Актуальность проекта
Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в системе среднего профессионального образования. В кадровом составе профессиональных образовательных организацийнаблюдается тенденция увеличения числа педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. Средний возраст преподавателей и мастеровнашего колледжа составляет 47 лет. За последние 3 года кадровый состав колледжа обновился молодыми педагогами на 10%, из которых 5% - молодые специалисты (приложение №1).Результаты анкетирования выпускников общеобразовательных школ на предмет престижности профессии педагога и готовности вчерашних школьников посвятить себя преподавательской деятельности свидетельствуют о невысоком месте профессии педагога в иерархии ценностей современной молодежи. На 1-е место была поставлена профессия юриста, на 2-м месте–профессия врача, на 3-м месте - профессия экономиста и только на 4 месте –профессия учителя(приложение №2).
Среди привлекательных условий данной профессии были отмечены: общение с детьми, летний продолжительный отпуск, стабильная заработная плата, социальный пакет. И вместе с тем, из 21-го респондента никто не пожелал работать учителем. Низкий уровень заработной платы, постоянный стресс, большая загруженность, большая ответственность не являются привлекательными для выпускников школы. Нежелание молодых людей идти в профессию учителя связано и с негативным имиджем педагога, неправильными установками взрослых, враждебной пропагандистской политикой, нагнетаемой средствами массовой информации. Последние десятилетия, начиная со времен перестройки, в обществе создан устойчивый стереотип профессии педагога как одной из самых изматывающих и низкооплачиваемых профессий. К сожалению, данный стереотип, может быть и непреднамеренно, поддерживается центральными СМИ. Давно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, а общество все еще живет старыми представлениями, не имея ясного понимания о том, какие колоссальные изменения произошли и продолжают происходить в системе среднего профессионального образования.
|
За последние годы профессиональные образовательные организации стремительно преображаются не только внешне, но и внутренне. Обновляется материально-техническая база образовательных учреждений. На уроке преподаватель имеет возможность использовать новейшие мультимедийные программы, компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, интернет- ресурсы и многое другое. Мастер производственного обучения проводит учебную практику на современном технологичном оборудовании. Для отработки первоначальных навыков широко используются в образовательном процессе различные электронные тренажеры и симуляторы. Обновляется как содержание образования, так и технологии. Налицо положительная динамика развития и модернизации системы профессионального образования, ее становление на современные рельсы, что, несомненно, должно работать на повышение имиджа педагога. В новом обновленномколледже молодой педагог может проявить свои творческие и педагогические способности. Система материального стимулирования педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся, призвана мотивировать педагогов к дальнейшему профессиональному росту. Предоставление общежития на период работы в колледже помогает решитьвопрос с жилищными условиями многим педагогам. Все вышеперечисленные меры- это лишь первые, но достаточно весомые предвестники обновления образовательных учреждений и поднятия престижа педагогической профессии.
|
И вместе с тем вопрос привлечения молодых кадров в колледж стоит до сих пор остро. Наступила пора поднять престиж профессии педагогической профессии в глазах общественности, своевременно доводя полную правдивую информацию обо всех позитивных изменениях, происходящих в системе образования. Очень важно, как можно скорее заменить неблагоприятную картинку (мы имеем в виду образ педагога и условия работы в колледже) в умах наших сограждан на положительную, светлую и перспективную. И если нам удастся сделать это, проблема нехватки молодых специалистов прекратит свое существование. А как это сделать? Естественно посредством целенаправленной грамотной последовательной информационно-просветительской работы, захватывающей все слои общества. Необходимо рассказывать молодежи реалии сегодняшнего дня, неустанно формируя новый имидж современного педагога. В данном проекте предлагаются следующие пути решения проблемы: раннее выявление молодежи, склонной к педагогической деятельности; заключение договоров с педагогическим университетоми профессионально-педагогическим колледжем на прохождение педагогической практики студентов и стажировки молодых педагогов на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих инновационные программы; целевое распределение выпускников-педагогов в образовательные учреждения с закреплением на рабочих местах не менее трех лет, закрепление наставников из числа опытных преподавателей за «новичками», проведение конкурсов для молодых педагогов с возможностью денежного премирования и т.д. Молодые люди должны влюбиться в профессию и получить первый опыт преподавания (взаимодействия собучающимися) в стенах колледжа рядом со своими наставниками, которые будут лучшей моделью подражания для потенциальных педагогов.
|
Цель и задачи проекта
Цель проекта – привлечение талантливой молодежи к работе в колледже посредством создания системы мотивации и дополнительного стимулирования.
Задачи проекта:
1. Разработать систему взаимодействия с педагогическими колледжами и ВУЗами.
2. Привлечь квалифицированных и социально-активных выпускников колледжа к поступлению в педагогические ВУЗы и колледжи региона и закреплению их на рабочих местах колледжа.
3. Создать условия для взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами.
4. Усовершенствовать систему морального и материального стимулирования молодых специалистов.
5. Формировать позитивный имидж профессии педагога.
Методы и пути решения. Этапы проекта
3.1. Методы и пути решения:
· исследование проблемы на уровне колледжа, города и области;
· мониторинг количества выпускников педагогических ВУЗов и колледжей, собирающихся реально работать по избранной специальности и квалификации;
· целевое направление выпускников педагогических ВУЗов и колледжей для прохождения преддипломной практики и трудоустройства в образовательной организации со сроком не менее трех лет;
· формирование планомерной политики подбора педагогических кадров на вакантные места;
· использование дополнительных заданий (как разовых, так и долгосрочных) для материальной поддержки молодых специалистов;
· привлечение иногородних выпускников-педагогов к работе в колледже через предоставление общежития на период трудоустройства.
3.2. Этапы проекта и сроки реализации