Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов




a учить детей подбирать слова к определенному ритмическому рисунку, выполнять звуковой анализ слов с мягкими и твердыми согласными, отражать результаты звукового анализа на схемах, соотносить слово с графической схемой.

 

1. Подбор слов к определенному ритмическому рисунку. Дидактическая игра «Переводчики»

- Я буду говорить слово на «иностранном» языке, а вы послушайте, как оно звучит и попытайтесь «перевести» на русский язык.

ТА-ТА-ТА (три слога, ударный первый слог) – СОЛНЫШКО, ПЕРЫШКО, ОБЛАКО,

КУРИЦА, УЛИЦА и т.д.

ТА-ТА-ТА (три слога, ударный второй слог) – ПОГОДА, ВОРОТА, КОРОВА, БЕРЕЗА

и т.д.

ТА-ТА-ТА (три слога, ударный третий слог) – КРАСОТА, ПАРОВОЗ, БАРАБАН, САМОЛЕТ

и т.д.

2. Звуковой анализ слов ВИШНЯ и ЛЕЙКА, выкладывание схемы слова цветными фишками

- Сегодня наше слово спряталось в такой загадке:

АЛЕНЬКАЯ, МАЛЕНЬКАЯ,

КРУГЛАЯ, БЛЕСТЯЩАЯ.

С КАЖДОЙ НЕДЕЛЕЙ –

ЧЕРНЕЕ И СЛАЩЕ.

В РУКЕ ЕЕ – ТРОСТОЧКА,

ВНУТРИ ЕЕ – КОСТОЧКА. (Вишня)

 
 


Схема анализа:

а) количество звуков в слове

б) количество гласных

в) количество слогов

г) ударный слог

д) количество согласных звуков

е) характеристика каждого согласного звука.

- Я приготовила для вас еще одно слово. Отгадайте его.

ИЗ ЖЕЛЕЗА ТУЧКА,

А У ТУЧКИ – РУЧКА.

ЭТА ТУЧКА ПО ПОРЯДКУ

ОБОШЛА ЗА ГРЯДКОЙ ГРЯДКУ.

(Лейка)

Схема анализа слова: см. выше. Обратить внимание детей, что звук Й всегда только мягкий, обозначается зеленой фишкой.


3. Игра с заданиями «Кто летит в самолете» [2]

- Вы сможете ответить на вопрос «Кто летит в самолете?», если выполните все задания.

Окошко «Кот»

  1. Какую кличку можно подобрать этому озорному коту, чтобы ясно слышался звук Ш
  2. В слове КОТ много звуков или мало? Измените слово КОТ так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше (КОТИК, КОТЕНОК, КОТЕНОЧЕК и т.д.)
  3. Назовите пять слов-названий еды, которую любит кот. В каждом слове должен быть звук С (САЛО, СМЕТАНА, МЯСО, КОЛБАСА, СОСИСКИ). Какое слово из названных самое длинное? Как вы узнали?
  4. Сколько слогов в слове КОТ, в слове КОТИК, в слове КОТЕНОК, в слове КОТЕНОЧЕК?

 

 

Окошко «Зайка»

  1. Назовите этого зверька-пассажира несколькими разными словами (ЗАЙКА, ЗАЯЦ, КОСОЙ, ТРУСИШКА, ЗАЙЧИК)
  2. Измените слово ЗАЙЧИК, чтобы оно звучало по-другому и звуков стало больше (ЗАЙЧИШКА)
  3. Назовите первый и последний звуки в слове ЗАЙЧИК. Есть ли в этом слове мягкий согласный звук? Какой?
  4. Назовите любимое лакомство зайчика, в названии которого есть звук М (МОРКОВЬ)

 

Окошко «Лиса»

  1. Назовите по-другому это животное (ЛИСИЦА, ЛИСОНЬКА, ЛИСКА, ЛИСИЧКА). Какими словами-признаками можно сказать, какая лиса? (ХИТРАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ)
  2. Подберите слова-действия к слову ЛИСИЦА.(БЕЖИТ, СПИТ, ХИТРИТ, ОХОТИТСЯ и т.д.)
  3. Расскажите о каждом звуке в слове ЛИСИЧКА.
  4. Какие звуки слышатся в слове ЛИСА? Измените слово ЛИСА так, чтобы звуков в нем стало БОЛЬШЕ. Какое слово из названных самое длинное? (ЛИСОНЬКА).

Окошко «Петух»

  1. Какие звуки слышатся в слове ПЕТУХ?
  2. Как можно изменить название этой домашней птицы?(ПЕТУШОК). Какие звуки составляют это слово?
  3. Сколько слогов в слове ПЕТУХ?
  4. Назовите любимую еду петуха, в названии которой есть звук Р (КРУПА, ПРОСО)

- Кто летит на самолете?

4. Подбор графической схемы к словам

- Это - схемы слов и картинки, на которых изображены знакомые вам предметы. Соедините стрелками слова и соответствующие им схемы.

 

 

           
     
 
 
 

 


5. Развитие зрительного восприятия. Нелепица.

- Что художник нарисовал неправильно? Чего на самом деле не бывает?

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Где твой пальчик?»

- ГДЕ ТВОЙ ПАЛЬЧИК БОЛЬШОЙ?
- У МЕНЯ ЗА СПИНОЙ.

- А ГДЕ ТВОЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ?

- ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ!

- А ГДЕ СРЕДНИЙ ТВОЙ ПАЛЕЦ?

- ВОТ КАКОЙ ОН КРАСАВЕЦ?

- А ГДЕ ТВОЙ БЕЗЫМЯННЫЙ?

- ВОТ, С КОЛЬЦОМ ОЛОВЯННЫМ!

- А МИЗИНЧИК-МАЛЫШКА?

- ВОТ ОН, МЛАДШИЙ БРАТИШКА!

(Пальцы плотно сжаты в кулак. По очереди – показать каждый названный палец, затем опять спрятать его, сжав кулачок)

 

8. Формирование графических навыков. Прописывание волнистых линий

«ГОРКИ»

 

Занятие 31.

Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Выделение одинакового звука

В словах.

a продолжать обучение детей навыкам звукового анализа и выкладыванию схемы слова с использованием фишек; учить выделять общий звук в серии слов, дифференцировать на слух мягкие и твердые согласные, подбирать слова с заданным звуком.

 

1. Развитие слухового и фонематического восприятия. Дидактическая игра «Зина спряталась»

Карандаш:

- Дети, вы любите играть в прятки? Вот и девочка Зина тоже очень любит прятаться. Давайте ее поищем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Есть ли в этих словах часть «ЗИНА». Если услышите, хлопните в ладоши.

ЗИМА ХОЗЯИН

МАГАЗИН КОРЗИНА ЗЕМЛЯНИКА

БУЗИНА ВАЗЕЛИН НИЗИНА

БЕНЗИН РЕЗИНА ГАЗЕТА

- В каких словах от нас спряталась ЗИНА?

 

 

2. Звуковой анализ слова ТЮЛЬПАН, выкладывание схемы слова цветными фишками

- Отгадайте слово, с которым мы сегодня будем играть на занятии. Это цветок. Он расцветает весной, в мае. Цветок крупный, яркий, на высокой ножке. Кто уже догадался, о каком слове мы будем говорить?

ТЮЛЬПАН

- Будем выкладывать фишками это слово.

- Сколько звуков в слове ТЮЛЬПАН?

- Какой первый звук?

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

- Сколько гласных звуков в слове ТЮЛЬПАН? Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог. Назовите гласные звуки.

- Назовите твердые согласные звуки, входящие в слово ТЮЛЬПАН.

- Гласным или согласным звуком заканчивается это слово?

- Назовите звонкие звуки в этом слове. Сколько их? Какие звуки глухие?

- Поиграем в «Живые звуки». (Игра проводится традиционно)

- Снимите фишки со схемы. Снимайте звук и рассказываете о нем все, что знаете.

 

 

3. Игра с заданиями «Рассказ о зайце» (с показом на фланелеграфе)

- НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ ЖИЛИ ЗАЯЦ И ЗАЙЧИХА С МАЛЕНЬКИМИ ЗАЙЧАТАМИ. ОКОЛО ДОМИКА У НИХ БЫЛ ОГОРОД, ГДЕ ОНИ ВЫРАЩИВАЛИ ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУКИ Р И РЬ. Какие это овощи?

ПОМИДОРЫКАРТОФЕЛЬ ОГУРЦЫ

РЕДИСКА РЕДЬКА РЕПА

УКРОП ПЕРЕЦ ПЕТРУШКА

- ОСЕНЬЮ СОБРАЛ ЗАЯЦ УРОЖАЙ И РЕШИЛ ЧАСТЬ ОВОЩЕЙ ПРОДАТЬ НА РЫНКЕ, А ЧАСТЬ ОСТАВИТЬ СЕБЕ. ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК РЬ, ЗАЯЦ ОСТАВИЛ СЕБЕ. Какие это овощи? Звук РЬ твердый или мягкий?

- ОВОЩИ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК Р, ЗАЯЦ РЕШИЛ ПРОДАТЬ. Назовите эти овощи. Звук Р твердый или мягкий?

- РАНО УТРОМ ПРОСНУЛСЯ ЗАЯЦ И ОТПРАВИЛСЯ НА РЫНОК. ИДЕТ, ПЕСНИ ПОЕТ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ БЕЖИТ ЕЖИК С БОЛЬШИМ МЕШКОМ ЗА СПИНОЙ.

- Здравствуй, Колючий! – говорит Заяц Ежу.

- Здравствуй, Ушастый! – отвечает Еж.

- Что несешь в мешке?

- Игрушки для моих ежат, - отвечает Еж.

- Что за игрушки? – интересуется Заяц.

- Да разные, - говорит Еж, - есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ж, а есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ш.

- Звук Ш твердый или мягкий? А звук Ж?

- Как вы думаете, какие игрушки нес своим ежатам Ежик?

- ПОПРОЩАЛСЯ ЗАЯЦ С ЕЖОМ И ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ. ПО ДОРОГЕ ОН ВСТРЕТИЛ МНОГО ЗНАКОМЫХ ЗВЕРЕЙ. СНАЧАЛА ОН ВСТРЕТИЛ ТЕХ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ПЕРВЫЙ ЗВУК БЫЛ ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ. Кто это?

МЫШЬ ЗАЯЦ СОБАКА КРОТ

ЗУБР ЛОСЬ ВОЛК РЫСЬ

БОБЕР

- А ПОТОМ ЗАЯЦ ВСТРЕТИЛ ТАКИХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА. Кто это был?

ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ЛИСА БЕГЕМОТ

БЕЛКА

- И ВОТ, НАКОНЕЦ, ПРИШЕЛ ЗАЯЦ НА РЫНОК. БЫСТРО ОН ПРОДАЛ СВОИ ОВОЩИ, А ДЛЯ ДОМА РЕШИЛ КУПИТЬ РАЗНУЮ ПОСУДУ. У БАРСУКА ЗАЯЦ КУПИЛ ТАКУЮ ПОСУДУ, НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, А У ЕНОТА – НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Что купил Заяц у Енота?

МИСКУ ВИЛКУ ТЕРКУ

- Что Заяц купил у Барсука?

КУВШИН ТАРЕЛКУ СТАКАН НОЖ

ЧАЙНИК БЛЮДЦЕ ГОРШОК ЛОЖКУ

- ВЕЧЕРОМ, КОГДА ЗАЯЦ ПРИШЕЛ ДОМОЙ С НОВОЙ ПОСУДОЙ, ЗАЙЧИХА И ЗАЙЧАТА ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛИСЬ.

ЗАЙЧИХА РАССМАТРИВАЛА ПОСУДУ, А ЗАЙЧАТА СЧИТАЛИ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ И СЛОГОВ В КАЖДОМ НАЗВАНИИ.

Мы тоже умеем это делать.(Разбирается каждое слово)

 

4. Выделение общего звука у группы слов. Игра «Отгадай звук»

- Ребята, я загадала звук. Он чаще других встречается в предложении. Отгадайте его.

У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ – Звук С

ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗВОНОК ЗОВЕТ – Звук З

ЦАПЛЯ, СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ, НАПИСАЛА БУКВУ Ц – Звук Ц

ЛЕЖИТ ЕЖИК У ЕЛКИ, У ЕЖА ИГОЛКИ – Звук Ж

5. Развитие зрительного восприятия. Называние слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Дидактическое упражнение «Где еж?»

- Посмотрите на картинку, постарайтесь найти на ней и назвать как можно больше предметов, названия которых начинаются со звуков Г, Д, Ж.

6. Развитие интонационной выразительности и тренировка темпа речи. Проговаривание скороговорок.

Детям предъявляется картинка-иллюстрация к скороговорке.

- Посмотрите на картинку и догадайтесь, какую скороговорку будем говорить. Кто произнесет скороговорку быстрее всех?

КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН. КАК В КАПЮШОНЕ КУКУШОНОК СМЕШОН!

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Теремок»

ИЗ ПАЛЬЦЕВ, ДРУЖОК, (показ открытых ладошек)

СЛОЖИ ТЕРЕМОК (ладони складываются вместе, прижимаются)

ВОТ ЭТО – ВОРОТА (ладони выгибаются лодочкой)

ВОТ ЭТО – ЗАМОК (пальцы в замок)

8. Формирование графических навыков. Прописывание соединений петель и крючков.

«ГОРКИ С ПЕТЛЯМИ»

Занятие 32.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: