Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов




a закреплять имеющиеся у детей навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, постановки ударения и определения ударного слога, деления слов на слоги.

1. Развитие зрительного восприятия

- Посмотрите на рисунки и догадайтесь, что художник забыл нарисовать.

2. Звуковой анализ слова ЛЕБЕДЬ, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Однажды гномы в пещере нашли клад. Что-то было спрятано в огромном железном сундуке. Как вы думаете, что? ДЕНЬГИ

 

- Сейчас составим схему слова ДЕНЬГИ и посмотрим, чем эта схема будет отличаться от тех, которые мы составляли раньше.

- Произнесите четко слово, чтобы мы услышали все звуки, которые есть в этом слове.

- Сколько всего звуков в слове ДЕНЬГИ?

- Назовите первый звук, обозначьте его фишкой. Какую фишку вы поставили на схему? (Зеленую) Почему? (Звук ДЬ мягкий)

- Обозначьте второй звук, назовите его. Что вы можете сказать о звуке Э? (Гласный звук, обозначается красной фишкой)

- Какой звук стоит на третьем месте? (Звук НЬ). Как его нужно обозначить? Почему?

- Что вы скажите о четвертом звуке? (Это звук ГЬ, он согласный, мягкий, обозначим его зеленой фишкой)

- Какой звук последний? (Звук И, гласный звук)

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов?

- Поставьте ударение в слове ДЕНЬГИ. Назовите ударный слог.

- Прочитайте слово.

- А сейчас снимите все фишки со схемы и поставьте снова в таком порядке:

НЬ, ГЬ, И, Э, ДЬ

- Чем отличается схема слова песни от составленных нами раньше? (В ней три мягких согласных и нет твердых согласных)

 

3. Подбор слов с заданным ударным слогом. Дидактическая игра «Дети, в школу собирайтесь!»

Карандаш:

- Ребята, совсем скоро вам пойдете в школу. А знаете ли вы, какие учебные вещи нужны в школе? (ТЕТРАДЬ, АЛЬБОМ, КНИГИ, РУЧКА, МЕЛ, ЛАСТИК, УКАЗКА, ЗАКЛАДКА, КРАСКИ, КЛЕЙ, ЛИНЕЙКА, ФЛОМАСТЕР, БЛОКНОТ, ДНЕВНИК и т.д.)

- Я придумал для вас игру. Нужно собрать учебные вещи в два портфеля. В один портфель положим те картинки, названия которых состоят из двух слогов, в другой - названия предметов, состоящие из трех слогов. (Вызываются два ребенка, между которыми устраивается соревнование. Сигналом к началу соревнования служат слова педагога: «Дети, в школу собирайтесь!».

- Ребята, почему никто не положил в портфель МЕЛ, КЛЕЙ? (Эти слова состоят из одного слога).

Далее рассматриваются картинки, попавшие в первый и второй портфели отдельно. Дети ставят ударение в словах, определяют ударные слоги, первый и последний звуки в словах, выделяют в каждом слове гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные по признаку твердости-мягкости.

 

4. Сравнение слов-квазиомонимов, выделение различающихся звуков. Дидактическое упражнение «Услышь отличие»

- Мы с Карандашом будем называть два слова с похожим звучанием, а вы определите, какими звуками они отличаются.

ДОМ - ДЫМ РАК - МАК РУКИ - РАКИ ЛУК - СУК

ВОЗ – ВЕЗ

 

5. Определение первого и последнего звука в словах. Дидактическая игра «Звуковые паззлы» («Звуковая мозаика»)

Подбирается три варианта сочетаний первого и последнего звука в словах. Например: М-А, Р-А, К-К. К каждому варианту относятся 4 картинки-паззла с изображением предметов на данное сочетание начального и конечного звуков: М-А - МАШИНА, МАЛИНА, МИШКА, МУХА; Р-А – РАДУГА, РАМА, РОМАШКА, РАКЕТА; К-С – КОКОС, КОЛОС и т.д. Каждая из картинок нарисована на отдельном паззле. Если правильно подобрать все картинки на один вариант сочетания, то паззлы образуют на обратной стороне изображение геометрической фигуры (по ней дети осуществляют самоконтроль)

Лицевая сторона: Обратная сторона:

           
   
   
 
 
 
 
 

 

 


 

 

6. Постановка ударения в словах. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

- Ребята, оказывается иногда правильно поставить ударение в словах очень трудно. И некоторые люди ставят ударение неправильно. Я буду произносить одно и то же слово по-разному. Определите, когда я неправильно поставила ударение в слове и исправьте ошибку.

АЛФАВИТ ДОКУМЕНТ КИЛОМЕТР КОМБАЙНЕР МАГАЗИН МЕЛЬКОМ МОРКОВЬ ПОРТФЕЛЬ СЛУЧАЙ СТОЛЯР СВЕКЛА ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИШЬ РЕМЕНЬ

 

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Поросята»

ДВА ПУХЛЫХ ПОРОСЕНКА

КУПАЮТСЯ В ПРУДУ (два больших пальца, опущенных вниз, вращаются на

поверхности стола)

ДВА ЛОВКИХ ПОРОСЕНКА

ИГРАЮТ В ЧЕХАРДУ (два указательных пальца «перескакивают» друг через

друга)

ДВА СИЛЬНЫХ И ВЫСОКИХ

ИГРАЮТ В БАСКЕТБОЛ (два средних пальца поднимаются и опускаются

несколько раз: «подбрасывают мяч»)

ДВА САМЫХ БЫСТРОНОГИХ

БЕГУТ ГОНЯТЬ В ФУТБОЛ (два безымянных пальца скользят, изображают,

как толкают мяч)

ДВА МАЛЕНЬКИХ, ВЕСЕЛЫХ

ТАНЦУЮТ И ПОЮТ (два мизинца «скачут» по поверхности стола)

ПОТОМ ВСЕ ПОРОСЯТА

ОБЕДАТЬ В ДОМ ИДУТ (пальцы «шагают» по столу)

8. Формирование графических навыков. Прописывание росчерков

 

 

 

 


Занятие 33.

Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов

a учить детей проводить звуковой анализ слов, упражнять в подборе слов с заданными звуками, подсчете количества звуков в словах; развивать способность к осуществлению звукового синтеза, учить детей образовывать новые слова путем перестановки слогов в ключевом слове; упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке.

 

1. Развитие зрительного восприятия

Детям предъявляется картинка с контурным изображением предметов.

- Найдите на картинке и покажите похожие облака.

2. Звуковой анализ слова ХОЗЯИН, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Уточнение значения слова.

Самостоятельная работа со словом, составление схемы, проверка выполнения задания.

 

Звуки: Х, О, ЗЬ, А, И, Н

Карандаш помогает детям, которые затрудняются в

выполнении задания

 

3. Игра с заданиями «Шура и снеговик»

ВО ДВОРЕ СТОЯЛ СНЕГОВИК. СКУЧНО ЕМУ БЫЛО ОДНОМУ С МЕТЛОЙ СТОЯТЬ. НО ПРИШЕЛ МАЛЬЧИК.КАК ЕГО ЗВАЛИ, ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ: В ЕГО ИМЕНИ СЛЫЩИТСЯ ЗВУК Ш (ШУРА, МИША, АЛЕША)

- МОЕ ИМЯ – ШУРА, - ГОВОРИТ МАЛЬЧИК. – А ТВОЕ?

- А МОЕ – СНЕГОВИК.

- ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ И ИГРАТЬ В СЛОВА И ЗВУКИ!

- СОГЛАСЕН, - ОТВЕЧАЕТ СНЕГОВИК.

- ПОДУМАЙ И СКАЖИ, КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК СЛЫШИТСЯ В НАЗВАНИИ МОЕЙ ОДЕЖДЫ: ШАПКА, ШУБА, ШАРФ?

ОГОРЧИЛСЯ СНЕГОВИК – НЕ ЗНАЕТ. Помогите ему, дети!

ПОБЛАГОДАРИЛ СНЕГОВИК ДЕТЕЙ ЗА ПОМОЩЬ И СПРАШИВАЕТ У ШУРЫ:

- КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ЕСТЬ В СЛОВАХ-НАЗВАНИЯХ У МЕНЯ: СНЕГ, СНЕГОВИК, СНЕЖНЫЙ? ЗАДУМАЛСЯ ТЕПЕРЬ ШУРА. Ему тоже нужно помочь, дети!

ОБРАДОВАЛСЯ ШУРА ПОМОЩИ ДЕТЕЙ, А СНЕГОВИКУ ГОВОРИТ:

- Я СО ЗВУКОМ С ТОЖЕ ДРУЖУ – У МЕНЯ ЕСТЬ СОВОК И САНКИ. Почему, ребята, Шура так сказал? (В этих словах тоже есть звук С)

ИНТЕРЕСНО ПОКАЗАЛОСЬ СНЕГОВИКУ ИГРАТЬ В СЛОВА И ЗВУКИ:

- БУДЕМ ЕЩЕ ЧТО-НИБУДЬ СПРАШИВАТЬ ДРУГ У ДРУГА?

- БУДЕМ. СКАЖИ, ДРУГ СНЕГОВИК, КАКИЕ ПТИЦЫУЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК С? – ПРЕДЛАГАЕТ ШУРА (Соловьи, ласточки, совы, стрижи, скворцы)

СНЕГОВИК У ШУРЫСПРАШИВАЕТ:

- КАКИЕ ПТИЦЫОСТАЛИСЬ ЗИМОВАТЬ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ТОЖЕ ЕСТЬ ЗВУК С? (Сороки, снегири, сойки)

ДРУЗЬЯ ТАК УВЛЕКЛИСЬ ИГРОЙ, ЧТО НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НАСТУПИЛ ВЕЧЕР, ПОРА ДОМОЙ.

- ЗНАЕШЬ, СНЕГОВИК, А ВЕДЬ МОЕ ИМЯ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ТАК, ЧТОБЫВ НЕМ ТОЖЕ БЫЛ ЗВУК С, КАК В ТВОЕМ ИМЕНИ. ДОГАДАЙСЯ, КАК МОЖНО МЕНЯ НАЗЫВАТЬ? А вы, дети, догадались?

 

4.Звуковой анализ и синтез. Подбор слов на каждый из звуков, составляющих ключевое слово

- Я сейчас скажу вам главное, ключевое слово. Вы должны определить, какие звуки его составляют и на каждый звук придумать свое, новое слово.

 

Д Р У Ж Б А

Д ОМ Р АК У ТКА Ж АБА Б АРАН А НАНАС

Д ЕРЕВО Р УКА У ЛИЦА Ж ИВОТ Б АНЯ А ВТОБУС и т.д.

 

 

5. Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Пирамида»

Перед каждым ребенком – схематический рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три и, наконец, два. Каждый ребенок получает набор предметных картинок.

- Разложите картинки так, чтобы в самом нижнем ряду лежали картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – названия из четырех, далее – трех звуков, и, наконец, сами придумайте слово, которое состояло бы из двух звуков.

 

 

 
 


(Условие: в каждом комплекте картинок должно быть 5 слов из пяти звуков, 4 слова из четырех звуков, 3 слова из трех звуков, 2 символа для обозначения слова из двух звуков)

6. Звуковой синтез, образование нового слова путем перестановки слогов в ключевом слове. Дидактическое упражнение «Фокус»

- Однажды мы с вами уже учились показывать фокусы. Сегодня мы опять открываем школу фокусников. Посмотрите, как просто: можно БАНКУ превратить в КАБАНА. Нужно только переставить слоги в слове, поменять их местами: БАН-КА КА-БАН

- Передавайте друг другу волшебную палочку и превращайте одни слова в другие. Але-оп!

Слова[3]: КИРА – РАКИ МЫШКА – КАМЫШ СОСНА – НАСОС

НОРА – РАНО ДЫРА – РАДЫБАБА -?

ДЯДЯ -?

- Почему не получился фокус со словами БАБА и ДЯДЯ? (В этих словах два одинаковых слова и если их поменять местами, слово все равно не изменится)

7. Составление предложений по сюжетной картинке

Детям предлагается многофигурная сюжетная картинка.

- Составьте предложения о том, что видите на картинке. За каждое предложение – фишка. Кто составит больше всех предложений?

 

 

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Прогулка в лес»

- МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК,

ГДЕ ТЫБЫЛ? (большой палец левой руки четыре раза сгибается)

- ДОЛГО ПО ЛЕСУ БРОДИЛ! (большой палец правой руки четыре раза сгибается)

ВСТРЕТИЛ Я МЕДВЕДЯ, ВОЛКА,
ЗАЙКУ, ЕЖИКА В ИГОЛКАХ (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными)

ВСТРЕТИЛ БЕЛОЧКУ, СИНИЧКУ,
ВСТРЕТИЛ ВОЛКА И ЛИСИЧКУ,
ВСЕМ ПОДАРКИ ПОДАРИЛ,
ВСЯК МЕНЯ БЛАГОДАРИЛ. (четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются»)

8. Формирование графических навыков. Прописывание росчерков с петлями

 

 

 

 


Занятие 34.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: