Выездная налоговая проверка




Особое место в системе налогового контроля занимает выездная налоговая проверка. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка стимулирует налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) изначально более аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учет, тщательно проверять правильность заполнения первичных документов, подтверждающих факт осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.к. они знают, что в любой момент к ним могут прийти из налоговой инспекции и проверить все на месте в режиме реального времени.

Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

С 01.01.2007г. п. 1 ст. 89 НК РФ устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Этот пункт был дополнен нормой, в которой содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Раньше такая возможность специально на законодательном уровне не предусматривалась, но нередко на практике по договоренности между проверяющими и проверяемыми происходило именно так, поскольку это отвечало интересам обеих сторон. Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа должно осуществляться по правилам проведения выездных налоговых проверок.

В отношении срока проведения выездной налоговой проверки и порядка его исчисления необходимо отметить, что ст. 89 НК РФ, действующей до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, содержала положение, согласно которому выездная налоговая проверка не могла продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган мог увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. В соответствии с абз. 2 старой редакции ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки включал в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом если проводилась выездная налоговая проверка организаций, имеющих филиалы и представительства, то срок проведения проверки увеличивался на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Учитывая это, можно сделать вывод, что в настоящее время в результате принятых изменений срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется календарными месяцами и включает в себя срок проведения выездной налоговой проверки в отношении филиалов и представительств и периоды между вручением налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции, выездная налоговая проверка также не может продолжаться более двух месяцев, но указанный срок может быть продлен теперь до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки в соответствии с Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

При этом выделяется, что решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

- при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

- при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Новая редакция п. 2 ст. 89 НК РФ определяет сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки, а именно:

- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В рамках

выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Еще одной новеллой налогового законодательства является п. 9 ст. 89 НК РФ, в соответствии с которым руководителю (заместителю руководителя) налогового органа предоставлено право приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1)истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2)получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3)проведения экспертиз;

4)перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Применяя процедуру приостановления выездной налоговой проверки, следует учитывать следующие особенности, перечисленные в п. 9 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции:

1. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

2. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

3. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

До 1 января 2007 года право налоговых органов приостанавливать выездную налоговую проверку в НК РФ прямо предусмотрено не было.

В зависимости от статуса лиц, подлежащих выездной налоговой проверке, выездные налоговые проверки могут быть следующих видов:

-выездные налоговые проверки налогоплательщика-организации;

-выездные налоговые проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика-организации;

-выездные налоговые проверки индивидуальных предпринимателей;

-выездные налоговые проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В качестве еще одного основания для классификации выездных налоговых проверок можно указать проверяющий состав:

1. Выездные налоговые проверки, проводимые силами налоговых органов.

2. Совместные выездные налоговые проверки, к проведению которых привлекаются помимо сотрудников налоговых органов представители иных уполномоченных контролирующих органов, в т.ч. правоохранительных органов, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов и др.

Кроме того, в зависимости от выбранного метода проведения выездной налоговой проверки принято выделять:

1. Выездные налоговые проверки, проводимые сплошным методом, при котором проверяется вся документация проверяемого лица за охваченный проверкой период. Сплошной метод позволяет провести тщательную проверку, не пропустив никаких важных моментов, имеющих значение для подтверждения наличия признаков налогового правонарушения в действиях проверяемого лица.

2. Выездные налоговые проверки, проводимые выборочным методом, при котором проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам, и обычно выявляются нарушения систематического характера, распространяющиеся и на остальные налоговые периоды. Такого рода проверки позволяют значительно экономить рабочее время налоговых инспекторов, но в качестве недостатка выборочного метода можно выделить повышенный риск не обнаружить ошибки плательщиков. В случае если в результате выездной налоговой проверки, проведенной выборочным методом, будут обнаружены факты совершения налогового правонарушения, то рекомендуется проводить проверку с применением сплошного метода, т.к., безусловно, он является более эффективным.

Представленная выше классификация выездных налоговых проверок на виды по различным основаниям отражена в схеме 2.

Первой стадией выездной налоговой проверки является стадия назначения выездной налоговой проверки, однако ей предшествует предварительная стадия планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников.

Информация из внутренних источников - это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц. Наличие максимально полной информации о налогоплательщике помогает обеспечить наиболее оптимальный выбор подлежащих проверке лиц, что является основной задачей стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

В мае 2007 г. Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 11 критериям риска. Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы.

Принципиально важный момент заключается в том, что сам по себе факт соответствия налогоплательщика критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства, и что при выездной налоговой проверке ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о предъявлении налоговых претензий за нарушение налогового законодательства принимается только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.

Критерии - это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов. Публикация 11 критериев - это первый шаг. В будущем Служба планирует определять цифровые значения критериев в отраслевом разрезе и в разрезе субъектов РФ.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и непременно должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.

Вся имеющаяся в налоговой инспекции информация о налогоплательщике, включенном в план выездных налоговых проверок, обобщается, тщательно изучается и анализируется теми сотрудниками налоговой инспекции, которым поручается ее проведение.

Помимо этого, на стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки решаются необходимые организационные вопросы, связанные с непосредственным проведением проверки, определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и о его деятельности, решается вопрос о

необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

В целом, процедура проведения выездной налоговой проверки осталась неизменной, лишь только некоторые положения, уточняющие и дополняющие ранее действующий порядок, были внесены Федеральным законом N 137-ФЗ.

Основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика посредством анализа документов и изучения фактического состояния объектов налогообложения.

Непосредственное проведение выездной налоговой проверки характеризуется совершением определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения, если у сотрудников налоговых органов есть достаточные основания полагать, что оно совершено налогоплательщиком или могло быть им совершено.

К таким мероприятиям, в частности, можно отнести в том числе действия по истребованию у налогоплательщика документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, истребованию документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ, проведению выемки (ст. 94 НК РФ), осмотру территории, помещений, документов и предметов (ст. 92 НК РФ), по проведению инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ), по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), опросу свидетелей (ст. 90 НК РФ), привлечению экспертов (ст. 95 НК РФ), специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ) и по использованию других прав, предоставленных НК РФ.

Итак, прежде всего, в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Данная возможность обеспечивается полномочиями должностных лиц налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку по истребованию документов непосредственно у проверяемого налогоплательщика, по выемке документов и предметов, по основаниям, указанным в НК РФ, и по истребованию документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках.

Начиная с 1 января 2007 года порядок истребования документов при проведении налоговой проверки стал в значительной степени более урегулированным по сравнению с ранее действующими положениями.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

По требованию налогового органа для проведения выездной налоговой проверки могут быть запрошены в том числе следующие документы: документы бухгалтерской и налоговой отчетности организации, договоры (контракты, соглашения) с приложениями, которые являются неотъемлемой частью договора (контракта, соглашения) и регулируют финансовые вопросы, банковские, кассовые и платежные документы, авансовые отчеты, путевые листы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, бухгалтерские и налоговые регистры, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В ходе выездной налоговой проверки могут запрашиваться и, соответственно, проверятся все документы, относящиеся к проверяемому периоду, тогда в этом случае будет проводиться выездная налоговая проверка с использованием сплошного метода. Но чаще всего запрашиваются типовые документы, подтверждающие некоторые хозяйственные операции, осуществляемые постоянно и, например, связанные с движением крупных сумм денежных средств, только за несколько произвольно выбранных периодов, а по другим периодам учитывается только сумма. Это значит, что в отношении проверяемого проводится выездная налоговая проверка выборочным методом.

Как установлено в п. 2 ст. 93 НК РФ (в новой редакции), истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пункт 2 этой же статьи содержит прямой запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Помимо этого, предусматривается, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

При этом в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Последствия отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки закрепляются п. 4 ст. 93 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым такое поведение проверяемого лица является поводом для должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Очень важным является нововведение, вступающее в силу с 1 января 2010 года, согласно которому в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ).

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

При этом наряду с указанным выше порядком, в соответствии с которым основанием для проведения выемки документов и предметов является мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) данного налогового органа, ст. 89 НК РФ, действующая в редакции до внесения изменений Федеральным законом N 137-ФЗ, предусматривала несколько иной порядок, входивший в противоречие с изложенным выше. Согласно абз. 5 выемка документов производится в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ по акту, составленному осуществляющими выездную налоговую проверку должностными лицами, в котором должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. В этом абзаце ничего не говорится ни о понятых, участие которых обязательно в силу п. 3 ст. 94 НК РФ, ни о протоколе, который должен оформляться по окончании выемки

Пунктом 2 ст. 94 НК РФ предусмотрено ограничение, согласно которому не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Поскольку выемка - это чаще всего вынужденная мера, должностное лицо налогового органа сначала предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая

причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Особое значение имеет тот факт, что согласно п. 5 ст. 94 НК РФ не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

В силу п. 6 ст. 94 НК РФ о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ и ст. 94 НК РФ.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

Согласно п. 8 ст. 94 НК РФ, изложенному Федеральным законом N 137-ФЗ с изменениями, в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

По правилу п. 9 рассматриваемой статьи все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. При этом, как дополняется Федеральным законом N 137-ФЗ п. 9, изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Дополнительные документы для более тщательного анализа результатов деятельности проверяемого лица могут быть истребованы и в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом N 137-ФЗ, регулирующей порядок так называемых встречных проверок, поскольку с 1 января 2007 года понятие "встречная проверка" исключено из НК РФ. Так, по п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Подробно порядок применения положений ст. 93.1 НК РФ описывается в параграфе, посвященном подвидам налоговых проверок.

Полученные документы проверяются на предмет соответствия их внешней формы и содержания требованиям законодательства Российской Федерации. При изучении документов анализируются все наиболее важные показатели деятельности проверяемого лица, проводится счетная (арифметическая) проверка, сопоставляются указанные в них сведения с документами, имеющимися у налогового органа и сравниваются с фактическим состоянием дел, которое проверяется в ходе инвентаризации имущества проверяемого налогоплательщика и осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Следовательно, право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика у сотрудников налоговых органов есть только в рамках проведения выездной налоговой проверки.

Как предусмотрено, п. 2 указанной выше статьи должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) согласно п. 3 ст. 91 НК РФ составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Теперь в случае отказа в доступе в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, уполномоченным на проведение проверки должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки, наступает административная ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на физических лиц и на должностных лиц проверяемого налогоплательщика, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

При наличии достаточных оснований, если проверяемое лицо применяет насилие в отношении должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, применяется ответственность по ст. 318 УК РФ.

Полномочие по проведению инвентаризации принадлежащего проверяемому налогоплательщику имущества, предусмотренное подп. 6 п. 1 ст. 31 и п. 13 ст. 89 НК РФ, возможно реализовать в полном объеме при реализации права доступа на территорию или в помещение налогоплательщика и права проведения осмотра.

Инвентаризация проводиться в целях проверки фактического наличия и состояния имущественных объектов, соответствия их данным налогового и бухгалтерского учета и отчетности проверяемого лица.

Порядок проведения инвентаризации в ходе выездной налоговой проверки утверждается Минфином России, но пока все еще действует Положение о порядке проведения инвентаризации.

Расхождения фактических данных с показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, установленные при проведении инвентаризации, подлежат отражению в Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Результаты инвентаризации в обязательном порядке отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при принятии решения по результатам материалов выездной налоговой проверки.

Интересно, что решение об осмотре (обследовании) соответствующих помещений и территорий, а также о проведении инвентаризации имущества проверяемого лица принимается должностными лицами, проводящими выездную проверку, самостоятельно без какого-либо специального разрешения руководства налогового органа.

При проведении выездной налоговой проверки у проверяющих на любом этапе может возникнуть необходимость получения пояснений от налогоплательщиков.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой (например, по каким-либо документам, расчетам, предметам или в связи с проведением хозяйственной операции, последствия которой невозможно выявить исходя из представленных документов и т.д.).

Если проверяемое лицо не представляет в течение более двух месяцев налоговому органу необходимые для расчета налогов документы или выездной налоговой проверкой выявлено отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или

ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислять налоги, а также в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения согласно подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, у налоговых органов есть право определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

К сожалению, до сих пор не введен в действие единый документ, регламентирующий порядок определения сумм налогов расчетным путем. Каждый налоговый инспектор использует понятную только ему одному технологию расчетов, основанную не на нормах действующего законодательства. Очевидно, что необходимость этого документа назрела давно, тем более что зачастую невыполнение законных требований налоговых органов может быть вызвано и объективными обстоятельствами (например, вследствие непреодолимой силы была утеряна вся документация).

На основе информации, собранной с помощью осуществления на стадии проведения выездной налоговой проверки перечисленных выше мероприятий, действий и процедур, проверяющие сотрудники налогового органа проводят анализ деятельности налогоплательщика, проверяют вновь полученную информацию с уже имеющейся информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика и сопоставляют ее с отчетными документами, выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций и анализируют влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы.

Если у сотрудников налоговых органов при этом возникают достаточные основания полагать, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, то они приступают к формированию доказательственной базы, в процессе чего он вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему НК РФ, в том числе и рассмотренные выше, а также по привлечению свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.

Окончание стадии проведения выездной налоговой проверки оформляется справкой о проведенной проверке.

Пункт 15 ст. 89 НК РФ регулирует порядок составления и вручения справки о проведенной проверке, в соответствии с которым в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Ранее данный порядок не был установлен на уровне закона, хотя потребность в этом была обусловлена необходимостью обеспечения наиболее полной защиты прав и законных интересов налогоплательщик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: