Роль естествознания в формировании профессиональных знаний




Многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, про­странстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе, фундаментальные законы, понятия и за­кономерности отражают не только объективную реальность материаль­ного мира, но и мира социального. К сожалению, прошедший век оставил немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

.Наука разделяется на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Каковы специфические признаки (особенности) научного познания?

1. В обнаружении объективных законов действительности, законов познания и мышления, в ориентации на общие свойства предмета и их выражении в системе абстракций;

2. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;

3. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику;

4. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.

5. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном (формулы, математические уравнения) языке и постоянном воспроизводстве знания;

6. В применении специфических материальных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы);

7. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, строгость и т.д.

Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.

1. Его предмет – “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть – это деятельность людей в ее многообразных формах.

2. Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.

3. Характерной чертой социального познания является анализ единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.

4. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания, интерпретации, социальный эксперимент. В социальном эксперименте исследуемые реагируют на духовный мир исследователя, значит надо учитывать влияние самого исследователя.

5. В социальном познании критериями объективности социального знания являются.

 

Завершился XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Чело­век вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетиче­скую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако гораздо менее он преуспел в ра­циональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресур­сам.

Что же происходит сейчас, в период интенсивного техногенного раз­вития человечества? По оценкам палеонтологов, за все время эволюции жизни на Земле чередой прошли около 500 млн. видов живых организ­мов. Сейчас их насчитывается примерно 2 млн. Только в результате вы­рубки лесов суммарные потери составляют А—6 тыс. видов в год. Это приблизительно в 10 тыс. раз больше естественной скорости их вымира­ния до появления человека. Одновременно наша планета интенсивно по­полняется множеством видов искусственно созданной продукции, ино­гда называемых техногенными видами популяции. Ежегодно произво­дится около 15—20 млн. различных машин, приборов, устройств, строе­ний и т.п., которые образуют своеобразную техногенную сферу.

Новые технологии земледелия не обходятся без гигантского потока химических веществ. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Но она же является и одной из причин нарушения эко­логического равновесия—глобального потепления, вызванного парни­ковым эффектом, что подтверждается не только ежегодным повышением средней температуры воздуха, но и ростом уровня Мирового океана на 2—3 мм в год. Разрушается озоновый слой, защищающий все живое от чрезмерного ультрафиолетового излучения; во многих регионах нашей планеты выпадают кислотные осадки, приносящие громадный ущерб жи­вой и неживой природе.

Все это — в значительной степени результат активного вмешательст­ва человека в природу, свидетельство неудовлетворительно го-состояния индустриально-технологической практики, образовательной философии, снижения нравственного и духовного уровня человека- Общество факти­чески смирилось с подготовкой специалистов узкого профиля, имеющих ограниченный кругозор. Дифференциация и специализация, вроде бы диктуемые логикой научного процесса, в действительности порождают многие экологические и социальные проблемы. В такой ситуации ученые и представители прогрессивной общественности зачастую оказываются бессильны решить эти проблемы, а также справиться с инстинктом тол­пы, которой руководит чаще всего желание создать удобный, комфорт­ный образ жизни.

Назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы зна­ний о мире, человеке и обществе. При этом необходимо осознанно вер­нуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, но на более высоком витке его развития. Другими словами, возникла объектив­ная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образова­ния, построенной на основе органического единства его естественнона­учной и гуманитарной составляющих. Человек должен увидеть и осоз­нать свою зависимость от окружающего его мира.

Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа свя­зана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, экологи­ческого, энергетического, информационного кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа причин обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия ставит в центр системы образования приоритет личности. Формирование широкообразованной личности требует реше­ния ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать оптималь­ные условия для гармонических связей человека с природой посредством изучения естественно-научных фундаментальных законов природы. Во-вторых, человек живет в обществе и для его гармоничного существо­вания необходимо погружение в культурную среду через освоение исто­рии, права, экономики, философии и других наук.

Концепцию фундаментального образования впервые отчетливо сфор­мулировал в начале XIX в. немецкий филолог и философ Вильгельм Гум­больдт (1767—1835). В ней подразумевалось, что предметом изучения должны быть те фундаментальные знания, которые рождаются на перед­нем рубеже развития науки. Фундаментальное образование должно соче­таться с научными исследованиями. Эта прогрессивная система образо­вания реализована в лучших университетах мира. Важную роль в фунда­ментальном образовании играют естественно-научные знания, которые помогают будущим специалистам гуманитарных и социально-экономи­ческих направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественно-научными проблемами, тесно связанными с экономиче­скими, социальными и другими проблемами, от решений которых зави­сит технологический уровень развития общества.

Любой специалист вне зависимости от профиля и специфики его деятельности, так или иначе, рано или поздно касается проблем управления. А это означает, что он должен владеть знаниями менеджмента. На первый взгляд может показаться, что естествознание — ненужный груз для спе­циалистов управления, экономики, руководителей предприятий и других подобного рода специалистов. Однако любой специалист, если он истин­ный специалист и прежде всего менеджер или экономист, должен владеть не только законами управления и экономики, но и естественно-научной сущностью объекта, для которого проводится, например, экономический анализ. Без знаний естественно-научной сущности анализируемого объ­екта и без понимания естественно-научных основ современных техноло­гий менеджеры, даже владеющие знаниями менеджмента и экономики, не смогут дать квалифицированных рекомендаций по оптимальному ре­шению даже самого простого вопроса, связанного с оценкой, например, экономической эффективности применения различных предлагаемых технологии изготовления какого-либо товара. Ведь каждая технология характеризуется своей спецификой, влияющей на качество выпускаемого товара, своей материально-технической базой, воздействием на окру­жающую среду и т. п., а это означает, что поставленный вопрос сопряжен с решением комплекса задач, включающего и экономические, и социаль­ные, и естественно-научные аспекты. Специалисту, владеющему вопро­сами современного естествознания и теоретическими знаниями управле­ния и экономики, не составит труда решить не только простую зада­чу—составить экономически обоснованный бизнес-план, но и любую сколь угодно сложную экономическую задачу.

Первую оценку того или иного предложения настоящий руководи­тель любого ранга обычно производит самостоятельно, прежде чем выне­сти окончательное решение. Вероятность того, что оценка будет объек­тивной, а решение единственным и, правильным, тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя, что чрезвычайно важно для принятия особо ответственных решений, связанных, например, со строи­тельством крупных объектов — мощных электростанций, протяженных магистралей и т.п., — которые затрагивают интересы колоссального чис­ла людей, часто и всего государства, а иногда и многих государств. Без владения естественно-научными основами современных технологий про­изводства электроэнергии вряд ли будет принято решение о строительст­ве такой электростанции, которая наносила бы минимальный ущерб природе и производила бы дешевую энергию. Если руководители и рабо­тающие с ними специалисты вынесут решение без учета естественно-научных основ энергетики и экологии, то такое некомпетентное решение позволит построить, например, гидроэлектростанцию на равнинных ре­ках, которые, как сейчас всем понятно, производят не самую дешевую энергию, нарушают естественный природный баланс, на восстановление которого требуется гораздо больше энергии, чем ее производят такие электростанции. Подобные некомпетентные решения могут послужить основой для строительства атомной электростанции гигантской мощно­сти в регионе, где нет крупных потребителей энергии и где природные ус­ловия позволяют строить совершенно другой тип электростанций, напри­мер гелиоэлектростанцию, мощности которой вполне достаточно для ме­стного потребления, но при этом не возникает проблема передачи элек­троэнергии на большие расстояния другим потребителям, которая влечет за собой неизбежные потери полезной энергии.

С проблемами энергетики и экологии вроде бы все понятно — ими должен владеть и инженер, и руководитель, и менеджер, и экономист. А зачем им нужны знания, например, о генной технологии. Оказывается, что нужны. Без таких знаний невозможно ни вывести высокопродуктив­ные породы животных, ни вырастить высокоурожайные сорта культур­ных растений, т.е. произвести современные продукты питания, которые нужны всем людям в независимости от сферы их деятельности.

Большинство руководителей в разных отраслях экономики и науки прямо или косвенно участвуют в распределении финансовых ресурсов.. Понятно, что только при правильном, рациональном их распределении можно ожидать наибольшего экономического либо социального эффек­та. Очевидно также, что оптимальное распределение финансовых ресур­сов способны осуществить специалисты только высокой квалификации, профессиональный уровень которых определяют не только гуманитар­ные, но и естественно-научные знания.

На современном этапе развития науки и естествознания в том числе, особенно в России и странах бывшего СССР, где наука, как и вся эконо­мика, переживает глубокий кризис, распределение финансовых ресурсов для обеспечения научных исследований и образования играет важную роль. При поверхностной, неквалифицированной оценке проблем совре­менной науки выделяемые государством крохотные средства могут пой­ти на исследование ради исследований, на создание многочисленных тео­рий ради теорий, реальная польза от которых весьма сомнительна, на преждевременное строительство крупных экспериментальных устано­вок, требующих колоссальных материальных затрат, и т.п. При таком подходе заслуживающие внимание исследования, чаще всего экспери­ментальные, отличающиеся новизной и практической значимостью, т.е. приносящие реальную пользу и весомый вклад в науку, будут отклады­ваться до лучших времен, что, естественно, будет тормозить развитие нетолько науки, но и экономики и тем самым сдерживать рост благосостоя­ния народа. Подобный негативный результат следует из недостаточного финансирования всей системы образования.

Профессиональная целесообразность изучения основ естествознания касается в одинаковой мере и юристов. И в этом несложно убедиться. Предположим, что руководитель какого-то предприятия привлечен к от­ветственности за нарушение экологических норм — выброс в атмосферу больших объемов оксидов серы. А они, как известно, являются источни­ком кислотных осадков, губительно влияющих на живую и неживую при­роду. Мера наказания будет зависеть от того, насколько объективно и квалифицированно сделана правовая оценка действий руководителя, а сама оценка определяется прежде всего профессиональным кругозором дающего оценку. Наряду с правовыми знаниями владение последними достижениями современных технологий, позволяющими существенно сократить выброс в атмосферу многих вредных газов, в том числе и окси­дов серы, несомненно поможет юристу объективно оценить степень на­рушения и причастность к нему тех или иных конкретных лиц. Всесто­ронние знания юриста приведут его к правильному решению и будут спо­собствовать тому, чтобы правонарушения не повторялись. В этом случае можно считать, что основная цель высококвалифицированной подготов­ки и образования достигнута. «Великая цель образования, — как сказал известный английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), — это не знания, а действия».

Философы всех времен опирались на новейшие достижения науки и, в первую очередь, естествознания. Достижения последнего столетия в физике, химии, биологии и других отраслях науки позволили по-новому взглянуть на сложившиеся веками философские представления. «Фило­софия отвлеченная, существующая сама по себе, из себя черпающая свою мудрость, прекращает свое существование», — так утверждал известный русский философ Н.А. Бердяев (1874—1948). Многие философские идеи рождались в недрах естествознания, а естествознание в начале раз­вития носило натурфилософский характер. Про такую философию можно сказать словами немецкого философа А. Шопенгауэра (1788—1860):

«Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она изба­вила меня от очень многих трат».

Знание концепций современного естествознания поможет многим, вне зависимости от их профессии, понять и представить, каких матери­альных и интеллектуальных затрат стоят современные исследования, по­зволяющие проникнуть внутрь микромира и освоить внеземное про­странство, какой ценой дается высокое качество изображения современ­ного телевизора, каковы реальные пути совершенствования персональ­ных компьютеров и как чрезвычайно важна проблема сохранения природы,

которая, как справедливо заметил римский философ и писатель Сенека (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.), дает достаточно, чтобы удовлетворить потребно­сти человека.

Человек, обладающий общими концептуальными естественно-науч­ными знаниями, т.е. знаниями о природе, будет действовать непременно так, чтобы польза как результат его действий всегда сочеталась с береж­ным отношением к природе и с ее сохранением не только для нынешнего, но и для грядущих поколений. Только в этом случае каждый из нас сможет осознанно с благоговением и восторгом повторить замечательные слова Н.М.Карамзина (1766—1826): «Нежная матерь Природа! Слава тебе!»

Известный чешский мыслитель и педагог, один из основателей дидак­тики Ян Коменский еще в XVII в. написал «Великую дидактику», высту­пив с лозунгом «Обучать всех, всему, всесторонне» и таким образом тео­ретически обосновал принцип демократизма, энциклопедизма и профес­сионализма в образовании, а котором скрыты многие ценнейшие плоды будущих «богатых урожаев». Продолжая эту мысль, можно уверенно ут­верждать: только всесторонние естественно-научные знания освобожда­ют человека от необдуманных разрушительных действий и помогают вы­брать благородный путь созидания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: