a дифференцировать твердые и мягкие согласные, упражнять детей в составлении схемы слова с мягкими согласными,
1. Подбор согласного звука, парного по твердости-мягкости. Дидактическая игра «Палочка-выручалочка»
Карандаш:
- Сегодня на занятие к вам я принес палочку-выручалочку. Она вас тоже выручит: поможет правильно подобрать мягкие звуки к твердым. Я буду называть твердый звук, а тот у кого палочка, парный мягкий звук. Если вы затрудняетесь подобрать пару, скажите: «Палочка, выручай!»
М-МЬ П-ПЬ Р-РЬ Н-НЬ Ж-?
К-КЬ Г-ГЬ В-ВЬ Ф-ФЬ Ш-? и т.д
2. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
|
КИСЛЫЙ, НО НА ВКУС ПРИЯТНЫЙ.
КАК ХОРОШ С ЧАЕМ ОН.
НАЗЫВАЕТСЯ … (Лимон)
- Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук. (Звук ЛЬ)
- Звук ЛЬ произносится твердо или мягко? (Мягко)
- Поставьте на схему фишку, которая обозначает мягкий согласный звук.
- Поставьте фишки, обозначающие следующие звуки.
- Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков). Прочитайте слово.
- Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)
- Сколько в слове гласных? (Два гласных звука). На каких местах в слове они стоят? Назовите гласные. (И, О)
- Какой слог ударный? (Слог МОН). Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове ударный слог? (Второй)
- Уберите со схемы фишки в следующем порядке.
а) первый гласный
б) второй гласный
в) второй согласный
г) третий согласный
- Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова)
|
- Слушайте задание: самостоятельно составить схему слова САНИ
|
- Прочитайте слово.
- Сколько звуков в слове САНИ?
- Сколько слогов? (Два слога)
- Какой слог первый? (Слог СА)
- Какой первый звук? (Звук С).
- Какой первый гласный звук? (Звук А)
- Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два согласных звука)
- Назовите твердый согласный звук в этом слове.
- Назовите мягкий согласный звук.
- Поиграем в «Живые звуки» (Педагог распределяет роли звуков между детьми и дает каждому звуку задания).
3. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»
- Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине».Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки)
Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова)
4. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными
- У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Государстве Твердых Звуков, а другой – в Королевстве Мягких звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы.
|
(Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета).
Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т.д.
5. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка»
- Принцесса, которой мы сегодня помогли, была очень красивая. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он был еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если задания вы выполните правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым
лепестком
6. Составление предложения по предметной картинке.
- Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка. Четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения). Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Гармошка»[1]
ПОСМОТРИ: МОЯ ЛАДОШКА,
КАК ВЕСЕЛАЯ ГАРМОШКА!
ПАЛЬЧИКИ Я РАЗДВИГАЮ,
А ПОТОМ ОПЯТЬ СДВИГАЮ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, РАЗ, ДВА, ТРИ,
Я ИГРАЮ, ПОСМОТРИ.
(Ладони лежат на столе, пальцы плотно сжаты. Ритмично раздвигать пальцы и сжимать, имитируя движение мехов гармошки)
|
8. Формирование графических навыков. Прописывание чередования больших и малых петель.
«УЗОР ИЗ ПЕТЕЛЬ»
![]() |
![]() |
Занятие 29.
Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов
a учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком, совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить детей определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме; упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех предметных картинок.
1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра «Не разорви бусы»
- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Слогом ТА). Каждое слово – это бусина из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг). Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.
АСТ- РА, РА -КЕ- ТА, ТА -РЕЛ- КА, КА- ……. и т.д.
2. Звуковой анализ слов КИТ и ГУСЬ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.
|
ЧЕРЕЗ МОРЕ-ОКЕАН
ПЛЫВЕТ ЧУДО-ВЕЛИКАН,
ПРЯЧЕТ УС В ОГРОМНОМ РТУ,
РАСТЯНУЛСЯ НА ВЕРСТУ. (Кит)
- Какое слово? КИТ
- Выполните анализ слова самостоятельно.
- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова.(Сравнение с образцом на доске)
- Прочитайте слово.
- Следующее слово – это … ШИПИТ, ГОГОЧЕТ
|
Я ИДУ, НЕ БОЮСЬ!
КТО ЖЕ ЭТО?... (Гусь)
- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.
- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ:
а) звук Г – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова
б) звук У – гласный, ударный
в) звук СЬ – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.
3. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин»
Карандаш:
- Ребята, я думаю, что вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала мне деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1,2,3,4). Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите, пожалуйста.
|
|
|
|
|
| ![]() | |||
| ||||
4. Определение позиции мягкого согласного звука в слове
- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ
- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук – в начале, в конце или в середине слова.
![]() |
ЛИМОН ПЕРСИК ХЛЕБ ЧЕСНОК
5. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»
Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.
6. Развитие навыков звукового синтеза и анализа
|
|
|

|
|
ШКОЛА
Ш ПРИЦ К НИГА О БРУЧ Л УК А ПЕЛЬСИН
|
|
|
|
|
БУКВА
Б УДИЛЬНИК У ХО К РАН В ОЛЧОК А ИСТ
7. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»
Карандаш:
- Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.
НА-ШИ-МА - МАШИНА ТИ-НА-КАР – КАРТИНА ГА- КНИ – КНИГА
ТА-ПАР – ПАРТА РА-ИГ – ИГРА ЛА- КУК – КУКЛА
ЧИК-МЯ – МЯЧИК БИ-КУ-КИ – КУБИКИ и т.д.
8. Составление предложений по трем предметным картинкам
- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три картинки и составит с этими словами предложение.
- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.
- Есть ли в вашем предложении слова со звуком Р? Назовите их.
- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.
9. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики-непоседы»
ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЙ ТАНЦУЕТ,
ЭТОТ ВОТ КРУЖОК РИСУЕТ.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЛОВКО СКАЧЕТ,
БУДТО ЛЕГКИЙ, ЛЕГКИЙ МЯЧИК.
А МИЗИНЧИК МОЙ МАЛЫШКА,
НОГОТКОМ СКРЕБЕТ, КАК МЫШКА.
А БОЛЬШОЙ МОЙ, ТОЛСТЯЧОК
СПАТЬ УЛЕГСЯ НА БОЧОК.
(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно)
10. Формирование графических навыков. Прописывание петель на линии и под линией
«ПЕТЛИ»
Занятие 30.