Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга.[17] Но, если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении.
К числу внешних функций современных государств относятся такие направления деятельности, которые осуществляются государством в отношениях с другими государствами либо связаны с участием государства в международных организациях. Это обеспечение безопасности и целостности страны, ее суверенитета (защита от нападения со стороны других государств, в том числе и противодействие иностранным разведкам); сотрудничество с другими государствами по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам и, прежде всего, по вопросам, которые затрагивают интересы многих государств и требуют коллективного реагирования мирового сообщества, организации совместных мероприятий. Речь идет об осуществлении совместных космических проектов, борьбе с наркобизнесом, с международным терроризмом, участии в предотвращении и ликвидации последствий крупных экологических катастроф, в обеспечении мирового правопорядка.[18]
В системе внешних функций современного государства можно выделить следующие основные функции:
1. Функция обороны страны. Данная функция имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам.[19]
|
Устав ООН и другие международные документы в качестве важнейшего принципа современных международных отношений закрепили уважение суверенитета и невмешательство государств в дела друг друга. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций. Государство должно иметь возможность пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также свою экономическую, политическую и информационную независимость. Осуществление функции обороны обеспечивает суверенитет, самостоятельность государства на международной арене, а также защиту его населения и территории. Как подчеркивается, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на Российскую Федерацию, Россия будет вынуждена поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории - неотъемлемых составляющих государственной целостности Российской Федерации.
2. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции
|
3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.[20]
Вышеперечисленные функции являются основными внешними функциями государства по мнению авторов учебника Теории Государства и Права Матузова Н.И и Малько А.В. Но функциям государства характерно изменение со временем, поэтому в наше время в юридической литературе, всё чаще можно встретить следующие внешние функции государства:
1.Функция интеграции в мировую экономику проявляется в деятельности по внешнеэкономическому сотрудничеству (в том числе в предоставлении другим государствам кредитов, займов, в использовании новейших зарубежных технологий и т.д.), в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, в поддержке иностранных капиталовложений (создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление иностранным инвесторам таможенных, налоговых и других льгот).
|
2.Одной из приоритетных функций современного демократического государства является социальная функция, осуществляемая в сфере международных отношений. Речь идет прежде всего о защите прав личности (принятие международных актов - деклараций, конвенций - в области обеспечения прав человека, деятельность Европейского Суда по правам человека и т.д.) и осуществлении различных форм гуманитарной деятельности (гуманитарная миссия "Врачи без границ" и др.).
3. Экологическая. В современных условиях многие экологические проблемы (уменьшение озонового слоя, глобальное потепление климата, угроза исчезновения редких животных, загрязнение рек, почвы и атмосферного воздуха и др.) не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.
4. Поддержание мира (или, как ее еще называют, поддержание мирового порядка). Необходимо подчеркнуть, что ведение агрессивных, захватнических войн сопутствовало всем этапам развития человеческого общества. Сохраняется эта угроза и сегодня. Однако наличие оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) значительно снижает возможность развязывания новых агрессивных войн. Важным фактором сохранения мира на планете является совместная деятельность государств по разрешению межнациональных конфликтов, обеспечению мирового правопорядка (миротворческие миссии по нормализации ситуаций в Нагорном Карабахе, Югославии, Абхазии, Ираке и др.).
К внешнеполитической деятельности современного государства относится и сотрудничество с другими государствами в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация международных конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через интерпол) и др., а также некоторые авторы выделяют такую функцию как политическую. Содержание политической функции составляет развитие политических отношений между государствами: создание представительств одних государств на территории других, деятельность послов, дипломатов; заключение международных договоров, участие в международных организациях, обмен официальными парламентскими делегациями и т.д.
В наши дни можно говорить об образовании двух новых функций государства. Это – миграционная и информационная.
1.Миграционная функция. Проблемы формирования миграционной функции как отдельного направления государственной деятельности в России все чаще поднимаются в научных и политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Общество, все более остро реагируя на интенсификацию миграционных процессов, испытывает потребность в государственной политике, отвечающей потребностям реально складывающейся миграционной ситуации в стране и способной адекватно регулировать все усложняющиеся иммиграционные потоки. В настоящее время среди многих исследователей данной проблематики существует двоякое мнение по поводу существования российской миграционной функции. Ряд исследователей отмечают, что на данный момент в России не сформирована отдельная функция и нет миграционной политики, несмотря на то, что принят ряд документов и фактически имеется отвечающая современным требованиям федеральная законодательная база по проблемам массовых миграций. Согласно второй позиции, в России реализуется миграционная функция, но из-за объективных и субъективных факторов она не всегда соответствует тем принципам, которые были провозглашены.
Анализируя деятельность государства в сфере проведения миграционной политики, смело можно утверждать, что органы государственной власти в регулировании вопросов, связанных с миграцией, осуществляют основную внутреннюю функцию, например: регуляризация правил легального трудоустройства мигрантов с целью уплаты налогов с их стороны и т.д. (например, функция налогообложения).
Миграционная функция как направление и процесс представляет собой самостоятельную и необходимую сферу государственной деятельности. Система миграционных отношений является очень сложной и противоречивой, именно в ней категория «эффективное государство» приобретает реальное, практическое значение.
Миграционная функция представляет собой «направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества»
Миграционной функции присущи следующие признаки, свидетельствующие и позволяющие сделать вывод о справедливости ее претензии на индивидуализацию в качестве самостоятельного направления деятельности государства, то есть его функции. Миграционная функция государства как направление:
· обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями;
· носит социально-преобразующий характер;
· содержанием является фактическая деятельность государства по контролю за социальными потоками граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в обществе и гармонизация социальной жизни;
· является нормативно-регламентированной и институциональной (государственный орган);
· организационно обеспечена, в процесс ее осуществления вовлечен значительный механизм государства;
· осуществляется особым сформированным органом государства;
· предметно обособлена и осуществляется в рамках определенного политического и правового процесса;
· осуществляется на основе самостоятельных начал организационного характера.
Все это подтверждает тезис о том, что вышеназванные полномочия и в целом роль государства в данной предметной области должны осуществляться как самостоятельная функция в сфере управления миграцией в обществе. [21]
2. Информационная функция. Существует два варианта понимания информационной функции – широкое и узкое.
В широком понимании информационная функция - это самостоятельная основная функция государства, у которой можно выделить две главные субфункции - субфункцию информационного обеспечения деятельности государства в целом, его органов, учреждений, должностных лиц и субфункцию информационного обслуживания граждан, то есть деятельности государственных и общественных органов, организаций, учреждений, должностных лиц по удовлетворению потребностей и законных интересов граждан в получении необходимых сведений, сообщений, знаний, касающихся политических, экономических, социально-культурных и социально-бытовых сторон жизнедеятельности государства, личности, общества. При этом субфункция информационного обслуживания граждан распадается на ряд самостоятельных элементов, главным из которых является информирование населения, которое состоит в регулярном и целенаправленном предоставлении гражданам в установленном законом порядке различных сведений, сообщений, знаний, объективно, полно и своевременно характеризующих работу этих органов, а также принимаемые ими решения, главное назначение которого - обеспечение реализации конституционного права граждан на доступ к информации.
По мнению ряда авторов, информационная функция является основной функцией государства, так как ее выполняют все государственные органы и должностные лица без исключения, ввиду того что их деятельность неразрывно связана с информацией.
Доказательством того, что информационную функцию выполняют органы всех ветвей государственной власти, является активно реализуемая в России и мире концепция "электронного государства", суть которой заключается в активном использовании всеми государственными органами в своей повседневной деятельности информационных технологий.
В узком понимании информационная функция - это субфункция каждой основной функции государства - экономической, политической, социальной, так как осуществление любой государственной функции немыслимо без информационного компонента. Специфика информации как ресурса влияет на рассредоточенность элементов информационной функции и смешение ее с другими направлениями государственной деятельности.
На основе проведенного анализа можно утверждать, что информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке.
1. Данная функция государства представляет собой сложившееся на современном этапе развития основное направление деятельности государства в информационной сфере, важность правового регулирования которой продиктована объективными процессами глобальной информатизации.
2. Она непосредственно выражает и предметно конкретизирует сущность современного Российского государства - достижение демократического гражданского общества в глобальном информационном пространстве. Ее содержание призвано учитывать общесоциальные, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
3. В ней реализуется разносторонняя практическая деятельность в сфере информатизации внутри страны и на международной арене.
4. В информационной функции государства проявляется и присущая ему на современном этапе развития динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни информационного общества.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение информационной функции государства - это направление его деятельности по развитию информационной сферы, которое охватывает всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех областях жизни - экономической, политической, социальной, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п. Информационная функция является на современном этапе развития одной из основных функций каждого государства.[22]
Итак, из всего вышесказанного, можно заключить, что на разных этапах развития государства на первый план могут выходить разные функции. В современных демократических государствах, например, совершенствуется механизм охраны, защиты прав человека. Основные права и свободы граждан, провозглашенные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, получают конституционное закрепление.
Содержание функций государства также может изменяться под воздействием разных факторов, таких как международная обстановка (процессы разоружения, угроза межнациональных конфликтов и т.п.), реальная опасность техногенных и экологических катастроф, процессы глобализации, происходящие в современном мире.