Государственные инвестиционные программы.




Государство, являясь активным участником инвестици­онного процесса, организует, регулирует, направляет и сти­мулирует его. Своими действиями государство может тормозить или ускорять инвестиционный процесс. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.

Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Главное управление инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Основным ориентиром при разработке инвестиционной политики является принятая стратегия развития страны. В Республике Беларусь – это достижение высоких темпов экономического роста. В силу этого инвестиционная политика строится на основе прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика – на базе «Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы», «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы», «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», «Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001 – 2020 годы», «Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» и др.

Современная инвестиционная политика ориентирована на инновационное развитие экономики, что требует больших капиталовложений. В этой связи целью реализации инвестиционной политики на ближайшие годы является дальнейшее улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятного внешнеполитического имиджа страны, что необходимо для ускоренного привлечения иностранных инвесторов и активизации отечественных частных инвесторов. Как известно, Президентом Республики Беларусь поставлена задача вхождения Беларуси в тридцатку ведущих стран мира с наилучшими условиями ведения бизнеса. Привлеченные средства в приоритетном порядке направляются на коренную модернизацию действующих и создание принципиально новых инновационных производств и предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию.

Важное внимание уделяется привлечению всех видов иностранного капитала, особенно прямых иностранных инвестиций, которые не только восполняют дефицит внутренних инвестиционных ресурсов, но и приносят в страну передовые технологии, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса. Реализация крупных экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов должна осуществляться преимущественно за счет иностранных кредитов.

Предусматривается также создание благоприятных условий для максимального вовлечения в инвестиционную сферу национальных валовых сбережений, являющихся основным источником инвестиций. Для привлечения частных инвесторов необходимо расширять практику государственно-частного партнерства, используя систему концессионных и инвестиционных договоров, проектного и венчурного финансирования, привлекать в долгосрочные банковские депозиты средства пенсионных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов. Для вовлечения в инвестиционный процесс сбережений населения должна активно развиваться система долгосрочных накоплений посредством жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования, проведения облигационных займов, создания инвестиционных фондов.

Целесообразно активизировать привлечение иностранного и отечественного капитала в свободные экономические зону для развития приоритетных отраслей и производств, наращивания экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов и республики в целом.

Другими важными направлениями реализации инвестиционной политики являются:

• эффективное использование бюджетных инвестиционных ресурсов. Это достигается путем конкурсного отбора проектов для реализации и их долевого финансирования за счет собственных источников инвесторов и государственной поддержки в виде предоставления средств из централизованным инвестиционных ресурсов. Размер государственной поддержки зависит от категории проекта. В конкурсе проектов могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные средства победителям конкурса предоставляются на основе платности, срочности и возвратности. Такой порядок направлен на повышение эффективности государственных централизованных инвестиций и усиление инвестиционной активности частных инвесторов. На условиях конкурса размещается не менее 10 % общего объема государственных централизованных капительных вложений, предусмотренных в Законе о бюджете на очередной финансовый год. Государственная поддержка может быть оказана также путем погашения из бюджета части процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками на финансирование высокоэффективных (приоритетных) инвестиционных проектов;

• сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, непривлекательных для частных инвесторов;

• расширение финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств организаций (амортизационных отчислений, части чистой прибыли, выручки от реализации излишних активов, других накоплений и сбережений).

Однако следует иметь в виду, что развитие самофинансирования требует улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования, повышения их рентабельности, снижения налоговой нагрузки и целевого использования амортизационных отчислений;

• развитие рынка ценных бумаг, прежде всего корпоративных, как инструмента привлечения долгосрочных ресурсов для финансирования инвестиций. Размещение облигаций на внешних рынках увеличит поступление иностранного капитала в страну. Следует также организовывать целевые выпуски ценных бумаг для реализации крупных инвестиционных проектов;

• усиление инновационной и инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики. Для кредитования крупных инвестиционных и инновационных проектов банки должны активней организовывать консорциальное и проектное финансирование, расширять свое участие в уставных фондах других юридических лиц и тем самым получать право на при­нятие решений в управлении объектами инвестиций. Представляется целесообразным создание инновационного банка, снижение стоимости кредитных ресурсов;

• развитие лизинга, в первую очередь импортного, как эффективного способа обновления основных фондов и внедрения инноваций. Его использование особенно целесообраз­но в условиях дефицита инвестиционных ресурсов. Лизинг также способствует привлечению в страну иностранных инвестиций и наращиванию экспорта продукции отечествен­ных предприятий;

• повышение эффективности инвестиций, в том числе за счет улучшения качества разрабатываемых бизнес-планов, сокращения сроков реализации и окупаемости инвестиционных проектов.

Таким образом, в основе государственной инвестиционной политики Республики Беларусь лежат меры по усилению инвестиционной и инновационной активности и более эффективному использованию инвестируемых средств.

Кроме государственной инвестиционной политики должна разрабатываться отраслевая региональная инвестиционная политика, инвестиционная политика для организаций и фирм, финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, банков, т.е. для всех экономических субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Все виды инвестиционной политики взаимосвязаны, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она устанавливает правила игры в инвестиционной сфере и направлена на активизацию инвестиционной деятельности на всех уровнях.

В развитии и совершенствовании инвестиционной политики главная роль отводится государству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: