагестана). Семендер – еще одна «столица». В сер. 8 в. столица была перенесена в дельту Волги (Итиль), т.к. на прежние территории пришли арабы.
В первой четверти VII в. хазары еще больше усилились, что, возможно, было обусловлено их союзом с земледельцами Прикавказья — аланами и проживавшими на территории современного Дагестана маскутами (потомками античных массагетов). В 20-е годы федерация кочевых, полукочевых, оседлых и традиционно земледельческих племен, возглавлявшаяся хазарами, номинально подчинялась верховному правителю Тюркского каганата, но фактически проводила самостоятельную политику. В 40-70-е годы союзники одержали верх над протоболгарами, захватили их пастбища и к началу VIII в. расселились в предгорьях современного Дагестана, приазовских и кубанских степях, в Северном Причерноморье, заняли значительную часть Крыма.
|
Арабские войны: В Закавказье полыхал пожар арабских войн. В начале VIII в. войска язычников-хазар и исповедовавших ислам арабов дрались на западном побережье Каспийского моря — в Албании и возле Дербента. Завершившаяся победой мусульман война 721-737 гг. велась в основном на земле Хазарии. Почти 100 лет продолжались арабо-хазарские войны. Хазары ушли, но не исламизировались. Новые границы: на западе - Крым, Черноморское поб-е; на сев. – перешеек Волги и Дона; восток – Волга; юг – хазары отодвинулись от Кавказа.
В эти годы аланы, булгары и сами хазары переселялись в волжские, донские и донецкие степи, а оттуда еще дальше на север — на берега Камы. На обширной территории, занятой переселенцами, в VIII в. окончательно сформировалось этнически пестрое, экономически неравномерно развитое, социально нестабильное, но тем не менее развивавшееся и несколько столетий процветавшее государственное образование — Хазарский каганат. Его границы протянулись от Кавказа до Камы и — в период наивысшего развития — от левых притоков Волги до Дуная
Полиэтничное население Хазарского каганата было занято в различных отраслях многопрофильной экономики государства.
На той же территории, где обосновались аланы, проживали славяне, создатели «пеньковской археологической культуры». Они сжигали своих покойников, затем их прах ссыпали в урны, которые опускали в могилы. Аланы и славяне были земледельцами, но рядом с их поселениями во второй половине IX в. кочевали племена угров.
Над аланами, протоболгарами, славянами, уграми, потомками готов и древних греков возвышались собственно хазары. К тому же в имущественном и социальном отношении господствующее население каганата было резко дифференцированным и подразделялось на черных (рядовых) и белых (знатных, богатых, влиятельных) хазар.
|
Зимой номады жили в неукрепленных стойбищах, летом перегоняли скот на пастбища. Часть хазар вела оседлый или полуоседлый образ жизни. В сельской местности они обрабатывали поля, разводили сады, занимались виноградарством. С первых дней своего существования Хазарское государство установило жесткий контроль над проходившими по его территории торговыми путями, которые связывали Восточную Европу со странами Передней Азии. Наиболее оживленной и экономически прибыльной была трасса, тянувшаяся вдоль западного берега Каспийского моря к устью Волги, затем вверх по реке до современного города Волгограда
Оживленная международная торговля на территории Хазарии носила транзитный характер. Хазарские товары, кроме рыбьего клея, спросом на иностранных рынках не пользовались. Однако по дорогам каганата везли: из Руси и Волжско-Камской Болгарии — мед, воск, бобровые, соболиные, лисьи меха, клыки моржей («рыбий зуб»), рабов; из арабских стран на запад поступали серебряная и бронзовая культовая и пиршественная утварь, женские украшения, шелка, пряности, благовония..
Города
В Раннем Средневековье продвижение торговых караванов осуществлялось медленно. На ладьях, конях и верблюдах купцы неделями и месяцами добирались до узловых пунктов маршрута — колоритных хазарских городов, где, заплатив пошлину, распаковывали товары, устанавливали нужные связи, запасались всем необходимым для дальнейшего пути. Крупнейшими городами в Хазарии были Самандар (Семендер), Атиль (Итиль), Самкерц (Таматарха, Тмутаракань). Важное оборонительное значение имела крепость Саркел (Белая Вежа). Самандар находился в северной части современного Приморского Дагестана. В источниках он упоминается с середины VII в. В 20-30-е годы VIII в. город был столицей Хазарии.
|
В 1Х-Х вв. столицей Хазарского каганата был город Атиль. Город состоял из трех частей: два обширных района располагались на противоположных берегах Волги. Третий квартал представлял собой укрепленную резиденцию отстраненного от власти кагана и фактического правителя малика (шада-бека). Местное население (до 10 тыс. человек) отличалось этнической и конфессиональной пестротой. Жилые и административные сооружения — деревянные здания, глинобитные мазанки, юрты утопали в садах.
На мысу Таманского полуострова, на берегу Керченского пролива процветал большой оживленный город Самкерц (Тмутаракань). Он возродился на развалинах античной Гермонассы как крупнейший перевалочный пункт, узел морских и сухопутных торговых магистралей. Каждые 20 лет улицы Самкерца мостили битой керамикой и костями животных.
В нижнем течении Дона, на высоком правом берегу реки в VIII — первой четверти IX в. функционировала сильная крепость, построенная из белого известняка. Археологи называют ее Правобережным Цимлянским городищем. Крепость имела форму треугольника с вписанным в него ромбом внутреннего двора.
В 30-е годы IX в. на противоположном берегу Дона был возведен Саркел — «Белая крепость», которую русские называли Белая Вежа. Городище Саркела почти полностью исследовано археологами, в настоящее время оно затоплено Цимлянским морем и находится в 15 км от его берега. Согласно византийскому императору Константину Багрянородному, крепость была возведена по проекту ромейского инженера Петроны Каматира и под его непосредственным руководством. М. И. Артамонов и А. П. Новосельцев убеждены в том, что строительство Саркела осуществлялось с оборонительной целью: власти Хазарии были обеспокоены усиливавшейся активностью воинственных русов. По мнению исследователей, цитадель выполняла исключительно защитные функции. Крепость стояла на невысоком мысу берега реки и была защищена двойной линией рвов и недостроенным валом. Она имела форму четырехугольника, толщина стен достигала 3,75 м, а высота 10 м. По углам и по периметру цитадели располагались массивные башни. Все укрепления были возведены из толстого короткого кирпича с продавленными в них рисунками, который изготавливали на месте (наличие печей). Стены не имели фундаментов и стояли прямо на земле — так традиционно строили форты в Хазарии.
Диархия
В VIII в. Хазарское государство возглавлял каган — реально правивший верховный владыка, которому подчинялись властители более низкого ранга. Тогда его также называли царем. Однако в первой четверти IX в. функции и титул царя перенял влиятельный сановник шад-бек, который во второй половине того же столетия стал полновластным лидером Хазарской «державы», в то время как каган превратился в номинального главу государства.
Основные функции центральных органов власти в Хазарском каганате сводились к управлению войском, численность которого доходила до 10-12 тыс. человек, личной гвардией царя (4 тыс. воинов), сбору даней и пошлин, судопроизводству, осуществлению религиозных культов.
Религия
Изначально хазары и подвластные им племена были язычниками, но, потерпев поражение от арабов-мусульман, в условиях участившихся конфликтов с христианской Византией и под давлением международного еврейского капитала, создавшего в этом регионе крупнейший центр своего влияния, правящая верхушка каганата приняла иудаизм. Первым в новую веру обратился хазарский «князь» Булан. Это произошло в 30-е годы VIII в. В последней четверти VIII — начале IX в. иудаизм стал государственной религией. Подданные каганов и царей-иудеев продолжали исповедовать ислам, христианство и отправлять различные языческие культы. Противостояние правящей верхушки и провинциальной знати, возглавлявшей рядовое иноконфессиональное население каганата, вылилось в длительную и ожесточенную гражданскую и религиозную войну, которая привела Хазарское государство к гибели.
Восточные славяне и Хазарский каганат.
В период формирования Хазарского каганата в сферу его влияния попали восточнославянские союзы племен — поляне, северяне, радимичи, вятичи, возможно, уличи и тиверцы. Это произошло в VIII в., когда славяне осваивали территорию Восточно-Европейской равнины. Разобщенные, рассеянные в густых, труднопроходимых лесах племена не смогли противостоять хазарам и оказались в даннической зависимости от них.
Однако славяне не покорились хазарам. Их племенные территории покрылись укрепленными поселениями — «градами», а сами они для борьбы с завоевателями объединили усилия и создали новое социально-политическое образование — «Русскую землю». В освободительном движении участвовали поляне, часть северян, радимичей, вятичей, возможно, уличей и тиверцев. Его возглавили поляне, их стольный город Киев стал центром «Русской земли». Под руководством полян их соратники ликвидировали хазарское иго. Это произошло в первой трети IX в., когда в Хазарии начиналась кровопролитная смута.
Вытеснив завоевателей из Среднего Поднепровья, поляне переняли от них некоторые особенности организации высшей власти, в частности, титул кагана. Восточные источники свидетельствуют о том, что в 1Х-Х вв. киевские князья продолжали считать себя каганами, в «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион называл так
князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.