Цель: актуализировать знания о различных подходах к рассмотрению структуры педагогической деятельности; углубить знания по вопросам особенностей и функций педагогической деятельности.
Количество часов: 6 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Раскрыть суть различных подходов к рассмотрению структуры педагогической деятельности и сделайте их сравнительный анализ.
3. Дать определение педагогической деятельности и раскрыть её отличительные особенности.
4. Охарактеризовать функции педагогической деятельности.
Литература
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2000.-С.262-277.
2.Казанская В. Г. Педагогическая психология. – СПб, 2003.
3.Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель. // Вопросы психологии.-1983.-№3.-С.51-61.
СР-8. Тема: Психология личности учителя
Цель: закрепить знания по вопросам профессионализма педагога; расширить и углубить знания по проблеме профессионального становления личности студента.
Количество часов: 7 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Выбрать правильный ответ.
Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда?
А) Педагогическое общение.
Б) Личность педагога.
В) Педагогическая деятельность.
Г) Социальная активность.
3. Описать этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания.
4. Охарактеризовать чем отличаются разные уровни профессионализма педагога?
5. Предложить свой вариант формирования профессионального самосознания и психологической готовности к труду учителя у студентов.
Литература
1.Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М., 2000.
|
2.Колесниченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2002.- С.18
3.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.-1983.-№2.-С.51-59.
4.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика – СПб., 2003.- С.7
5.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 198 с.
СР-9. Тема: Педагогическое общение.
Цель: актуализировать знания по проблеме творчества в педагогическом общении; расширить знания об особенностях взаимодействия учителя и учеников.
Количество часов: 6 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Охарактеризовать в чем проявляется творчество в педагогическом общении?
3.Составить план- конспект статьи (№2 в списке литературы).
Литература
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2001.- С.195-210.
2.Мальковская Т.Н. Пути взаимодействия учителя и учеников. Хрестоматия по педагогической психологии / Составители А.Красило, А.Новгородцева.- М.-1995.-С.245-248.
3. Педагогическая психология. /Под. ред. Н. В. Клюевой. – М.,2003.- С.45.
Тематика рефератов
1. Социально – психологическая адаптация первоклассников к школе.
2. Психологические факторы успешной педагогической деятельности.
3. Развитие личности педагога в процессе пед.деятельности.
4. Стили и средства педагогического общения.
5. Основные функции педагогической деятельности.
6. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
|
7. Основные области затруднений в педагогическом взаимодействии.
8. Психологическое своеобразие обучения детей шести лет.
9. Психологические условия преодоления неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста.
10. Психологические основы формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения.
11. Субъект-субъектное взаимодействие – основа личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
12. Психологические основы управления классным коллективом.
13. Психологические особенности безотметочного обучения.
14. Профессиональные деформации личности учителя.
15. Психологические особенности развития познавательной сферы младших школьников в учебной деятельности.
16. Понятие «образовательная среда» в трудах И.В. Дубровиной.
17. Основные аспекты взаимодействия в трудах Макаренко.
18. Психологические аспекты компьютеризации образования.
19. Конфликты в педагогическом общении.
20. Психологические аспекты деятельности педагога.
21. Индивидуальный подход в условиях современной школы.
22. Концепция обучения Ш.А. Амонашвили.
23. Техники психологической безопасности в педагогическом общении.
24. Развитие мышления дошкольников в образовательной среде детского сада.
25. Исторические аспекты развития педагогической психологии.
Требования к написанию и оформлению реферата:
1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация.
|
2) Структура реферата:
Реферат должен обязательно включать:
1) титульный лист
2) содержание
3) введение
4) основную часть
5) заключение
6) список использованных источников (готовим по требованиям ВАК).
Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач, объекта и предмета реферативного исследования.
Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками.
В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным.
Объем реферата не менее 25 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник.
Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы.
В течение изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один реферат.
Оценивание реферата
Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 15 баллов. Оценивание реферата производится на основании следующих критериев:
3 балла – правильное и полное раскрытие темы в соответствии с содержанием исследования, ее актуальности;
3 балла – правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов;
3 балла – грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения;
3 балла – умение сформулировать выводы;
3 балла – умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме)
Индивидуальная работа