Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия




Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Рис. 3.2)

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

 

Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

 

Отсюда

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

 

 


Рис. 3.2 Схема факторной системы объема реализации продукции

 

ъТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за от­четный период;

, - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

 

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции.

Особое внимание уделяется изучению влияния факто­ров, определяющих объем производства продукции. Их мож­но объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эф­фективность их использования:

ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв,

2) обеспеченность предприятия основными производствен­ными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эф­фективность их использования:

ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.1

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и ре­ализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, факти­ческую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ре­сурсов:

 


Рис.3.3 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рис. 3.3

Определение величины резервов по первой группе произво­дится следующим образом:

где , , - резерв роста валовой продук­ции соответственно за счет создания новых рабочих мест, уве­личения фонда рабочего времени в связи с сокращением его по­терь и повышения среднечасовой выработки;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увели­чения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выра­ботки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы;

- возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножает­ся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

 

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на пла­новую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 

в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к вы­пуску объем производства i-го вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается об­щая сумма резерва валовой продукции:

 

 

В заключение анализа обобщают выявленные резервы уве­личения производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть осво­ен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же раз­мере и по другим группам ресурсов.1

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения объемов реализации продукции и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 “Отчет о прибылях и убытках”, а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.

Методика анализа финансовых результатов Савицкой Г.В. представляет анализ результатов деятельности предприятия из нескольких разделов:

- анализ состава и динамики балансовой прибыли;

- анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг;

- анализ уровня среднереализационных цен;

- анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

- анализ рентабельности деятельности предприятия;

- методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

- анализ распределения и использования прибыли предприятия.

Обращу внимание лишь на некоторые из вышеперечисленных разделов.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли по методике Г.В. Савицкой учитываются информационные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли можно провести в следующей таблице.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Таблица 3.1

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли

за отчетный год.

Состав ба- лансовой прибыли Прошлый год Отчетный год Фактическая
сумма т.р. структура % факт План сумма прибы- ли в сопоставимых ценах
сумма структура % сумма структура %
Балансовая прибыль              
Прибыль от реализации продукции   96,21   95,3   96,43  
Прибыль от прочей реализации   3,79   4,7   3,57 -
Внереализационные финансовые результаты - - - - - - -

 

Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Таблица 3.2.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от

реализации продукции, тыс. руб.

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений от выручки (ВР)      
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)      
Прибыль от реализации продукции (П)      

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом ценных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 3.2.

 

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

DП=18500-14400=+4100 тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

DПс=101500-150000=-48500 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

DПц=150000-120000=30000 тыс. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.

Основные источники внереализационных финансовых результатов. Методика их анализа.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от стихийных бедствий и т.д.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушение договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой политикой государства и т.д.

В заключении анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивается формированием бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Затем производят количественную оценку влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов:

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ¡ И1:

¡ И112,

где Р1- реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. Влияние прибыль изменений в объеме продукции И2:

¡ И10К1- П0;

где П0 - прибыль базисного периода; К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции.

К11.00,

где - С0 - себестоимость реализованной продукции базисного периода; -себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ¡И3:

¡И3021),

где К 2-коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 1.0 : Р0,

Где Р0 - реализация в базисном периоде, Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ¡И4:

¡И4 = С1.0 - С1,

где С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода; С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ¡И5:

¡И5= С0К2 - С1.0,

Кроме того, рассчитываются влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги ¡И6 и экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины ¡И7.

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции ¡И, т.е.

¡И=¡Иi

i=1

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

 

1. Рентабельность имущества (активов) предприятия = Чистая прибыль
Средняя величина активов (им-ва) х 100%
2. Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль/ср. величина внеоб А х 100%
3. Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль/ср. величина Об. А х 100%
4. Рентабельность инвестиций = П до уплаты налогов/р-та б-са - Кр. Обяз-ва х 100%
5. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Соб. К х 100%
6. Рентабельность заемных средств = Плата за пользование кредитом/ Кр+Долг. кредиты х 100%

 

Плата за пользование кредитами включает проценты за пользование кредитами; расходы по уплате процентов, возникающих у предприятия при расчетах с поставщиками, средства, перечисляемые в бюджет за несвоевременную уплату налогов.

 

7. Рентабельность совокупного используемого капитала (вложений капитала) = Плата за пользование кредитом+Чист. П/ А (им-во) х 100%
8. Рентабельность реализованной продукции = Чистая прибыль/В рп х 100%

 

С помощью перечисленных выше показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

Из таблицы 3.3. видно, что результат отчетного года улучшился, по сравнению с прошлым годом..

Это объясняется увеличением объемов реализации продукции, а ткаже прочей реализации.

Рассчитаем размеры влияния на прибыль указанных выше факторов применительно к данным ОАО “Холод” (тыс. руб.)

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованные услуги ¡И1:

¡И1=150000-120000=+30000 тыс. руб.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ¡И2

Рассчитываем коэффициент роста объема реализованных услуг в оценке по отпускным ценам: К1=150000:130000=1,154;

¡И2=130000х1,154-130000=+20020 тыс. руб.

Таблица 3.3

Показатели финансовых результатов ОАО “Холод”

(тыс.руб.)

Показатель Прошлый год Отчетный год В % к началу периода
1. Выручка от реализации (без НДС и акцизов)       118,1
2. Затраты на производство реализованных услуг       120,15
3. Результат от реализации услуг     135,78
4. Результат от прочей реализации     148,00
5. Результат от внереализационных операций - - -
6. Прибыль (убыток) отчетного периода (стр140)     138,06
7. Чистая прибыль     138,06

 

3. Влияние на прибыль изменений в объеме услуг за счет структурных сдвигов в составе услуг ¡И3:

Рассчитываем коэффициент роста объема: К2=120000:100000=1,200;

¡И3=130000х(1,200-1,154)=+5980 тыс. руб.

 

Таблица 3.4

Финансовые показатели ОАО “Холод”

(тыс.руб.)

показатель Прошлый Год По базису на фактические услуги Отчетный год Факт. Данные с корректировкой на изменение цен
Выручка от реализации        
Затраты на производство        
Прибыль (убыток) от РП        

 

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции, услуг ¡И4:

¡И4=105500-101500=+4000 тыс. руб.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе услуг ¡И5:

¡И5=105200х1,200-105500=+20740 тыс. руб.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности ОАО “Холод”, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в финансовые операции.

Существует система показателей рентабельности.

Таблица 3.5

Анализ уровня рентабельности (тыс.руб.)

№ строки Показатели За прошлый год За отчетный год
1. П отчетного периода    
2. Реализация продукции без НДС    
3. Среднегодовые остатки    
  материальных оборотных средств, т.р.    
4. Коэффициент закрепления    
  оборотных средств (стр 3:стр 2) 0,146 0,169
5. Прибыль на рубль реализованный    
  продукции (стр 1:стр 2) 0,268 0,247
6. Уровень рентабельности    
  предприятия (стр 1:стр 3)х100% 183,56 145,67

 

Вывод: уровень рентабельности за отчетный год составил 145,67%, а за прошлый год 183,56%, т.е. рентабельность снизилась на 37,89 пункта.

Увеличение коэффициента закрепления оборотных средств, т.е. снижение их оборачиваемости, привело к снижению рентабельности производства.

Рентабельность активов или имущества

Ра=Пв/А(1+2+3)х100%;

Р0=26800/64000х100%=41,88% Р1 =-37000/83000x100%=44,58%

т.к. рентабельность активов увеличилась на 6,45%, что оценивается положительно для предприятия.

Рентабельность имущества 0А0 "Холод" так же снизилась по сравнению с прошлым годом на 14,66%

Рентабельность капитала

соб к-ла чист /Соб.Кх100%

(Вал. б-са - Евсех зад-ть обяз-в - акционеров)

VI+V

Р особ к-ла =17420/145700х100%=11,96%

Р1 соб к ла =24050/186300х100%=12,91%

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 7,36% по сравнению с базисным периодом.

Из таблицы видно, что рентабельность имущества увеличилась на 14,66%, это произошло за счет.

Таблица 3.6

Анализ использования имущества. Анализ рентабельности имущества т. руб.

Показатели (тыс.руб) базис факт ±изменение
1.Пваловая     +10200
2. Стоимость имущества (399-390)     +13600
3. Рим-ва 1/2х100% 183,94 198,60 +14,66
4. Внетто     +50000
5. Пвал на 1 руб. выручки (руб)1/4 0,268 0,247 -0,021
6. Отдача им-ва (4/2) руб 0,686 4,054 +3,368
7. Внеобор. активы, т.р.     +11000
8. Ф/емкость в необ. активов (7/4), руб 0,150 0,173 +0,023
9. Обор. активы (Пр)     +19000
10. k закрепления обор. акт. (9/4), руб 0,640 0,553 -0,087

1) DПваловой, 2) DСтоимости имущества

Прибыль валовая увеличилась на 10200 т.р. и это привело к увеличению рентабельности на 68,5%

DРи=Р11=-198,6-183,94=+14,66%

 

Т.к. стоимость имущества предприятия увеличилась на 13600 т.р. в результате рентабельность имущества увеличилась на 14,66%. Из таблицы видно, что увеличение рентабельности на 14,66% произошло за счет увеличения валовой прибыли и стоимости имущества. В то же время на виду уменьшение прибыли на 1 рубль выручки на 0,021 р.; фондоемкость внеоборотных активов увеличилась на 0,023 руб., что оценивается отрицательно, т.е. внеоборотные активы используются неэффективно. Оборотные активы также используются неэффективно, об этом свидетельствует увеличение коэффициента закрепления на 0,087

Таблица 3.7.

Вертикальный (компонентный) анализ финансовых результатов.

Показатель Прошлый год отчетный год
тыс. руб. % тыс. руб. %
А        
1. Всего доходов и поступлений (стр. 010 + стр. 060 + стр. 080 + стр. 090 + стр. 120)        
2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 + стр. 070 + стр. 100 + стр. 130)     79,7     80,3
3. Выручка от реализации (стр. 010)        
4. Затраты на производство в том числе:   82,83   84,27
себестоимость продукции (стр. 020)        
коммерческие расходы (стр. 030) - - - -
5. Прибыль (убыток) от реализации (стр. 050)     20,3     23,5
6 прочие расходы (стр. 130) - - - -
7. Прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 140)     20,3     23,5
8. Налог на прибыль (стр. 150)   7,11   8,23
9. Чистая прибыль   13,2   15,3

Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о финансовых результатах и их использовании. Проще всего его оформить в виде аналитической таблицы.

Ее назначение - характеристика динамики удельного веса основных эмитентов валового дохода предприятия, коэффициент рентабельности продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли.

Основные выводы по данным, представленным в таблице 3.7. При этом: строка 3 свидетельствует о том, что весь доход предприятия получен не только от основной деятельности;

увеличение показателей по строкам 2 и 4 - отрицательная тенденция, т.к. это свидетельствует об увеличении затрат на производство;

увеличение показателей по стр.5 благоприятно и свидетельствует об уменьшении затрат на производство;

увеличение показателей по стр.7 и стр.9 также указывают на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии;

разные темпы изменения этих показателей в динамике могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения.

Следует отметить, что показатель чистой прибыли является таковым лишь условно, поскольку он включает в себя платежи в бюджет за счет прибыли, которые могут быть выявлены лишь по данным учета.

Анализ по рассмотренной схеме завершается сводом основных, по мнению аналитика (бухгалтера, финансового менеджера), аналитических показателей.

Необходимо почерпнуть, что рассмотренная методика - составная часть так называемого внешнего анализа, основу информационного обеспечения которого составляет бухгалтерская отчетность. В том случае, если аналитику доступные данные текущего учета, целый ряд показателей может быть уточнен, кроме того, становится доступным и другие направления анализа.

При расчете прогнозов по показателям финансовых результатов прежде всего необходимо вделать деление расходов на постоянные и переменные

пост. расходы (арендная плата, з/пл. упр. персонала, амортизация))

С/С РП 100100

126400 переменные (з/пл. рабочих, отчисления на соц. страх, матер, затраты) 26300

Чтобы получить прибыль при прогнозировании можно использовать формулу

П=Вх(1-Д) - Расх. пост. в целом по п/п. Пример: расчета прогнозирования финансовых результатов:

1. Фактически за анализируемый период Врп=150000 т.р.

2. Затраты (полн. с/с) ф№2 126400 т.р. в т.ч.:

а) пост. расходы 100100 V

б) перем. расходы 26300

в) П от РП 37000

г) уд. вес перем. расходов на 1 рубль В б/1стр=26300/150000=,0175

Прогнозируем на будущий период (квартал) постоянные расходы увеличить на 50000 тыс. р. (с 100100 до 150100)

Какой же минимальный объем выручки от реализации д.б. при бесприбыльной работе при росте постоянных расходов.

Вmin = Рпост/1-Д=150100/(1-0,175)=150100/0,825= 181940 т.р.

Проверка: Вmin=С расх. пост. 150100

181940 181940 расх. перем. (ВхД)= 181940х0,175= 31840.

Вывод: при росте постоянных расходов на 20000 т.р. минимальный объем выручки д.б. 181940 т.р., т.е. объем должен возрасти на 31940(181940-150000). В этом случае п/п полностью покроет свои затраты, а именно постоянные 150100 и переменные 26300. Однако прибыли нет, значит меньше 181940 нельзя прогнозировать объем выручки.

Сделаем расчет суммы прибыли, если объем выручки прогнозируем 200000 т.р., т.е. больше, чем выручка минимальная.

П=Вх(1-Д)-Рпост=200000х(1-0,8)-150100=14900т.р.

Проверка: В=П+С расх. пост. 150100

200000 26300 расх. перем. 200000х0,175=35000

Предложенный порядок расчета выручки, себестоимости и прибыли может применяться независимо от вида деятельности предприятия.

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО “Холод”

Для более эффективной и прибыльной деятельности ОАО “Холод” предлагаем провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности, и исходя из него предложить меры для дальнейшей работы предприятия.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения ОАО “Холод” необходимо:

1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создало угрозу финансовой устойчивости организации. Такое положение делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, но ОАО “Холод” дополнительных источников не привлекло;

2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

В целях борьбы с неплатежами с 1.01.1995г вступил в силу указ Президента РФ “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обстоятельствам за оказание услуг”.

Этим указом определен трехмесячный срок фактического получения услуг дебитором, в течении которого должны быть приведены все взаиморасчеты между производителем и потребителем.

Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности в отчетном году составила:

Врп 150000

1. ОДЗ = ¾¾¾ (оборотов) = ¾¾¾¾¾ = 5,5 оборота

ДЗ 27270

 

средний срок погашения составил (360 дней: 5,5) 65 дней.

При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов. Этот показатель характеризует “качество” дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

ДЗ стр 230+стр 240

Удз = ¾¾¾х100% = ¾¾¾¾¾¾¾¾х100%

Тек. А стр 290

 

Удзо = (27270:64000) х100% = 42,6%; Удз1 = (38800: 83000) х100% = 46,7%

 

D Удз= Удз1 - Удзо = 46,7-42,6 = 4,1%

 

Так как D Удз= 4,1%, это свидетельствует о снижении ликвидности на 4,1%.

Данные таблицы 3.8 показали, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с прошлым годом ухудшилось. На 96 дней увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности который составил 113 дней. Если принять во внимание, что доля дебиторской задолженности составила 66.2%, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов в целом из-за состояния дебиторской задолженности.

 

Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что ОАО “Холод” имеет определенные проблемы с дебиторами и эти проблемы не уменьшились в отчетном году по сравнению с прошлым.

Таблица 3.8

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности.

 

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах 20.8 3.2 -17.6
2. Период погашения ДЗ, дни     +96
3. Доля ДЗ в общем объеме стоимости, % 32.8 66.2 +33.4

 

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью.

1. Необходимо контролировать состояние расчетов с заказчиками, особенно по отсроченным задолженностям.

2. Установить определенные условия кредитования дебиторов ОАО “Холод” например:

- заказчик получает скидку 2% в случае оплаты выполненных работ в течении 10 дней с момента принятия заказчиком выполненных работ;

- заказчик оплачивает полную стоимость, если совершилась в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;

- в случае неуплаты в течении месяца заказчик будет вынужден дополнительно оплатить ш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: