Камерун в стратегии африканской политики Франции




 

Очень активную политику ведет Франции и в отношении франкоязычных африканских государств. Политическая ситуация во франкоязычном Камеруне вызывает много вопросов. Как объяснить постоянное присутствие французской армии в ней бывших колоний? Почему французское правительство продлевает право на присутствие армии регулярно, со всеми почестями, оказываемыми правительству Французской Республики. Почему африканские лидеры приходят к власти путем переворота или фальсификации выборов? Ответ на все эти вопросы можно было бы провести в одном слове: «Франко».

В начале 1960-х генерал де Голль вынужден был пойти на встречу французской общественности и начать процесс деколонизации в отношении Камеруна. Его ближайшим помощником в Африке в этот период являлся Жак Форккарт - генеральный секретарь Елисейского дворца, руководитель большей части секретной службы, которая контролировала назначения на ключевые посты в голлистской партии и государстве, человек, который обеспечивал финансирование партии де Голля.

Система ведомств во Франции, занимающихся разработкой и проведением Камерунской политики и сформированная при де Голле выглядит следующим образом:

аппарат президента республики;

кабинет премьер-министра;

министр иностранных дел;

министр-делегат по вопросам сотрудничества;

госсекретарь по вопросам франкофонии;

казначейское управление министерства финансов;

французская касса развития;

министерство внутренних дел;

генеральный штаб вооруженных сил;

генеральная дирекция внешней безопасности.

Ряд решений принимается на межведомственных встречах и заседаниях кризисных ячеек. Для этого недавно был создан межминистерский комитет по вопросам сотрудничества. В формировании африканской политики участвуют и французские деловые круги.

На министерском уровне периодически проводятся конференции по вопросам внешней политики, экономики и финансов, телекоммуникаций, образования и культуры, здравоохранения, спорта и т.д. Имеется комплекс франко-африканских структур, сложившихся вокруг Агентства по делам франкофонии.

Главным рабочим звеном является министерство сотрудничества, созданное в 1960 г.

На процесс деколонизации наложило отпечаток нежелание Де Голля признать независимость Камеруна, которое объяснялось по крайней мере тремя причинами:

Экономическая причина: контроль бывших колоний Франции гарантирует доступ к стратегическим сырьевым товарам, в частности урану. Этот элемент управления является также источником прибыли для французских компаний (какао, бананы, древесина, кофе, и.т.д.).

Политическая причина: в разгар «холодной войны» Франция, в сочетании с западным лагерем, хочет избежать распространения коммунизма в колониях.

Финансовые интересы: неучтенные средства, получаемые из Камеруна, являлись источником дохода партии.

Существовавшие в 1960-е гг. отношения между Францией и Камеруном были в меньшей степени были выгодны для Республики Камерун - все что интересовало Францию это полное использование ресурсов Камеруна.

Камеруну необходимо было преодолеть неоколониализм, чтобы решить проблему бедности, до сих пор присущую камерунскому народу.

Самые блестящие деятели организовали в Камеруне против Франции, движение за борьбу за независимость Камерун. Его основная стратегия - изменение государственной власти. Другие африканцы были готовы работать в интересах Франции, в это же время устраняя националистическое руководство во главе сепаратистского движения. Это была война против независимости Камеруна, в которой были убиты лидеры Рубен Ум Ниобе, Феликс Mумие (в 1960 г.), Г. Сильвано Олимпио (в 1963 г.). Война послужила уроком для всех тех кто оказывал сопротивление. Их убийца - Этьен Эйадемы был тогда у власти и впоследствии стал «личным другом» президента Франции Жака Ширака. После его смерти, его сын Фор Гнассингбе занял его место, после чего последовали кровавые репрессии из-за массовых протестов.

Более того, во властные структуры входит много камерунцев, прошедших обучение во французской военной школ. Это повлекло негативные последствия в борьбе за реальную независимость.

Лидеры оппозиции вступали против несправедливых соглашений формальной деколонизации страны. На протяжении более сорока лет франкоязычная страна Камерун, как и все остальные страны к югу от Сахары, живут по Соглашениям о сотрудничестве, в том числе денежным и военным. Так к таким Соглашениям о независимости относятся соглашения обороны 24 апреля 1961 г. между Францией, Камерун, Кот-д'Ивуар и Нигерией на «добычу стратегического сырья и сырьевых продуктов (нефть, уран, литий…)». Это соглашение предусматривает, что эти страны «для целей обороны резервируют приоритетную продажу сырья во Французскую Республику после удовлетворения потребностей внутреннего потребления, когда интересы обороны требуют, они ограничивают или запрещают вывоз сырья в другие страны».

Некоторые Соглашения содержат положения, которые не опубликованы в Официальном журнале, ввиду чего игнорируются в Парламенте Франции. Камерунская Республика несет ответственность за защиту родины, она может обратиться за помощью к Французской Республике в соответствии с условиями, определенными специальными соглашениями.

Эти тайные Соглашения как правило обеспечивают организацию, контролируют и подготавливают вооруженные силы государств от деколонизации и французского военного вмешательства в случае внешней угрозы.

Наконец, французские военные базы располагались на африканском континенте постоянно. Они в общей сложности включают в себя несколько тысяч солдат. Когда Франция не может действовать напрямую, она использует наемников.

Самые известные из эти наемников: Боб Денар и Павла Баррил, которые участвовали во многих грязных играх Франции в Камеруне.

Жак Форккарт управлял Камеруном при поддержки целой сети разведчиков, бизнесменов, государственных служащих, консультантов.

Для снижения активности внутренней оппозиции, французские власти меняли систему обучения в школах Камеруна. В системе господства и колониальной эксплуатации, школа создавала видимость существования независимой страны.

Политическое и военное господство бывших колоний, наконец, сопровождается экономическим господством через франка КФА, которое контролируется Банком Франции. Франк является общей валютной единицей для государств Валютного Союза Западной Африки, образованного в 1962 г..

Модель военной помощи, связанная с санкционированием тайных соглашений обороны и военного сотрудничества, правовая модель, денежно-кредитная зона франка укрепляли политическое, дипломатическое и стратегическое влияние Франции.

После ухода с политической арены Шарля де Голля, сохранилась политика «Нового деголлизма» (или «нового реализма»). Суть ее проста: Франция пытается обратить долги своих африканских колоний, а ныне независимых государств в инвестиции. Конверсия долгов в инвестиции в Африке есть дело в высшей степени тонкое. Долги африканских стран западным государствам являются итогами неоколониальной политики и вполне откровенного их грабежа. В современной ситуации численное выражение долга африканских стран абсолютно ничего не значит: совершенно фантастические суммы, но это не деньги - это только числа с бесконечными нулями, за которыми ничего не стоит. Центральные правительства большинства французских колоний во главе с их Президентами на практике не в состоянии проводить эффективную экономическую политику в своих странах даже при самом искреннем желании. Эти страны, проходят спонтанную реорганизацию по племенным принципам, совершенно естественным и органичным для них. В такой ситуации сложно обращать долги в инвестиции - это лишь игра слов, не более.

«Новый деголлизм» проявляется в политике Ж. Ширака. В июле 1995 года Ширак совершил поездку по 4 странам включи Камерун и встретился с Президентами 14 африканских государств. Во время встреч речь шла об укреплении связей Франции с государствами Африки. В высшей степени характерно, что Ширак совершил эту поездку почти немедленно после своего вступления на пост. Показательно и то, что он встречался с президентами только тех стран, которые были ранее французскими колониями как Камерун - ни один не-франкоязычный президент не присутствовал. Это явно свидетельствует о том, что Франция пытается активизироваться и закрепиться в своих бывших африканских колониях, что представляется забавным примером проявления действия рыночной экономики в Африке.

Ширак весьма оптимистически оценивает будущее союза Франции с Африкой и пессимизма других в этом отношении не разделяет. Из числа франкоязычных стран Африки именно в адрес Камеруна было отпущено большое количество комплиментов и не раз отмечалось, что в лице Франции они всегда смогут найти верного соратника в борьбе с их проблемами. В реальности все современные отношения вертятся вокруг проблемы долгов, которые розданы Францией путем разного рода неоколониальных махинаций и вернуть которые нет никакой возможности. Ширак старается найти возможности конверсии долгов.

У группы развитых государств, во главе с Соединенными Штатами возникла концепция развития Африки: западные страны призвали, помочь своим бывшим колониям (слаборазвитым странам). Расходы на эти цели собирались под названием Официальная помощь в целях развития (ОПР). На самом деле ОПР не существует: никто не ее видит, не организовывает и не контролирует. ОПР - только фигура созданная бухгалтерами. ОПР включают в себя все расходы, связанные с отношениями с любой страной Юга. Обсуждается, например, допустимость прощения долга, связанная с покупкой оружия.

Французское правительство тратит от 30 до 40 миллиардов франков в год на развитие Африки. Функции ОПР, направленные на развитие Африки:

схемы финансовой поддержки друзей Франции, и возможность расширить свое влияние.

способствовать утечке африканских ресурсов за счет улучшения использования сырья (лучшее производственное оборудование, строительство подъездных дорог, коррупции местных элит): нефть, уран, марганец, экзотических пород дерева, золота, кобальта, алмазов, какао, кофе, масло, бананы, хлопок и т. д.

помочь в продаже французской продукции нескольким крупных компаниям, что часто сопровождается дачей взяток для воплощения целей французских политических партий.

Примерами являются субсидий, гранты по выбору французской стороны.

Остальная часть ОПР используется для коммерческой рекламы, франкофонии, престижа Франции, и даже стипендий детям иностранцев, или стоимость задержания и депортации иммигрантов незаконно находившихся в стране. В конце концов только несколько процентов помощи на самом деле направленно на сокращение масштабов крайней нищеты, которая влияет на бывшие французские колонии Камеруна.

Несмотря на огромные расходы франкоязычных африканских государств, катастрофическая ситуация в стране после четырех десятилетий «сотрудничества» является показательным: разумно предположить, что от помощи было мало пользы для народа. Финансирование бывших колоний может быть незаконно.

Французские компании отвечают и за поставку стратегических материалов. Компания Эльф был основан Пьером Гийом, бывшим военным секретным агентом, чтобы служить среди других источников финансирования в качестве прикрытия для действия спецслужб в Африке.

Компания организовала работы по нефтеразведке. Полученные за счет добычи африканского черного золота деньги, используются для управления странами: взятки местным лицам, принимающим решения, совместная организация фальсифицированных выборов, покупка соучастия французского политического класса, финансирование политики диктаторской охраны, ополчения и наемников для участия в переворотах и гражданских войн. Эльф (ныне Тотал) совместно управляемый таким образом, по крайней мере, в Камеруне, Габоне и Конго - Браззавиль, сыграл ключевую роль во французской политике. Например, Эльф финансируется обеими сторонами в конфликте в гражданской войне 1975 г. в Анголе между правительством и повстанческим движением УНИТА. Эта двойная игра привела к ослаблению рыночной власти государства при продаже своей нефти.

Франция является крупнейшим спонсором Камеруна. В структурном отношении Камерун по прежнему сильно зависит от сырьевых рынков, которые зависят от доходов от экспорта в том числе нефть, лес, какао, кофе и бананы.

Эти экспорты во Францию ​​составил примерно 70% всего экспорта из Камеруна за период 1999-2000 гг.

Французские субсидии делятся на две большие категории:

-программируемый помощи. В рамках Национальной индикативной программы (НИП), Региональной индикативной программы (РИП), Расширенный фонд структурной перестройки (РФП) и микропроектов.

-не программируемый помощи, которая включает в себя следующие финансовые инструменты: Стабекс (STABEX) - система стабилизации доходов от экспорта стран Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана, принятая в первой Ломейской конвенции. Система стабекс гарантирует государствам Камерун определённый уровень экспорта сырьевых товаров и SYSMIN Сисмин - система стабилизации экспорта продукции горнодобывающей промышленности.

Оригинальный механизм, СТАБЕКС дает некоторые гарантии стабильности рецепты, странам Африке от их экспорта в почти 48 сельскохозяйственной продукции. Этот механизм также применимо к минеральным ресурсам присистема поддержки продукции горнодобывающей промышленности (СИСМИН).

В этой общей цели выросли рентабельности и темпов роста экономики Камеруна, в дополнение к тому, что экономический прогресс народа помогает защищать их покупательной способности, серьезно пострадали от падения цен на сырьевые товары.

Что касается импорта, мы так же находим, что среди основных поставщиков Камерун, Франция ведет первый с почти 50%. Основной импорт; продукции полуфабрикатов и готовых материалов и оборудования.

Внешнеэкономическая деятельность возросла после девальвации франка КФА в январе 1994 г., произошло в целях повышения конкуренто способности сектора, значительные шаги были предприняты правительством.

Рассмотрим Французский фонд развития. Первый договор был заключен после подписания учредительных договоров о соглашение, подписано на конвенции в Яунде (1963 и 1969) и Ломе (с 1975), а затем его подписали Соглашение Котону в последнее время.

Это договор, оказывает поддержку странам и территориям за рубежом в качестве «Реализация Конвенции о Французский территорий в Африке».
Объем фонда развития широк. Действительно, Французский фонд может финансировать любой проект или программу, способствовать экономическому, социальному и культурному развитию.

• Она обеспечивает содействие развитию торговли;

• Она обеспечивает развитие инфраструктуры;

• Она обеспечивает развитие и диверсификацию производства;

• участие в тематических действий.

Поддержанные проекты должны включать в себя такие вопросы, как борьба с бедностью, равноправия лечения женщин, сохранность окружающей среды, и т.д.

Финансовые программы могут быть региональными или просто национальным. Появилось комиссия африканских государств и негосударственных субъектов в разработке стратегий координации национальных сотрудничества (скнс) для каждой страны и стратегий регионального сотрудничества для каждого региона.

Стратегий координации национальных сотрудничества дополняется ориентировочного оперативного программа, которая включает в себя конкретные действия, ресурсы, сроки реализации и процесс пересмотра.
Реализация программы осуществляется совместно Французской комиссией и африканскими государствами. Бюджет на девятой фонд развития (1995-2000 годы) составляет 15, из которых 2 миллиарда евро, 10 миллиардов в виде грантов на страну 1300000000 для регионального сотрудничества и 2200000000 для Инвестиционного фонда.

на 1995-2000 годы до $ 13,5 млрд. от государств-членов и 1,7 млрд. евро от Франции инвестиционного банка. Большое плюс в Камеруне было в том что было устроено: Порта Дуала - Мост Едеа - Железная дорога Яунде Белабо, Высшую нормальную школу де Яунде, - Маршрут Яунде - Mbalmayo, - Дорога конча, - Дорога гаундере - Гаруе, - Маршрут питоа - фигил, - Железнодорожный Белабо - гаундере, - Железнодорожный мбанга - Кумбой, - Плантация мондоми, - Больницу Де Гаруе, - Цемент фигил, - Оборудование REGIFERCAM(Железнодорожный). Развитие сельских районов долины Бенуэ, Орошаемое земледелие в Шари и Логон, - Технические колледжи, Школа Яунде, Маршрут Яунде - Ayos, Плантации чая в джютиттиа, Оборудование для школ, Развитие сельских районов в горной местности, Разработка равнины Мандара, Содержание дорог, Медицинское оборудование, ост в маруа (0,6 млн евро), Грант на содержание сельских дорог? 120 млн или 77 миллиардов франков КФА, Развития сельских районов в Шари и Логон.

Французская комиссия финансирует различные проекты и мероприятия в Камерун и Центрально-Африканского субрегиона.

В Центрально-Африкансках странах, как Камерун существует экспорт некоторых товаров в Европу без уплаты таможенных пошлин. Механизм стабилизации экспорта сырьевых товаров, таких как какао и кофе («Stabex и Sysmin») были введены в действие для поддержки экспорта Камеруна в случае падения мировых цен на сырьевые товары и другие виды сырья или стихийного бедствия.

Всемирная торговая организация (ВТО) стал с момента создания ее структура управлять работой торговли. Необходимость соблюдать его требования привели к Соглашения Котону, которые помогают поддерживать перспективы Франко - Африка.

Положения Соглашения Котону. Настоящее Соглашение основывается на пяти фундаментальных принципах:

- укрепление политического измерения отношений между государствами.

- открыто для гражданского общества, частного сектора и других неправительственных организаций.

- снижение бедности населения утвержден в качестве одной из главных целей в цели и стратегии утвержденных на международном уровне.

- основа для экономического и торгового сотрудничества отремонтированы.

- рационализация финансовых инструментов и новая система гибкого программирования.

Новое Соглашение Котону открыло новые возможности и вызовы. Именно в этом контексте, что, премьер-министр Камеруна создало национальный комитет по контролю и координации переговоров по соглашениям об экономическом партнерстве (СЭП) между странами Камеруна и Франции. Этот комитет должен подготовить доклад о стратегии адаптации экономики Камеруна этих соглашений.

Кроме того, в этом контексте различных субъектов, участвующих в реализации этих соглашений встретились в штаб-квартире Фонда имени Фридриха Эберта в Яунде 10 апреля 2000 года для рассмотрения положения Соглашения Котону. Африканские страны совершили в соответствии с Соглашением Котону переговоров новых соглашений об экономическом партнерстве (СЭП). Запуск региональных переговоров с Центральной Африкой. Соглашение Котону предусматривает в течение восьми лет, чтобы достичь полного соответствия с правилами ВТО.

Соглашение Котону подписанное в июне 2000 года оказалось разочаровывающим. Основными жалобами являются:

Централизация решений на Франции

Задержки в выплате средств (ЕФР или Stabex).

Размытие в распределении финансирования.

Размытость оценок.

Таким образом, инструментов внедренных последовательными соглашения не смогли стимулировать реальное динамичное развитие в Камеруне.

Региональный уровень отношений Франции с африканскими странами основан, прежде всего, на экономическом влиянии. При этом руководство страны рассчитывает, прежде всего, на кооперацию с Камерун. В связи с этим французское руководство пытается привлечь своих соседей к реализации крупных экономических проектов, особенно к тем, где намечается серьезная конкуренция. В первую очередь это относится к разработке нефтяных месторождений, запасы которых сравнимы с регионом Персидского залива. Их массовая эксплуатация, по оценкам экспертов.

Для более надежного обеспечения экономического присутствия французское руководство выработало ряд новых направлений, которые оно реализовывает наряду с теми, которые активно используются на протяжении десятилетий. В первую очередь, это касается внешнеполитической активности в направлении тех стран, где французское присутствие (политическое, военное, культурное, экономическое и др.) было нетрадиционно, Камерун.

В экономической сфере пересматривается политика предоставления займов и вложения инвестиций. С одной стороны, правительство Франции поощряет своих предпринимателей, развивающих отношения с африканскими странами особенно с Камерун. С другой, предоставляемые займы отныне носят более строгий целевой характер. Инвестиции в госсектор сводятся к минимуму и, наоборот, в частный бизнес, особенно связанный с местным капиталом, увеличивается. В создании мощной прослойки бизнесменов из среды местного населения французское руководство видит залог стабильного экономического роста и, значит, политической стабильности.

Еще один путь эффективного обеспечения экономических интересов Франции в Африке - формирование политической и деловой элиты на базе французских вузов. Французским правительством были предприняты жесткие меры по ограничению въезда иностранцев во Францию. В значительной мере это коснулось и студентов, особенно из Центрально-африканского региона именно в свои бывшие территория Камерун. Дальше произошел резкий поворот в политике Франции в отношении иностранных студентов. Была облегчена практика выдачи виз для этой категории. Кроме получения высшего образования, министерство образования Франции готово организовывать стажировки, выделять стипендии и др. Основной упор делается на подготовку специалистов по экономике и юриспруденции.

Главным испытанием франко-африканских связей стали в последнее время проблемы экономического сотрудничества. До середины 80-х гг. экономическое сотрудничество развивалось достаточно ровно, без особых проблем. Для Франции Камеру и нескольких стран Африке были рынком сбыта своей сельскохозяйственной и промышленной продукции, вложения капиталов.

Для африканских стран Франция представляла собой стабильный рынок, потребляющий стратегические природные ресурсы (в частности, нефть и уран). В этот период был заключен целый ряд региональных соглашений: Совет согласия Совместная африканская и мальгашская организация (ОСАМ.); Экономическое сообщество Западной Африки (СЕАО.); Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА).
Ситуация начала меняться и так в произошло ухудшение финансово-экономического положения в странах континента и изменение экономической конъюнктуры. Из привилегированного партнера Франция в ряде стран стала постепенно скатываться на более скромную роль посредника между франкоязычной Африкой и западными валютно-финансовыми институтами.

Принятая «абиджанская доктрина» увязала предоставление французской финансово-экономической помощи с заключением соответствующих соглашений между МВФ и африканскими странами. За этим под нажимом Парижа последовала девальвации франка CFA на 50%, что было весьма болезненно воспринято африканцами. Многие экономисты полагают, что введение с 1999 г. единой европейской валюты способно еще более размыть финансовую ответственность Франции по отношению к африканским государствам, подпадающим под соответствующее соглашение. Надвигающаяся «валютная революция» может привести к углублению отрыва Франции от бывших колоний.

Мало кого в странах франкоговорящей Африки обнадежили ссылки Ж. Ширака на имеющиеся специальные оговорки в этом плане в Маастрихтском договоре. (После исчезновения французского франка договор о паритете должен остаться в силе. Франк CFA, в зоне которого находятся 14 стран, будет «механически» пересчитан из франка в евро и его стоимость приведена в соответствие с общеевропейской валютой.)

Сами африканцы не исключают передачу Францией в будущем ответственности за валютный паритет и даже высказывают мнение, что можно было бы вообще отказаться от CFA как паритетной валюты, но для этого может потребоваться от 20 до 40 лет.

Идет сокращение предоставляемой Францией экономической помощи странам Африки. Африканские партнеры все реже соглашаются с активно практикуемой французами формой выделения кредитов под конкретные проекты с участием французских фирм.

Когда франкоязычные африканские страны сталкиваются со свободным выбором фирм-партнеров, преимущество все чаще остается не за французами. Не случайно в ходе своего последнего визита в Сенегал Ж. Ширак выдвинул идею преобразования внешнего долга стран «Франкоафрики» в инвестиции, т.е. обмен долгов на участие французских фирм в приватизации африканского госсектора.

Значительный урон престижу Франции наносят скандальные разоблачения, связанные с деятельностью ответственных лиц ведущих фирм, занимающихся бизнесом в Африке (нашумевшее дело камерунски отделения нефтяной корпорации «Эльф Акитэн», генеральный директор которого оказался замешанным в ряде финансовых афер).

Усиление в последние годы прагматических начал в политике ведущих индустриальных держав, их нарастающая заинтересованность в африканских сырьевых ресурсах и рынках сбыта, в осуществлении на Черном континенте высокоприбыльных инвестиционных проектов предопределили превращение Африки в арену достаточно жесткой конкурентной борьбы. Наиболее благоприятные возможности для ускоренного внедрения американского бизнеса существуют в таких сферах, как телекоммуникации, энергетика, сельское хозяйство, разработка природных ресурсов. Благодаря государственной поддержке ориентированных на африканский континент торгово-инвестиционных программ, только в последнее время частные компании получили ряд крупных контрактов: на строительство нефтепровода из Чада в Камерун (4 млрд. долл.), сооружение системы водоснабжения в Ботсване (180 млн. долл.), сахарного завода в Эфиопии (84 млн. долл.) и некоторые другие.

Франция, у которой на Африку ориентировано свыше 20% внешней торговли и которая имеет на континенте как минимум 12 млрд. долл. прямых капиталовложений и более 1400 филиалов национальных компаний, стремится не допустить ослабления своих позиций. Париж продолжает оказание Черному континенту массированной помощи по государственной линии (совокупная помощь Франции на цели развития составляет около 10 млрд. долл. в год, а по уровню помощи относительно ВНП - 0,64% - французы находятся на пятом месте в мире после Норвегии, Дании, Швеции и Голландии); периодически списывает задолженность африканских стран; принимает меры по стимулированию частных инвестиций в Камерун и тд.

Франция реформировала систему управления своими экономическими связями с Камеруном. Был создан координирующий орган во главе с прьемьер-министром - Межминистерский комитет по вопросам сотрудничества, сформированы комитеты по вопросам оказания финансово-экономической помощи в странах-реципиентах.

Французы активно используют механизм франко-африканских встреч на высшем уровне интенсифицируют двусторонние контакты (после прихода к власти Ж. Ширак уже четырежды побывал в Африке).

В то же время, сталкиваясь с ограниченностью собственных финансово-экономических возможностей для обеспечения в прежнем объеме своих позиций в Африке, Франция стала уделять повышенное внимание координации действий с европейскими партнерами, пытаясь переложить на них часть бремени по оказанию помощи африканским государствам, консолидировать европейские усилия и тем самым обеспечить «единый фронт».

Наличие достаточно широкого спектра в Африке неизбежно сохранит на обозримую перспективу соответствующие «болевые точки» в их взаимоотношениях.

Такой вывод представляется тем более справедливым, что трения между Вашингтоном и Парижем в Африке «подпитываются» столкновениями их интересов в других регионах и в некоторых глобальных вопросах мировой политика хотя, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и того обстоятельства, что в стратегическом плане Франция выступают в качестве объективных союзников и в силу этого в ряде случаев им удается находить взаимоприемлемые развязки (постепенная встречная эволюция концепции формирования системы коллективной безопасности в Африке, сближение позиций и совместные акции в вопросах мирного урегулирования в районе Великих озер и т.д.).

Не вызывает сомнений, что фактор неконфронтационного Камерун-французского соперничества, который, кстати, активно эксплуатируют в своих целях африканцы, повышает естественную заинтересованность французов в том, чтобы в противостоянии с другими на Африканском континенте привлечь на свою сторону потенциальных партнеров. В этой связи показательно, что хотя Париж еще и не преодолел инерцию восприятия нас в Африке как нежелательных конкурентов, его официальные представители все чаще заявляют о целесообразности французского взаимодействия в африканских делах. Это создает благоприятные предпосылки для распространения доверительного французского диалога на африканскую проблематику, включая возможное открытие при содействии французов дополнительного канала для продвижения в Африке наших экономических интересов (с подключением потенциала Евросоюза, Бреттон-Вудских институтов, африканских субрегиональных организаций).

Франция открыто признает, что не имеет необходимых финансовых возможностей для обеспечения в прежнем объеме своих политических целей на африканском континенте. Решение о сокращении на 7,8% в 1997 г. бюджета министрества по делам сотрудничества страны только подтвердило эту тенденцию.

Теперь Париж не склонен распылять свои силы и средства. Его усилия концентрируются на ключевых странах, в частности Западной Африки, как бы оберегая их от удара, последствий сокращения финансовой поддержки. Параллельно французы пытаются стать координаторами действий европейцев на континенте, расширяя число «неопасных» в борьбе за влияние союзников, чтобы переложить на них хотя бы часть бремени помощи африканцам.

В таком же ключе реорганизуется франкофония, где все больший акцент делается на экономическое сотрудничество.

Вопросы демократизации в Африке отнесены Францией к разряду ключевых в обеспечении внутриполитической стабильности. Между тем Париж, продолжая выдвигать западные ценности как единственно возможные ориентиры государственного строительства вынужден признавать необходимость учета особенностей развития африканских стран. По сути, Париж переходит от жестких требований перестройки государственных и общественных структур по западным образцам к критерию обеспечения африканцами стабильности и правопорядка.

Пересматриваются соглашения о сотрудничестве в военной области. Теперь значительная часть финансово-материальной помощи идет не вооруженным силам, а правоохранительным органам. Поддерживаются межафриканские договоренности по безопасности и стабильности (например, между МВД Камерун). Происходит поиск более выгодных партнеров на континенте.

Это говорит о растущем прагматизме Парижа, до последнего времени считавшего приоритетными языковую и культурную общность. Разрабатываются новые подходы к экономической помощи, где основной упор делается на деятельность французских частных структур на континенте. Для этого государство вводит систему их льготного кредитования, предоставляет им гарантии.

Францией были выделены субсидии на проведение структурных преобразований в объеме 200 млн. фр.Предоставленная помощь позволила укрепить новую валютно-финансовую систему, в т. ч. осуществить определенное реформирование деятельности Банка и оказать поддержку в области структурных преобразований, проводимых на отдельных предприятиях промышленности, например, в порту Мапуту. Французской стороной выделено 8 млн. фр. франков на поддержку работы Камерунского комитета по оказанию помощи малым предприятиям.

Франция также выделила 8 млн. фр. на укрепление Камерунских финансовых структур, в частности на подготовку банковских служащих, оказание помощи в налаживании работы казначейства, введение компьютерного учета поступления налогов. В рамках французского технического содействия разработан проект подготовки кадров управленческого аппарата страны, стоимостью 5 млн. фр.

В городах Мапуту и Бейра под эгидой факультета права Университета им. Э. Мандлане состоялись семинары по вопросу децентрализации. Одновременно с сотрудниками министерства государственной администрации проведены занятия по основным принципам децентрализации государственного управления.

Между правительствами Франции и Камерун подписано соглашения об МВД помощи на 7,5 млн. фр.: создание учебных подразделений в центрах подготовки полиции; поставка полицейского снаряжения службам криминальной полиции (средств связи, техники и учебного оборудования); создание полицейской бригады для проведения профилактической работы и борьбы с молодежной преступностью.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о достаточно пристальном внимании Франции к Камеруну. Камерун занимает важное место в стратегии африканской политики Франции. В двусторонних отношениях, Камерун на протяжении рассматриваемого периода, сталкивается с проблемой преодоления элементов колониальной политики, существует не выгодный Камеруну дисбаланс в сфере экономических отношений. В то же время финансовая поддержка Франции является залогом стабильности Камеруна. Франция спонсирует вооруженные силы Камеруна, правоохранительные органы. Система целевых грантов и субсидий способствовала улучшению инфраструктуры страны. Камерун, при помощи Франции, постепенно интегрируется в глобальное экономическое и политическое пространство.

 


3. Социо-культурное сотрудничество Республики Камерун и Французской Республики

колониальный независимый республика сотрудничество

Франция, одна из самых больших и могущественных европейских стран, создала значительную колониальную систем, сравнимую с британской или испанской. Со временем она сошла с исторической сцены, однако, отнюдь не бесследно. В мировом океане разбросаны острова, принадлежащие Франции, во многих странах Африки именно в Камеруне и некоторых государствах Америки французский язык является одним из официальных, а то и единственным официальным. Обращает на себя и серьезный престиж французской культуры: везде знают и ценят французские вина, французское искусство и французскую кухню. Так что французская империя и поныне продолжает свое существование.

Вся эта система «культурного влияния» поддерживается множеством механизмов. Оказываются задействованы и заморские владения, и взаимодействие с бывшими колониями, и распространение французского языка. Каждый из этих факторов является очень важным во внешней культурной политике Франции и свой территории.

Французская колониальная империя, в отличие от британской, оказалась не рассеяна по всему миру, а сосредоточена в нескольких регионах. В основном французские колонии были сконцентрированы в Камеруне.

Хотя почти все колонии получили независимость, связи большинства из них с Францией со временем не прекратились. И если колонии в Юго-Восточной Азии практически выпали из французской орбиты, об африканских колониях этого сказать нельзя. До сих пор значительную роль в экономике этих государств играют французские компании, а местные студенты нередко обучаются во французских университетах.

Выходцы из стран - бывших колоний, прежде всего в центральной Африки Камерун, составляют значительную часть иммигрантов и иностранцев, находящихся во Франции.

Однако, сотрудничество имеет и свою обратную сторону: выходцы из бывших колоний составляют большую часть иностранцев и иммигрантов во Францию.

Так, из 3,6 млн. иностранцев (не граждан Евросоюза), легально проживающих на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: