Возможность использования генно-инженерных технологий с позиций медицинской биоэтики




 

На сегодняшний день, очевидно, что генная инженерия и биотехнологии обладают огромными средствами и возможностями воздействия на человека и социум. Однако современные варианты развития этих методов оказываются двойственными. Беря во внимание научные и экономические перспективы генной инженерии, необходимо отметить ее возможную угрозу для человека и общества, особенно те опасности, которые могут появиться при дальнейшем внедрении человеческого разума в естественные силы природы. Поэтому с точки зрения биомедицинской этики следует задать вопрос: всегда ли в области генной технологии можно делать то, что хочется сделать? Речь идет не о том, чтобы сказать «да» или «нет» генной технологии, а чтобы осветить положительные и отрицательные стороны проблемы.

Генная инженерия – это не панацея, а особый метод, который может быть использован в биологических разработках клеточной биологии, генетикечеловека и с помощью которого можно углубиться в дальнейшее изучение тайн мироздания. Понимание жизненных процессов на молекулярном уровне позволит в будущем улучшить основы генетической наследственности человека, победить многие болезни. Продуктивность и результативность новых технологий зависит от времени появления новых знаний, но виды и объем ее использования должны устанавливаться в ходе научных и общественных обсуждений, которые уже выявили две основные позиции: первая, более слабая – скептическая оценка генной инженерии, другая, более сильная – оптимистическая.

Увеличение знаний о биотических взаимосвязях и растущая возможность управлять процессами жизнедеятельности не должны привести к чрезмерному потреблению. Речь идет о том, что создание новой жизни по средствам генной инженерии может стать злом, потому как эта жизнь становится не только средством, но и начинает функционировать уже сама по себе и сама себя воспроизводить.

Новое биологическое знание открывает большое количество возможностей генетического управления над индивидом. Каждый человек несет в себе немало «дефективных» генов. Знание о виде и размере этого балласта может вести к социальной и профессиональной дискриминации, а также к тяжелым психическим переживаниям.

Какие нравственные выводы следуют из этих положений? Что же такого может генная технология, что требует социальной этической регуляции? Очевидно, что уже сегодня генная технология и биотехнологии могут вмешиваться в судьбу человека.

Ведь если все, что удается генной инженерии процвести с микроорганизмами и отдельными клетками реально сделать с человеком, то есть: это направленное изменение структуры молекулы ДНК идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); создание химер (человек – животное) из генетического материала разных видов. Человек становится объектом генной технологии. При этом некоторые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена. Однако если перестройка генома взрослого человека по медицинским показаниям или по его желанию полностью приемлема в этическом отношении, то совершенно другая ситуация возникает при изменении генома клеток зародыша, так как: эта деятельность может быть квалифицирована как проведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально; если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то аналогичное действие в случае неудачно завершившегося эксперимента с геномом человека уже невозможно; если допущенные при конструировании машины просчеты ограничиваются единичным объектом, то ошибочно сконструированный геном способен к репродукции (передаче потомству); уровень взаимодействия чужеродных генов с геномом реципиента в целом все еще изучен недостаточно, и перестройка геном клеток зародыша может привести к возникновению непредвиденных последствий.

Поэтому научное «любопытство» любой ценой крайне опасно, оно трудно совместимо с гуманистической природы этики. Следует контролировать научные знания и интересы, а этический контроль над биотехнологией должен быть открытым и междисциплинарным.

Мы должны помнить о том, что новые сконструированные организмы, например, генетически модифицированные продукты, попавшие в нашу среду обитания, будут принципиально отличаться от тех вредных веществ, угрожающих человеку и природе, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые будут намного опаснее. Поэтому надо ответственно отнестись к возможности генетики в будущем синтезировать неизвестные ранее гены и встраивать их в уже существующие организмы.

Таким образом, генно-инженерные исследования к началу XXI века все больше затрагивают интересы общества, а этические проблемы становятся важным компонентом научной деятельности биологов и медиков. Сейчас мировая общественность и ученые активно дискутируют вопрос о полезности и вредности достижений генной инженерии. Все больше ученых склоняются к мысли, что исследования в этом направлении следует продолжать, однако главной целью их должно быть не улучшение природы человека, а лечение болезней. Во «Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека» записано: «Цель прикладного использования результатов научных исследований по геному человека, в том числе в области биологии, генетики и медицины, должна заключаться в уменьшении страданий людей и в улучшении состояния здоровья отдельного человека и всех людей».

 

Выводы

 

За последние десятилетия наука продвинулась в своих изысканиях так далеко, что иногда кажется, что это развитие в конечном счете сделает человека «венцом творения», либо погубит его. Это касается большинства ветвей науки и технологии, в особенности биологии и медицины. После открытия ДНК возникло множество отраслей: генная инженерия, клеточная инженерия, биосинтез различных биологически активных веществ и т.д. – даже этот небольшой список делает нашу жизнь насыщеннее, но при этом возникает много вопросов и противоречий. Генная инженерия и биотехнологии развиваются интенсивнее всего остального. Ведь именно благодаря вышеперечисленному человечество решило и может решить много жизненно важных проблем: рак, ВИЧ, нехватка нужных веществ, новые лекарства (инсулин, интерферон, заменители крови). Именно с помощью генной инженерии и манипуляциям с генетическим материалом появилась возможность производить генетически модифицированные (ГМ) сельскохозяйственные культуры, которые дают больший урожай, быстрее зреют и дольше хранятся. Именно благодаря генной инженерии человечество может быть обеспечено антибиотиками и другими биопрепаратами. С другой стороны это является нарушением границ природы. В этой области каждая ошибка может стать непоправимой – потеря человеком контроля над распространением искусственных, неприродных, чужих генов, что фактически станет катастрофой, изменением жизни, а вместе с тем и эволюции живого в целом.

Лично я считаю, что благодаря генной инженерии человечество способно выжить. И повторюсь еще раз, мне кажется, что «либо веришь в этические принципы, либо занимаешься биологией»!!! Но при этом нравственный кодекс ученного должен быть отмечен ответственностью перед обществом за результаты своего труда. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред. Поэтому каждый продукт научного изыскания в особенности биотехнологии его производства. Не должны попасть в руки несведущих, во избежание биологической катастрофы. В этом и заключается двойственность результатов генетических исследований и широкий резонанс в общественном мнении.

Список литературы

 

1. Барбур Иен Этика в век технологии. – М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2001.

2. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. Под ред. Проф. А.П. Ермишина. – Минск: Тэхналогiя, 2005.

3. Биофилософия. – М., 1997.

4. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб. – метод. Пособие / Я.С. Яскевич, Б.Г. Юдин, С.Д. Денисов [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007.

5. Биоэтика. Проблемы и перспективы // Вопросы философии. – 1994.

6. Вековшина С.В., Кулiнiченко В.Л. Бiоэтика в епоху глобальних технологiй // Практична фiлософiяю. – 2004.

7. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология: Принципы и применение. – И.: Мир, 2002.

8. Международная конференция о сохренении биологического разнообразия (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992) // Экоинформ. – 1995.

9. Мостинская А.П, этика науки // Гуманитарный экологический журнал. – Т.5. Спецвыпуск. – 2003.

10. Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007.

11. Н. Хамитов, С. Крылова, С. Минева Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. – К.:КНТ, 2009.

12. Сельскохозяйственная биотехнология / Под ред. В.С. Шевелухи. – М.: Высшая школа, 1998.

13. Смиронов И.Н. Философские измерения биоэтики // Вопросы философии. – 1987.

14. Тищенко П. Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. – 1994.

15. Тищенко П. Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. – 1992.

16. Философия науки. – Вып. 1: Проблемы рациональности. – М., 1995.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: