a учить детей подбирать слова к определенному ритмическому рисунку, выполнять звуковой анализ слов с мягкими и твердыми согласными, отражать результаты звукового анализа на схемах, соотносить слово с графической схемой.
1. Подбор слов к определенному ритмическому рисунку. Дидактическая игра «Переводчики»
- Я буду говорить слово на «иностранном» языке, а вы послушайте, как оно звучит и попытайтесь «перевести» на русский язык.
ТА-ТА-ТА (три слога, ударный первый слог) – СОЛНЫШКО, ПЕРЫШКО, ОБЛАКО,
КУРИЦА, УЛИЦА и т.д.
ТА-ТА-ТА (три слога, ударный второй слог) – ПОГОДА, ВОРОТА, КОРОВА, БЕРЕЗА
и т.д.
ТА-ТА-ТА (три слога, ударный третий слог) – КРАСОТА, ПАРОВОЗ, БАРАБАН, САМОЛЕТ
и т.д.
2. Звуковой анализ слов ВИШНЯ и ЛЕЙКА, выкладывание схемы слова цветными фишками
- Сегодня наше слово спряталось в такой загадке:
|
КРУГЛАЯ, БЛЕСТЯЩАЯ.
С КАЖДОЙ НЕДЕЛЕЙ –
ЧЕРНЕЕ И СЛАЩЕ.
В РУКЕ ЕЕ – ТРОСТОЧКА,
ВНУТРИ ЕЕ – КОСТОЧКА. (Вишня)
![]() |
Схема анализа:
а) количество звуков в слове
б) количество гласных
в) количество слогов
г) ударный слог
д) количество согласных звуков
е) характеристика каждого согласного звука.
- Я приготовила для вас еще одно слово. Отгадайте его.
|
А У ТУЧКИ – РУЧКА.
ЭТА ТУЧКА ПО ПОРЯДКУ
ОБОШЛА ЗА ГРЯДКОЙ ГРЯДКУ.
(Лейка)
Схема анализа слова: см. выше. Обратить внимание детей, что звук Й всегда только мягкий, обозначается зеленой фишкой.
3. Игра с заданиями «Кто летит в самолете» [2]
- Вы сможете ответить на вопрос «Кто летит в самолете?», если выполните все задания.
Окошко «Кот»
- Какую кличку можно подобрать этому озорному коту, чтобы ясно слышался звук Ш
- В слове КОТ много звуков или мало? Измените слово КОТ так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше (КОТИК, КОТЕНОК, КОТЕНОЧЕК и т.д.)
- Назовите пять слов-названий еды, которую любит кот. В каждом слове должен быть звук С (САЛО, СМЕТАНА, МЯСО, КОЛБАСА, СОСИСКИ). Какое слово из названных самое длинное? Как вы узнали?
- Сколько слогов в слове КОТ, в слове КОТИК, в слове КОТЕНОК, в слове КОТЕНОЧЕК?
|
Окошко «Зайка»
- Назовите этого зверька-пассажира несколькими разными словами (ЗАЙКА, ЗАЯЦ, КОСОЙ, ТРУСИШКА, ЗАЙЧИК)
- Измените слово ЗАЙЧИК, чтобы оно звучало по-другому и звуков стало больше (ЗАЙЧИШКА)
- Назовите первый и последний звуки в слове ЗАЙЧИК. Есть ли в этом слове мягкий согласный звук? Какой?
- Назовите любимое лакомство зайчика, в названии которого есть звук М (МОРКОВЬ)
Окошко «Лиса»
- Назовите по-другому это животное (ЛИСИЦА, ЛИСОНЬКА, ЛИСКА, ЛИСИЧКА). Какими словами-признаками можно сказать, какая лиса? (ХИТРАЯ, РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ)
- Подберите слова-действия к слову ЛИСИЦА.(БЕЖИТ, СПИТ, ХИТРИТ, ОХОТИТСЯ и т.д.)
- Расскажите о каждом звуке в слове ЛИСИЧКА.
- Какие звуки слышатся в слове ЛИСА? Измените слово ЛИСА так, чтобы звуков в нем стало БОЛЬШЕ. Какое слово из названных самое длинное? (ЛИСОНЬКА).
Окошко «Петух»
- Какие звуки слышатся в слове ПЕТУХ?
- Как можно изменить название этой домашней птицы?(ПЕТУШОК). Какие звуки составляют это слово?
- Сколько слогов в слове ПЕТУХ?
- Назовите любимую еду петуха, в названии которой есть звук Р (КРУПА, ПРОСО)
- Кто летит на самолете?
4. Подбор графической схемы к словам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() | ![]() | ||||
![]() |
5. Развитие зрительного восприятия. Нелепица.
- Что художник нарисовал неправильно? Чего на самом деле не бывает?
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Где твой пальчик?»
- ГДЕ ТВОЙ ПАЛЬЧИК БОЛЬШОЙ?
- У МЕНЯ ЗА СПИНОЙ.
- А ГДЕ ТВОЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ?
- ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ!
- А ГДЕ СРЕДНИЙ ТВОЙ ПАЛЕЦ?
- ВОТ КАКОЙ ОН КРАСАВЕЦ?
- А ГДЕ ТВОЙ БЕЗЫМЯННЫЙ?
- ВОТ, С КОЛЬЦОМ ОЛОВЯННЫМ!
- А МИЗИНЧИК-МАЛЫШКА?
- ВОТ ОН, МЛАДШИЙ БРАТИШКА!
(Пальцы плотно сжаты в кулак. По очереди – показать каждый названный палец, затем опять спрятать его, сжав кулачок)
8. Формирование графических навыков. Прописывание волнистых линий
«ГОРКИ»
Занятие 31.
Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Выделение одинакового звука
В словах.
a продолжать обучение детей навыкам звукового анализа и выкладыванию схемы слова с использованием фишек; учить выделять общий звук в серии слов, дифференцировать на слух мягкие и твердые согласные, подбирать слова с заданным звуком.
1. Развитие слухового и фонематического восприятия. Дидактическая игра «Зина спряталась»
Карандаш:
- Дети, вы любите играть в прятки? Вот и девочка Зина тоже очень любит прятаться. Давайте ее поищем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Есть ли в этих словах часть «ЗИНА». Если услышите, хлопните в ладоши.
|
ЗИМА ХОЗЯИН
МАГАЗИН КОРЗИНА ЗЕМЛЯНИКА
БУЗИНА ВАЗЕЛИН НИЗИНА
БЕНЗИН РЕЗИНА ГАЗЕТА
- В каких словах от нас спряталась ЗИНА?
2. Звуковой анализ слова ТЮЛЬПАН, выкладывание схемы слова цветными фишками
- Отгадайте слово, с которым мы сегодня будем играть на занятии. Это цветок. Он расцветает весной, в мае. Цветок крупный, яркий, на высокой ножке. Кто уже догадался, о каком слове мы будем говорить?
|
- Будем выкладывать фишками это слово.
- Сколько звуков в слове ТЮЛЬПАН?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук?
- Сколько гласных звуков в слове ТЮЛЬПАН? Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог. Назовите гласные звуки.
- Назовите твердые согласные звуки, входящие в слово ТЮЛЬПАН.
- Гласным или согласным звуком заканчивается это слово?
- Назовите звонкие звуки в этом слове. Сколько их? Какие звуки глухие?
- Поиграем в «Живые звуки». (Игра проводится традиционно)
- Снимите фишки со схемы. Снимайте звук и рассказываете о нем все, что знаете.
3. Игра с заданиями «Рассказ о зайце» (с показом на фланелеграфе)
- НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ ЖИЛИ ЗАЯЦ И ЗАЙЧИХА С МАЛЕНЬКИМИ ЗАЙЧАТАМИ. ОКОЛО ДОМИКА У НИХ БЫЛ ОГОРОД, ГДЕ ОНИ ВЫРАЩИВАЛИ ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУКИ Р И РЬ. Какие это овощи?
ПОМИДОРЫКАРТОФЕЛЬ ОГУРЦЫ
РЕДИСКА РЕДЬКА РЕПА
|
- ОСЕНЬЮ СОБРАЛ ЗАЯЦ УРОЖАЙ И РЕШИЛ ЧАСТЬ ОВОЩЕЙ ПРОДАТЬ НА РЫНКЕ, А ЧАСТЬ ОСТАВИТЬ СЕБЕ. ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК РЬ, ЗАЯЦ ОСТАВИЛ СЕБЕ. Какие это овощи? Звук РЬ твердый или мягкий?
- ОВОЩИ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК Р, ЗАЯЦ РЕШИЛ ПРОДАТЬ. Назовите эти овощи. Звук Р твердый или мягкий?
- РАНО УТРОМ ПРОСНУЛСЯ ЗАЯЦ И ОТПРАВИЛСЯ НА РЫНОК. ИДЕТ, ПЕСНИ ПОЕТ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ БЕЖИТ ЕЖИК С БОЛЬШИМ МЕШКОМ ЗА СПИНОЙ.
- Здравствуй, Колючий! – говорит Заяц Ежу.
- Здравствуй, Ушастый! – отвечает Еж.
- Что несешь в мешке?
- Игрушки для моих ежат, - отвечает Еж.
- Что за игрушки? – интересуется Заяц.
- Да разные, - говорит Еж, - есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ж, а есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ш.
- Звук Ш твердый или мягкий? А звук Ж?
- Как вы думаете, какие игрушки нес своим ежатам Ежик?
- ПОПРОЩАЛСЯ ЗАЯЦ С ЕЖОМ И ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ. ПО ДОРОГЕ ОН ВСТРЕТИЛ МНОГО ЗНАКОМЫХ ЗВЕРЕЙ. СНАЧАЛА ОН ВСТРЕТИЛ ТЕХ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ПЕРВЫЙ ЗВУК БЫЛ ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ. Кто это?
МЫШЬ ЗАЯЦ СОБАКА КРОТ
ЗУБР ЛОСЬ ВОЛК РЫСЬ
БОБЕР
- А ПОТОМ ЗАЯЦ ВСТРЕТИЛ ТАКИХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА. Кто это был?
ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ЛИСА БЕГЕМОТ
БЕЛКА
- И ВОТ, НАКОНЕЦ, ПРИШЕЛ ЗАЯЦ НА РЫНОК. БЫСТРО ОН ПРОДАЛ СВОИ ОВОЩИ, А ДЛЯ ДОМА РЕШИЛ КУПИТЬ РАЗНУЮ ПОСУДУ. У БАРСУКА ЗАЯЦ КУПИЛ ТАКУЮ ПОСУДУ, НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, А У ЕНОТА – НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Что купил Заяц у Енота?
МИСКУ ВИЛКУ ТЕРКУ
- Что Заяц купил у Барсука?
КУВШИН ТАРЕЛКУ СТАКАН НОЖ
ЧАЙНИК БЛЮДЦЕ ГОРШОК ЛОЖКУ
- ВЕЧЕРОМ, КОГДА ЗАЯЦ ПРИШЕЛ ДОМОЙ С НОВОЙ ПОСУДОЙ, ЗАЙЧИХА И ЗАЙЧАТА ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛИСЬ.
ЗАЙЧИХА РАССМАТРИВАЛА ПОСУДУ, А ЗАЙЧАТА СЧИТАЛИ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ И СЛОГОВ В КАЖДОМ НАЗВАНИИ.
Мы тоже умеем это делать.(Разбирается каждое слово)
4. Выделение общего звука у группы слов. Игра «Отгадай звук»
- Ребята, я загадала звук. Он чаще других встречается в предложении. Отгадайте его.
У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ – Звук С
ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗВОНОК ЗОВЕТ – Звук З
ЦАПЛЯ, СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ, НАПИСАЛА БУКВУ Ц – Звук Ц
ЛЕЖИТ ЕЖИК У ЕЛКИ, У ЕЖА ИГОЛКИ – Звук Ж
5. Развитие зрительного восприятия. Называние слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Дидактическое упражнение «Где еж?»
- Посмотрите на картинку, постарайтесь найти на ней и назвать как можно больше предметов, названия которых начинаются со звуков Г, Д, Ж.
6. Развитие интонационной выразительности и тренировка темпа речи. Проговаривание скороговорок.
Детям предъявляется картинка-иллюстрация к скороговорке.
- Посмотрите на картинку и догадайтесь, какую скороговорку будем говорить. Кто произнесет скороговорку быстрее всех?
КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН. КАК В КАПЮШОНЕ КУКУШОНОК СМЕШОН!
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Теремок»
ИЗ ПАЛЬЦЕВ, ДРУЖОК, (показ открытых ладошек)
СЛОЖИ ТЕРЕМОК (ладони складываются вместе, прижимаются)
ВОТ ЭТО – ВОРОТА (ладони выгибаются лодочкой)
ВОТ ЭТО – ЗАМОК (пальцы в замок)
8. Формирование графических навыков. Прописывание соединений петель и крючков.
«ГОРКИ С ПЕТЛЯМИ»
Занятие 32.