История создания высшего органа власти в первой четверти XVIII века.




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская таможенная академия»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б.БОБКОВА ФИЛИАЛ

 

Кафедра теории права и гуманитарных дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине История России ________________________________

на тему: Создание Сената и его функции ________________________

 

 

Выполнил: Копылова Е.Д ______________

студент 1 курса очной формы обучения

факультета юридический группа ЮБ1903

Руководитель: д.ф.н., профессор Луговой А.А. Оценка ______________________________

Подпись ____________________________

«___» _____________________ 2019 г.

 

 

Санкт-Петербург

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. История создания высшего органа власти в первой четверти XVIII века. 4

2. Роль и значение Правительствующего Сената в первой четверти XVIII века. 7

3. Функции Сената. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Одним из главных преобразований Петра является создание Сената- органа самоуправления. В настоящее время Россия стоит на пути новых реформ и ее, несомненно, ожидает новый виток в истории, особенно Россия, остро нуждается в реформе государственного управления. Поэтому актуальность данной работы состоит в возможности ее использования для анализа прошлого опыта нашего государства и возможности применения этих знаний на практике в настоящее время, так же материал данной работы может использоваться в образовательном процессе.

Данная тема изучается уже не первый век, и по данной теме имеются публикации различных историков, таких как: Феофан Прокопович еще в 1773 году написал рукопись о Петре Великом, где так же затрагивает тему и Сената, П.П. Пекарский в 1862 издал труд, в котором описывал реформы Петра І, Сенат. Платонов, М.М. Богословский, П.Н. Милюков и другие ученые неоднократно касались темы Петра І, и так же его реформы государственного самоуправления, одной из главных тем которой является создание Сената

Степень разработанности проблемы. Основополагающей базой изучения указанной проблематики являются труды отечественных ученых, учебные пособия, а также большое количество законодательных актов, вышедших из-под пера преоброзователя.

Цель контрольной работы – на основании имеющихся учебных источниках рассмотреть вопросы, связанных с положением Сената в первой четверти XVIII в., описать возникновение, порядок работы и основные функций Сената.

История создания высшего органа власти в первой четверти XVIII века.

В эпоху правления Петра Великого были проведены основополагающие реформы в различных областях и сферах политического и общественного устройства государства. Настала возможность внедрения в систему активно преображающейся страны новых институтов, которые исполняли новые или модернизированные функции.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат.

Формальной причиной создания нового органа власти послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучекъ Нашихъ Правительствующий Сенатъ, для управления»[1]. Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов: «О власти и ответственности Сената» (Повелеваемъ всемъ…, что Мы для всегдашнихъ Нашихъ в войнахъ отлучкахъ, определили управительный Сенатъ… И ежели оной Сенатъ…, неправедно что поступятъ…, понеже то будетъ впредь Нами суждено, и виноватый жестоко будетъ наказанъ)[2], о компетенции Сената, которому предписывалось:

«1. Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

2. Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасныя, отставить.

3. Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артериею войны.

4. Дворян собирать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать, також тысячю человек людей Боярских грамотных для того ж.

5. Вексели исправить и держать в одном месте.

6. Товары, которые на откупах или по Канцеляриям или Губерниям, осмотреть и посвидетельствовать.

7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.

8. Торгъ Китайской, сделав компанию добрую, отдать.

9. Персидской торг умножить, и Армянъ какъ возможно приласкать и облегчить,въ чемъ пристойно, дабы темъ подать охоту для большаго их приезда. Учинить фискаловъ во всех делахъ, а какъ быть имъ, пришлется известием»[3].

Члены Сената назначались царем. При учреждении Сената Петр I сразу же определил его состав – девять постоянных членов: графа И.А. Мусина-Пушкина, Т.Н. Стрешнева, князя П.А. Голицына, князя М.В. Долгорукова, Г.А. Племянникова, князя Г.И. Волконского, М.М. Самарина, В.А. Апухтина, князя Н.П. Мельницкого. Следует отметить, что люди из ближайшего окружения Петра I (А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, Б.П. Шереметев) не были включены в число сенаторов. В 1710-х гг. они наряду с Петром I фактически командовали Сенатом. Возможно, царь опасался, что Сенат превратится в центр оппозиции его реформам и пытался несколько ограничить его роль. В 1722 г. президенты коллегий были введены в работу Сената: «… ныне надлежитъ имъ для малолюдства въ Сенате сидеть равно съ другими, только два дни меньше въ неделе…».[4]

Аппарат Сената с момента образования был затронут процессом бюрократизации. При нем возникла Сенатская канцелярия. В его состав был введен обер фискал, который контролировал деятельность других фискалов (тайных осведомителей). С созданием коллегий в 1719 г. в Сенат вошли их президенты, правда, ненадолго. В 1722 г. они были удалены из его состава, кроме президентов «первенствующих коллегий» — Военной, Адмиралтейской и Иностранной. Вывод из состава Сената большинства президентов объяснялось тем, что иначе нельзя было обеспечить контроль за подчиненными президентам коллегий учреждениями. С 1722 г. при Сенате вводится должность генерал рекетмейстера. Генерал рекетмейстер собирал жалобы на решения нижестоящих учреждений, в том числе и коллегий, лично их расследовал, составлял доклады для Сената. Естественно, при генерал рекетмейстере возникла Рекетмейстерская контора, готовившая необходимую документацию для внесения в Сенат. Как видим, Сенат оброс огромным количеством разных учреждений. Для контроля над самим Сенатом была учреждена 12 января 1722 г. должность генерал прокурора. Гене рал прокурор возглавлял Сенатскую канцелярию, был совершенно независим от Сената, его судил только сам царь. Жесткий контроль прокуратуры сочетался с тайным надзором фискалов. Этими мерами правительство надеялось обеспечить четкую работу всего государственного аппарата.[5]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: