Антиглобалистские движения. Понятие, виды, сущность




Российский исследователь А.В. Бузгалин в книге «Альтерглобализм: теория и практика антиглобалистского движения» даёт следующее определение антиглобализму: «антиглобализм - это общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме». Хотя участники антиглобалистских выступлений часто действуют совместно, само движение является разнородным. Его активисты исходят из различных, иногда прямо противоположных подходов в понимании глобализации, придерживаются самых разных представлений об альтернативах этому процессу и используют неодинаковые методы и тактику действий. Само название «антиглобалистское движение» не является общепринятым в его рядах. Часто употребляются также наименования «альтерглобалистское движение» (движение за «альтернативную глобализацию»), «движение за глобальную справедливость», «движение движений» и т.д.

Виды и организационные формы антиглобалисткого движения

Разнородность групп и течений, принимающих участие в антиглобалистском движении, не позволила до сих пор создать какие-либо четкие и оформленные организационные структуры. Сами участники нередко рассматривают такую распыленность как достоинство движения или даже принципиально новый тип организации, основанный на сетевом принципе и диалоге. Так, один из теоретиков антиглобалистского движения Иммануил Валлерстайн объявляет его «альтернативой старой модели левых политических партий - централизованных и ориентированных на завоевание власти. У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры, но есть «крайне гибкая коалиция транснациональных, национальных и локальных движений с различными приоритетами».

Главной формой антиглобалистского движения являются массовые акции и кампании протеста и гражданского неповиновения. Они сопровождаются шествиями и митингами, в которых нередко принимают участие тысячи и даже сотни тысяч людей. Предполагается, что такая нацеленность на конкретные действия должна позволить соединить вместе различные инициативные группы из различных стран для борьбы под общими лозунгами, развить узы солидарности «снизу» и постепенно заложить основу для нахождения консенсуса между участниками. В 1998 в качестве такой децентрализованной сети инициатив сопротивления против «свободной торговли» и Всемирной торговой организации было создано «Глобальное действие народов» (People’s Global Action). В настоящее время марши и акции протеста проводятся обычно коалициями групп. Организуют такие выступления совместные комитеты, образованные из представителей групп; решения принимаются, по возможности, на основе общего согласия. Какой-либо официальный руководящий центр и формальная иерархия при этом отсутствуют.

Основные действующие субъекты антиглобалистского движения - это общественные, неправительственные или политические группы и ассоциации. Они могут носить местный, региональный, национальный или международный характер, заниматься конкретной узкой проблематикой или претендовать на решение проблем в масштабе всего общества. Спектр этих организаций достаточно широк. Примером может послужить состав «Социального форума Генуи» (Genoa Social Forum), который организовал акции протеста против встречи Большой восьмерки в этом итальянском городе в июле 2001, куда вошло более 500 групп. По данным всемирного антиглобалистского информационного портала «Independent Media Centre»- «Среди участников выступлений были местные гражданские, пацифистские, антивоенные, экологические, правозащитные, женские, студенческие и молодежные организации, католические движения, группы солидарности, движение за списание долгов «Третьего мира», самоуправляющиеся социальные центры и связанные с ними структуры, профсоюзы, политические организации левых и т.д. «. Обыкновенно они координируют свои действия, в зависимости от конкретных нужд (для проведения акций, совместного отстаивания интересов и т.д.).

Антиглобалисты также первыми освоили технологии быстрого обмена оперативной информацией и создания собственных медиа-ресурсов. На интерактивном сайте Indymedia.org можно получить самую свежую информацию о последних событиях, прочесть аналитику, узнать о готовящихся мероприятиях, посмотреть фото и видео (наблюдая на практике технику проведения акций) и послушать радио. Сайт функционирует на многих языках и отражает деятельность огромного количества ячеек в самых разных населенных пунктах мира. Еще одним вариантом быстрого обмена информацией являются видеожурналы - это регулярный выпуск компакт-дисков с записью различных акций во всевозможных местах. Инициативные группы производят распространение данных дисков среди партнерских организаций сети и направленно на целевые группы. Греческие анархистские группы поставляют своим единомышленникам в другие страны передатчики для радиовещания.

Отдельные активисты сети (своего рода антиглобалистский Интерпол) проводят постоянный мониторинг сайтов, СМИ, ведут дискуссии на форумах, в том числе провокационные - для выявления оппозиционных им элементов. При обнаружении персоны с чуждыми им взглядами или подозрительной организации, сети антиглобалистов информируют друг друга об этом и заносят персону (коллектив) в постоянно обновляющийся черный список.

Сущность и идейные воззрения антиглобалистов

На взгляды участников антиглобалистского движения оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи 20 в, начиная с концепций прав человека, гражданского участия и самоуправления, и кончая анархизмом, социализмом и «антиимпериализмом», а также воззрениями новых социальных движений - экологического, антивоенного, феминистского, сторонников культурного разнообразия и т.д. Существенное воздействие на антиглобалистов оказали: книга канадской писательницы Наоми Клейн (Naomi Klein) «Нет Лого» (No Logo), которая критиковала производственную политику транснациональных корпораций и тиранию вездесущей рекламы, разрушающей народную культуру; работа известного индийского эколога Вандана Шивы (Vandana Shiva) «Биопиратство» (Biopiracy), обвиняющая колониализм в создании монокультуры и превращении «природного капитала» аборигенных народов и экорегионов в «интеллектуальный капитал»; труд «Развитие как свобода» (Development as Freedom) лауреата Нобелевской премии 2000 по экономике Амартия Сена, предложившего новую денежную систему с валютой, стоимость которой будет основана на расчете свободного времени; произведения известных ученых и общественных деятелей Ноама Чомского (Noam Chomsky), Зигмунта Баумана (Zygmunt Bauman), Дэвида Кортена (David C.Korten) и др.

Не вызывает сомнения тот факт, что антиглобализм в цивилизованном плане - это прежде всего «негативная» реакция западной цивилизации на глобальную историческую ситуацию и очевидные тенденции её развития.

В последующие годы, которые отделяют первый из финансовых кризисов, порождённых глобализацией (Мексика), от второго (Юго-Восточная Азия), эти настроения развёртывались вглубь и вширь. В разных секторах населения и регионах мира ощущалась «некая общая озабоченность происходящим, созревание потребности в каких-то глубоких изменениях доминирующей тенденции. В том, чтобы противопоставить «нечто»:

культу рынка, экономической и, прежде всего, финансовой рациональности и эффективности, превращающихся из средства в самоцель, в новую религию;

процессу социетальной фрагментации - в национальном и глобальном масштабах; «новой поляризации», сопряжённой с перспективой социального апартеида;

безусловности и безграничности консьюмеристско -конформистского комплекса - со всеми его негативными последствиями: от дегуманизации до экологической катастрофы;

ощущению и проповеди «конца истории», конца «свободы воли или выбора» человечества, народов, индивидов; полной обусловленности будущего (точнее - вечного настоящего) комплексом «трёх М» - микропроцессоров, мирового рынка, масс-медиа, а в случае особой нужды - вполне видимой (и сверхвооружённой) «рукой» единственной сверхдержавы;

неизбежности (и вечности) раскола человечества на «золотой миллиард» - и «всех остальных».

«Иоанн Павел II и Вацлав Гавел, социал-либералы и социал-демократы, антирасистские и экологические движения, партизаны Чьяпаса и тысячи неправительственных организаций современного мира - каждый по-своему выражает эту тревогу. Тем большую, что на большой части планеты комплекс новых негативных тенденций развивается не вместо традиционных, а вместе с ними».

Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная или устойчивая идеология. Идейные, политические, социальные, экономические и культурные взгляды участников антиглобалистского движения весьма различны, и часто попросту противоречат друг другу. В общем и целом, в русле движения можно обнаружить две главные тенденции - реформистское и «альтернативистское». В то время, как приверженцы первого отвергают неолиберальный вариант капитализма и «крайности» свободы торговли, сторонники второго стремятся найти какую-либо альтернативу существующему социальному строю. Среди основных идей, распространенных в кругах антиглобалистского движения, но разделяемых далеко не всем спектром его участников, следует прежде всего выделить критику транснациональных корпораций (ТНК) и основных институтов «нового мирового порядка». Большинство антиглобалистов убеждены в том, что именно ТНК и финансовые круги управляют современным миром, контролируют его политику и экономику.

Известный теоретик движения антиглобалистов Мысляева И.Н в своей книге пишет «В представлении рядовых граждан антиглобалистское движение сегодня чаще всего ассоциируется с группой молодых людей, которые, вооружившись дубинками, путешествуют из одной страны в другую, срывают работу важных мировых форумов, бьют витрины, переворачивают и поджигают машины. Антиглобалистами пугают мирных обывателей, выставляют их в качестве прямой угрозы спокойной жизни. Сегодня их всё чаще сравнивают с луддистами, которые в конце XVIII - начале XIX вв. выступали против применения машин, ломали эти машины, чтобы те не вытесняли рабочих с фабрик и заводов. Однако, несмотря на их сопротивление, аргументируют свою позицию сторонники нынешнего курса глобализации, тогда общественный прогресс не удалось повернуть вспять, и промышленная революция в Англии стала реальностью. И на этом основании создаётся общественное мнение, что у движения антиглобалистов нет социальной перспективы».

Еще в 1997 известный исследователь мировой экономики Фредерик Клэрмон (Frederic F.Clairmont) доказывал, что 200 крупнейших корпораций держат под контролем мировое хозяйство, политику и информационные потоки. Их обороты составляли 26% мирового производства, что превышало суммарное производство 182 стран мира вместе взятых.

«Власть принадлежит сегодня финансовым рынкам, где котируются лишь 150 человек, руководителям транснациональных корпораций и их слугам, которые занимают посты во Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка и Европейской комиссии, - утверждает, например, писательница Сьюзен Джордж (Susan George), президент парижской Обсерватории глобализации и вице-председатель АТТАК Франции. - Они встречаются между собой на таких форумах, как Круглый стол европейских промышленников или Трансатлантический бизнес-диалог, в постоянных комитетах президентов и генеральных директоров, которые, к примеру, ежегодно представляют Европейской комиссии или Североамериканскому правительству список того, что подлежит обсуждению, и это становится списком того, что они хотели бы получить от правительств». Этот список, по мнению С.Джордж, автора нашумевшей книги Доклад Лугано (El Informe Lugano) о международной экспертократии, включает определение политических целей и задач, точные установки в отношении правил экономической игры «в каждой области экономики и на каждом уровне различных администраций», а также технические нормативы для решения конкретных проблем. «Североамериканское правительство, - заявила она, - регулярно сотрудничает с федерациями промышленников, которые представляют петиции во Всемирную торговую организацию, чтобы избежать препятствий на пути торговли». Для этого осуществляется приватизация общественных услуг и т.д. Речь, по словам С.Джордж, идет о своеобразной «торговой конституции» для всего мира.

Рассуждения некоторых антиглобалистов о мировом контроле банков и крупнейших корпораций подчас похожи на теории «закулисной власти» и «мирового заговора», которые выдвигаются ультраправыми и фашистскими кругами. Впрочем, большинство участников движения, особенно на его левом фланге, отвергают такие параллели, хотя и разделяют общий пафос, направленный против транснациональных корпораций. Умеренное крыло антиглобалистов, со своей стороны, направляет острие критики в сторону финансового капитала. Его представители утверждают, что именно финансовые операции и сделки, а также перевод капиталов в страны с более дешевой рабочей силой и худшими социальными и экологическими стандартами служат причинами негативных сторон глобализации. Это течение умеренных, возглавляемое организацией «АТТАК», стремится ограничить влияние финансового капитала и тем самым «оздоровить» современную капиталистическую систему. Оно выступило в поддержку идеи, выдвинутой американским экономистом Джеймсом Тобином (James Tobin): «если ввести налог на операции с иностранными валютами, то даже если он равнялся только 0,1%-0,25%, это могло бы резко ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными и уменьшить их вред, особенно для развивающихся стран. По мнению Тобина этот налог приносил бы в год не менее 150 млрд. долларов, которые он предлагал разделять между Международным валютным фондом и национальными банками.

Обычно сторонники этого налога предлагают использовать его для борьбы против неравенства и бедности, для развития образования, здравоохранения и подъема экономики в отсталых странах, хотя сам Тобин выступал с намного более умеренных позиций. У этого предложение много сторонников, особенно в развивающихся странах (У.Чавес, Лула да Силва, антиглобалисты)». Большинство неолибералов к данному предложению относятся крайне отрицательно, считая, что страны, которые введут у себя такой налог, будут отгораживаться от внешнего мира, обрекая себя на дальнейшее отставание. Они предлагают использовать для этого реорганизованные международные институты, такие как ООН и Всемирный банк. Левое крыло считает этот план реформистским, утопическим и неосуществимым при капитализме, поскольку он противоречит интересам всех правящих слоев и групп существующего общества. Антиглобалистское движение подвергается критике как со стороны приверженцев неолиберальной модели, так и со стороны противников капитализма из среды более «традиционных» анархистов и марксистов.

Большая часть истеблишмента, официальные политики, экономисты, сторонники неолиберализма и свободной торговли исходят из того, что глобализация и либерализация экономики - это объективный процесс, которому, с их точки зрения, нет альтернативы, а потому рассматривают антиглобалистов либо как консерваторов и реакционеров-утопистов, стремящихся повернуть вспять развитие человечества, либо как прикрытие для подрывных элементов (фундаменталистов, коммунистов, анархистов и т.д.). В этой связи СМИ обличают «неконструктивность» антиглобалистов, их склонность к насилию, а также отсутствие с их стороны детально разработанных альтернативных проектов и сценариев развития. Участники движения, в свою очередь, обвиняют сторонников существующей модели в том, что те служат интересам корпораций и пытаются выдать корпоративные интересы за естественные и объективные процессы.

Напротив, левый спектр критиков антиглобалистского движения во главе с Н. Чешковым считает его «слишком разнородным для того, чтобы реально бросить вызов существующей системе. Они упрекают антиглобалистов в идейной неясности, отказе выдвигать программу радикального разрыва с капитализмом, а также в совпадении некоторых лозунгов и требований с националистическими взглядами и рецептами правых сил». Левые радикалы считают реформистские проекты лидеров антиглобалистов (такие как «налог Тобина» и «партиципативную демократию») иллюзорными в рамках существующего общественного строя. «Рассчитывать на введение экономических «санкций» против тех, кто обладает экономической властью, когда происходит беспощадное разрушение «социального государства», могло бы показаться делом благородным и частично даже обоснованным. Но это абсолютно неосуществимо в исторический момент, когда власть имущие, отнюдь не благоволят к даже минимальным реформистским предложениям», - писала, например, в 2002 газета итальянских анархистов «Уманита нова» («Umanita nova»).

Пропагандируемую антиглобалистами модель «партиципативной демократии участия» (к примеру ту, что осуществляется в бразильском городе Порту-Алегри) левые оппоненты считают обманом или способом интеграции протестных настроений. Критики указывают на то, что участие гражданских групп в разработке городского бюджета носит лишь совещательный, но не решающий характер, что согласованию с общественностью подлежит лишь небольшая часть бюджета (10-15%). Они напоминают, что этот проект получил поддержку со стороны таких институтов глобализации, как Всемирный банк, а также ряда концернов и корпораций, и утверждают, что он служит для того, чтобы убедить граждан в необходимости сократить расходы на социальные нужды, а также сбить недовольство рабочих и других непривилегированных слоев населения. Известный испанский исследователь социальных движений Франсиско Хосе Куэвас Ноа (Francisco Jose Cuevas Noa) называет модель «демократии участия» «ловушкой, которая «институционализирует» движения протеста и обеспечивает их «примирение с реальностью». Он видит в данном проекте стремление истеблишмента придать демократическую видимость своему правлению. Некоторую «косметическую операцию», которая «осуществляется с помощью привлечения нескольких известных лиц из различных ассоциаций или создания какого-нибудь небольшого совета участия (социально-экономического, женского, экологического и т.д.), или же с помощью того, что ассоциациям позволяют действовать там, где администрация действовать не может».

Наконец, критику вызывает и сотрудничество части лидеров антиглобалистского движения с истеблишментом и властями. К примеру утверждается, что в 2003 представители «АТТАК» и другие организаторы Европейского социального форума в Париже получали денежную помощь от французских властей различного уровня. Впрочем, лидеры отрицали любые предположения о том, что при этом была заключена какая-либо политическая сделка.

Встреча руководителей стран «Большой восьмерки» привлекла внимание не столько к переговорам лидеров, сколько к выступлениям активистов антиглобалистского движения, которые переросли в настоящую войну с полицией на улицах небольшого итальянского города. Так происходит теперь практически во время каждого серьезного международного мероприятия. И все же, Генуя стала определенным этапом в истории антиглобализма - она продемонстрировала, что существует достаточно сильное, крепнущее день ото дня движение, способное собирать своих сторонников в различных городах Запада. Она продемонстрировала, что это движение нуждается в консолидации и символике - и находит их в уличных битвах с полицейскими. Не случайно спустя несколько недель после генуэзской встречи демонстранты с портретами погибшего от руки карабинера генуэзского юноши выходят на улицы европейских и американских городов, но практически никто не вспоминает о соратнице, попавшей под колеса автомобиля одного из антиглобалистов.

Именно этот цинизм - вполне естественный для профессиональных политиков, но всегда отталкивающий от наивных романтиков - и демонстрирует, что мы имеем дело с возникающим политическим движением. Движением, которое не могло не возникнуть. Раздражение по поводу антиглобалистских акций также вполне естественно - они носят откровенно революционный характер, совершенно не вписываются в рамки парламентской демократии, лидеры антиглобалистов пренебрегают жизнями своих сторонников и ни в чем не повинных полицейских. Но - с политической точки зрения - как иначе могло бы войти в общественную жизнь, приобрести известность и даже популярность движение, о котором еще вчера никто ничего не знал.

В книге «Политическое лицо антиглобалистов» Рогожина Н.А. пишет о настроениях в среде антиглобалистов следующим образом: «Сдвиги последних лет поставили ряд новых задач перед антиглобалистским движением. Их суть - в переходе от утверждения альтернативности к разработке альтернативы и началу её частичной реализации. Антиглобалисты поняли, что на одной критике дорогу в светлое и справедливое будущее не проложить. Чтобы воззвать к общественной поддержке, нужны более сильные доводы и аргументы. Тем более, что рецессия американской экономики явно не способствует притоку в движение новых сил. И антиглобалисты отвечают на брошенный им вызов своим - «другой мир возможен». Смогут ли таким образом антиглобалисты утвердиться в общественном мнении, покажет время». В массовом сознании антиглобалисты, к сожалению, по-прежнему предстают как погромщики и демонстранты. Но вопрос сейчас в том, каковы сегодня их альтернативы? Пока никакого чёткого ответа нет, но уже сейчас к ним стали прислушиваться «глобалисты».

Несмотря на это, сейчас у антиглобалистского движения перспективы несомненно есть. Их несколько. Но все они получаются довольно-таки мрачными, и возникает мысль, что, подобно большинству альтернативных движений прошлого, антиглобалисты, добившись своего, «успокоятся» и сущность всего движения может коренным образом поменяться.

Возможные варианты развития антиглобалистского движения в научном труде «Альтернативное движение: фаза консолидации? Часть 2» приводит Майданник К.

Движение, развёртывая в полной мере свой альтернативный по отношению к существующему порядку вещей потенциал и базируясь на нём, становится в глобальном масштабе осью сил, систематически и фронтально противостоящих господствующему варианту транзита - противостоящих, прежде всего, изнутри системы, в стратегическом союзе со значительной частью её противников, в тактическом - со сторонниками «проигравших» вариантов системообразующей тенденции.

Оно развивается в подсистему глобального гражданского общества, сосуществующего с глобальным политическим обществом и ведущего в рамках единой системы борьбу за максимальную широту, демократичность и эффективность своего «надзора» над этим последним, за его эволюцию к установкам «иного мира», скорейшего удовлетворения требований большинства и т.д.

Включение антиглобалистского движения (или некоторых его секторов) в институты глобальной политической власти при одновременном завоевании им гегемонии в гражданском обществе - глобальном или «цивилизованного мира».

Для примера можно обратиться к истории многочисленных партий «Green Peace» на Западе, которые в 70-80 годы буквально терроризировали Запад своими уличными выступлениями, конфликтами с полицией, полным пренебрежением к парламентским нормам поведения. Дальнейшее известно: когда западные правительства отреагировали на появление экологических партий мерами по защите окружающей среды, эти организации немедленно стали вполне добропорядочными участниками обычного политического процесса, сформировали фракции в парламентах, вошли в правительства. Когда к власти в ФРГ пришла коалиция СДПГ и местных «Green Peace», а один из лидеров этой партии Йошка Фишер занял пост вице-канцлера и министра иностранных дел, традиционно предназначавшийся в предыдущих правительствах для представителя респектабельной Партии свободных демократов (ПСД). Это продемонстрировало попросту, что и «Green Peace» стали такой же респектабельной организацией. Сегодня быть в «Green Peace» на Западе - это практически то же самое, что быть либералом или социал-демократом. Это участие в политической жизни, парламентская карьера, правительственные должности. Еще одним признаком респектабельности «Green Peace» движения является то, что эколого-политические проекты успешно воплощаются в жизнь не только на Западе, но и в Восточной Европе, где западные политические идеи нередко становятся исключительно ширмой, подразумевающей возможность создания новых организаций, обозначающих общественный пейзаж. Для примера приведём Партию «Green Peace» Украины, имеющую и собственную политическую историю, и опыт участия в парламентских и президентских выборах, и свою роль в правительственных структурах. Или российское экологическое движение «Кедр» - возможно, менее удачливое, но вполне функционировавшее как политическая организация.

«Green Peace» приобретали политический вес и возможность равноправного - с традиционными политическими партиями - участия в политической жизни своих стран теми же методами, что и нынешние антиглобалисты. И дело здесь не в идейном сходстве, а именно в методике, методике воздействия на общественную жизнь нетрадиционным путем, в ситуации, когда традиционные политические силы не способны осознать, что у общества появились новые проблемы и страхи. Приводится пример «Green Peace» прежде всего потому, что их деятельность ближе всего по времени к сегодняшнему читателю. Но легко вспомнить, что в конце ХІХ - начале ХХ века таким же образом приходили на политическую арену социал-демократы: многочисленные рабочие манифестации, нередко имевшие революционный характер, столкновения с властью, аресты и тюрьмы. Все это продолжалось до того момента, когда лозунги и требования социал-демократов оказалось просто невозможно игнорировать. Вот тогда-то и стали появляться социал-демократические фракции в западных парламентах, министры-социалисты, тогда-то социал-демократы стали превращаться в респектабельных буржуазных политиков.

Конечно, можно привести и другие примеры, когда популистское движение - а антиглобализм, вне всякого сомнения, именно популистское движение - использовало недовольство масс для уничтожения демократии и установления собственной диктатуры, уже не позволявшей одураченному населению проявлять ничего, кроме дозированной радости. Достаточно вспомнить фашизм, большевизм, национал-социализм, начинавшие, в общем-то, примерно как социал-демократы или зеленые, а заканчивавшие тоталитарными режимами. Но антиглобалистскому движению не удастся пойти по этому пути. Во - первых потому, что это движение, возникающее из разнородных и плохо управляемых групп: вряд ли кто-то из его активистов может рассчитывать на осуществление принципа «демократического централизма» и превращение движения в боевую криминальную организацию, которыми были в момент осуществления своих революций партии Ленина, Муссолини и Гитлера. Во-вторых, для победы и функционирования подобных режимов необходим всеобъемлющий политический и экономический кризис

Ведущие антиглобалистские организации.

Одной из старейших международных инициативных групп антиглобалистов является «Глобальное действие народов» - всемирная коалиция, включающая неправительственные организации, профсоюзы, экологические группы, группы социального действия в странах Запада и в «Третьем мире». Состав объединения весьма широк: от бразильского «Движения безземельных трудящихся» (Movimiento dos trabalhadores sin terra) до британской радикально-экологической организации «Вернем себе улицу» (Reclaim the street), от конфедерации индейцев Боливии до движения народа Огони в Нигерии, от союзов крестьян Индии до профцентров из азиатских и европейских стран и т.д. Коалиция заявляет о намерении объединить усилия простых людей в глобальном масштабе, чтобы достичь более справедливого экономического и социального порядка, обуздать корпорации и содействующие им национальные правительства и международные организации. «Глобальное действие народов» проводит конференции и форумы, а также символические акции, наподобие марша индийских крестьян по Западной Европе в 1998 и т.д.

Нередко международные организации антиглобалистов создаются по инициативе политических кругов. Так, в июне 1998 во Франции была образована «Ассоциация за налогообложение финансовых трансакций ради помощи гражданам» (Association pour une taxation des transactions financieres pour l`aide aux citoyens), или «АТТАК». «У истоков «АТТАК» стояла небольшая группа видных деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с политическим истеблишментом и левыми партиями Франции (включая социалистов и троцкистов). К началу 2001 в рамках французской секции «АТТАК» были созданы 180 местных комитетов; в организации состояли 28 тыс. членов. Председателем «АТТАК» был избран редактор влиятельной французской газеты «Монд дипломатик» (Le Monde Diplomatique) Бернар Кассен (Bernard Cassen). В последующие годы отделения «АТТАК» возникли во многих других странах мира. Некоторые из них (например, в Польше) стали объектом проникновения инфильтрации со стороны ультраправых и националистических групп».

Другим примером международной антиглобалистской организации служит «Виа кампесина» (Via Campesina) - созданное в 1993 объединение крестьянских инициативных групп и движений из различных стран. Главным инициатором выступила французская Крестьянская конфедерация (Confederation Paysanne) во главе с Жозе Бове (Jose Bové) - крестьянским лидером, который стал известен благодаря организованному им демонстративному разгрому ресторана «Макдональдс» в г.Милло (Франция). Конфедерация выступает в защиту традиционного крестьянского хозяйства, против индустриализации сельского хозяйства, контролируемой транснациональными компаниями, и поддерживает связи с различными политическими кругами страны - от левых до правых.

Мощным фактором влияния на позиции некоторых товаропроизводителей и государств, стала такая по своей сути транснациональная компания как «Green Peace».

Выводы

Таким образом, из параграфа 1.1 можно выявить следующее:

антиглобализм - это общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.

виды, организационные формы антиглобалистского движения это общественные, неправительственные или политические группы и ассоциации, имеющие местный, региональный, национальный или международный характер, занимающиеся конкретной узкой проблематикой или претендующие на решение проблем в масштабе всего общества.

сущность движения антиглобалистов в целом, заключается в двух тенденциях движения: реформистском и «альтернативистском».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: