a закреплять имеющиеся у детей навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, постановки ударения и определения ударного слога, деления слов на слоги.
1. Развитие зрительного восприятия
- Посмотрите на рисунки и догадайтесь, что художник забыл нарисовать.
2. Звуковой анализ слова ЛЕБЕДЬ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Однажды гномы в пещере нашли клад. Что-то было спрятано в огромном железном сундуке. Как вы думаете, что? ДЕНЬГИ
|
- Произнесите четко слово, чтобы мы услышали все звуки, которые есть в этом слове.
- Сколько всего звуков в слове ДЕНЬГИ?
- Назовите первый звук, обозначьте его фишкой. Какую фишку вы поставили на схему? (Зеленую) Почему? (Звук ДЬ мягкий)
- Обозначьте второй звук, назовите его. Что вы можете сказать о звуке Э? (Гласный звук, обозначается красной фишкой)
- Какой звук стоит на третьем месте? (Звук НЬ). Как его нужно обозначить? Почему?
- Что вы скажите о четвертом звуке? (Это звук ГЬ, он согласный, мягкий, обозначим его зеленой фишкой)
- Какой звук последний? (Звук И, гласный звук)
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов?
- Поставьте ударение в слове ДЕНЬГИ. Назовите ударный слог.
- Прочитайте слово.
- А сейчас снимите все фишки со схемы и поставьте снова в таком порядке:
НЬ, ГЬ, И, Э, ДЬ
- Чем отличается схема слова песни от составленных нами раньше? (В ней три мягких согласных и нет твердых согласных)
3. Подбор слов с заданным ударным слогом. Дидактическая игра «Дети, в школу собирайтесь!»
Карандаш:
- Ребята, совсем скоро вам пойдете в школу. А знаете ли вы, какие учебные вещи нужны в школе? (ТЕТРАДЬ, АЛЬБОМ, КНИГИ, РУЧКА, МЕЛ, ЛАСТИК, УКАЗКА, ЗАКЛАДКА, КРАСКИ, КЛЕЙ, ЛИНЕЙКА, ФЛОМАСТЕР, БЛОКНОТ, ДНЕВНИК и т.д.)
|
- Я придумал для вас игру. Нужно собрать учебные вещи в два портфеля. В один портфель положим те картинки, названия которых состоят из двух слогов, в другой - названия предметов, состоящие из трех слогов. (Вызываются два ребенка, между которыми устраивается соревнование. Сигналом к началу соревнования служат слова педагога: «Дети, в школу собирайтесь!».
- Ребята, почему никто не положил в портфель МЕЛ, КЛЕЙ? (Эти слова состоят из одного слога).
Далее рассматриваются картинки, попавшие в первый и второй портфели отдельно. Дети ставят ударение в словах, определяют ударные слоги, первый и последний звуки в словах, выделяют в каждом слове гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные по признаку твердости-мягкости.
4. Сравнение слов-квазиомонимов, выделение различающихся звуков. Дидактическое упражнение «Услышь отличие»
- Мы с Карандашом будем называть два слова с похожим звучанием, а вы определите, какими звуками они отличаются.
ДОМ - ДЫМ РАК - МАК РУКИ - РАКИ ЛУК - СУК
ВОЗ – ВЕЗ
5. Определение первого и последнего звука в словах. Дидактическая игра «Звуковые паззлы» («Звуковая мозаика»)
Подбирается три варианта сочетаний первого и последнего звука в словах. Например: М-А, Р-А, К-К. К каждому варианту относятся 4 картинки-паззла с изображением предметов на данное сочетание начального и конечного звуков: М-А - МАШИНА, МАЛИНА, МИШКА, МУХА; Р-А – РАДУГА, РАМА, РОМАШКА, РАКЕТА; К-С – КОКОС, КОЛОС и т.д. Каждая из картинок нарисована на отдельном паззле. Если правильно подобрать все картинки на один вариант сочетания, то паззлы образуют на обратной стороне изображение геометрической фигуры (по ней дети осуществляют самоконтроль)
|
|
![]() | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
6. Постановка ударения в словах. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
- Ребята, оказывается иногда правильно поставить ударение в словах очень трудно. И некоторые люди ставят ударение неправильно. Я буду произносить одно и то же слово по-разному. Определите, когда я неправильно поставила ударение в слове и исправьте ошибку.
АЛФАВИТ ДОКУМЕНТ КИЛОМЕТР КОМБАЙНЕР МАГАЗИН МЕЛЬКОМ МОРКОВЬ ПОРТФЕЛЬ СЛУЧАЙ СТОЛЯР СВЕКЛА ЩАВЕЛЬ
ЗВОНИШЬ РЕМЕНЬ
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Поросята»
ДВА ПУХЛЫХ ПОРОСЕНКА
КУПАЮТСЯ В ПРУДУ (два больших пальца, опущенных вниз, вращаются на
поверхности стола)
ДВА ЛОВКИХ ПОРОСЕНКА
ИГРАЮТ В ЧЕХАРДУ (два указательных пальца «перескакивают» друг через
друга)
ДВА СИЛЬНЫХ И ВЫСОКИХ
ИГРАЮТ В БАСКЕТБОЛ (два средних пальца поднимаются и опускаются
несколько раз: «подбрасывают мяч»)
ДВА САМЫХ БЫСТРОНОГИХ
БЕГУТ ГОНЯТЬ В ФУТБОЛ (два безымянных пальца скользят, изображают,
как толкают мяч)
ДВА МАЛЕНЬКИХ, ВЕСЕЛЫХ
ТАНЦУЮТ И ПОЮТ (два мизинца «скачут» по поверхности стола)
ПОТОМ ВСЕ ПОРОСЯТА
ОБЕДАТЬ В ДОМ ИДУТ (пальцы «шагают» по столу)
8. Формирование графических навыков. Прописывание росчерков
|
Занятие 33.
Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов
a учить детей проводить звуковой анализ слов, упражнять в подборе слов с заданными звуками, подсчете количества звуков в словах; развивать способность к осуществлению звукового синтеза, учить детей образовывать новые слова путем перестановки слогов в ключевом слове; упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке.
1. Развитие зрительного восприятия
Детям предъявляется картинка с контурным изображением предметов.
- Найдите на картинке и покажите похожие облака.
2. Звуковой анализ слова ХОЗЯИН, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Уточнение значения слова.
|
Звуки: Х, О, ЗЬ, А, И, Н
Карандаш помогает детям, которые затрудняются в
выполнении задания
3. Игра с заданиями «Шура и снеговик»
ВО ДВОРЕ СТОЯЛ СНЕГОВИК. СКУЧНО ЕМУ БЫЛО ОДНОМУ С МЕТЛОЙ СТОЯТЬ. НО ПРИШЕЛ МАЛЬЧИК.КАК ЕГО ЗВАЛИ, ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ: В ЕГО ИМЕНИ СЛЫЩИТСЯ ЗВУК Ш (ШУРА, МИША, АЛЕША)
- МОЕ ИМЯ – ШУРА, - ГОВОРИТ МАЛЬЧИК. – А ТВОЕ?
- А МОЕ – СНЕГОВИК.
- ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ И ИГРАТЬ В СЛОВА И ЗВУКИ!
- СОГЛАСЕН, - ОТВЕЧАЕТ СНЕГОВИК.
- ПОДУМАЙ И СКАЖИ, КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК СЛЫШИТСЯ В НАЗВАНИИ МОЕЙ ОДЕЖДЫ: ШАПКА, ШУБА, ШАРФ?
ОГОРЧИЛСЯ СНЕГОВИК – НЕ ЗНАЕТ. Помогите ему, дети!
ПОБЛАГОДАРИЛ СНЕГОВИК ДЕТЕЙ ЗА ПОМОЩЬ И СПРАШИВАЕТ У ШУРЫ:
- КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ЕСТЬ В СЛОВАХ-НАЗВАНИЯХ У МЕНЯ: СНЕГ, СНЕГОВИК, СНЕЖНЫЙ? ЗАДУМАЛСЯ ТЕПЕРЬ ШУРА. Ему тоже нужно помочь, дети!
ОБРАДОВАЛСЯ ШУРА ПОМОЩИ ДЕТЕЙ, А СНЕГОВИКУ ГОВОРИТ:
- Я СО ЗВУКОМ С ТОЖЕ ДРУЖУ – У МЕНЯ ЕСТЬ СОВОК И САНКИ. Почему, ребята, Шура так сказал? (В этих словах тоже есть звук С)
ИНТЕРЕСНО ПОКАЗАЛОСЬ СНЕГОВИКУ ИГРАТЬ В СЛОВА И ЗВУКИ:
- БУДЕМ ЕЩЕ ЧТО-НИБУДЬ СПРАШИВАТЬ ДРУГ У ДРУГА?
- БУДЕМ. СКАЖИ, ДРУГ СНЕГОВИК, КАКИЕ ПТИЦЫУЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК С? – ПРЕДЛАГАЕТ ШУРА (Соловьи, ласточки, совы, стрижи, скворцы)
СНЕГОВИК У ШУРЫСПРАШИВАЕТ:
- КАКИЕ ПТИЦЫОСТАЛИСЬ ЗИМОВАТЬ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ТОЖЕ ЕСТЬ ЗВУК С? (Сороки, снегири, сойки)
ДРУЗЬЯ ТАК УВЛЕКЛИСЬ ИГРОЙ, ЧТО НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НАСТУПИЛ ВЕЧЕР, ПОРА ДОМОЙ.
- ЗНАЕШЬ, СНЕГОВИК, А ВЕДЬ МОЕ ИМЯ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ТАК, ЧТОБЫВ НЕМ ТОЖЕ БЫЛ ЗВУК С, КАК В ТВОЕМ ИМЕНИ. ДОГАДАЙСЯ, КАК МОЖНО МЕНЯ НАЗЫВАТЬ? А вы, дети, догадались?
4.Звуковой анализ и синтез. Подбор слов на каждый из звуков, составляющих ключевое слово
- Я сейчас скажу вам главное, ключевое слово. Вы должны определить, какие звуки его составляют и на каждый звук придумать свое, новое слово.
Д Р У Ж Б А
Д ОМ Р АК У ТКА Ж АБА Б АРАН А НАНАС
Д ЕРЕВО Р УКА У ЛИЦА Ж ИВОТ Б АНЯ А ВТОБУС и т.д.
5. Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Пирамида»
Перед каждым ребенком – схематический рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три и, наконец, два. Каждый ребенок получает набор предметных картинок.
- Разложите картинки так, чтобы в самом нижнем ряду лежали картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – названия из четырех, далее – трех звуков, и, наконец, сами придумайте слово, которое состояло бы из двух звуков.
![]() |
(Условие: в каждом комплекте картинок должно быть 5 слов из пяти звуков, 4 слова из четырех звуков, 3 слова из трех звуков, 2 символа для обозначения слова из двух звуков)
6. Звуковой синтез, образование нового слова путем перестановки слогов в ключевом слове. Дидактическое упражнение «Фокус»
- Однажды мы с вами уже учились показывать фокусы. Сегодня мы опять открываем школу фокусников. Посмотрите, как просто: можно БАНКУ превратить в КАБАНА. Нужно только переставить слоги в слове, поменять их местами: БАН-КА КА-БАН
- Передавайте друг другу волшебную палочку и превращайте одни слова в другие. Але-оп!
Слова[3]: КИРА – РАКИ МЫШКА – КАМЫШ СОСНА – НАСОС
НОРА – РАНО ДЫРА – РАДЫБАБА -?
ДЯДЯ -?
- Почему не получился фокус со словами БАБА и ДЯДЯ? (В этих словах два одинаковых слова и если их поменять местами, слово все равно не изменится)
7. Составление предложений по сюжетной картинке
Детям предлагается многофигурная сюжетная картинка.
- Составьте предложения о том, что видите на картинке. За каждое предложение – фишка. Кто составит больше всех предложений?
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Прогулка в лес»
- МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК,
ГДЕ ТЫБЫЛ? (большой палец левой руки четыре раза сгибается)
- ДОЛГО ПО ЛЕСУ БРОДИЛ! (большой палец правой руки четыре раза сгибается)
ВСТРЕТИЛ Я МЕДВЕДЯ, ВОЛКА,
ЗАЙКУ, ЕЖИКА В ИГОЛКАХ (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными)
ВСТРЕТИЛ БЕЛОЧКУ, СИНИЧКУ,
ВСТРЕТИЛ ВОЛКА И ЛИСИЧКУ,
ВСЕМ ПОДАРКИ ПОДАРИЛ,
ВСЯК МЕНЯ БЛАГОДАРИЛ. (четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются»)
8. Формирование графических навыков. Прописывание росчерков с петлями
Занятие 34.