Глава 4. Формы и методы реализации функций государства




Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.[23]

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин).

Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Перечисленные формы и методы осуществления функций государства являются основными. Но существуют и иные мнения на этот счёт. В современной литературе по теории государства и права, некоторые учёные, под формами осуществления функций государства понимают, во первых, специфические виды государственной деятельности; во вторых, деятельность, посредством которой реализуются функции государства.[24]

В первом случае по отраслевой специфике видов государственной деятельности к формам осуществления функций государства относят: законодательную, т.е. нормотворческую деятельность; исполнительную, т.е. управленческую деятельность; судебную деятельность; контрольно-надзорную деятельность. Согласиться с этой точкой зрения трудно потому, что здесь учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти.

Во втором случае по признаку однородной деятельности органов государства выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. Следовательно, к правовым формам осуществления функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, принятия или санкционирования, изменения или отмены устаревших правовых норм.

Правоприменительная деятельность – это деятельность органов государства по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность – это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного характера. Правоохранительная деятельность – это деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом.

К организационным формам осуществления функций государства относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность.

Организационно-регламентирующая деятельность – это текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение повседневной деятельности органов государства.

Организационно-хозяйственная деятельность – это текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства.

Анализ организационных форм осуществления функций государства позволяет прийти к выводу о том, что и они реализуются в правовых формах. Другой вопрос, что огромная организационная деятельность государства, его органов, текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.д. могут быть в тот или иной период времени не урегулированы правом. Однако это не должно рассматриваться как закономерность и умалять, тем более отрицать первостепенную организующую роль права в общественной жизни. Поэтому, с такой точки зрения, деление форм реализации функций государства на правовые и организационные не является достаточно обоснованным.

Все свои функции государство, тем более правовое государство, должно осуществлять только в правовых формах, в том числе в сферах правотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности и т.д. Более того, организационные формы осуществления функций государства не должны противопоставляться правовым.

В этом контексте тем более трудно признать состоятельной точку зрения тех, кто в основу классификации форм реализации функций государства кладет принцип деления их на правовые и не правовые.[25]

В формах осуществления функций государства отражается нераздельная связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций только на основе права, в рамках закона. Вследствие этого они присущи всем субъектам государственной власти и вызывают правовые последствия.[26]

Методы осуществления функций государства также достаточно многообразны. Чаще всего в юридической литературе выделяют методы стимулирования, убеждения и принуждения.

Стимулирование широко применяется государственной властью в любой стране для ориентации поведения участников общественных отношений, их деятельности в таком направлении, которое государство считает необходимым и которое определяют его органы. Другими словами, стимулирование – это побуждение к действию, обусловливающее мотивы поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными. Материальные методы стимулирования – льготные кредиты или даже беспроцентные ссуды, инвестирование, дотирование, регулирование цен и другие.

Формами морального стимулирования являются почетные государственные звания, награды за успехи в труде, науке, культуре, за геройское поведение в экстремальных ситуациях и другие.

Убеждение – это такой метод осуществления функций государства, когда субъект воздействует на общественное и индивидуальное сознание, способствует их формированию путем обоснования, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения можно выделить прогнозирование, планирование и другие.

Принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер. Принуждение – это такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Степень принуждения может быть разной. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и уголовные наказания за преступления в отношении общества, государства, личности. Экономические методы принуждения – это методы косвенного воздействия.

Из всего выше сказанного следует, что Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. А методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Осуществление функций государства – одна из главных задач государства. Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим содержанием осуществления функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.

Заключение

Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Они определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. На основе сформулированных в начале работы задач важно отметить следующие основные положения:

1. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

2. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства.

3. Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.

4. Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.

5. К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

6. В последнее время выделяются и новые функции, такие как миграционная и информационная функции.

7. Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
Итак, рассматривая функции государства, следует бросить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхности: развитие взаимосвязей между людьми и народами порождает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, урегулировать которые под силу будет только государству.

Таким образом, мы видим, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Одни функции исчезают, другие – углубляются и видоизменяют своё содержание, третьи – возникают вновь. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учётом его принадлежности к определенному типу государства.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Статья 25.

2.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993, Глава 2, Статья 42

3.Байрамов Ф. Д., Аббасов Ф. Н. К вопросу о понятии "функции государства" // История государства и права. 2003. N 5. стр. 9

4. Бередихин А.Л О функциях государства // История государства и права//,2013 г. №22// Справочно-правовая система Консультант Плюс

5.Вишневский А.Ф., Горбатюк Н.А. Общая теория государства и права: Учебник, М.,2004. стр.110.

6.Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. стр. 72 - 73.

7.Морозова Л.А. Теория Государства и Права Учебник 4-е издание, стр. 86 - 102

8.Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государ­ство и право. 1993. № 9. стр. 98-108.

10.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006, стр. 327.

11.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004 стр. 56 – 76

12.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций //Под ред.. М., 1997. стр. 61

13.Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов","Городец", 2003

14.Рассолова М.М. Теория государства и права: Учебник, М.2000. стр.111-112.

15.Суюнчалиева О.Т. Миграционная функция Российского государства: Субстанциональный подход// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 11. С. 33-36. ISSN 1993-5552.

16.Федосеев Н.Н Информационная функция в системе функций государства

// Информационное право, 2008, №4//Справочно-правовая система Консультант Плюс

17. Черданцев А.В. Теория Государства и Права: Учебник, Гл.8, п.8.2.

18.Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства: Учебник, М., 1970, стр. 134 - 135.

19. https://ez2www.com/

20. https://www.gramota.net/materials/1/2011/11/9.html

21. https://www.lawlibrary.ru

 


[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004 стр. 56

[2] Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. стр. 327.

[3] Морозова Л.А. Теория Государства и Права Учебник 4-е издание, стр. 86 - 102

[4] Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства: Учебник, М., 1970, стр. 134 - 135.

[5]Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций // М., 1997. стр. 61.

[6] Байрамов Ф. Д., Аббасов Ф. Н. К вопросу о понятии "функции государства" // История государства и права. 2003. N 5. стр. 9

[7] Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. стр. 72 - 73.

[8] Бередихин А.Л О функциях государства // История государства и права//,2013 г. №22// Справочно-правовая система Консультант Плюс

[9] Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства: Учебник, М., 1970,

стр. 134 - 135.

 

[10] Федосеев Н.Н Информационная функция в системе функций государства

// Информационное право, 2008, №4//Справочно-правовая система Консультант Плюс

 

[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004, стр.56-58

[12] Черданцев А.В. Теория Государства и Права: Учебник, Гл.8, п.8.2.

[13] Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов","Городец", 2003

[14] Морозова Л.А. Теория Государства и Права Учебник 4-е издание, стр. 91-96.

[15] "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Статья 25.

 

[16] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993, Глава 2, Статья 42

[17] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государ­ство и право. 1993. № 6. стр. 98-108.

 

[18] "Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов","Городец", 2003

 

[19] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004 стр.61

[20] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004 стр.61

[21] Суюнчалиева О.Т. Миграционная функция Российского государства: Субстанциональный подход// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 11. С. 33-36. ISSN 1993-5552.

[22] Федосеев Н.Н Информационная функция в системе функций государства

// Информационное право, 2008, №4//Справочно-правовая система Консультант Плюс

[23] Морозова Л.А. Теория Государства и Права Учебник 4-е издание, стр.102.

[24] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права: Учебник, М, “Юристь”,2004

стр.75-76.

[25] Рассолова М.М. Теория государства и права. М.2000. стр.111-112.

[26] Вишневский А.Ф., Горбатюк Н.А. Общая теория государства и права: Учебник, М.,2004. стр.110..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: