Правовые и этические основы деятельности по связям с общественностью
Вопросы для обсуждения
1. Манипулятивные технологии. (манипулирование понятиями, манипулирование смыслами). Репутационные издержки ПР-моделей. Черный ПР.
2. Кодексы профессиональной этики специалиста по связям с общественностью
3. Правое обеспечение деятельности специалиста по связям с общественностью.
Практические задания
1. Сравните российский и американский кодексы профессиональных стандартов в области ПР.
2. На основе типовых должностных инструкций специалистов по связям с общественностью, пресс-секретарей выделите основные права и обязанности данных специалистов.
Литература
1. Бакунина Н.Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов РФ, 2008.
2. Бортник Е.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью, 2003.
3. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба, 2005.
4. Демин Вадим, Пак Татьяна. Организация работы пресс-служб - международные стандарты, 2005.
5..Джефкинс Фрэнк, ЯдинДэниэл "PR", 2003.
6..Дорский А.Ю. Правовые основы PR, 2004.
7..Иванова И.Д. Правовые и этические нормы работы пресс-службы, 2009.
8..Иванова К.А. Бесценные советы для настоящего PR-менеджера, 2006.
9..Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик Рилейшнз. Теория и практика, 8-е изд., 2003.
10. Кочеткова А.В., Тарасов А.С. Современная пресс-служба, 2009.
11. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста, 1999.
12..Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации, 2002.
13..Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика, 2003.
14. Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности. В рекламе, в связях с общественностью, в журналистике, 2007
|
Практическое занятие № 14.
Организация работы служб по связям с общественностью в органах власти
Вопросы для обсуждения
1. Организационная структура пресс-службы органа государственной власти. Функции и задачи отделов пресс-службы.
2. Пресс-службы федеральных органов власти
3. Пресс-службы региональных и местных органов власти
Практическое задание
Деятельность государственной пресс–службы
ü Выберите реальное событие, актуальное на данный момент или сами смоделируйте его.
ü Ваша задача – выступить как действующий сотрудник государственной пресс–службы. Определите для себя предполагаемое ведомство и специфику его деятельности.
ü Смоделируйте Ваше выступление на основе анализа выступлений в СМИ действительных сотрудников пресс–служб данного ведомства.
Литература
Органы власти и управления
1. www.kremlin.ru - Президент Российской Федерации
2. www.gov.ru - Cервер органов Государтвенной власти России
3. www.duma.ru - Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная Дума)
4. www.scrf.gov.ru - Совет Безопасности Российской Федерации
5. www.nalog.ru - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
6. www.mid.ru - Министерство иностранных дел Российской Федерации
7. www.ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации
8. www.minsvyaz.ru - Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
9. www.aris.ru - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
10. www.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации
11. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
|
12. www.mte.gov.ru - Министерство энергетики Российской Федерации
13. www.scli.ru - Министерство юстиции Российской Федерации
14. www.minatom.ru - Министерство РФ по атомной энергии
15. www.mgi.ru - Министерство имущественных отношений РФ
16. www.mps.ru - Министерство путей сообщения РФ
17. www.gks.ru - Государственный комитет Российской Федерации по статистике
18. www.fedcom.ru - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
19. www.fsb.ru - Федеральная служба безопасности Российской Федерации
20. www.goscomzem.ru - Федеральная служба земельного кадастра России
www.meteorf.ru - Федеральная служба
ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ
1. Определение деятельности по связям с общественностью.
2. Мировой опыт становления и развития ПР.
3. Связи с общественностью и близкая к ним деятельность. Пресс-посредничество и паблисити.
4. Связи с общественностью и близкая к ним деятельность. Продвижение и реклама.
5. Связи с общественностью и близкая к ним деятельность. Маркетинг и торговля.
6. ПР как инструмент массовых коммуникаций. Коммуникации в реализации программ по связям с общественностью.
7. Подразделения по связям с общественностью в коммерческих структурах, ее цели, задачи.
8. Определение целевой аудитории в бизнесе. Составление бизнес-плана по работе с целевой аудиторией.
9. Определение целевой аудитории в предвыборной кампании. ПР-подготовка встречи кандидата с избирателями.
10. Определение общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт.
11. Структура общественного мнения. Группы и сегменты внутри общественного мнения.
12. Использование ПР–технологий в процессе деловых и межличностных переговоров.
|
13. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения.
14. Научные концепции общественного мнения (У.Липпман, Э. Ноэль-Нойман, П.Бурдье, С.Кара-Мурза, Б.А.Грушин, Б.З.Докторов и др.)
15. Основные модели процесса коммуникации.Политические функции СМИ
16. Государственная информационная политика и информационная безопасность.
17. Деятельность отдела по связям с общественностью и отдела по связям с НКО в органах государственной власти.
18. Антикризисный ПР и консалтинг. Особенности антикризисного ПР в политике.
19. Антикризисный ПР в процедурах банкротства. Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций. Практика отношений со СМИ в антикризисном ПР.
20. Антикризисный ПР природных и техногенных катастроф. Организация работы со СМИ в чрезвычайных условиях.
21. Корпоративная культура и её виды. Уровни корпоративной культуры, базовые представления и ценности.
22. Технологии формирования корпоративной культуры. Внутрикорпоративный PR: цели, функции и средства.
23. Мировой опыт формирования корпоративной культуры: ритуалы, традиции, мифы, лозунги, ценности.
24. Социальная ответственность бизнеса как инструмент ПР–деятельности.
25. Понятие «имидж» в сфере связей с общественностью. Составляющие политического имиджа.
26. Технологии создания и поддержания имиджа и репутации организации.
27. Фирменный стиль и его роль в имидже предприятия. Логотип, официальная символика как инструменты ПР–деятельности.
28. Связи с общественностью в лоббировании. Суть лоббизма. Правовые основы лоббистской деятельности.
29. ПР как инструмент брендинга: спонсорские и благотворительные проекты. Размещение и контроль материалов в СМИ: ценности бренда в интервью.
30. Антикризисные коммуникации: ребрендинг. Причины, условия, технологии.
31. Имидж: отличительные особенности. Имиджирование как форма паблисити и самопрезентации. Профессия имиджмейкер
32. Формирование имиджа делового человека. Имидж лидера.
33. Манипулятивные технологии. (манипулирование понятиями, манипулирование смыслами). Репутационные издержки ПР-моделей.
34. Социальная ответственность бизнеса как инструмент ПР-деятельности.
35. Деловая этика и бизнесс-этика.
36. ПР и идеология. (Пропаганда первой пол. ХХ столетия. Либеральная идеология как неотъемлемая часть современных ПР-практик)
37. Основы взаимоотношений с прессой. Пресс-конференции и брифинги, их назначение и подготовка к проведению. Пресс-релизы, их назначение и особенности распространения.
38. Типы избирательных кампаний, особенности их проведения. Принципы организации избирательных кампаний. Правила предвыборной агитации и правила общения с избирателями.
39. Политическая реклама и PR-деятельность. Специфика политической рекламы.
40. Реклама и PR-деятельность. Основные средства распространения рекламы. Подготовка и проведение рекламной кампании
Тестовые задания
Вопрос 1. Определите понятие «организация службы связи с общественностью»:
1. Коммуникации в обществе.
2. Работа средств массовой информации (СМИ).
3. Коммуникации между субъектом и социальной средой, помогающие укреплению доверия.
4. Управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.
Вопрос 2. Определите, что такое «общественность»:
1. Элементы социальной структуры.
2. Социальная среда.
3. Общественные настроения, политическая, правовая и социальная культура.
4. Всё множество людей, составляющих аудиторию.
Вопрос 3. Укажите, что является общественным мнением:
1. Твердо устоявшаяся система понятий по какой-либо проблеме.
2. Неустойчивые представления и взгляды большой группы людей.
3. Рекомендуемая государством позиция по определенному вопросу.
4. Желание исключительно всех членов общества.
Вопрос 4. Укажите, кто может быть субъектом ПР-деятельности:
1. Отдельные сотрудники административных органов.
2. Государственные управленческие структуры.
3. Группа людей, имеющих профессиональный опыт в области PR.
4. Общественные благотворительные организации.
Вопрос 5. Укажите, какая из перечисленных функций не относится к функциям PR-деятельности:
1. Организационная.
2. Распределительная.
3. Планирование.
4. Исследовательская.
Вопрос 6. Укажите, на что направлен PR государственных организаций:
1. Обретение поддержки государственных решений общественностью путем публичного объяснения гражданам деятельности госструктур.
2. Оказание помощи со стороны государства в виде передачи ресурсов на определенных условиях хозяйствующим субъектам, направленных на повышение эффективности их деятельности.
3. Привлечение внимания общественности к социальным проблемам.
4. Объединение специалистов конкретных сфер (отраслей) деятельности для решения определенных задач.
Вопрос 7. Укажите, что является фирменным стилем:
1. Единство постоянных художественных и текстовых элементов во всех рекламных разработках и средствах рекламы данного бренда.
2. Графический элемент товарного знака.
3. Определение роли и миссии организации
4. Планирование и определенная последовательность составляющих PR-деятельности
Вопрос 8. Укажите, кто может называться PR-менеджером:
1. Специалист, проводящий теоретические исследования рынка с целью изучения общественного мнения.
2. Специалист, осуществляющий комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие с общественностью.
3. Специалист, занимающийся разработкой товарного знака.
4. Специалист, занимающийся подборкой персонала.
Вопрос 9. Отметьте, что является слоганом:
1. Обозначение товарного знака.
2. Словосочетание, кратко выражающее содержание обращения, эмоционально заряженное.
3. Процесс разработки фирменного наименования.
4. Разработка рекламного сообщения о деятельности компании.
Вопрос 10. Укажите, как называется встреча представителей власти со СМИ с целью информирования общественности:
1. Интервью.
2. Пресс-конференция.
3. Презентация.
4. Брифинг.
Вопрос 11. Отметьте, какими функциями обладает спиндоктор:
1. Специалист по кризисным ситуациям.
2. Специалист по подготовке докладов, текстов публичных выступлений.
3. Специалист, корректирующий освещение событий в СМИ в определенном для компании русле.
4. Организатор конференций, выставок для потенциальных потребителей услуг.
Вопрос 12. Укажите, как называется мероприятие, в рамках которого в компанию приглашаются представители целевых аудиторий, и специалисты организации рассказывают о ее деятельности:
1. Бизнес-конференция.
2. День открытых дверей.
3. Пресс-конференция.
4. Бизнес-семинар.
Вопрос 13. Укажите, что недопустимо для государственного служащего в публичном выступлении:
1. Содержание речи должно быть исследовано и представлено в логической форме, которую легко поймет аудитория.
2. Докладчик должен соблюдать обычный протокол выступления.
3. Цитировать мнение экспертов, имеющих схожую с мнением докладчика точку зрения.
4. Речь следует начинать с шутки, чтобы снять напряжение и установить контакт с залом, а также раз или два пошутить по время выступления.
Вопрос 14. Укажите, как называется электронная рассылка PR-материалов:
1. Интерактивный PR.
2. Веб-PR.
3. Сетевой PR.
4. Directmail.
Вопрос 15. Отметьте соотношение названия должностей «PR-менеджер» и «пресс-секретарь»:
1. Абсолютно одно и то же. В разных организациях так называется одна и та же должность.
2. PR-менеджер имеет функции более широкие, чем у пресс-секретаря.
3. PR-менеджер и пресс-секретарь работают в одной команде, разными методами добиваясь одних целей.
4. Пресс-секретарь выполняет функции, подчиненные PR-менеджеру.
Вопрос 16. Укажите, что, по вашему мнению, называется презентацией:
1. Представление какой-либо фирмы или отдельной услуги, продукции общественности.
2. Мероприятие, служащее средством общения и решения актуальных вопросов.
3. Мероприятие, организуемое компанией, сочетающее в себе отдых и обмен мнениями.
4. Организация рассылки рекламных сообщений посредством Интернет.
Вопрос 17. Укажите, в чем состоит задача деятельности PR-служб в государственных структурах:
1. В оперативной информации журналистов.
2. В проведении социологических исследований среди населения.
3. В сборе информации.
4. В разработке PR-стратегии для государственного органа и анализе ее выполнения.
Вопрос 18. Укажите, в чем специфика PR-деятельности в коммерческих структурах:
1. В направленности на благотворительность.
2. В формировании благоприятного имиджа капании.
3. В контактах с налоговыми органами.
4. В направленности ее на изучение рынка.
Вопрос 19. Укажите отличие целей рекламы от целей PR:
1. Формирование ситуации успеха фирмы.
2. Сбыт товаров и/или услуг.
3. Управляемый имидж.
4. Разработка паблисити.
Вопрос 20. Укажите, что можно назвать сетевыми СМИ:
1. Региональные электронные СМИ (радио и телевидение), объединенные в федеральную ассоциацию или холдинг.
2. Радиостанции, вещающие по сетевому (проводному) радио.
3. Издания, распространяющиеся по модели сетевого маркетинга.
4. Интернет-СМИ.
Вопрос 21. Отметьте, какое определение означает общность основополагающих принципов, ценностей, определяющих поведение организации и отдельных ее сотрудников:
1. Корпоративная культура.
2. Стиль.
3. Кодекс.
4. Индивидуальность.
Вопрос 22. Отметьте, что подразумевает интерактивный PR:
1. Постоянный анализ PR-деятельности конкурентов посредством Интернет.
2. Разработку интерактивной базы данных, доступных через сеть.
3. Возможность единовременного обмена сообщениями с большим количеством потребителей.
4. Создание отдельного канала продаж через Интернет.
Вопрос 23. Укажите, что не составляет целей внутрикорпоративного PR:
1. Предоставление работникам компании информации, необходимой для профессионального выполнения своих функций.
2. Система поощрений и мотивации трудоспособности работников.
3. Анализ конкурентной среды, работающей в схожем сегменте бизнеса.
4. Создание благоприятной рабочей обстановки в коллективе.
Вопрос 24. Исключите лишнюю функцию работы PR-менеджера:
1. Проведение конференций, семинаров, брифингов.
2. Разработка стратегии развития компании.
3. Освещение событий, взаимодействие со средствами массовой информации.
4. Формирование бюджета PR-кампании.
Вопрос 25. Укажите, как называется передача организацией своих PR-функций во внешнее тактическое управление:
1. PR-менеджмент.
2. PR-ауткоминг.
3. PR-аутсорсинг.
4. PR-консалтинг.
Вопрос 26. Укажите, чем пресс-конференция отличается от брифинга:
1. На пресс-конференции присутствует большее количество выступающих.
2. Брифинг проводят чаще в государственных организациях, пресс-конференцию – в организациях любой формы собственности и вида деятельности.
3. На брифинге, в отличие от пресс-конференции, журналисты не могут задавать вопросы.
4. Брифинг собирают с целью передать краткое информационное сообщение, пресс-конференцию – чтобы подробно осветить информационный повод.
Вопрос 27. Укажите, что такое паблисити:
1. База информационных средств массовой информации (СМИ).
2. Создание популярности, известности.
3. Исследование рынка потребительских услуг.
4. Технология разработки рекламных текстов.
Вопрос 28. Укажите, что следует называть массовой коммуникацией:
1. Двусторонний процесс обмена сообщениями, в котором участвуют коммуникаторы и социальное окружение.
2. Односторонняя передача информации от организатора общения к получателю информации.
3. Использование максимального набора коммуникативных средств для сбыта товаров и услуг.
4. Процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие аудитории.
Вопрос 29. Укажите, что НЕ включает в себя организацию PR профессиональными ассоциациями:
1. Конгрессы.
2. Благотворительные встречи.
3. Конференции.
4. Выставки.
Вопрос 30. Укажите, что следует называть имиджем:
1. Публичный образ политика или иного известного человека.
2. Визуальный образ компании.
3. Образ PR-субъекта, сформировавшийся у целевой аудитории.
4. Целенаправленно создаваемый образ PR-субъекта.
Вопрос 31. Укажите, когда корпоративный имидж неудачно построен имиджмейкерами:
1. Если этот имидж не соответствует существующим в обществе представлениям о респектабельной компании.
2. Если этот имидж не соответствует ожиданиям конкретной целевой аудитории.
3. Если этот имидж сознательно испорчен конкурентами организации.
4. Если в прессе появляются негативные отзывы авторитетных журналистов о деятельности организации.
Вопрос 32. Укажите, что является заключительным этапом формирования имиджа:
1. Разработка стратегии действий соответствующих служб организации.
2. Конструирование образа организации.
3. Контроль, корректировка промежуточных результатов.
4. Выявление представлений об организации.
Вопрос 33. Укажите, что является наиболее значимым результатом работы кризисного PR-менеджера:
1. Увеличение качества и количества упоминаний в СМИ об организации.
2. Изменение отношения к организации СМИ, влияющих на мнения и поведение целевых аудиторий.
3. Изменение отношения СМИ к организации, получившее выражение в конкретных публикациях.
4. Изменение мнения и поведения целевых аудиторий.
Вопрос 34. Исключите лишнюю коммуникационную модель PR:
1. Двусторонний ассиметричный PR.
2. Манипулятивная модель.
3. Коммуникационная модель.
4. Двусторонний симметричный PR.
Вопрос 35. Исключите понятие, не относящееся к специальным пресс-мероприятиям:
1. Семинары.
2. Пресс-конференции.
3. Брифинг.
4. Интервью.
Вопрос 36. Укажите, какими способами невозможно управлять информацией в обществе:
1. Дозированием.
2. Помехами в организации СМИ как юридических лиц.
3. Созданием единого информационного поля.
4. Преувеличением значимости отдельных деталей.
Вопрос 37. Укажите, что такое стратегическое планирование PR-деятельности:
1. Определение положения фирмы (организации) на рынок товаров и услуг.
2. Формирование принципов поведения фирмы или отдельного лица.
3. Процесс определения того, какой главной цели фирма (организация) хочет достичь в обозримом будущем.
4. Формулирование задач для отдела связей с общественностью в разных областях деятельности фирмы (организации).
Вопрос 38. Укажите, как можно прилечь инвестиции с помощью PR:
1. Рассылкой пресс-релизов в крупные фирмы.
2. Сбором информации о потенциальном инвесторе.
3. Публикацией ряда статей о благоприятно инвестиционном климате в стране.
4. Разработкой инвестиционного меморандума для потенциального инвестора.
Вопрос 39. Укажите, что такое «мозговая атака»:
1. Способ генерации идей.
2. Групповая разработка изощренной модели деятельности.
3. Встреча интеллектуалов для критики кого-либо.
4. Усиленное исследование какой-либо проблемы.
Вопрос 40. Укажите, что такое «фирменный стиль»:
1. Товарный знак.
2. Манера поведения сотрудников фирмы.
3. Способ подачи рекламы.
4. Использование единых принципов оформления для всех форм работы фирмы.
Вопрос 41. Укажите, что называется презентацией:
1. Планирование долговременного проекта.
2. Подарок для фирмы.
3. Представление общественности какого-либо товара или лица.
4. Проведение культурного мероприятия.
Вопрос 42. Укажите, с какой целью проводится "круглый стол":
1. С целью совещания между узким кругом единомышленников.
2. Для обмена мнениями по текущим вопросам.
3. Для обсуждения заранее объявленной темы с целью ознакомления с дискуссией широкого круга общественности.
4. Для встречи с журналистами.
Вопрос 43. Укажите, что такое контент-анализ СМИ:
1. Выявление принципиальных и скрытых смыслов информации.
2. Контроль эффективности сообщений для СМИ.
3. Оценка негативных материалов прессы.
4. Характеристика графического оформления сообщений в СМИ.
Вопрос 44. Укажите, что в ПР называется лоббированием:
1. Защита интересов фирмы на рынке.
2. Система воздействий на государственных чиновников с целью принятия нужного законопроекта.
3. Определенная форма досуга.
4. Форма информационного консалтинга.
Вопрос 45. Какова первоначальная задача организации связей с общественностью в избирательной кампании:
1. Помощь кандидату с целью мобилизации поддержки населения.
2. Разработка избирательной стратегии.
3. Дискредитация противников кандидата.
4. Сбор информации в ходе кампании.
Вопрос 46. Выберите определение, соответствующее понятию «манипулирование»:
1. Распространение действительных или заведомо правдивых сведений для достижения пропагандистских, политических, военных и других целей.
2. Простой способ, предлагающий прямой обман тех, кого информируют.
3. Система информационно – технических действий, принципом которой является обеспечение реализации политических целей на основе более или менее уважительного отношения к гражданам, как к потребителям информации, где главным принципом выступает открытость информации.
4. Тип скрытого и неявного информирования, программирование намерений получателя информации, которые построены на игнорировании роли получателя информации и по отношению к нему, как к средству достижения собственных целей.
Вопрос 47. Укажите, что является манипулированием общественным мнением:
1. Создание имиджевых структур в обществе.
2. Предвыборная ПР-кампания.
3. Создание иллюзий относительно целей и средств применяемых властью.
4. Формирование положительного образа политической власти.
Вопрос 48. Укажите, входит ли в число важных функций PR-служб участие в устранении внутренних кризисов кампании:
1. Входит на обязательной основе.
2. Входит по договорённости с клиентами.
3. Входит только в крупных ПР-агенствах.
4. Нет, не входит.
Вопрос 49. Укажите, какое утверждение является неадекватной реализацией антикризисного ПР:
1. PR-службы должны действовать по принципу полного умалчивания проблем и кризиса.
2. PR-службы должны обязательно доводить информацию до целевой аудитории.
3. PR-службы должны осуществлять контроль за тем, чтобы информация о кризисе была доведена до общественности без искажения.
4. PR-службы должны преподносить информацию в том виде, в каком это выгодно руководству и самой организации.
Вопрос 50. Укажите, что представляет собой составление матрицы избирательного округа (населенного пункта, района, региона или страны в целом):
1. Выяснение оценки гражданами прошедших выборов, степень их объективности, их ожидания от избранного лица и его действий и пр.
2. Разработка предвыборной программы кандидата.
3. Детальное, поэтапное обследование результатов пропагандистского воздействия на избирателей, результатов компаний конкурентов и результатов противодействия конкурентам.
4. Ряд исследований, направленных на изучение экономического, социального, культурного и пр. положения в данной территории степень влияния политических партий, разбивка избирателей на группы по имущественному, национальному, половозрастному, политическому, социальному признакам и пр.
Ключи к тестам:
1– 4 2– 4 3– 1 4 – 3 5 – 2 6– 1 7 – 1 8– 2 9 – 2 10 – 2 11 – 3 12 – 3 13 – 4 14 – 1 15 – 2 16 – 1 17 – 4 18 – 2 19 – 1 20 – 4 21 – 1 22 – 2 23 – 3 24 – 4 25 – 3 | 26 – 4 27 – 2 28 – 1 29 – 1 30 – 4 31 – 1 32 – 4 33 – 4 34 – 2 35 – 4 36 – 3 37 – 3 38 – 3 39 – 4 40 – 4 41 – 3 42 – 3 43 – 1 44 – 2 45 – 2 46– 4 47 – 3 48 – 2 49 – 1 50 – 1 |
ГЛОССАРИЙ
А
Абсентеизм (абсентизм) – добровольный, в большей или меньшей степени осознанный, отказ гражданина от участия в выборах.
Агрессивность коммуникации – см. наступательность коммуникации.
Архитектурный дизайн – внешнее оформление офисов, подъездов, паркингов, производственных помещений, размещение построек, их планировка.
Арбитрон – Система мгновенного получения рейтинга телевизионной передачи на основе данных, полученных с установленных в домашних телевизорах электронных устройств.
Аффилирование – рыночная стратегия, заключающаяся в подчинении менее влиятельной структуры, не предполагающая прямого поглощения, а, в ряде случаев, и покупки контрольного пакета акций аффилируемой организации.
Б
Бенчмаркетинг – использование самых передовых технологий и самых совершенных социальных инноваций из тех, которые на данный момент доступны фирме
Бифуркационность – нахождение в ситуации, сценарии будущего развития, в которой не просто многовариантны, а непредсказуемы.
Брифинг – кратковременная информационная встреча руководителей или ответственных специалистов организации с представителями СМК; может состоять лишь из краткого информативного выступления представителей организации и распространения среди журналистов пакета информационных материалов (без ответов на вопросы журналистов).
Бэкграунд –
1. Информация текущего, событийного характера, регулярно отсылаемая для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации. А также информация, дополняющая короткий новостной пресс-релиз, - различные обстоятельства, окружающие какое-либо событие или предшествовавшие ему и ставшие причиной, которые могут помочь журналистам подробно и без искажений подготовить материал.
2. Информация текущего, событийного характера. Это новость, не являющаяся сенсацией. Такую информацию следует отсылать регулярно для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации.
Барраж – вид целенаправленной кампании с целью подготовки общественного мнения к какой-либо последующей акции, крупного PR-обращения, выставке товаров, выходу на новые рынки.
Басорама – рекламный элемент (как правило, панель с подсветкой), установленный на крыше автобуса.
Бенчмаркинг – Исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы.
Билборд – рекламный щит больших размеров, предназначенный для наружной рекламы.
Блэк–аут – одна из разновидностей радио-рекламы в виде сценки-диалога продолжительностью 20-30 секунд (часто используются элементы оригинальной композиции, юмора).
В
Венчурность – рискованный, “авантюристический” характер бизнеса в инновационных отраслях экономики.
Вербальные коммуникации – совокупность словесной информация, передаваемой организацией или лицом.
Вертикальная интеграция – интеграция с потребителями или поставщиками, заканчивающаяся, в идеале, формированием замкнутого технологического цикла. Вариантом вертикальной интеграции является обратная (регрессивная) интеграция – подчинение организаций, оказывающих вспомогательные услуги.
Виртуальный объект – социальный объект, не существующий как материальная, фактическая данность, но активно участвующий в общественных процессах.
Внутренние общественные связи - направление деятельности службы отношений с общественностью, задачами которого являются:
- управление мнением и поведением сотрудников компании по отношению к руководству, к собственно компании, к конкурентам;
- создание опорных ценностей на которые ориентируются сотрудники для формирования собственного поведения и позиционирования себя в компании.
Высокие технологии (хай-тех, хай-текнолоджи) – наиболее передовые, инновационные технологии.
Вытеснение – набор приемов, позволяющих заменить сложившийся отрицательный стереотип о рекламном или ПР-объекте нейтральным, а – в идеале – позитивным стереотипом, или, хотя бы, “вытеснить” из общественного сознания сложившийся отрицательный стереотип.
Г
Горизонтальная интеграция – слияние нескольких рыночных субъектов, примерно равных по уровню влияния и богатства. Вариантом горизонтальной интеграции является прямая (прогрессивная) интеграция – поглощение фирмы, “пиратским” способом тиражирующей технологии поглощающей организации.
Гражданское общество – сфера самодеятельности и самоорганизации индивидов и их добровольных ассоциаций, независимая от государства, официальной церкви, крупных монополий и иных влиятельных институциолизированных структур.
Грязный ПР (черный ПР) – совокупность приемов создания искаженных имиджей, приукрашенных – для клиентов и заказчиков, ухудшенных – для их оппонентов, не противоречащих закону, а, зачастую, и общественной морали, и состоящая, прежде всего, в манипулировании информационными потоками и, в меньшей степени – в манипулировании индивидуальным и общественным сознанием.
Группа влияния (группа давления, реже – корпорация, см. корпорация) – сообщество лиц со сходным социально-экономическим положением, объединившихся в формализованную или неформальную структуру с целью лоббирования своих общих интересов.
Гудвилл – Нематериальный капитал фирмы. Например, деловая репутация, образ, имидж, связи, влияние и т.д. Концепция Гудвилла определяет, например, ценность торговой марки в сознании потребителей.
Д
Деловое общение – искусство, позволяющее войти в контакт с другими лицами или организациями для получения взаимовыгодных результатов.
Детализация – создание более понятной и конкретной, иногда, – более эмоциональной картины.
Диверсификация – маркетинговая стратегия, основанная на увеличении спектра (“веера”) предлагаемых услуг и продукции; расширение отраслевого профиля с целью выхода на новые рынки.
Дистанцирование – набор приемов, направленных на то, чтобы показать отличие рекламного или ПР-объекта от явлений, событий, лиц, по отношению к которым сложились устойчивые отрицательные стереотипы.
Джингл – музыкальный куплет(песенка), используемый в качестве рекламы.
Джинса (профессиональный сленг) – заказная платная статья с прямой или косвенной рекламой.
Джобер – фирма, скупающая отдельные крупные партии информационных услуг для быстрой перепродажи.
Директ–Мейл – прямая рассылка - рекламное обращение, которое отсылается по электронной почте конкретному представителю целевой аудитории.
Дискламация – объявление о том, что торговая марка или ее отдельный элемент не подлежат защите при ее регистрации ввиду несоответствия регистрационным данным.
Диффамация – целенаправленное распространение каких-либо сведений, наносящих ущерб репутации кого-либо или чего-либо.
Ж
Жалон – рекламоноситель в форме рекламируемого товара на месте продаж.
З
Закрытая общественность – сообщество сотрудников фирмы, работающих на постоянной основе и в течение достаточно длительного периода, объединенных нормами корпоративной культуры.
Заказные публикации. Синонимы: "заказуха", "джинса", "косуха". Публикация оплаченных материалов под видом редакционных статей, мнения редакции, общественного мнения. Их существование возможно при низкой культуре общественного сознания - до тех пор пока "джинсу" читают и верят ей, клиенты платят деньги за подобные публикации, PR-специалисты их проталкивают в СМИ, а журналисты - размещают.
Защитная марка. Регистрируется одновременно со словесным торговым знаком и используется для его защиты от подражания. Например, для известного товарного знака ADIDAS в качестве защитной марки могли бы быть зарегистрированы ABIBAS, ADIBAS, AIDAS, ADIDA и т.п.
И
“Идеалистическая модель” ПР(чистый ПР) – набор приемов гармонизации общественных отношений, прежде всего, между тремя главными акторами – бизнесом, властью, общественностью, использующий, преимущественно, коммуникативные средства и построенный на принципах правдивой, непротиворечивой, объективной (репрезентативной) информированности.
Именная статья (By–Linner) – Материал, написанный известным человеком для того или иного издания. Авторство знаменитости заметно повышает престиж публикации и доверие читателей к ней, хотя именные статьи, как правило, только подписывается "звездой", а составляются или редактируется PR-отделом.
Имиджевая метка – Символическая часть (деталь, особенность) умело построенного имиджа, внедренная в массовое сознание и обеспечивающая узнаваемость имидженосителя. (Челка и усики Гитлера, трубка Сталина, сигара Черчилля, кепка Лужкова, "понимаешь" Ельцина, "это однозначно" Жириновского и пр.).
Имиджевая реклама - реклама, главной целью которой является обеспечение популярности брэнда, торговой марки или имени конкретного человека (как правило, в политической рекламе) обычно с перспективой на будущее.
Инсайдер – журналист, имеющий доступ к закрытой информации, сведениям