Начало 80-х годов 20 столетия термин «генная инженерия» был малоизвестен за пределами исследовательских лабораторий. Но на сегодняшний день общественное мнение имеет полярные позиции: одни сторонники генетических манипуляций, другие противники, призывающие не только к осторожности в выборе этих методов, способных радикально поменять жизнь человека с большими последствиями, чем иные научные и технологические эксперименты, но даже запретить некоторые стороны генетических исследований.
Собранные современной практической генетикой данные дают возможность утверждать, что в результате формирования и саморазвития живой материи возникли генетические информационные структуры. Генетическая информация, зашифрованная на биополимерных макромолекулах – ДНК и РНК, возникла на молодой Земле миллиарды лет назад, легла в основу формирования живых существ, обеспечила их изменчивость и эволюционный процесс жизни, заселив им планету и сформировав из них биосферу. Генетическая информация диктует организмам, как выжить, расти, размножаться. Генная же инженерия внедряется в этот процесс, вычленяя гены от одного вида организмов и внедряя их в другие, наделяя их тем самым несвойственные им способностями. Само явление генной инженерии, возникшее по воле человека, определяется различными терминами «генетическая манипуляция», «генетическая модификация», «технология рекомбинантной ДНК» и даже «современная биотехнология». Наиболее употребляемый на сегодня термин «генная инженерия», означающий современную методику создания живых организмов с новой генетической основой. Начало генной инженерии было положено открытием искусственного оплодотворения. Далее генная инженерия развивалась от расшифровки (Уотсоном и Кригом) до первых клонированных организмов.
|
2.2.Этические вопросы модификаций генетического материала.
Природа – единственная взаимосвязанная саморегулирующаяся система. Для ее функционирования нужны разнообразные виды и формы жизни. Биологическое разнообразие является условием стабильности, устойчивости и гармоничности.
Создав универсальные физиологические человеческие формы жизни невозможно быть уверенным, что и их духовность также будет совершенной. Таким образом, возникает большое количество вопросов в связи с биоэтическим взглядом на будущее человека. Огромные возможности генной инженерии сформировали представление о том, что на ее базе можно решить социальные проблемы. Если основываться на мысли о главенствующей роли новейших технологий в современном обществе, представления о том, что на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей важнейшее влияние оказывают гены, большее чем окружающий социум, то можно сделать вывод, что биотехнологии играют не последнюю контролирующую роль в системе поведения человека. Следовательно, проблемы биоэтики уходят далеко за рамки науки – в сферу социально - культурных и мировоззренческих вопросов.
Проблема генетического конструирования означает выбор между двумя противоположными возможностями хранения информации жизни. Первая – биологическое совершенствование человеческого генотипа. При этом могут произойти такие изменения, которые повлияют на личностную особенность человека. Вторая – «невмешательство»: то есть сохранение человеческой личности и индивидуальности, не стремясь целенаправленно изменять биологическую составляющую. Сравнение этих путей – это сравнение их ценностных ориентаций. С одной стороны, путь генной реконструкции человеческой биологической основы укладывается в желание ученых помочь человечеству. С другой стороны, основным является то направление, которое несет меньше всего зла для человека.
|
Этические проблемы возникают на базе того, что биологические технологии не имеют границ для решения исследовательских задач, использую всевозможные манипуляции. Так, например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень схож с геномом человека. В генетике в современное время появился такой вопрос – можно ли внедрять гены животных в ДНК человека? Но комбинируя гены ученый не может быть полностью уверен в результате генетических манипуляций и их контролировать. Человеку необходимо признать свою конечность в познании, владении обстоятельствами и достижении целей, а так же способности предугадать всевозможные результаты исхода эксперимента.
Независимо от своей биологической составляющей, каждый человек является личностью. Понятно, что такое представление о человеке, как о простом результате построений генетических структур является очень упрощенным и игнорирует социальную сущность человека. Такой примитивный подход может иметь массу печальных последствий. Негативный опыт человеческого общества, вызванный использованием современных технологий в антигуманных целях, стимулирует формирование нравственно-этических норм современной цивилизации. Не удивительно, что после того, как была клонирована овечка Долли, британское правительство запретило клонирование, опираясь на аргументацию положения о риске изменения генетической информации человека, в результате чего он может потерять свою индивидуальность. Клонирование людей остается, с точки зрения официального Лондона (как и других столиц большой восьмерки, в т.ч. Москвы), за пределами научной и бытовой этики.