Расчет зубчатой передачи редуктора




 

Проектный расчет

4.1 Определяем межосевое расстояние аω, мм, по формуле[1, с. 61]

мм

где

Ка=43, вспомогательный коэффициент для косозубых передач;

u – передаточное число закрытой передачи по таблице 1;

Т2, Н·м, вращающий момент на тихоходном валу редуктора, по таблице 2;

Ψа= = 0,28…0,36 коэффициент ширины венца колеса, для шестерни расположенной симметрично относительно опор;

[σ]H =637,16, Н/мм2, среднее контактное напряжение, по таблице1;

К=1., коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев.

Полученное значение аω округляем до стандартного (1, табл. 13.15, с. 326)

4.2 Определяем модуль зацепления, т, мм, по формуле[1, с. 62]

где

=5,8, вспомогательный коэффициент, для косозубых передач;

Т2 – вращающий момент на тихоходном валу зубчатой передачи, Н·м;

d2 - делительный диаметр колеса, мм, определяем по формуле [1, с. 62]

мм

b2 – ширина венца колеса, мм, определяем по формуле, [1, с. 62]

мм

– допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом, Н/мм2, [σ]F = 220,5Н/мм2

Полученное значение модуля т, округляем в большую сторону, до стандартного числа, из ряда чисел [1, с. 62]

Примечание 1 – Значение стандартных модулей зубчатых колес

т, мм 1- ряд – 1,0; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10
2- ряд – 1,25; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9

При выборе 1-й ряд предпочтительней 2-ому.

 

4.3 Определяем угол наклона зубьев βmin по формуле[1, с. 62]

,

4.4 Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса по формуле[1, с. 62]

ZΣ=Z1+Z2= шт

Полученное значение ZΣ округляем в меньшую сторону до целого числа.

4.5 Уточняем действительную величину угла наклона зубьев по формуле[1, с. 62]

,

4.6 Определяем число зубьев шестерни z1 по формуле[1, с. 63]

шт

Значение z1 округляем до ближайшего целого числа. Из условия уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев выполняем рекомендацию

z1 ≥ 18

4.7 Определяем число зубьев колеса Z2 по формуле [1, с. 63]

Z2 = ZΣ – Z1=83-17=66 шт

 

4.8 Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение от заданного Δu по формулам[1, с. 63]:

Проверяем норму отклонения от заданного и Δu≤4%

При невыполнении нормы отклонения передаточного числа пересчитать число зубьев шестерни и колеса.

 

4..9 Определяем фактическое межосевое расстояние, мм, (для косозубой передач), по формуле [1, с. 63]:

мм

4.10 Определяем основные геометрические параметры передачи, мм, [1, с.63, п. 10], точность вычислений ведем до 0,01мм, значение ширины зубчатых венцов округляем по ГОСТ 6636-69 (1, табл. 13.15, с. 326):

Делительный диаметр шестерни d1= мм

Диаметр вершин зубьев шестерни da1=d1+2m=44+2 · 2,5=45=52мм

Диаметр впадин зубьев шестерни df1=d1–2,4m=44-2,4 · 2,5=38=39мм

Ширина венца шестерни b1=b2+(2…4)=30+3=33мм

Делительный диаметр колеса d2=

Диаметр вершин зубьев колеса da2=d2+2m=175+5=180=185 мм

Диаметр впадин зубьев колеса df2=d2–2,4m=175-2,4 · 2,5=169=165мм

Ширина венца колеса b2ааω=0,28 · 108=30 мм

 

Проверочный расчет

4.11 Проверяем межосевое расстояние по формуле[1, с. 63]

мм

4.12 Проверяем пригодность заготовок колес по условию пригодности[1, с. 64]

Dзаг< Dпред ; Sзаг<Sпред

Предельные значения заготовок определяем по таблице[1, с. 53, табл. 3.2]

Dпред =125мм, Sзаг = 80мм

Диаметр заготовки шестерни определяем по формуле [1, с. 64]

Dзаг=da1+6мм =52+6=58 мм

da1 – диаметр вершин зубьев шестерни

Толщина диска заготовки колеса закрытой передачи определяем по формуле [1, с. 64]

Sзаг=b2+4мм=30+4=34мм b2 b2- ширина венца колеса, мм.

Неравенства выполняется, следовательно, заготовки пригодны.

4.13 Проверяем контактные напряжения σН Н/мм2 по формуле [1, с. 64]

Н/мм2

где

К – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376;

иф – фактическое передаточное число;

Ft – окружная сила в зацеплении, Н, определяем по формуле[1, с. 64]

Нм2

Т2 – вращающий момент на тихоходном валу редуктора, Н·м, по таблице 1 расчетно-конструкторского раздела,

d2 – делительный диаметр колеса, мм;

b2 – ширина венца колеса, мм;

K - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, определяем по графику [1, рис. 4.2, с. 66] в зависимости от окружной скорости колес υ и степени точности передачи.

 

Окружную скорость определяем по формуле [1, с. 64]

м/с

где

ω2 – угловая скорость тихоходного вала редуктора, рад/с.

Степень точности передачи, устанавливаем по таблице [1, табл. 4.2, с. 64]

K – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, K =1, для прирабатывающихся колес.

K - коэффициент динамической нагрузки, определяем по таблице [1, табл. 4.3, с. 64]

Н]=637,16 Н/мм2, допускаемое контактное напряжение

Неравенство σН ≤ [σН]=637,16 .

4.14 Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF2, н/мм2 по формулам неравенства [1, с. 65]:

Н/мм2

Н/мм2

где

YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, определяем по таблице [1, табл. 4.4, с. 67]от эквивалентного числа зубьев шестерни Zυ1 и колеса Zυ2. Эквивалентное число зубьев определяем по формулам[1, с. 66]:

для шестерни и колеса ,

где

Z1 и Z2 – число зубьев шестерни и колеса соответственно;

β – угол наклона зубьев;

Yβ = 1– () – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба.

Ft – окружная сила в зацеплении, Н;

b2 – ширина венца колеса, мм, из расчета;

т – модуль зацепления, мм, из расчета;

K – коэффициент распределение нагрузки, зависит от степени точности передачи, выбираем по таблице [1, стр. 66];

K – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба,(K=1 для прирабатывающихся коле)с;

K – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, выбираем по таблице[1, табл. 4.3стр. 64];

[σ]F1 и [σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, Н/мм2 по таблице 1.

Неравенства σF1 ≤ [σ]F1 и σF2 ≤ [σ]F2, выполняются, изгибная прочность обеспечена.

4.15 По итогам расчета заполняем таблицу 4

Т а б л и ц а 4 – Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм

Проектный расчет
Параметр Значение Параметр Значение
Межосевое расстояние аω 109,5 Угол наклона зубьев β  
Модуль зацепления т 2,5 Диаметр делительной окружности: шестерни d1 колесаd2      
Ширина зубчатого венца: Шестерни b1 колесаb2  
Число зубьев: шестерни Z1 колеса Z2   Диаметр окружности вершин шестерни dа1 колесаdа2      
Вид зубьев косозубый Диаметр окружности впадин шестерни df1 колесаdf2      

Рисунок 4.1 – Эскиз шестерни и колеса в зацеплении

 

 

 
 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: