Виды ценных бумаг и операции с ними.




Экономический, социальный, имиджевый эффект.

Экономический эффект у разработчика проекта и потребителей.

Эффект реализации капитальных мероприятий в области экологии и природопользования.

Энергоэффективность.

Показатели оценки экономической эффективности и методы их расчета.

Дисконтирование инвестиционных затрат и эффекта.

Простой и динамический срок окупаемости.

Срок окупаемости служит для определения степени рисков реализации проекта и ликвидности инвестиций. Различают простой срок окупаемости и динамический.

Простой срок окупаемости проекта - это период времени, по окончании которого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное. Рассчитывается как отношение суммы инвестиций по проекту (кап затраты + прирост чистых активов+ % за кр) к ср.год. чистому доходу (приб – налоги + ам отчисл). Рассчитывается по табл

 

 

где И – сумма инвестиций;

КЗ – капитальные затраты;

∆ЧА – прирост чистых активов;

% Кр – проценты за кредит;

ЧДср – среднегодовой чистый доход;

П – прибыль от реализации;

Н – налоги из прибыли;

А – сумма амортизационных отчислений.

Расчет динамического срока окупаемости проекта осуществляется по накопительному дисконтированному чистому потоку наличности. Дисконтированный срок окупаемости в отличие от простого учитывает дисконтированную стоимость капитала и показывает реальный период окупаемости.

В общем случае динамический срок окупаемости – это величина обратная индексу доходности:

(4.11)

 

где: Иt - инвестиции в t –ом периоде.

 

Если горизонт расчета проекта превышает динамический срок окупаемости на три и более года, то для целей оценки эффективности проекта расчет ЧДД, ИР и ВНД осуществляется за период, равный динамическому сроку окупаемости проекта плюс один год. В таком случае за горизонт расчета Т, используемый в формулах расчета ЧДД, ИР, ВНД, принимается этот период.

Простой и динамический сроки окупаемости мер государственной поддержки определяются аналогично расчетам сроков окупаемости инвестиций.

 

Интегральные показатели эффективности.

Методы оценки стоимости капитальных активов.

Нематериальные активы.

Нематериальные активы (НА) -- это активы, отличающиеся от других объектов, не имеющие материально-вещественной (физической) формы, используемые в деятельности организации, способные приносить организации будущие экономические выгоды (доход), срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, по которым имеются документы, подтверждающие их стоимость и затраты па их приобретение (создание), по которым имеются документы, подтверждающие права обладателя.

К НА относятся принадлежащие обладателю имущественные права:

• на объекты промышленной собственности;

• на произведения науки, литературы и искусства;

• на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;

• на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров; о на пользование природными ресурсами, землей;

• прочие: лицензии на осуществление вида деятельности, лицензии на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, лицензии на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

Порядок бухгалтерского учета НА регулируется НПА:

Положением о бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов»; Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов.

Задачи бухгалтерского учета НА:

формирование достоверной и полной информации, отражающей движение объектов НА в организации (поступление и выбытие НА, получение или передача прав по лицензионным или авторским договорам), в первичных документах и учетных регистрах;

формирование на счетах бухгалтерского учета первоначальной стоимости НА;

отражение в бухгалтерском учете амортизации нематериальных активов;

определение результатов реализации и прочего выбытия нематериальных активов.

Единицей бухгалтерского учета НА является инвентарный объект - это совокупность имущественных прав, возникающих из одного патента, свидетельства, лицензии, договора или иных правоустанавливающих документов.

Учет операций по движению НА осуществляется на основании документов:

первичных документов, подтверждающих права правообладателя (включая охранные документы);

договоров об уступке прав, лицензионных или авторских договоров, договоров на выполнение НИОКТР.

На поступившие инвентарные объекты НА комиссия составляет акт приемки нематериальных активов.

Бухгалтерия организации все поступившие объекты НА принимает к учету, т.е. на каждый объект НА открывает инвентарную карточку и присваивает инвентарный номер. В карточке отражаются (учитываются) операции по движению НА. Инвентарная карточка заполняется в одном экземпляре на основании акта приемки нематериальных активов и других документов. В инвентарной карточке учета нематериальных активов ведется аналитический учет НА.

НА к бухгалтерскому учету принимаются по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных расходов по приобретению НА (стоимость самого НА; услуга организаций, связанные с приобретение и оценкой объектов НА; прочие расходы).

В бухгалтерском балансе НА отражаются по остаточной стоимости.

Выбытие (снятие с учета) инвентарных объектов НА осуществляется в случае:

• реализации;

• безвозмездной передачи;

• списания по истечении нормативного срока службы или срока его полезного использования;

• внесения в качестве вклада в уставный фонд другой организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При этом в случае передачи имущественных прав по лицензионному или авторскому договору уменьшение стоимости НА не происходит.

Амортизации НА, формирование и использование амортизационного фонда воспроизводства нематериальных активов осуществляются в соответствии с Инструкциейо порядке начисления амортизации ОС и НА.

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на б/у организации НА используемые и не используемые в предпринимательской деятельности.

К амортизируемым НА относятся имущественные права:

• на объекты права промышленной собственности;

• на объекты авторского и смежных прав;

• на результаты НИОКТР;

• на использование объектов интеллектуальной собственности в соответствии с заключенными договорами; ни объекты пользования природными ресурсами, землей и др.

К НА не относятся и не являются объектами зачислений амортизации:

интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду;

не законченные или не оформленные в установленном законодательством порядке НИОКТР;

организационные расходы;

деловая репутация организации;

Амортизации объектов НА начисляется:

• по объектам, используемым в предпринимательской деятельности, - исходя из срока полезного использования линейным, нелинейным и производительным способами;

• по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, исходя из нормативного срока службы линейным способом.

Годовая норма амортизационных отчислений при линейном способе определяется:

НА=100%/СПИ (НСС);

где НА - годовая норма амортизационных отчислений;

СПИ (НСС) - срок полезного использования (нормативный срок службы) НА.

Линейный способ заключается в равномерном начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта НА.

Сумма амортизационных отчислений за месяц при линейном способе определяется:

А=АС*НА/100*12,

где НА - сумма амортизационных отчислений;

АС -- амортизируемая стоимость объекта основных средств.

При нелинейном способе начисления амортизации используются следующие методы: суммы чисел лег и уменьшаемого остатка.

Нормативный срок службы объектов НА и срок полезного использования определяются исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя. При отсутствии в документах указания па время использования (срок службы) эти сроки устанавливаются по решению комиссии (на срок от 10 до 40 лет в зависимости от вида НА).

Синтетический учет НА ведется на активном счете 04 «Нематериальные активы». По дебету - поступление НА; по кредиту - их списание. Сальдо дебетовое, отражает первоначальную стоимость НА, находящихся в распоряжении организации.

Учет амортизации НА отражается на счете 05 «Амортизация НА». Счет пассивный, регулирующий к счету 04. По кредиту - начисление амортизации, по дебету - списание амортизации по выбывшим объектам НА. Сальдо кредитовое, показывает сумму начисленной амортизации по НА, имеющимся в рас-поряжен и организации.

Доходы и расходы от выбытия объектов НА относятся на финансовые результаты деятельности организаций. ФР формируется на счете 91 «Операционные доходы и расходы». По кредиту - отражаются доходы, связанные с выбытием НА, по дебету - расходы.

ФР= Доходы (К 91) - расходы (Д 91).

Он списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Образованный амортизационный фонд воспроизводства НА учитывается на забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства НА»

50. Цели разработки бизнес-плана инвестиционного проекта.

Одним из основных и наиболее часто разрабатываемых при планировании инвестиций документов является бизнес-план инвестиционного проекта, кото­рый предназначен для обоснования инвестиций.

Существует широкое разнообразие зарубежной и отечественной литературы по инвестированию, в которой представлены несколько различающиеся под­ходы и рекомендации по составлению бизнес-планов инвестиционных проек­тов. В Беларуси эта деятельность урегулирована государством, поэтому мы будем рассматривать данный вопрос с позиций действующего законодательст­ва.

Бизнес-план представляет собой детальное изложение целей проекта и пу­тей их достижения, предназначенное для обоснования инвестиций. Бизнес-план может быть частью инвестиционного проекта, заменять его или включать в себя несколько проектов.

Бизнес-план - это четко структурированный документ, содержащий подробное описание того, к чему стремится хозяйствующим субъект, как он предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения; это удобная общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в ко тором им предлагается принять участие. В бизнес-плане, как при вило, приводятся обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируются рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. По существу, это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам необходимый для оценки экономической эффективности намечаемых проектом мероприятий, реальности получения ожидаемом прибыли, возврата кредитов.

Бизнес-план представляет собой документ, описывающий основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, а также определяющий способы решения этих проблем. Основным нормативным актом при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта в Республике Беларусь являются «Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утвержденные Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 31.08.2005 г. № 158 (с изменениями и дополнениями).

Согласно Правилам, бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в случаях обоснования:

• возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

• целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.

В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению ру­ководителя организации, реализующей инвестиционный проект, либо органа управления, в ведении которого находится эта организация.

Основанием для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются:

- ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в течение срока его реализации;

- механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и дополнений;

- необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

- смета затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости);

- сроки разработки.

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Общие требования к подготовке бизнес-плана:

• бизнес-план составляется с учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации;

• в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта;

• каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

• отдельными приложениями к бизнес-плану оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане (копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и другие документы).

Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в государственных органах управления. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки).

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

• при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;

• при решении вопроса о новом строительстве учитывать проведенные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства;

• для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;

• составлять бизнес-план на весь срок реализации инвестиционного проекта (как правило, срок реализации проекта должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год);

• шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы управления, принимать равным 1 году;

• расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого требуются средства в свободноконвертируемой валюте, приводятся в условных единицах, в остальных случаях - в условных единицах или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции). За условную единицу принимается, как правило, 1 доллар США или другая свободноконвертируемая валюта.

По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

Надо отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь значение бизнес-плана все более возрастает, так как, в отличие от экономически более развитых стран, у нас существует множество неблагоприятных факторов, которые требуют тщательного анализа на этапе планирования.

 

51. Инвестиционная операционная части бизнес-плана.

52. Структура разделов бизнес-плана и особенности их разработки.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

На титульном листе указываются: названия инвестиционного проекта, ор­ганизации - инициатора проекта и организации - разработчика бизнес-плана; утверждающие подписи их руководителей, заверенные печатью; согласующая подпись руководителя органа управления, в ведении которого находится орга­низация - инициатор проекта, заверенная печатью; дата утверждения и согла­сования бизнес-плана; требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и стратегия ее развития»;

«Описание продукции»;

«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный план»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности проекта»;

«Юридический план».

При проведении расчетов бизнес-плана в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации. В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана. Эти формы оформляются отдельным приложением к бизнес-плану. Все расчеты оформляются в виде таблиц по формам, приведенным в Правилах.

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме.

Резюме.

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Основная задача этого раздела бизнес-плана - изложить в сжатой и доступной форме (исключая сложную терминологию, допуская минимум специальных терминов) суть предлагаемого проекта, его преимущества, подвести итоги финансово-экономических расчетов, например, привести загрузку произ­водственной мощности и численность работающих, объемы ин­вестиций и их источники, размеры выручки, сводные показатели экономической эффективности по проекту и др. Здесь целесо­образно дать и информацию о технологической новизне проекта, его социальной значимости, обратить особое внимание на инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и новизну намечаемых в плане организационно-технических мероприятий.

Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта, его социальной значимости.

Готовится раздел после завершения работы над бизнес-планом, ибо только после того, как план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание. Если же попытаться написать резюме до окончания работы над основными разделами бизнес-плана, то могут возникнуть, по крайней мере, две проблемы. Первая из них заключается в том, что резюме будет расплывчатым и поверхностным, поскольку весь план еще не был надлежаще про­думан; вторая - в том, что разработчик (составитель) будет пытаться подогнать отдельные показатели под предположения и утверждения» содержащиеся в резюме.

Резюме должно отвечать и требованиям рекламы инвестиционного проекта, а поэтому содержать убедительные доказательства его привлекательности, выгодности и причин успеха. В нем при необходимости должны быть отражены социальные и экономические задачи. В целом же раздел должен вызывать интерес у инвестора и других пользователей, обычный его объем -4-7 стр. Сводные показатели по проекту рекомендуется оформлять в виде таблицы, содержащей следующие показатели по проекту в целом и годам (периодам) реализации проекта:

– загрузка производственной мощности;

– численность работающих;

– потребность в инвестициях (полные инвестиционные издержки);

– источники финансирования проекта: собственные средства, заемные и привлеченные с указанием сумм иностранных кредитов под гарантии правительства, внутренних валютных и рублевых, государственного участия;

– выручка от реализации продукции, в том числе в свободно к конвертируемой валюте;

– показатели эффективности проекта.

Среди показателей эффективности проекта следует привести динамический срок его окупаемости (с учетом издержек по его финансированию), окупаемость средств государственной поддержки и валютную окупаемость, чистый дисконтированный доход (чистую текущую стоимость), внутреннюю норму доходности и индекс рентабельности, уровень безубыточности, рентабельность продукции и продаж.

Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: