Таблица 1
Средние скорости перевозки строительных машин на трайлере
Группа дорог | Тип дорожного покрытия | Скорость, км/ч |
В городе | ||
За городом | ||
I | Дороги асфальтобетонные, цементобетонные | |
II | Дороги щебеночные, гравийные | |
III | Дороги грунтовые естественные |
Таблица 2
Средние скорости передвижения пневмоколесных машин, буксируемых тягачами
Группа дорог | Тип дорожного покрытия | Скорость, км/ч |
В городе | ||
За городом | ||
I | ||
II | ||
III |
Таблица 3
Средние скорости передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов
Группа дорог | Тип дорожного покрытия | Скорость, км/ч |
В городе | ||
За городом | ||
I | ||
II | ||
III |
Таблица 4
Затраты времени при перебазировке строительных машин
Наименование работ | Затраты времени, ч |
Погрузка на трайлер, разгрузка с трайлера: | |
экскаваторы и краны гусеничные | |
тракторы, бульдозеры, катки дорожные, трубоукладчики, скреперы | 0,75 |
Прицепка к буксиру и отцепка от буксира машины на пневмоколесном ходу | 0,3 |
Таблица 5
Затраты времени на одну перебазировку (монтаж, демонтаж и перевозка) башенного крана
Грузовой момент крана, кН×м | Затраты времени на одну перебазировку, сутки |
До 250 | |
От 251 до 500 | |
От 501 до 1000 | |
Более 1000 |
Таблица 6
Число суток в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин
(по данным гидрометеослужбы)
Температурные зоны, города | Факторы, влияющие на продолжительность рабочего времени машин | Число суток |
I температурная зона | ||
Краснодар | Ветер более 10 м/с | 37,8 |
Дождь | 18,9 | |
II температурная зона | ||
Петербург | Ветер более 10 м/с | 2,7 |
Дождь | 11,6 | |
Минск | Ветер более 10 м/с | 18,1 |
Дождь | ||
Ростов-на-Дону | Ветер более 10 м/с | |
Дождь | ||
III температурная зона | ||
Москва | Ветер более 10 м/с | 21,5 |
Дождь | 15,8 | |
Гурьев | Ветер более 10 м/с | 43,1 |
Дождь | 2,9 | |
Владивосток | Ветер более 10 м/с | 128,7 |
Дождь | 20,8 | |
Петропавловск-Камчатский | Ветер более 10 м/с | 149,4 |
Дождь | 29,8 | |
Волгоград | Ветер более 10 м/с | 52,4 |
Дождь | 7,9 | |
Саратов | Ветер более 10 м/с | 41,4 |
Дождь | ||
Псков | Ветер более 10 м/с | |
Дождь | 9,3 | |
Рязань | Ветер более 10 м/с | 22,4 |
Дождь | 11,3 | |
IV температурная зона | ||
Мурманск | Ветер более 10 м/с | 87,8 |
Дождь | 8,5 | |
Казань | Ветер более 10 м/с | 19,4 |
Дождь | 8,2 | |
Хабаровск | Температура -30 °С | 4,9 |
Ветер более 10 м/с | 65,7 | |
Дождь | 16,2 | |
Уфа | Температура -30 °С | 1,6 |
Ветер более 10 м/с | 7,5 | |
Дождь | 6,5 | |
Вятка | Температура -30 °С | 2,4 |
Ветер более 10 м/с | 30,7 | |
Дождь | 10,3 | |
V температурная зона | ||
Нижний Тагил | Температура -30 °С | 3,5 |
Ветер более 10 м/с | 12,5 | |
Дождь | 8,9 | |
Омск | Температура -30 °С | 7,7 |
Ветер более 10 м/с | 15,4 | |
Дождь | 8,9 | |
Кемерово | Температура -30 °С | 9,3 |
Ветер более 10 м/с | 51,4 | |
Дождь | 8,8 | |
Красноярск | Температура -30 °С | 8,1 |
Ветер более 10 м/с | 21,7 | |
Дождь | 7,9 | |
Иркутск | Температура -30 °С | 11,3 |
Ветер более 10 м/с | 3,6 | |
Дождь | ||
Чита | Температура -30 °С | 19,2 |
Ветер более 10 м/с | 4,5 | |
Дождь | ||
Братск | Температура -30 °С | 20,3 |
Ветер более 10 м/с | 3,3 | |
Дождь | 4,3 |
Таблица 7
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте, приходящееся на 1 моточас и значения коэффициента К п
Машины | Техническое обслуживание и ремонт | К п |
Экскаваторы одноковшовые (1 - 4-размерные группы) | 0,016 | 0,48 |
Экскаваторы многоковшовые | 0,017 | 0,44 |
Бульдозеры | 0,015 | 0,45 |
Скреперы | 0,016 | 0,74 |
Автогрейдеры | 0,011 | 0,46 |
Рыхлители на базе тракторов | 0,018 | 0,69 |
Корчеватели и кусторезы | 0,013 | 0,32 |
Буровые машины | 0,016 | 0,24 |
Сваебойное оборудование | 0,012 | 0,25 |
Катки моторные | 0,007 | 0,4 |
Асфальтоукладчики, бетоноукладчики | 0,012 | 0,36 |
Краны стреловые автомобильные | 0,017 | 0,22 |
Краны стреловые пневмоколесные | 0,025 | 0,33 |
Краны стреловые гусеничные | 0,026 | 0,34 |
Краны башенные | 0,014 | 0,4 |
Подъемники строительные мачтовые | 0,002 | 0,1 |
Трубоукладчики | 0,018 | 0,4 |
Погрузчики одноковшовые | 0,016 | 0,26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Исходные данные
Состав парка: экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные, гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3.
В планируемом году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора.
Температурная зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград).
Фактическое число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или 96/8 = 12 перебазировок на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7 ч.
Экскаваторы работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей неделе.
Расчет годового режима
1. Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и праздничные дни.
Количество выходных и праздничных дней Д в в этом случае составит:
Д в = 115 - 27 = 88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне - августе.
2. Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов, причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект, уменьшается на 8 % и составит по отношению к базовому году 0,92.
В результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим образом
12/0,92 = 13.
Затраты времени на перебазировку экскаватора составят:
13×7 = 91 ч.
При организации работ по перебазировке машин в две смены затраты Д пр в сутках составят:
Д пр = 91: 16,4 = 6 суток.
3. Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями.
В соответствии с прил. 1 (табл. 6) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями Д м (с дождем) составляет 7,9 » 8.
4. Перерывы в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе машин за отчетный (базовый) период.
Для данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов Д н в размере 3 % количества календарных суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е.
Д н = (365 - 87)0,03 = 8 суток.
5. Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание ремонта, Д о определяют расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со скоростью V = 15 км/ч (прил. 1, табл. 1), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и ремонтном предприятии t = 2 ч (прил. 1, табл. 4), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта занимают t п = 3 суток и ожидание ремонта t 0 = 4 суток.
Таким образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и ожидание ремонта, составит
где 12 - продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут.
На одну среднесписочную машину рассматриваемого парка величина Д о составляет где 8 - количество машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту.
6. Затраты времени на техническое обслуживание и ремонтэкскаваторов определяются по формуле (2).
Общая величина перерывов в работе Д п равна
Д п = Д в + Д пр + Д м + Д н + Д о = 88 + 6 + 8 + 8 + 2 = 112 суток.
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного времени Р ч определяется по данным прил. 1 (табл. 7)
Количество суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте Д рем составит
7. Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными:
Количество нерабочих суток в году...................................................... 135
В том числе:
праздничные и выходные дни............................................... 88
перебазировка машин............................................................ 6
метеорологические причины................................................ 8
непредвиденные причины..................................................... 8
техническое обслуживание и ремонт.................................. 23
доставка в ремонт, из ремонта и ожидание ремонта......... 2
Количество суток работы в году........................................................... 221
Среднесуточное время работы, ч.......................................................... 16,4
Количество часов рабочего времени в году......................................... 3624
8. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит
П э = Т ч П т К в = 3624×36×0,8 = 104371 м3 » 104 тыс. м3,
где П т = 36 м3/ч - техническая производительность экскаватора;
К в = 0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной организации при работе в грунтах 1 группы в отвал.