Опыт одной из авторской школы РТ




Авторские школы.

Образование очень тесно переплетается со всеми сферами общественной жизни. Насколько система образования сможет удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных образовательных услугах - настолько экономика и духовная жизнь страны сможет преобразиться. Это понимают все.

Пятого сентября этого года президент России встретился с министрами правительства, депутатами Госдумы и членами президиума Госсовета. Владимир Путин выступил с программной речью, в которой уделил большое внимание проблемам образования: необходимости поднять уровень качества образования за счет внедрения образовательных технологий и принятию мер господдержки учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Эти самые инновационные программы, а вернее, школы, их внедряющие, и стали предметом нашего обзора.

Всего в Казани 196 школ (обучается 107847 детей):

· средних - 174

· с углубленным изучением отдельных предметов - 49

· гимназий - 35

· лицеев - 13

· прогимназий (обучение детей с детского сада до начальной школы) - 3

Для детей с недостатками умственного и физического развития - 10 школ

Негосударственные школы: "Елена-Сервис", Лицей им. Лобачевского, Усмания, школа церкви "Краеугольный камень".

Все перечисленные школы контролируются Управлением образования Республики Татарстан.

В Казани имеется банк данных одаренных детей, он включает в себя 3612 маленьких граждан.

Данные предоставлены Управлением образования РТ.

История "вопреки"

Первые инновационные школы появились достаточно давно и "назло" обстоятельствам - когда общепринятая система обучения не справлялась со своей основной функцией - формировать в ребенке самостоятельную, свободную и в то же время социально ответственную личность. К примеру, школа Френе. Селестен Френе начал преподавать в 1920 году в деревенской школе во Франции. Классы были переполнены ребятами разных возрастов, общепринятые приемы обучения эффекта не давали, учебных средств не доставало - Френе разработал новые формы занятий, позволяющие заниматься с детьми индивидуально и в то же время создающие условия для демократического сотрудничества всех участников коллектива. Вот оно - ситуация и возможности - задача, которую педагог призван решить самостоятельно.

Пример инновационного подхода - школа Марии Монтессори. Мария была врачом и начинала педагогическую практику с работы со своими пациентами - детьми, не имеющими возможность посещать традиционную школу. Монтессори-метод - это формирование специальной среды, которая помогает ребенку развиваться естественно и самостоятельно, "упражнять свои чувства свободно", выполняя только те задания, которые он хочет, и в собственном темпе.

Часто создателями инновационных школ были вовсе не педагоги. Рудольф Штейнер - создатель Свободной вальдорфской школы - был известным редактором, издавал труды Гете. И это неудивительно - основа инновационной школы - личность её идейного вдохновителя.

Говоря об идейных вдохновителях, нельзя не назвать имя русского педагога Макаренко, сумевшего с помощью личного примера и труда перевоспитать и социально адаптировать сотни беспризорников.

Все просто - когда система традиционного образования переживает не лучшие свои времена или её привычное функционирование по тем или иным причинам становится невозможным, ей на помощь приходят новые идеи, иными словами - инновационные формы учебно-воспитательного процесса. Конечно, не стоит думать, что инновации живут от кризиса до кризиса, школа - это живой организм, стремящийся к совершенствованию. Поэтому сегодня под инновационной школой не всегда подразумевается авторская концепция, чаще это учебное заведение, где педагогический коллектив вносит в практику новые учебные технологии (свои или заимствованные, но обязательно проверенные экспертами), в том числе новые учебники, программы, курсы и даже предметы, которых нет в базисном учебном плане.

Внутренние механизмы

Кадры

В Казани инновационные школы стали активно развиваться в 90-е годы. Конечно, сразу же потребовались учителя, способные уверенно чувствовать себя в условиях по-новому развивающихся учебных заведений. Районы города решали эту проблему по-разному. Так, методический кабинет отдела образования Советского района Казани организовал профессиональную структуру для повышения квалификации учителей - так родилась школа для педагогов "Экспериментатор".

Ирада Галеева, заслуженный учитель школы РТ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, руководитель районной школы "Экспериментатор":

- Сначала на базе школы №121 мы обучили 38 педагогов ведению опытно-экспериментальной работы, были разработаны вариативные программы, неоднократно проведены республиканские и российские конференции по кадрам смоделированного нового опыта, который шел как передовой (отличался исследовательским характером). И когда локальный опыт дал положительный результат, мы поняли, что пора создавать подобную структуру и на базе районного методического кабинета.

В течение всего этого времени (15 лет) формы работы в "Экспериментаторе" видоизменялись. Дело в том, что в 90-е годы у нас был очень сильный состав заместителей директоров школ. Мы занимались разработкой содержания новых программ, внедрением эффективных технологий обучения. Сейчас, когда много говорят о личностной ориентации на каждого ученика, мы поняли, что необходимо личностно-ориентированное обучение учителей, педагога самого нужно "вести". Для этого в школе была использована теория Ансамблевого целевого обучения. Мы провели диагностику педагогов, выявили характер их затруднений и способность обучаться. Основной работой с учителями стало моделирование - мы показывали, как нужно делать, учителя - пробовали. Результаты демонстрировались на конференциях и семинарах. Использовался опыт социального проектирования - шаг за шагом педагогов вели к ощущению успеха, желанию работать. Большую роль сыграли сборники, которые выпускались на базе методкабинета, демонстрирующие научную подготовку преподавателей. Учитель, прошедший такую школу, выступает уже как представитель кафедральной команды, он способен видеть целостно, понимать, что в школе много кабинетов, но ученик в ней один.

Родители

Любая экспериментальная работа в школе, предполагающая изменения базовой программы, а иногда и сроки прохождения материала, требует согласования с родительской общественностью. Ведь задача любой школы (в том числе инновационной) - соблюдение образовательных стандартов; кроме того, она несет ответственность за качество знаний детей.

Ирада Галеева:

- В нашей практике был такой орган, как Ученый совет в школе. В него входили представители педагогической и научной общественности - кандидаты и доктора наук, чьи дети обучались в этой школе. Они-то и проводили экспертизы всех авторских программ, которые мы предлагали. На родительских собраниях проводилась целенаправленная работа: шли своеобразные обучающие семинары для родителей, на которых подробно описывались все действия, все тапы работы по внедрению экспериментальных программ.

Все это делалось с тем, чтобы между учителями и родителями не возникало разночтений. В режиме инновационной работы очень важно для школы быть открытой. Программы, уроки - все должно быть доступно для ознакомления и контроля. Представители родительской общественности должны иметь возможность посещать занятия своих детей, давать им оценку. По словам Ирады Галеевой, подобная открытость приносит свои плоды - родители ведут своих детей на определенные команды учителей.

Родители являются соучастниками инновационных процессов - любой эксперимент может проводиться либо по их решению, либо с их поддержкой. Нередко инновация подразумевает изменений формы проведения занятий, и без родительской помощи в организации экспериментальных лабораторий школе не обойтись. Так, без родительской общественности вряд ли стало бы возможным во многих учебных заведениях внедрение концепции профильного обучения.

Таким образом, внедрение инновации в практику предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки и дальнейшие доработки в соответствии с пожеланиями родителей и последними достижениями в области образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: