Глобальный финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., очень негативно повлиял на состояния РСЭ России. Несмотря на снижение мировых цен на энергоносители, Россия не смогла преодолеть односторонней сырьевой направленности экспорта. В этих условиях с осени 2008г. руководство страны предприняло целый комплекс антикризисных мер, прямо или косвенно направленных на реальный сектор экономики.
7 ноября 2008 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин рассмотрел предварительный План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Согласно Плану, поддержка реального сектора заключалась в защите рынка от импорта и поддержке российского производителя. Практически всем экспортерам гарантировалось субсидирование процентной ставки по кредитам. Нефтяникам было обещано сократить срок периода, на который устанавливается вывозная пошлина. Помочь сельскому хозяйству предлагалось путем кредитования крупных агрохолдингов Банком развития, бюджетной накачкой уставных капиталов Россельхозбанка и «Росагролизинга», сокращением тарифных квот на импорт птицы и свинины. У строителей государство было готово выкупить часть готового жилья. «Росатому» и «Ростехнологиям» было предложено выкупить допэмиссию акций и облигаций ряда стратегических предприятий. Чтобы предотвратить банкротство оборонных предприятий, Правительство предполагало выделить им субсидии. Машиностроители могли рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам на новое оборудование. Авиакомпаниям разрешили отсрочку уплаты таможенных платежей на ввоз самолетов и комплектующих. Автопрому было обещано повысить ввозные пошлины на иномарки с пробегом.[87]
|
20 ноября 2008 г. на Х съезде «Единой России» премьер-министр России Владимир Путин объявил о планах в отношении новых налоговых послаблений. В частности, планы включали в себя снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4%, увеличение амортизационной премии с 24% до 20%, что должны было предоставить компаниям более 100 миллиардов рублей. Эти предложения дополняли предыдущий пакет фискальных мер по поддержке экономики на 175 миллиардов рублей, который включал в себя снижение НДПИ для нефтяников и другие меры отраслевой поддержки. На 2009–2010 годы было запланировано, что из бюджета будет дополнительно выделено более 50 миллиардов рублей для предупреждения банкротств оборонных предприятий. Было предусмотрено, что регионы получат право снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%. Также было объявлено, что сократятся сроки возмещения НДС, и до конца 2008 года снизится до минимума текущую задолженность по НДС, заявленная к возмещению из бюджета.[88] При этом налоговикам было приказано разработать новый порядок начисления НДС по авансовым платежам. Не были забыты и строители: правительство обещало выделить 83 миллиарда рублей на покупку более 40 тысяч типовых квартир, что должно было не только обеспечить жильем военнослужащих и другие категории граждан, но и позволить поддержать строительную отрасль. Компаниям, ведущим строительство особо важных объектов, было обещано разрешение на выпуск инфраструктурных облигаций, гарантированных Внешэкономбанком. Планировалось увеличить капитал Внешэкономбанка на 75 миллиардов рублей.[89]
|
21 января 2009 г. предварительные антикризисные планы и намерения Правительства России были оформлены в виде «Перечня первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса». [90] В части поддержки реального сектора экономики Перечень содержал следующие меры:
1. Налоговая и бюджетная политика. Изменение порядка уплаты НДС с поквартального на помесячный, а также оптимизация порядка начисления НДС по авансовым платежам для ускорения возврата этого налога при экспортных операциях. Изменение порядка уплаты налога на прибыль с фактической, а не с расчетной величины и, одновременно, снижение ставки данного налога с 24% до 20%. Увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств с 10% до 30%. Предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка — 15%). Цель вышеуказанных мероприятий — сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков и снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики.
В результате общий объем снижения налоговой нагрузки должен был составить в 2009 году примерно 550 млрд рублей. В целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд рублей) им передавалось 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ.
|
2. Тарифная политика. Снижениесреднегодового роста тарифов на железнодорожные перевозки с 18,7% до 12,4%. Уменьшение роста этого тарифа с 1 января 2009 г. с 14% до 5%. Сокращение среднегодового роста тарифов на газ с 25% до 16,3%. Уменьшение роста тарифов на теплоснабжение с 22% до 18%. Восстановление права федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.
3. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики. Сформирован перечень из 295 системообразующих организаций (включая крупные холдинговые компании), имеющих существенное стратегическое значение и являющихся крупными работодателями. Главные направления работы с такими компаниями - субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление по кредитам государственных гарантий, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, при необходимости — вхождение государства в капитал системообразующих организаций, селективные меры таможенно-тарифной защиты с учетом принятых международных обязательств. Для реализации программы государственной помощи системообразующим организациям в бюджете на 2009 год было зарезервировано 625 миллиардов рублей: 300 миллиардов на госгарантии по кредитам и 325 миллиардов в качестве прямой государственной поддержки.[91][92]
Нефтяная промышленность. Повышение необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ с 9 до 15 долларов за баррель. Введение налоговых каникул при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири. Сокращение до 1 месяца периода мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Распространение на нефтяную отрасль механизмов ускоренной амортизации на основные средства производства. Снижение таможенной пошлины с 496 до 192 долларов за тонну. Ожидаемый результат для нефтяного сектора в 2009 году от снижения налога на прибыль - 250 млрд руб., от сокращения таможенной пошлины – еще около 500 млрд рублей.
Автомобилестроение. У величение финансирования закупок автомобильной техники для федеральных государственных нужд на 12,5 млрд руб. Направление до 40 млрд руб. на закупку дорожной техники за счет средств ФЦП "Модернизация транспортной системы". Реализация мероприятий Национальной программы обновления парка муниципального автотранспорта на сумму 20 млрд руб. за счет федерального бюджета и на 10 млрд руб. - за счет бюджетов регионов. Направление 5 млрд рублей на закупку автотехники по лизингу для нужд сельского хозяйства. Открытие кредитных линий в объеме до 43 млрд рублей для лизинговых компаний. Использование механизмов лизинга автомобильной техники. Привлечение предприятиями автопрома до 70 млрд руб. кредитов с использованием механизма госгарантий. Размещение инфраструктурных облигаций на сумму до 60 млрд рублей. Субсидирование процентных ставок в размере 2/3 ставки рефинансирования по кредитам граждан на приобретение автомобилей, выпущенных в России и относящихся к сегменту массового спроса (стоимостью до 350 тыс. рублей). Временное повышение таможенных пошлин на новые иномарки, постоянное - на подержанные машины. Для компенсации потерь дальневосточников - снижение (обнуление) тарифов на железнодорожные перевозки автомобилей из Европейской части страны в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
Сельхозмашиностроение. Внесение в уставный капитал "Росагролизинга" 25 млрд рублей, которые, пойдут на закупки продукции отрасли. Субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Введение временной таможенной пошлины на импорт иностранной сельхозтехники в размере 15%.
Оборонно-промышленный комплекс. Выделение 50 млрд рублей для предупреждения банкротства оборонных предприятий. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса в рамках уже созданных крупных холдингов. Предоставление государственных гарантий по кредитам банков на сумму 100 млрд рублей.
Малый и средний бизнес. Увеличение кредитной программы Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу до 30 млрд рублей. Выделение из федерального бюджета 10,5 млрд рублей на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, гранты и обучающие программы). Принятие закона, предоставляющего малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества. Снижение платы за присоединение малых предприятий к электрическим сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью до 15 кВТ). Снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.
Авиационные перевозки. Кредитование отдельных авиакомпаний в объеме до 30 млрд рублей.
Розничная торговля. Оказание поддержки системообразующим розничным сетям в виде предоставления кредитов, содействия ускорению регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата НДС в целях ускорения оборота средств.
Аграрно-промышленный комплекс. Последовательное увеличение уставного капитала "Россельхозбанка" на 30 млрд и 45 млрд рублей соответственно. Выделение 28 млрд рублей для компенсации затрат на приобретение ГСМ, кормов, удобрений. Пополнение уставного капитала "Росагролизинга" на 25 млрд рублей. Введение новых условий лизинга без предоплаты. Откладывание первого платёжа на срок до 12 месяцев после получения техники. Увеличение срока лизинга в полтора раза — с 10 до 15 лет. Обеспечение кредитование АПК в объеме свыше 860 млрд рублей, в том числе 400 млрд рублей — с использованием механизмов субсидирования процентной ставки в размере 80% ставки рефинансирования. Из них — 70 млрд рублей на завершение строительства животноводческих комплексов. Участие Внешэкономбанка в финансировании крупных проектов в агропромышленном комплексе. Расширение масштаба зерновых интервенций. Снижение квот на импорт мяса птицы и свинины, в том числе сокращение объема тарифной квоты по мясу птицы на 300 тыс. тонн.
Инфраструктурные проекты. Разрешение компаниям выпускать инфраструктурные облигации, в том числе под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка под строительство особо значимых, крупных объектов.[93]
В целом, для выведения из кризиса экономики России банковскому сектору в конце 2008 — начале 2009 гг. было выделено 3,5 трлн руб. государственных средств. Деньги эти были предоставлены с двумя целями:
· оздоровление самого банковского сектора, имея в виду не допустить перехода контрольного пакет акций российских банков в руки зарубежных кредиторов;
· оздоровление реального сектора экономики, имея в виду предоставление банками части полученных от государства средств на кредитование предприятий реального сектора.
Первая задача была выполнена, вторая — нет.
19 марта 2009 г. Правительство Российской Федерации приняло Программу антикризисных мер на 2009 г.[94] Программа предусматривала семь основных приоритетов, 4 из которых непосредственно относились к реальному сектору экономики:
1. Сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отказ Правительства от расходов на сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
2. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен был стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов были обозначены как ключевые задачи Правительства на последующие годы. В условиях кризиса - увеличение роли внутреннего спроса со стороны государства (госинвестиции и госзакупки); но по мере стабилизации ситуации — увеличение роли частного спроса (на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства).
3. Сохранение долгосрочных приоритетов модернизации страны, активизация и ускорение работы в этом направлении. Обозначение смены сложившейся модели экономического роста от «нефтяного» к инновационному в качестве главной модернизационный задачи. Поддержка важнейших инновационных процессов, включая повышение энергоэффективности экономики. Определение ключевым приоритетом бюджетных расходов увеличение инвестиции в человеческий капитал — в образование и здравоохранение. Строительство запланированных инфраструктурных объектов, необходимых для повышения эффективности экономики, но за меньшие средства.
4. Освобождение ответственного бизнеса от давления чиновников. Продолжение снижения Правительством административных барьеров для бизнеса, являющихся одной из причин коррупции. Предложение нового комплекса мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
19 июня 2009 г. была принята вторая Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.[95]
В соответствии со второй Программой Правительство Российской Федерации должно было осуществлять свою деятельность, исходя из 7 приоритетов:
1 приоритет. Выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Предполагалась поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса, в том числе, оказание мер поддержки гражданам, приобретающим жилье и, наряду с этим, усиление социальной защиты населения, обеспечение необходимыми объемами и качеством социальных и медицинских услуг, доступности качественных и безопасных лекарственных средств. Было запланировано расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. Намечена модернизация пенсионной системы.
2 приоритет. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Основные мероприятия: создание условий для существенного повышения эффективности предприятий, но без подмены ответственности бизнеса; поддержка будет оказана лишь тем предприятиям, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции. Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Предполагалось принять меры по защите интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.
3 приоритет. Активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Усилия государства предполагалось направить на: компенсацию сжатия рынков, ослабление зависимости от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов. В качестве конкретных мер приняты следующие: увеличение роли внутреннего спроса со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа, а также защита внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. Сделан акцент на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.
4 приоритет. Стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Данное направление включает расширение поддержки инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Условия предоставления государственной помощи предприятиям — наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития. Сохранены приоритеты выделения государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность, а также на создание инфраструктуры для экономического роста.
5 приоритет. Создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Речь идет о мероприятиях по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Не менее важно сокращение избыточных полномочий органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Одна из ключевых проблем — а ктивизация работы по предотвращению и пресечению коррупционных действий. Особое внимание уделялось поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, включающей в себя комплекс мер по снижению налоговой нагрузки; установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, предоставление льготных арендных ставок по аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.
6 приоритет. Формирование мощной финансовой системы как основы развития национальной экономики. Сделана ставка на повышение эффективности банковской системы, очищение ее от проблемных кредитных учреждений. Намечена реализация мер по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; санация банков. Все это должно привести к формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.
7 приоритет. Обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Государственное регулированиев данной области направлено на изменение приоритетов долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические ориентиры экономической политики. К их числу отнесено следующее: повышение эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности; уменьшение административных барьеров для благоприятного ведения бизнеса; сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями и укрепления партнерства между университетами и производственными предприятиями; повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет обеспечения более сбалансированного развития западной и восточной частей России; совершенствование бизнес-образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей, по которым ведется обучение на российских факультетах бизнеса.
В настоящее время у некоторых специалистов наблюдается некоторое успокоение после первого удара кризиса; говорят о том, что пик пройден и самое худшее позади. Однако вывод этот, по нашему мнению, преждевременен, особенно в части реального сектора экономики. Дело в том, что процессы, которые происходят в реальном секторе, гораздо более инертны, чем на финансовых рынках. Если ситуацию, которая разворачивалась на финансовых рынках, удалось силами ЦБ достаточно быстро успокоить, то для того чтобы реальный сектор экономики начал расти, необходимо отсутствие падения в течение нескольких лет. У сожалению, ситуация 2013 г. говорила об обратном.
Факторы, которые могли бы привести к росту реального сектора, не работают. Надежды на то, что главные проблемы этого сектора - падение спроса, падение цен, проблемы с кредитованием – в скором времени разрешатся, практически нет. Например, о массовом возобновлении кредитования пока говорить не приходится. Кредиты выдаются не по экономическим, а по иным соображениям, когда есть давление правительства и монетарных властей.
Так или иначе, приходится сделать вывод: вслед за наполнением банковской системы государственными деньгами кредитования реального сектора экономики России не последовало.
Обобщенный анализ антикризисных планов Правительства РФ позволяет сделать вывод, что, по большей части, эти планы были разумны. Но здесь возникает другие вопросы: насколько эти планы были адекватны внешним вызовам, насколько они были своевременны и были ли они реализованы на практике?
В условиях кризиса, вмешательство государства в экономику и финансовый сектор является жизненно необходимым. Главный вопрос в том, как распорядиться имеющимися ресурсами. Если судить по российскому опыту, спасение финансового сектора выглядит более или менее решаемой задачей, но вот что касается реального сектора экономики, то здесь какого-то реально осуществимого и действенного плана пока нет. Сам факт принятия все новых вариантов антикризисных программ без какого бы то ни было анализа результативности программ предыдущих заставляет предположить, что либо предусмотренные предшествующими программами мероприятия не выполнялись, либо они не достигли поставленных целей, ли и то, и другое вместе.