История возникновения генной инженерии.




 

Начало 80-х годов 20 столетия термин «генная инженерия» был малоизвестен за пределами исследовательских лабораторий. Но на сегодняшний день общественное мнение имеет полярные позиции: одни сторонники генетических манипуляций, другие противники, призывающие не только к осторожности в выборе этих методов, способных радикально поменять жизнь человека с большими последствиями, чем иные научные и технологические эксперименты, но даже запретить некоторые стороны генетических исследований.

Собранные современной практической генетикой данные дают возможность утверждать, что в результате формирования и саморазвития живой материи возникли генетические информационные структуры. Генетическая информация, зашифрованная на биополимерных макромолекулах – ДНК и РНК, возникла на молодой Земле миллиарды лет назад, легла в основу формирования живых существ, обеспечила их изменчивость и эволюционный процесс жизни, заселив им планету и сформировав из них биосферу. Генетическая информация диктует организмам, как выжить, расти, размножаться. Генная же инженерия внедряется в этот процесс, вычленяя гены от одного вида организмов и внедряя их в другие, наделяя их тем самым несвойственные им способностями. Само явление генной инженерии, возникшее по воле человека, определяется различными терминами «генетическая манипуляция», «генетическая модификация», «технология рекомбинантной ДНК» и даже «современная биотехнология». Наиболее употребляемый на сегодня термин «генная инженерия», означающий современную методику создания живых организмов с новой генетической основой. Начало генной инженерии было положено открытием искусственного оплодотворения. Далее генная инженерия развивалась от расшифровки (Уотсоном и Кригом) до первых клонированных организмов.

 

2.2.Этические вопросы модификаций генетического материала.

 

Природа – единственная взаимосвязанная саморегулирующаяся система. Для ее функционирования нужны разнообразные виды и формы жизни. Биологическое разнообразие является условием стабильности, устойчивости и гармоничности.

Создав универсальные физиологические человеческие формы жизни невозможно быть уверенным, что и их духовность также будет совершенной. Таким образом, возникает большое количество вопросов в связи с биоэтическим взглядом на будущее человека. Огромные возможности генной инженерии сформировали представление о том, что на ее базе можно решить социальные проблемы. Если основываться на мысли о главенствующей роли новейших технологий в современном обществе, представления о том, что на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей важнейшее влияние оказывают гены, большее чем окружающий социум, то можно сделать вывод, что биотехнологии играют не последнюю контролирующую роль в системе поведения человека. Следовательно, проблемы биоэтики уходят далеко за рамки науки – в сферу социально - культурных и мировоззренческих вопросов.

Проблема генетического конструирования означает выбор между двумя противоположными возможностями хранения информации жизни. Первая – биологическое совершенствование человеческого генотипа. При этом могут произойти такие изменения, которые повлияют на личностную особенность человека. Вторая – «невмешательство»: то есть сохранение человеческой личности и индивидуальности, не стремясь целенаправленно изменять биологическую составляющую. Сравнение этих путей – это сравнение их ценностных ориентаций. С одной стороны, путь генной реконструкции человеческой биологической основы укладывается в желание ученых помочь человечеству. С другой стороны, основным является то направление, которое несет меньше всего зла для человека.

Этические проблемы возникают на базе того, что биологические технологии не имеют границ для решения исследовательских задач, использую всевозможные манипуляции. Так, например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень схож с геномом человека. В генетике в современное время появился такой вопрос – можно ли внедрять гены животных в ДНК человека? Но комбинируя гены ученый не может быть полностью уверен в результате генетических манипуляций и их контролировать. Человеку необходимо признать свою конечность в познании, владении обстоятельствами и достижении целей, а так же способности предугадать всевозможные результаты исхода эксперимента.

Независимо от своей биологической составляющей, каждый человек является личностью. Понятно, что такое представление о человеке, как о простом результате построений генетических структур является очень упрощенным и игнорирует социальную сущность человека. Такой примитивный подход может иметь массу печальных последствий. Негативный опыт человеческого общества, вызванный использованием современных технологий в антигуманных целях, стимулирует формирование нравственно-этических норм современной цивилизации. Не удивительно, что после того, как была клонирована овечка Долли, британское правительство запретило клонирование, опираясь на аргументацию положения о риске изменения генетической информации человека, в результате чего он может потерять свою индивидуальность. Клонирование людей остается, с точки зрения официального Лондона (как и других столиц большой восьмерки, в т.ч. Москвы), за пределами научной и бытовой этики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: