Требования к пользователю–смежнику.




Отдельные, хорошо обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом пользователь–смежник должен:

1) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной

 


онно-поисковой) работе методического центра в той области психологии, в которой он имеет аттестованные методики;

11) разработчик активно содействует работе практиков, направленной на практическое внедрение. По результатам внедрения аттестованной методики разработчик получает от заказчика справку о внедрении, которая заносится в учетную карточку по этой методике, хранящуюся в картотеке методического центра. Разработчик должен помнить, что престиж аттестованных методик выше, чем неаттестованных, а внедренных – выше, чем невнедренных.

 

Требования к психологам–преподавателям психодиагностики:

1) преподаватель психодиагностики в своей работе руководствуется всеми нормативными стандартами, учитывая состав аудитории (профессионалы–психологи или непсихологи);

2) психолог–преподаватель психодиагностики отвечает за:

а) дачу ложных и непроверенных сведений по конкретным методикам,

б) разглашение профессиональной психодиагностической тайны (иллюстрируя учебный материал, не должен нарушать принципа конфиденциальности психодиагностики),

в) раскрытие сути профессиональных методик непрофессионалам,

г) бесконтрольное распространение имеющихся у него профессиональных методик.

Наряду с едиными требованиями, к пользователям–профессиональным психологам и к пользователям–непсихологам предъявляются и разные требования.

 

Требования к пользователю–психологу:

1) он должен знать и применять на практике общие теоретико–методологические принципы психодиагностики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области, владеть основами дифференциальной психометрии;

2) психолог отвечает за решения, принимаемые на основе диагностики, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Психолог предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании той или иной методики. Если психолог привлекает к определенным психодиагностическим работам каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе;

3) психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональным пользователем на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе – приобретения в качестве индивидуальной

 


прежден о том, что результаты его диагностики узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем, ни другим.

Значимой является проблема сообщения результатов обследования самому индивиду, ребенку или взрослому. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные достоинства и недостатки. Когда человеку сообщают его результаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные люди. При этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого, кого такая информация эмоционально беспокоит. Знание тестовых результатов без возможности обсудить их более подробно может повредить индивиду. Поэтому в последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют т.н. «параллельные формы»), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву этического кодекса: «Не навреди!». Знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья людей, с которыми имеет дело.

Итак, этические нормы психодиагностики – комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Они включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психодиагностики, а также являются кодексом профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями.

Этические принципы деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т.д.).

Наряду с этими требованиями предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «психолог – обследуемый». Психолог–диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная

 


деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких соматических или психических заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности.

Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых невозможна психологическая травма, безусловное уважение личности испытуемого. В случае нарушения психологом профессиональной этики, нанесения морального ущерба любые «позитивные» результаты сводятся к нулю, подрывается авторитет науки.

На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (например, тесты интеллекта, личностные опросники, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидов, относящихся к определенным типам личности.

Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании должно быть сознательным и, как правило, добровольным. В любом психодиагностическом обследовании у испытуемого должна формироваться установка, что исследование предпринимается исключительно с целью оказания помощи. При проведении экспертизы, профессионального и других видов отбора, особенно в случае применения тестов интеллекта и специальных способностей, неправильное субъективное толкование результатов которых может причинить ущерб личности испытуемого, необходимо соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема сообщаемой информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: