Роль Франции в формировании независимой Республики Камерун




колониальный независимый республика сотрудничество

Уже в первые месяцы существования формально независимого Камерун, Франция координировала действия властей новой республики, что проявилось в разработке Конституции и в выборах президента, которого до этих пор не было в Камеруне.

В 1961 г. под влиянием Франции была составлена Конституция, в соответствии с которой оба государства располагали собственными законодательными органами, которые осуществляли свои функции в сферах, не попадающих под юрисдикцию федерального правительства. Законодательное собрание Восточного Камеруна заседало в Яунде, Западного Камеруна - в Буэа. В Западном Камеруне существовал Совет вождей, наделенный совещательными полномочиями. Правительство каждой из частей Камеруна возглавлял премьер-министр, который назначался федеральным президентом и утверждался национальным собранием. Дипломатические отношения были установлены 20 февраля 1964.

По определению и соглашению Франции, первым президентом Республики Камерун стал Ахмаду Ахиджо, лидер партии Камерунский союз (КС), главной политической силы в восточном Камеруне.

Ахмаду Аджио (родился в августе 1924), государственный деятель Камеруна. Окончил административную школу в Яунде, получив специальность радиооператора. Неоднократно избирался в органы самоуправления при французской колониальной администрации (Представительная ассамблея, Территориальная ассамблея, Законодательная ассамблея). После предоставления Камеруну внутренней автономии заместитель премьер-министра (1957‒58), премьер-министр (февраль 1958 ‒ май 1960). С октября 1961 - президент республики Камерун.

Самой влиятельной партией Западного Камеруна была Камерунская национально-демократическая партия (КНДП), лидер которой Джон НгуФонча до 1970 г. занимал пост вице-президента. В 1966 г. произошло объединение обеих партий и создание единой для федерации партии Камерунский национальный союз (КНС), к которой присоединились и несколько небольших оппозиционных партий. Основой политики Камерун были тесные отношения с Францией. Имели место военные столкновения с Нигерией из-за споров по вопросу принадлежности богатого нефтью Бакасси.

В стране ускорился процесс политической и социально-экономической интеграции, и к 1966 г. большая часть управленческих прерогатив перешла к центральному правительству. В результате слияния двух ведущих политических партий (КС, ОНДП) и четырех менее значительных была сформирована новая политическая партия «Камерунский национальный союз» (КНС). Реальная власть в Камеруне была сконцентрирована в руках президента, ставился вопрос о ликвидации федеративного устройства страны.

В 1970 г. А. Ахиджо был переизбран президентом, а пост вице-президента занял представитель Западного Камеруна Танденг Муна .

В соответствии с результатами референдума, проведенного с одобрения Франции, 20 мая 1972 г., страна была преобразована в унитарную республику и стала называться Объединенная Республика Камерун. Вместо прежних правительств и законодательных органов было учреждено Национальное собрание в составе 120 депутатов. Исполнительная власть была возложена на президента, которому с 1975 г. стал помогать премьер-министр.

Первым премьер-министром стал Поль Бийя, который до этого занимал должность главного секретаря канцелярии президента. Пост вице-президента был упразднен. Президент и депутаты парламента избирались всеобщим голосованием на пятилетний срок. В апреле 1975 г. А. Ахиджо был переизбран на новый президентский срок, получив на безальтернативных выборах поддержку более 99% зарегистрированных избирателей.

В этот период в некоторых районах страны зрело недовольство однопартийной системой. Реакцией на авторитарное правление А. Ахиджо стало создание подпольных оппозиционных группировок, преимущественно на западе страны, где сосредоточено англоязычное население. Правда, это не помешало избирателям поддержать на вторых выборах в Национальное собрание в мае 1978 г. единый список кандидатов. В апреле 1980 г. на очередных безальтернативных выборах А. Ахиджо был вновь переизбран президентом на пятилетний срок.

По совету французских врачей в ноябре 1982 г. А. Ахиджо по состоянию здоровья передал пост президента Полю Бийе (позже стало известно, что такой «совет» был дан с подачи французского правительства во главе с президентом Франсуа Миттераном, которое желало сместить А. Ахиджо). 22 августа новый президент объявил о раскрытии антиправительственного заговора и отдал приказ арестовать двух ближайших военных советников А. Ахиджо (последний бежал за границу и жил в изгнании во Франции и Сенегале до самой смерти в ноябре 1989 г.). Судебный процесс над А. Ахиджо и двумя его сподвижниками завершился вынесением всем троим смертного приговора, но президент Бийя изменил меру наказания на пожизненное заключение.

Влияние Франции в Камеруне особенно проявляется в правовой системе страны, сформированной в начальный период существования Республики Камерун и существующей до сих пор - с поправками, сделанными в 1990-е гг.

Правовая система Камеруна носит плюралистический характер: отношения личного статуса определяются преимущественно обычным, а прочие отношения территориальным правом, заимствованным у Франция. В Восточном Камерун осталось в силе французское колониальное законодательство.

В области гражданского и торгового права в Восточном Камеруне действуют законы и регламенты Франции, распространенные на колониальные акты, действовавшие во Французской Экваториальной Африке, например Гражданский и Торговый кодексы Сенегала, введенные в действие на территории Восточного Камеруна. На территории всей страны Камерун в сфере поземельных отношений имеет место известное влияние старого немецкого права.

Африканское обычное право, различающееся в зависимости от этнической группы, официально может применяться только в том случае, если оно не противоречит «естественному правосудию, справедливости и доброй совести». На практике повседневно действующее обычное право часто не соответствует Конституции и законам. Экономическое законодательство Камеруна направлено на развитие местного предпринимательства, поощрение иностранных инвестиций при сохранении за государством регулирующей роли. Главным актом, регулирующим иностранные капиталовложения, является Инвестиционный кодекс 1990 г., который несколько раз пересматривался в сторону либерализации.

В области уголовного права в Восточном Камеруне первоначально действовал колониальный вариант французского, В Камеруне нет единой уголовной процедуры. Во франкоязычных провинциях действует Уголовно-процессуальный кодекс французского образца. Особая процедура применяется в судах обычного права.

Согласно Конституции которая была одобрена Францией, Президент Республики Камерун является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает Высший совет магистратуры, в котором Президент председательствует. Судьи назначаются Президентом по совету Высшего совета магистратуры.

Судебная система Франция так же включала в Камеруне Верховный суд (CourSupreme), апелляционные суды в каждой из 10 провинций и суды первой инстанции в каждом из 58 районов страны по смотрение Франция. Верховный суд имеет три палаты: общей юрисдикции, административную и счетную.

Были организованы, наряду с гражданскими, военные суды, которые могли выносить приговоры в отношении не только военнослужащих, но и гражданских лиц, если дело касается беспорядков, организованного вооруженного насилия, бандитизма и грабежа на дорогах.

За рамками формальной судебной системы находятся суды обычного права, так же, как и во Франции. По закону эти суды имеют юрисдикцию только по делам, в которых ни одна из сторон не требует разбирательства в государственном суде. Обычно их решения могут быть обжалованы традиционным властям более высокого уровня.

Органом конституционного контроля является, как и во Франции, Конституционный совет. Он осуществляет предварительный контроль конституционности законов и международных договоров, рассматривает споры о полномочиях между органами власти, проверяет законность выборов.

По мнению Милтона Кригера и Джозефа Такуганга, влияние Франции на становление независимой Республики Камерун являлось позитивным и позволило в краткие сроки сформировать правовое и политическое пространство страны.

В завершении главы сделаны следующие выводы. С 1916 г. начинается французское военное присутствие на территории Камеруна. В 1022 г. Франция получает мандат на управление Восточным Камеруном и проводит политику, главными задачами которой являются: ассимиляция местного населения - на первом этапе посредством введения французского законодательства; развитие экономики и ее диверсификация; обеспечение лояльности местного населения и поощрение профранцузски расстроенных общественных деятелей; развитие медицины и образования в Камеруне.

После Второй мировой войны Камерун начинает последовательно отстаивать свое право на независимость. Конфликт переходит в фазу вооруженных столкновений и в 1960 г. Франция согласилась признать независимость своей бывшей подмандатной территории и республики Камерун. Формирование системы управления Камеруном происходило под влиянием Франции, что проявилось в конституции государства, в правовой системе, в символике страны. Двусторонние отношения государств основаны на сформировавшемся в течение первой половине ХХ в. опыте.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: