МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тульский филиал
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория государства и права
ТЕМА № 34 «Функции государства »
Руководитель: ____________________/ к.ю.н. Фомин Олег Евгеньевич /
(подпись) (Ф.И.О.)
Студент: ____________________/ Фролова Екатерина Сергеевна /
(подпись) (Ф.И.О.)
Учебная группа: 151 Форма обучения: Очная
Дата предоставления в учебный отдел: ___________________________
Защищена
«____»_______________ 2016 г.
Оценка: ________________________
Тула 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие функций государства …………………………..……
Глава 2. Основные внутренние функции государства ………….…...
Глава 3. Основные внешние функции государства…………………..
Глава 4. Формы и методы реализации функций государства………...
Заключение ……………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
Введение
Термин "функции" в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение[1].
|
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что хотя категории функций государства рассмотрены довольно подробно в юридической литературе. Тем не менее, отдельные аспекты в понимании сущности функций государства недостаточно разобраны и вызывают научный интерес.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении и раскрытии понятия и видов функций государства.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие функций государства;
2. Рассмотреть виды функций государства;
3. Рассмотреть внутренние функции государства;
4. Рассмотреть внешние функции государства;
5. Рассмотреть формы осуществления функций государства.
Объектом исследования являются функции государства, а предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства.
Глава 1. Понятие функций государства
Как правило, термин "функции" в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, а их содержание обусловлено сущностью государства.
Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением[2]. Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых.
|
Например, Морозова Л.А., автор учебника Теории Государства и Права считает, что: «Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.»[3]
Автор учебника Теории Государства и Права Черданцев А.В. полагает, что: «Функция государства — это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Можно эту мысль выразить и иначе: функция государства — это деятельность государства в ее главных направлениях.» [4]
Некоторые авторы придерживаются мнения, что функции государства отражают основные цели общества. Наиболее емко эта мысль выражена М. И. Байтиным, считающим, что функции государства представляют собой "важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом". [5]
|
Существует также точка зрения, согласно которой функции государства - это характеристика, отражающая предназначение государства. Так, по утверждению Ф. Д. Байрамова и Ф. Н. Аббасова: "предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие "функции государства" для характеристики именно того, что и как государство делает".[6]
С. А. Комаров, анализируя различные точки зрения на категорию "функции государства", отмечал, что под функциями в юридической науке подразумеваются, во-первых, основные направления (стороны, виды) деятельности государства, во-вторых, его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и, в-третьих, социальные направления деятельности как внутри, так и вовне государства.[7]
Помимо доктринального толкования, функции государства урегулированы нормами права. Основные функции закреплены в основном законе государства - его конституции, содержащей конкретные обязательства государства перед обществом. Кроме того, функции государства нормативно закреплены также в иных правовых актах, регламентирующих вопросы организации и деятельности органов государственной власти.
Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства.
Поэтому, функции государства можно рассматривать в нескольких аспектах:
1) функции государства как такового, как политико-правового института;
2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.);
3) функции конкретного государства на определенный момент времени.
Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно.[8]
Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
· потребностей и интересов населения;
· экономических возможностей общества;
· нравственного и культурного уровня общества;
· профессионализма государственных служащих и структур и др.
В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова).
Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.
Ряд ученых считает, что наиболее емкой представляется классификация функций, основанная на признании важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства, согласно которой выделяют основные и неосновные функции.[9]
Современная наука определяет, что основные функции государства - это наиболее общие, важнейшие направления его деятельности по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Неосновные функции выражаются через специфическую деятельность отдельных государственных органов, не имеющую общегосударственного значения, и являются относительно более узкими направлениями деятельности государства, входящими в состав основных функций.
В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, его решающим, генеральным направлениям внутренней и внешней политики, и выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата. Их объектом является широкий круг обладающих сходством социальных отношений в определенной крупномасштабной области социальной жизни.
Данное представление об основных и неосновных функциях государства было сформулировано в 70-е годы XX века теоретиком государства Н.В. Черноголовкиным и сохраняет свою общетеоретическую значимость до настоящего времени.
Вместе с тем М.Н. Марченко отмечает, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 1960-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки этот вопрос был решен положительно. Исследователи пришли к выводу, что такая классификация функций государства не только желательна, но и объективно необходима, так как в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями функция обороны. В условиях экологических и иных возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции.[10]
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.[11]
Функции государства отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает? В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства.
Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.
Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Одни из них появляются сразу же с возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более поздних этапах развития государства, с появлением новых глобальных задач (например, экологическая функция) становятся также постоянными, устойчивыми.
В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу или какой-либо господствующей элите.
Таким образом, можно сделать вывод, что функция государства — это главное, основное направление его деятельности. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности. Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного, неглавного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства. Какое-то направление деятельности одни рассматривают как главное, а другие — как неглавное и, не возводят в ранг основных функций государства.