Значение движения имама Хусейна (а)




Автор: Муртаза МУТАХХАРИ
Прочитано: 1809


(печатается с сокращениями)

Все события в мире, начиная от ископаемых веществ до растений и животных имеют собственное состояние и сущность Так же обстоит дело с общественными явлениями. Если мы хотим понять значение какого-либо восстания или движения, вначале должны исследовать причины, его породившие. Не выяснив этих причин (порождающие причины), мы не сможем понять значение явления. Затем мы должны выяснить цель движения, то есть, должны знать в целом, в чём цель движения и была ли она? Если была цель, то в чём она заключалась? В-третьих, должны выяснить движущие силы движения и его содержание, какие факторы и процессы способствовали ему. Наконец, и в-­четвёртых, мы должны увидеть, какую форму приняли в целом отдельные процессы и факторы, слившись.

В связи с движением Имама Хусейна (а), возникает еще один вопрос: не имело ли это восстание характера взрыва? То есть, оно было спланировано и подготовлено, или возникло спонтанно? Например, когда кастрюлю ставят на огонь, вода внутри неё закипает и превращается в пар. Если не дать выхода этому пару, то произойдёт взрыв. Иногда и в людях происходит психологический взрыв. В силу различных обстоятельств, человек, попав в затруднение, помимо своей воли начинает испытывать гнев и беспокойство, и сам того не желая, произносит слова, которые не хотел говорить. Это называется взрыв. Большинство общественных движений и восстаний имеет характер взрыва.

Одно из отличий Исламской идеи от школы материалистов состоит в том, что материалисты, основываясь на принципах диалектики, предлагают для усиления противоречий, беспокойства, углубления трещин выступить против реальных реформ, чтобы повлечь общество к революции (но не к осмысленной революции, а к взрыву). Но Ислам нисколько не одобряет революции, имеющие такой характер. Революция. Предполагаемая Исламом, полностью строится на решительности, выборе и сознательности.

Интересно, было ли взрывом движение Имама Хусейна (а)? Интересно, на самом ли деле в годы правления Муавийя давление, направленное на народ и семью Имама, обострилось при власти Езида до такой степени, что терпение Имама Хусейна (а) иссякло и он произнес: будь, что будет?! Нет и нет! Слова, которые произнес Имам Хусейн до восстания и после его начала, письма, которые он направлял Муавийе, его выступления в различных условиях в, особенности, его знаменитая речь в Мина перед сподвижниками Пророка доказывают, что его движение было осуществлено сознательно. Это была Исламская революция, а не взрыв.

Имам Хусейн (а) при беседах со своими сподвижниками стремился к тому, чтобы начатое им движение не обрело бы характер взрыва. Почему Имам Хусейн (а) всеми способами стремился отпустить своих сподвижников, отдалить от себя? Имам неустанно призывал к бдительности, напоминал, что это им не будет покоя, что это не пир, что им грозит опасность. В ночь Ашура Имам Хусейн (а) сказал своим сподвижникам: "Я не знаю лучших сподвижников, чем мои, я не знаю родни, превосходное, моей. Я благодарю всех, я доволен всеми. Они (сторонники Езида) враждуют лично со мной. Каждый из вас, кто хочет уйти, пусть уходит. Враги поймут, что вы ушли сами и не причинят вам вреда. Моя семья не знает никого в этой пустыне, не знает этих мест. Пусть каждый из вас уйдет с одним из членов моей семьи. Я останусь здесь один".

Руководитель, желающий и воспользоваться негодованием и возмущением народа, не произносит таких слов. Некоторые объясняют это религиозным долгом. Безусловно, исполнение религиозного долга обязательно имеет место. Имам Хусейн (а) упоминает и о религиозном долге. Но Имам Хусейн (а) хотел, чтобы религиозный долг исполнялся вполне сознательно, в условиях полной свободы. Имам хотел сказать своим сторонникам: "Враг еще не успел окружить вас. Если вы уйдете, воспользовавшись ночной темнотой, никто не будет вам препятствовать. Вас не удерживают даже друзья. Если вы думаете, что вас обязывает ваша клятва на верность (бей'ат), данная мне, то я снимаю её с вас. Вы свободны в вашем выборе. Вы должны избрать меня сознательно, в условиях полной свободы, без принуждения со стороны врагов и друзей".

Именно в этом и состоит превосходство шехидов Кербала. Сравните: когда известный мусульманский полководец Тариг ибн Зияд завоевал Испанию, он приказал оставить провизию только на одни сутки, а все остальное сжечь. Вслед за этим он приказал сжечь даже корабли, на которых они прибыли. Затем он собрал своих воинов и, указав на бескрайний океан у них за спиной, сказал: "Перед вами враг, а за спиной - море. Если вы попытаетесь бежать, то у вас нет иного пути, как утонуть в море. Ни осталось ни провизии, ни кораблей. Если вы, поленившись, не вступите в бой, то умрете от голода, 'гак как еды осталось только на один день. Ваше единственное спасение в уничтожении врага. Ваш провиант в руках врага. У вас нет другого выхода". Тариг вынудил своих воинов сразиться с врагом. Что делать воину в таком случае, как не воевать до последней капли крови?

Но Имам Хусейн (а) со своими сторонниками поступил, наоборот, не так, как Тариг ибн Зияд. Ведь Имам не сказал, что "другой дороги нет, что враг всех убьет. И, если нет возможности избежать смерти, то пусть вас убьют вместе со мной". Нет, Имам не говорил так. Потому, что такая смерть недостойна шехида. Эти слова мог произнести политик, но не Имам. Именно поэтому мы прежде всего должны знать, что революция Имам Хусейна (а) имела всесторонне осознанный характер. Эта революция с точки зрения самого Имама, его семьи, его друзей не была взрывом.

Различие между природными явлениями и общественными событиями состоят в том, что процессы, происходящие в природе, не могут иметь множественного значения, они однозначны. Определенная руда может иметь или свойства золота, или свойства. меди. Но общественные события могут иметь несколько значений.

Сам человек является таким удивительным существом, которое одновременно может приобретать различную сущность. Высказывание Сартра: "Дух человека предопределяет его индивидуальность" верно именно в этом смысле. Человек может иметь особенности ангела, свиньи, тигра одновременно. (Это один из глубоких разделов Исламского просветительства).

Восстание Имама Хусейна (а) относится к многозначительным событиям, так как в его возникновении участвовало много факторов. Например, движение может возникнуть как ответная реакция. Кроме того, оно может иметь значение толчка. Если движение возникло как ответная реакция на определенные процессы, то эта реакция может быть как положительной, так и отрицательной. Все это было присуще движению Имама Хусейна (а).

Первым фактором было требование бей'ата. Муавийя перед смертью желал быть уверенным в наместничестве Езида. Поэтому он прибыл в Медину, чтобы получить бей'ат от Имама Хусейна (а), но он не преуспел в этом. После смерти Муавийя получить бей'ат у Имама Хусейна (а) пожелал сам Езид. Бей'ат означал не только признание правителем Езида, он также означал бы согласие с новыми традициями, которые установили Муавийя и Езид. А эти новые традиции состояли в том, что предыдущий халиф сам назначал своего преемника. Тогда как халифа должен был избирать или народ (с точки зрения месхеба суннитов) или же народ, следуя указанию Пророка, должен подчиниться халифу, им представленному (по убеждению шиитов). То есть новая традиция не соответствовала убеждениям ни суннитов, ни шиитов. По правилу, установленному Муавийя и Езидом халиф сам перед смертью назначает главу мусульман,

В этом смысле бей'ат означал не только признание главенства такого недостойного человека как Езид, по и соглашение с подписано несколькими людьми традицией, которую стремился установить Муавийя.

Сторонники Езида требовали бей'ат от Имама Хусейна (а), а Хусейн (а) выразил свое неодобрение к этому. Они требовали: "Сделай бей'ат!", но Имам отвергал их требования, Они настаивали, Хусейн (а) отвечал: "Я скорее соглашусь умереть, но не дам бей'ат!"

Сущность борьбы на этом этапе состояла в отрицательном отношении к требованиям, которые противоречили шариату.

Но это был не единственный фактор, который оказал влияние на борьбу Имама Хусейна (а). Другим фактором был призыв выразить положительное отношение.

За 20 лет до смерти Муавийя Имам Али (а) пять лет жил в городе Куфе. Население Куфе еще не забыло то, чему их учил Али (а). После смерти Муавийя, собравшись и вместе посоветовавшись, народ сказал: "Мы должны воспользоваться случаем и не дать возможности Езиду воспользоваться им. У нас есть Хусейн, он наш истинный руководитель. Необходимо подготовиться и пригласить его в Куфе, сначала под его руководством создадим ядро (центр) в Куфе, затем весь халифат превратим в Исламский халифат".

Куфе в сущности была военным лагерем. Этот город был основан в годы правления халифа Омара Са'д ибн Веггасом. Воины - мусульмане, размещенные здесь, построили себе дома, обжились, и эти места постепенно превратились в самый сильный город халифата.<

Население вот такого города пригласило Имама Хусейна (а). Причем число пригласивших равнялось не одному-двум, не тысяче и даже не десяти тысячам. Имаму было прислано 18 тыс. писем. Каждое письмо было иногда число подписей доходило до 100. Исходя из этих расчетов, к Имаму обратилось примерно 100 тыс. человек.

Как отнесся Имам к этому? Мусульмане восстали, и Имам должен был поспешить им на помощь. Действия Имама в данном случае в сущности были не отрицательными, а положительными.

С самого начала Имам Хусейн (а) видел, что население Куфе не готово, признавал нерешительность и трусость жителей Куфе. Но, отказавшись ехать, что бы он ответил перед историей? Конечно, если бы он не прореагировал на приглашение населения Куфе, мы бы сегодня спросили: "Почему Имам Хусейн (а) не дал положительный ответ на приглашение?"

В период правления Аббасидов известный как "Визирь Али Мухаммеда (а)" - Абу Салама ибн Халлал поссорился с халифом Аббаси. Абу Салама, немедля написал два письма: одно - Имаму Джафар Садигу (а), другое отправил внуку Имама Хасана (а) - Абдуллаху Мехди и каждого из них одновременно пригласил на трон. В письме было написано: "Я до этого времени служил халифу, но отныне я буду служить вам. Давайте, объединившись, вместе свергнем халифа". Во-первых, написав письмо с одинаковым содержанием двоим одновременно, он проявил свою неискренность. Во-вторых, он написал эти письма, обидевшись на халифа. Имам Джафар Садиг (а), получив и прочитав письмо, сжег его в присутствии гонца. Гонец спросил: "Каков ответ?" Имам сказал: "Ответом на письмо служит увиденное только что действие". Абу Салам был убит еще до возвращения гонца. Вместе с тем и сегодня многие задают вопрос: "Почему Имам Джафар Садиг (а) не принял приглашение Абу Салама и дал отрицательный ответ?" Во-первых, Абу Салам ибн Халлал - это один человек, во-вторых, он неискренен в своем приглашении, в-третьих, он, когда писал письмо, уже знал, что судьба его предрешена, халиф Аббаси знает о его измене.

Если бы Имам Хусейн (а), будучи в Мекке и получив от населения Куфе 18 000 писем, не дал бы им положительный ответ, то история бы укорила его в том, что он не искоренил сторонников Езида. В этом случае, всё бесправие и гнёт, которое творили Амавиды, поставили бы в вину Имаму Хусейну (а), стали бы измышлять, что если бы Имам поднял восстание, то Амавиды были бы уничтожены и гнёт был бы искоренён.

Интересно, какой из указанных двух факторов был первым по времени? Интересно, что произошло раньше: Имам Хусейн (а) отказался дать бей'ат, а жители Куфе, узнав про это, пригласили его? Или же всё происходило наоборот: то есть, вначале население Куфе послало ему приглашение, и Имам принял его? Несомненно, с исторической точки зрения верно первое предположение, Муавийя ещё при жизни лично прибыл в Медину и всяческими уловками старался получить бей'ат для Езида от Имама Хусейна (а) и ещё двух-трёх других людей. Но они категорически отказались от этого,

После смерти Муавийя Езид сам срочно посылает в Медину юнца. Гонец прибывает в Медину, передаёт письмо Езида наместнику Медины. В письме Езид сообщает наместнику о смерти Муавийя и требует получить бей'ат от Имама Хусейна (а) любыми средствами. Население Куфе ещё не знало о смерти Муавийя.

Имам Хусейн (а) отказался дать бей'ат. Так прошло два-три дня. Люди наместника в течение нескольких дней то увещевали, то угрожали Имаму, требуя от него Признания Езида. Наконец, на 27-й день месяца Раджаб Имам Хусейн (а) выехал из Медины и прибыл в Мекку на 3-й день месяца Ша'бан, Первые письма от населения Куфе Имам получил на 15-й день месяца Рамазан. К этому времени уже прошло полтора месяца со дня, когда сторонники Езида требовал бей'ат. Имам Хусейн (а) отверг их требования полтора месяца тому назад.

Вместе с двумя указанными факторами, есть третий фактор восстания Ашура. Это "призывать к добродетели и удерживанию от плохих действий". С первых же дней, как Имам Хусейн (а) покинул Медину, эти слова стали его лозунгом. Имам Хусейн поднял восстание не только с целью отвергнуть бей'ат Езиду. Даже если бы от Имама Хусейна (а) не требовали бы бей'ат, то опять-таки, следуя этому девизу: "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий", он должен был восстать. Кроме того, призыв населения Куфе было лишь предлогом для того, чтобы Имам Хусейн (а) начал восстание. Даже если бы они не писали этих писем Имам все равно бы начал борьбу, так как его цель была «призывать к добродетели и удерживать от плохих действий».

С позиции первого фактора, Имам Хусейн (а) является защитником, От него требовали бей'ат, но он отказался и тем самым встал на свою защиту. С позиции второго фактора. Имам Хусейн (а) - избавитель, потому что его позвали на помощь и он согласился. С позиции третьего фактора. Имам Хусейн (а) - борец, потому что он восстал против жестокого тирана. С этой точки зрения. Имам Хусейн (а) - революционер.

Каждый из перечисленных факторов возложило на Имам Хусейна определенные обязанности. Поэтому можно сказать, что восстание Ашура имеет несколько аспектов.

С позиции того факта, что Имам Хусейн (а) отказался от бей'ата Езиду, он не мог поступить иначе. Даже если бы он, последовав совету Абдуллаха ибн Аббаса, ушёл в горы. всё равно, он не должен был дать бей' ат.

С позиции того, что Имама пригласило население Куфе, то обязанностью Имама Хусейна (а) было поддерживать их, пока они не нарушили своего слова. С того момента, как они отказались от своих слов, этот долг был снят с Имама. Но цель Имама Хусейна (а) не состояла только в этом. Фактор приглашения Куфинцев, начиная с 15 дня месяца Рамазан, рассматривается как временный. Этот фактор действовал в промежуток времени от момента прекращения постоянной переписки до того момента, когда Имам узнал о событиях в Куфе. Этот фактор потерял силу с момента столкновения с отрядом Хурра, когда Имам получил весть об убийстве Муслима. Всё это освободило Имама от долга избавителя. Поэтому, порывая с населением Куфе, и обращаясь к этим изменникам, он произнёс такие слова; "Вы пригласили меня, я пришёл. Но если вы не хотите, чтобы я здесь оставался, я возвращаюсь. Своим приглашением вы возложили на меня долг. Но если вы раскаиваетесь в этом, то я ухожу". Здесь мы не должны смешивать два фактора: непризнание Езида - это другой вопрос и Имам решительно отверг предложения о бей'ате. Он сказал: "Даже если на всей Земле для меня не найдётся прибежища размером с ноготь, я всё же не принесу бей'ат".

Я думаю, что некоторые исследователи, придающие большое значение приглашению населения Куфе и выдвигающие его на первое место, ошибаются. Наоборот, этот фактор наименее значителен среди всех других. Потому что, если бы он был основным, то Имам, узнав об изменении в настроении населения Куфе, сказал бы: "Если все отвернулись от меня и дали бей'ат Езиду, то и мне придётся поступить также". Но события развивались совершенно в противоположном направлении. Самые пламенные речи Имам произнёс именно после измены населения Куфе. Это всё доказывает преимущество значения слов "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий" и именно под влиянием этого фактора Имам Хусейн (а) поднялся против безнравственной власти.

По дороге Имам увидел двух людей, идущих со стороны Куфе. Он остановился и хотел поговорить с ними. Но они, узнав Имама Хусейна (а), свернули с пути. Имам, осознав, что они избегают встречи с ним, продолжил свой путь. Один из соратников Имама также встретил этих двух людей и заговорил с ними. Они рассказали о беспорядках в Куфе, о том, что Муслим и Хани умерли смертью шехидов и сказали: "Нам стыдно сообщить Имаму Хусейну (а) эту весть".

Этот сподвижник Имама вошёл в палатку, где сидел Имам со своими сторонниками и сказал: "Я слышал одну весть. Как мне передать её вам: прямо сейчас или наедине?" Имам ответил: "У меня нет тайн от моих друзей. Мы не скрываем друг от друга ничего". Сподвижник тогда рассказал: "Те двое, что свернули, увидев вас. разговаривали со мной, рассказали, что Куфе покорена, Муслим и Хани убиты". Услышав эту весть. Имам прослезился, прочел следующие стихи: "Есть среди благоверных такие, что сохраняют верность клятве пред Аллахом. Стали шехидами некоторые из них, и некоторые станут шехидами. Не изменится слово, данное ими" (сура "Ахзаб", стих 23).

Здесь образ Имама как гневного борца, революционера, по образу мыслей отличается от позиции помощника и защитника. Логика защитника - защищать, но логика борца заключается в том, что он не думает только о своей защите, И даже зная, что его ждёт смерть шехида, он не отступает от поставленной цели, восстает и протестует - Девиз Хусейна (а) "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий", делает его логику схожей с логикой шехида. А логика шехида отличается от всех других.

Логикой шехида обладают только такие люди, которые для того, чтобы выполнить требование долга перед современниками, платят ничем другим, как своей кровью. Многие люди в мире произносили слова, требовали чего-то от истории. Во всех уголках Земли при археологических раскопках находят письмена властителей на камнях, которые обычно говорят так: "Я, сын такого-то, захватил такую-то территорию, жил столько лет, так развлекался"... Всё это пишется на камнях, чтобы не стерлось от времени. И всё же эти слова живут только на камнях. Время стирает их из памяти людей и земля поглощает их. Через тысячи лет эти слова выходят на поверхность и хранятся в музее.

Имам Хусейн (а) требования, адресованные истории, написал своей кровью на эфемерных страницах воздуха, но так как эти требования были скреплены его кровью, они проникли в сердца людей. Сегодня и арабы, и другие люди, миллионы людей вспоминают эти слова Имама Хусейна (а): "Я считаю счастьем умереть с честью, а жизнь, подчинённую тирану, называю бедой". Если человек живёт в стеснении и угнетении, подчиняясь деспотам только для того, чтобы поесть и поспать, то смерть намного выше, чем подобное существование. Это и есть философия шехида. Каждый год, когда наступает Махаррам, Имам Хусейн (а) оживает в памяти людей и как бы говорит "Проклятый Езид заставляет меня избрать одну из двух дорог: смерть или угнетение. Но угнетение от нас (принадлежащих роду Пророка) далеко. Аллах запретил благочестивым жить в угнетении".

Имам покидая Медину. выступил против угнетения как борец. В тот же день в завещании. адресованном брату Мухаммеду ибн Ханафия, писал: "Я начал борьбу не для того, чтобы показать себя и не для того, чтобы посеять зло и муки. Цель моей борьбы в том, чтобы исправить и наставить на путь истинный общество моего деда Мухаммеда (с), призвать людей к хорошим действиям и уберечь их от плохих деяний. Я следую дорогой деда Мухаммеда (с) и отца своего Али ибн Абу Талиба (а)".

Некоторые действия Имама Хусейна (а) были подчинены только логике шехида и борца, их нельзя объяснить иначе. Так, если бы он выступал с позиций защитника, то в ночь Ашура он должен был вернуть всех своих соратников домой силой, удалить их от себя. Он должен был им приказать, не дав возможности ответить: "Ваша жизнь в опасности, пока вы пребываете здесь. Это не допустимо по шариату!" Но он поступил не так. Потому, что он, следуя логике революционера, должен был бороться и расширять борьбу. Именно поэтому, когда его друзья и семья объявили о том, что они готовы остаться вместе с ним, Имам Хусейн (а) помолился за них и дал им такое разрешение.

Имам Хусейн (а) направил а ночь Ашура Хабиба ибн Мазахира в племя Бани-Асад, чтобы он нашёл среди них верующего и привёл его с собой. Скольких сторонников мог бы привести Хабиб? Предположим, что он привёл 100 вооружённых людей. Что бы сделала эта сотня против 30 тысячного войска? Разве могло бы оказать это какое-либо воздействие на ход событий? Ни в коей мере! Имам Хусейн (а) желал расширить масштаб события, распространив логику борца, шехида и революционера. То, что Имам привёл в Кербала и свою семью, тоже следовало этой цели. Ведь именно члены его семьи должны были распространить те действия, которые он вписал в историю своей кровью. Имам Хусейн (а) стремился, чтобы события приобрели более массовый, более действенный, более яркий характер и таким образом закрепились бы в истории памяти людской.

Теперь придём к заключению, какой же из 3-х перечисленных факторов является наиболее значительным и ценным в восстании Ашура. Конечно, их вес неодинаков. Каждый из них имеет соответствующую сущность и ценность. Многие моральные и материальные блага принимаются человеком как гордость, ценность и богатство. Например, наука является богатством человека. Даже внешние знаки этих благ увеличивают значение человека и его могущество, например, облачение в одежду религиозного служителя - гордость для него. Одежда преподавателя университета является его гордостью. Для женщины предметы украшения являются богатством. В движениях, носящих характер борьбы. несколько факторов, объединяясь. образуют его ценность. Ценность восстания Ашура складывается из значения всех трёх факторов, но самым значительным является третий фактор.

Но бывает и наоборот. Есть высокие личности, которые приносят почёт и славу делу. которому они служат, самим собой.

Например, каждый религиозный учёный гордится своим одеянием, но иногда учёный достигает своими действиями высоких целей, и тогда ни одежда украшает его, а он - одежду. Например, если спросить у современного религиозного деятеля: "Что символизирует твоя аба и аммаме на голове?" Они ответят "Гордость всего Исламского мира Абу Али ибн Сина носил такую одежду". Таким образом, имя Абу Али ибн Сины украшает это одеяние. Шейх Муртаза, Хаджа Насреддин Туей и многие другие заслужили честь носить одеяние религиозного деятеля, в то же время они принесли славу этому облачению. Женщины любят золотые украшения. Но есть женщины, которые сами являются украшением.

Са'саа ибн Сухан - верный сподвижник Хазрета Али (а) был прекрасным оратором. Он обладал даром лаконичной речи. Известный арабский писатель Джахиз писал о нем: "Са'саа был могучим оратором. Лучшим подтверждением этому является то, что Апи ибн Абу Талиб (а) часто говорил ему: "Встань и произнеси речь"."

В день, когда Али (а) был избран халифом, Са'саа обратился к нему со словами поздравления: "О Али (а), не халифат украсил тебя, это ты приняв халифат, украсил его. Не халифат возвысил тебя, но ты возвысил его! Али (а), халифат более, чем ты в нем, нуждается в тебе!"

Девиз Имама Хусейна (а) "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий" углубил значение его движения, так же как Имам прославил эти слова. Восстание Ашура возвысило девиз "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий", а Имам Хусейн (а) смертью шехида короновал ее.

Многие люди призывают к добродетели и удерживают от плохих действий, но не только не углубляют значения этих слов, но наоборот, даже обесценивают их. Например, в Саудовской Аравии избиение хлыстом тех, кто поцелует с любовью Каабу или могилу Пророка считается "удержать от плохих дел" ("нахий анил-мюнкар").

Все действия Имама Хусейна (а) с начала до конца заключались в том, чтобы "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий". Он обратил внимание на все хорошие традиции Исламского мира и его изъяны. Он говорил: "Первый и самый большой "мюнкар" (плохой, скверный) Исламского мира - Езид. Руководитель первым должен следовать Корану, соблюдать его справедливость и преклоняться пред религией Аллаха". Следуя этому пути, Имам Хусейн (а) искренне отказался от всего, что имел, и во имя лозунга "призывать к добродетели и удерживать от плохих действий" пожертвовал своей жизнью, прославил и увековечил свою смерть.

 

Искажения событий Ашура

Автор: Натиг РАГИМОВ
Прочитано: 2187


На основе записей шехида Муртаза Мутахарри

"Техриф" (искажение) в арабском языке происходит от глагола "харифе", что означает "идти по следу" или "сворачивать с пути, по которому шло преследование", "отходить в сторону". Но есть различия в смыслах слова "техриф" и "изменение, преподнесение в другом виде". Различие состоит в том, что техриф - это изменение, сделанное заведомо со злым умыслом. Например, если вы преподносите какое-нибудь предложение, письмо или стих, не в том смысле, в котором оно задумано, а изменяете понимание содержания, то вы совершаете техриф. Есть два вида искажения: oдно их них - это словесное искажение, а другое - смысловое. Словесное искажение - это внешнее изменение письменной или устной мысли, то есть, удаление некоторых слов из чьего-нибудь выступления, добавление к нему слов или изменение их последовательности, приводящее к искажению смысла. При смысловом искажении слова не меняются, но из них делается вывод, совершенно противоречащий мысли автора. Хотя слова при таком искажении не меняются, но передают не мысли автора, а мысли искажающего.

В Священном Коране слово "техриф" упоминается в стихах, касающихся иудеев. Вспоминая историю, проясняется, что иудеи особенно "отличились" по части искажений. В Коране о них говорится как о народе, имеющим предрасположенность к искажениям. В стихе 75 суры "Багара" говорится: "Надеетесь, что они (иудеи) вам поверили? Ведь есть среди них такие, которые услышав и поняв слово Аллаха, умышленно исказят его".

Необходимо отметить, что бывают и текстовые искажения. Иногда может быть искажён обычный разговор, например, из двух собеседников один может исказить смысл их разговора. Но бывает так, что искажается текст, имеющий большое общественное значение. Например, слова и действия личностей (Пророк, имамы), которые имеют предопределяющее значение для людей по-разному искажаются со злым умыслом. Или же превратно истолковывается историческое событие, которое является школой нравственного воспитания. Такие искажения очень опасны.

События Кербала имеют большое общественное значение для людей, являются нравственной школой. Невозможно отрицать воспитательную роль этого события для формирования мировоззрения, нравственности. Подробности движения Имама Хусейна (а) должны быть донесены до людей без преувеличении и преуменьшений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: