Т.В. ПЯТНИЦА
ГРАМОТА?
ДА!
Подготовка к обучению грамоте
Детей дошкольного возраста
Часть 3
Минск 2005
Тема: Слог. Деление слов на слоги
a закреплять представления детей о слоге как части слова, упражнять дошкольников в делении слов на слоги, в выделении начального звука в словах, изменении слов путем удаления одного звука.
1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Незаконченный рисунок»
- Художник не закончил рисовать картинку. Посмотрите и догадайтесь, кого хотел он нарисовать?
2. Звуковой анализ слов ЛУНА и АИСТ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
ЛАМПА НОЧЬЮ НАД ДЕРЕВЬЯМИ ВИСИТ,
УТРОМ СОЛНЦЕ ПОТУШИТЬ ЕЕ СПЕШИТ,
НО ЧУТЬ ВЕЧЕР – ЛАМПА СНОВА ЗАЖЖЕНА,
А ЗОВУТ ЕЕ, КУДЕСНИЦУ, … (Луна)
- Что нарисовано на ваших карточках? (Луна)
- Сколько звуков в этом слове? (Четыре звука)
- Как вы догадались?
- Отметьте первый звук в слове. Назовите его. (Звук Л)
- Этот звук гласный или согласный? (Согласный)
- Какого цвета фишку надо поставить на схему? (Синюю)
- Какой звук второй? (Звук У). Скажите об этом звуке. (Это гласный звук, его нужно обозначить красной фишкой)
- Назовите и обозначьте третий звук в слове (Звук Н, синяя фишка)
- Какой звук завершает слово? (Звук А). Какую фишку вы выберите для этого звука? Почему?
- Сколько гласных звуков в слове ЛУНА? (Два гласных звука)
- Сколько согласных звуков в слове ЛУНА? (Два согласных звука)
- А теперь самостоятельно составьте схему слова АИСТ. Будьте внимательны. Это интересное слово.
|
- Сколько звуков в слове АИСТ?
- Сколько гласных звуков? Какие гласные?
- Сколько согласных звуков? Какие?
- На каком месте в слове стоят гласные звуки?
- Посмотрите, дети, какая у нас получилась интересная схема слова: сначала две красные фишки, потом две синие. Почему? (В слове сначала стоят рядом два гласных звука, а потом - два согласных звука)
- Поиграем с живыми звуками. Сегодня звуками будут … (называются имена детей). Звуки, станьте друг за другом и составьте слово АИСТ.
- Подойдите ко мне звуки в такой последовательности: первый звук, четвертый звук, второй звук, третий звук. Дети, придумайте задания для звуков.
- Звуки, уберите фишки со схемы. (Последовательность: Т, С, И). Какой звук остался на схеме? (Звук А)
3. Деление слов на слоги.
Карандаш:
- Посмотрите, ребята, что я принес. Вы знаете, что это? (Топор)
- Для чего нужен топор? (Топор нужен, чтобы рубить дрова)
- А я принес вам волшебный топор. Он умеет рубить слова на части. Вспомните, как называются части слов? (Слоги)
- Возьмите в руки свои «топоры» (Пальцы рук сложить в замок – это «топорик», им ударяют по столу – делят слова на слоги)
- Слушайте слова и рубите их на слоги.
ТУФ-ЛИ СА-ПО-ГИ БО-ТИН-КИ ТА-ПОЧ-КИ
КЕ-ДЫВА-ЛЕН-КИ БО-СО-НОЖ-КИ и т.д.
4. Определение первого звука в слове, деление слов на слоги. Дидактическая игра «Звуковое лото»
Каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки.
- Я буду показывать символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.
|
![]() | ![]() ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() ![]() |
После определения победителя детям предлагается снимать с карты предметные картинки, называть их и определять, сколько слогов в каждом слове.
5. Преобразования слов. Дидактическая игра «Фокус»
- Дети, вы хотели бы стать фокусниками? Это легко. Мы сейчас будем превращать одно слово в другое. Для этого нужно убрать из слова только один звук. Называйте слово, которое у вас получилось, и звук, который оказался лишним.
СТОЛБ – СТОЛ, УГОЛ – ГОЛ, УКОЛ – КОЛ, ВОЛК – ВОЛ, СТОЛ – СТО, ХЛЕВ – ЛЕВ, ГРАД – РАД, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ, УТОЧКА – ТОЧКА, ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ЗУБР – ЗУБ, БЕДА – ЕДА.
6. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Мы писали»
МЫПИСАЛИ, МЫПИСАЛИ,
НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ.
ВЫСКАЧИТЕ, ПАЛЬЧИКИ,
КАК СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.
ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК,
ПРИСКАКАЛИ НА ЛУЖОК.
ВЕТЕР ТРАВУШКУ КАЧАЕТ,
ВЛЕВО, ВПРАВО НАКЛОНЯЕТ.
ВЫНЕ БОЙТЕСЬ ВЕТРА, ЗАЙКИ,
ВЕСЕЛИТЕСЬ НА ЛУЖАЙКЕ.
(Руки стоят, упираясь локтями в стол. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, повторяемое 4-6 раз. Затем продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 6 раз с постепенным нарастанием темпа выполнения)
7. Формирование графических навыков. Прописывание «восьмерки» одним росчерком с опорой на вспомогательную линию под счет: 1-2-3-4.
«ПРОПЕЛЛЕРЫ»
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
Занятие 24.
Тема: Звуковой анализ слова. Ударение.
a формировать у детей представление об ударении в словах, учить произносить слова интонационным выделением ударного звука и слога, упражнять дошкольников в соотнесении схемы со словом
1. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место».
- Внимание: сейчас слева от меня встанут те дети, в имени которых – 2 слога (ТА-НЯ, ВА-НЯ, справа – в имени которых 3 слога (ДА-НИ-ЛА, МА-РИ-НА)
- Глеб, почему ты остался стоять на месте? (В имени «Глеб» один слог).
- Ребята, подумайте, можно ли изменить ваше имя так, чтобы поменять свое место. (ТАНЯ – 2 слога, ТАТЬ-Я-НА – 3 слога; ВАНЯ – 2 слога, И-ВАН – тоже 2 слога, но можно изменить имя – И-ВА-НУШ-КА – 4 слога).
2. Звуковой анализ слова ПАУК, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Отгадайте загадку. Со словом-отгадкой мы сегодня будем играть.
|
СЯДЕТ И ДОБЫЧУ ЖДЕТ.
КТО ЭТО? (Паук)
- Составим с помощью фишек схему слова ПАУК.
- Прочитайте слово.
- Сколько звуков в слове ПАУК? (4 звука)
- Сколько согласных звуков в этом слове? (2 согласных звука). Назовите согласные звуки. (Звук П, звук К).
- Звуки П и К звонкие или глухие? (Глухие).
- Сколько слогов в слове ПАУК? (2 слога). Как это проверить? (Нужно посчитать, сколько гласных звуков, потому что слогов в слове столько же, сколько гласных)
- Какой первый гласный звук в этом слове? (Звук А). Назовите первый слог. (Слог ПА)
- Какой второй гласный? (Звук У). Назовите второй слог. (Слог УК).
- В каком порядке расположены гласные и согласные звуки в слове ПАУК
3. Фонематический синтез слова ПАУК. Дидактическая игра «Живые звуки»
- Поиграем с живыми звуками. (На роли звуков назначаются четыре ребенка)
Задания для звуков: 1. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово ПАУК.
2. Звук П, назови имя мальчика, которое бы начиналось с твоего звука.
(Паша, Петя)
3. Звук К, назови слово, которое бы заканчивалось твоим звуком
(Мак, рак, сок)
4. Звук А, подбери слово, в котором было бы два слога.
5. Звук У, подбери слово, состоящее из трех слогов.
4. Формирование представлений об ударении в словах
Карандаш:
- Послушайте, ребята, какие слова я вам скажу: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)
- Вы разве не знаете этих слов? (Нет)
- А если я скажу так: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)
- Вы не узнали знакомые вам слова, потому что я их произнес неправильно. Я неправильно поставил УДАРЕНИЕ. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА.
- Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:
|
ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…
ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,
ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!
И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,
И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!
(А. Шибаев)
5. Определение ударного слога в словах.
- Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.
6. Подбор слов с заданным слогом. Дидактическая игра «Угадай слово»
На наборном полотне тыльной стороной к детям расположены предметные картинки.
- Отгадайте, что изображено на этой картинке. Первый слог этого слова – ТА.
Дети подбирают слова с названным слогом. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает картинку-приз и право загадать следующее слово. По окончании игры определяется победитель, получивший наибольшее количество картинок.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ну-ка, братцы, за работу!..»
НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ!
ПОКАЖИ СВОЮ ОХОТУ.
БОЛЬШОМУ – ДРОВА РУБИТЬ,
ПЕЧИ ВСЕ – ТЕБЕ ТОПИТЬ,
А ТЕБЕ – ВОДУ НОСИТЬ,
А ТЕБЕ – ОБЕД ВАРИТЬ.
А МАЛЫШКЕ – ПЕСНИ ПЕТЬ,
ПЕСНИ ПЕТЬ ДА ПЛЯСАТЬ,
РОДНЫХ БРАТЬЕВ ЗАБАВЛЯТЬ.
(Пальцами левой руки поочередно загибаются пальцы правой руки, начиная с большого)
8. Формирование графических навыков. Прописывание петель
«СТРУЖКИ»
Занятие 25.
Тема: Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог.
a формировать представления о словообразовательной роли ударения, учить дошкольников определять ударный слог и ударный гласный звук, упражнять восуществлении звукового анализа слов и составлении схем слова.
1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».
Карандаш показывает детям игрушечный микрофон.
Карандаш:
- Что это? (Микрофон)
- Для чего нужен микрофон? (Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).
- Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.
(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)
Слова: СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.
2. Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.
![]() |
- Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А)
- Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА)
- Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А.
- На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А.
- Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке)
- Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА).
- Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась.
ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА,
РАССЕРДИЛАСЬ НИНА:
- НЕ МУКА, А МУКА,
ПОВАРАМ НАУКА!
- Запомните, ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫМОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА
3. Закрепление представлений о словообразовательной роли ударения
- Послушайте сказку:
СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫСЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ. НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО:
- ЧТО ВЫБЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС!
СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ:
- Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА!
УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.
|
| ||||
ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ.
(По И. Подгаецкой)
- Рассмотрите пары картинок. Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово?
Слова: СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ ХЛОПОК – ХЛОПОК
КРУЖКИ – КРУЖКИ
4. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов»
- Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов - в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка, называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.
|
|
|
| |||||||||||
5. Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка».
- Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.
6. Составление предложений по сюжетной картинке.
Педагог делит детей на две команды.
- Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.
(Каждая команда составляет схему одного из предложений)
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики»
ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ,
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.
МЫС ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ,
МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ.
РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ,
БУДЕМ СНОВА МЫСЧИТАТЬ.
(Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный - указательного и т.д.)
7. Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками
«ПЕТЛИ»
Занятие 26.
Тема: Звуковой и слоговой анализ слова.
a учить дошкольников осуществлять звуковой и слоговой анализ слова, определять наличие заданного звука в словах и его место в слове; учить детей подбирать слова с заданным количеством слогов, определять позицию звука в слове.
1. Определение ударного слога в слове. Дидактическая игра «Эхо»
- Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только ударный слог. Не забывайте, что эхо может быть громкое и тихое. Повторяйте слог так, как вам подсказывает условный значок (тихо, громко, очень громко, голосом нормальной громкости)
Слова: ГРОЗА, РАДУГА, СНЕГ, МОРОЗ, СНЕЖИНКА, КАПЛЯ, ДОЖДЬ и т.д.
![]() | ![]() ![]() ![]() | ! | ![]() | ![]() ![]() |
- Почему эхо повторило слова СНЕГ и ДОЖДЬ целиком? (В этих словах один слог)
2. Звуковой анализ слов ИГЛА и СЛОН, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Отгадайте, схему какого слова мы сейчас будем составлять.
|
ХВОСТ ЛЬНЯНОЙ.
(Игла)
- Сегодня каждый из вас составляет схему самостоятельно.
Педагог в процессе выполнения дает задания:
а) произнесите слово
б) обозначьте первый звук фишкой
в) обозначьте остальные звуки
г) поставьте знак ударения в слове
д) прочитайте слово
е) проверьте правильность выполнения задания
ж) снимите со схемы фишки в следующей последовательности: А, Л, Г, И.
|
У НЕГО БОЛЬШИЕ УШИ,
ДЛИННЫЙ ХОБОТ НОСИТ ОН,
ХОТЬ СИЛЕН, НО ДОБРОДУШЕН,
ПОТОМУ ЧТО ЭТО … (Слон)
- Сколько звуков в слове СЛОН?
- Сколько гласных звуков? Назовите его.
- Сколько слогов в этом слове?
- Почему можно глядя на схему сразу сказать, что в слове СЛОН один слог (Потому что один гласный звук)
- Сколько согласных звуков в слове СЛОН? Назовите их.
- Убирайте со схемы фишки в таком порядке: Л, О, Н. Какой звук еще нужно убрать? (С)
- Звук С глухой или звонкий? (Глухой)
3. Подсчет количества слогов в слове, подбор слова с заданным количеством слогов. Дидактическая игра «Вкусные слова»
Карандаш:
|
|
|
|
|
|






|
|
|
|
|
|
![]() | |||||||
|
| ||||||
![]() |
4. Подбор слов с заданным звуком с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра «Выбери подарок»
- Ребята, вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в магазин и выберем для Алисы подарки. Выбирайте те предметы, в названии которых есть любимый звук Алисы – звук Р.
Слова: МАРКИ, РАСЧЕСКА, ШКАТУЛКА, АЛЬБОМ, КАРАНДАШИ, КРАСКИ, МОЗАИКА, РОЗЫ, КАРТИНА и т.д.
5. Определение позиции заданного звука в слове
На наборное полотно выставляются все картинки со звуком Р, отобранные в предыдущем задании.
- Ребята, давайте определим место звука Р в слове: в начале слова, в конце или в середине слышится этот звук. Разложим все картинки на три группы:
![]() | ![]() | ![]() |



Звук в начале слова Звук в середине слова Звук в конце слова
- Ребята, запомните эти обозначения. Как обозначается звук в середине слова? (Показ)
- Что говорит нам это условное обозначение? (Звук в начале слова)
6. Формирование навыка фонематического синтеза. Образование новых слов путем добавления звука в начале, конце или середине слова
- Добавьте к моему слову один звук, чтобы получилось новое слово. Условные значки вам подскажут, в начале, конце или середине должен находится добавленный вами звук.
РОЗА - - ГРОЗА ЛАПА - - ЛАМПА ДАР - - УДАР
СТОЛ - - СТОЛБ РУБКА - - ТРУБКА КЛАД - - СКЛАД
ШАР - - ШАРФ УСЫ- - БУСЫ УКУС - - УКСУС
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик – Я»
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ПАПОЧКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,
ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.
(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец)
7. Формирование графических навыков. Прописывание элементов из двойных петель
«УЗОРЫНА ЛЬДУ»
Занятие 27.
Тема: Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные.
a формировать у детей представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу, совершенствовать навыки звукового анализа и звукового синтеза.
1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове
- Замените первый звук в словах на звук С. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова)
Слова: КЛАВА (Слава) ТОНЯ (Соня) МОДА (сода)
КОМ (сом) БОК (сок) БОР (сор)
2. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? (Выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, с называнием звонких согласных)
![]() |
- Составим схему слова БАНЬКА
Карандаш:
- А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. (Дети сравнивают и замечают несоответствие)
- Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давайте сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!
В слове БАНКА третий звук Н, а в слове БАНЬКА – НЬ. Звук НЬ произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синюю фишку, которая обозначает твердый звук на зеленую. ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ МЫБУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.
3. Формирование представлений о твердых и мягких согласных.
- Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках.
Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие звуки, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, нерезко.
Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й – могут быть только мягкими.
4. Различение на слух твердых и мягких согласных
- Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.
Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й
5. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра-пантомима «Поймай слово»
- Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков.
Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки слова произнесены, дети называют слово целиком.
П-Л-А-Т-О-К, Ш-А-ЛЬ, Н-О-С-К-И, К-О-Ф-Т-А, Ш-У-Б-А, П-Л-А-Щ, Ш-А-П-К-А и т.д.
6. Составление предложения по сюжетной картинке с заданным количеством слов