Этносы | 1959г. | 1970г. | 1979г. | 1989г. | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Русские | 47,8 | 34,0 | 28,4 | 24,7 | ||||
Карачаевцы | 30,6 | 42,1 | 47,0 | 49,7 | ||||
Абазины | 14,0 | 15,9 | 16,8 | 16,2 | ||||
Ногайцы | 0,4 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
показывает, что он осуществляется параллельно с убыванием русского населения (табл. 4.6).
Такая же картина фиксируется в Дагестане. После передачи большей части Ногайской степи Дагестану (1957 ;■_, здесь были созданы Ногайский, Кизлярский, Бабаюртовский, Тарумовский районы. С прошлых столетий эти територитории были заселены гребенскими казаками, ногайцам:; и частично кумыками. В 60—70-х гг. руководство Дагестана стало планомерно переселять горцев (около 300 ты;-.) в эти районы. В результате переселения равнинные районы стали многонациональными. Например, если в 1959 г, Кизлярский район был полностью русским — 43 959 человек, то в 1989 г. из 47 808 человек, проживавших в ном было 14 069 русских, 14 288 аварцев, 7197 даргинце,, 1327 лакцев, 1427 лезгин. Такая же картина фиксируете,! и в других районах.
В 80-е гг. руководство Дагестана вновь принимает решение о переселении горцев на равнину. Это решение вызвало ответный отток русского населения в Кизлярскод районе. А в соседнем, Ногайском администрация несколько позднее приняла решение о запрете на прописку горцам. Эта мера заставила горцев-мигрантов, минуя Ногайский район, «оседать» на соседних территориях — в Бабаюртовском районе Дагестана, в настоящее время одном из наиболее полиэтничных, и в Нефтекумском районе Ставропольского края.
Такая же участь, как и Бабаюртовский, постигла Хасавюртовский район, ранее населенный преимущественно кумыками. Решением' руководящих органов Дагестана в 1967 г. он был разделен на два района. В новом, Кизилюртовском районе переселенческая политика привела к численному доминированию аварцев по отношению к кумыкам, традиционно расселенным на этой территории. Из 39 сельских районов республики изменение этнического баланса населения фиксируется только в шести: Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Ленинском, Новолакском, Тарумовском. Это районы активной миграции горских народов - аварцев и даргинцев. Прирост их численности в этих районах за последние 20 лет (между переписями населения 1970 и 1989 гг.) колеблется от 50 до 100 %. Столь же высока динамика миграции горцев и в города Дагестана.
|
В 70—80-е гг. этнические миграционные процессы выходят за пределы северокавказских республик и захватывают Ставропольский край и Ростовскую область. Восточные районы Ставрополья и Ростовской области осваивают даргинцы из Дагестана и чеченцы из Чечни. При этом, если Ставрополье осваивалось преимущественно дагестанскими народами, то Ростовская область — чеченцами. Особенно активно происходит миграция горцев в Ставропольский край. Здесь только за 10 лет, между переписями 1979 и 1989 гг., численность даргинцев увеличилась в 2,1 раза, а аварцев — в 2,5. Особенно активно заселяются восточные области Ставрополья: Арзгирский, Буденновский, Курский, Левокумский, Нефтекумский, Степнозский и Туркменский районы. Численный рост даргинцев в Ставрополье за последние десятилетия сказался столь стремительным (с 748 чел. в 1959 г. до 32 213 чел. в 1989 г.) и локализованным, что позволяет говорить наблюдателям о том, что «Ставрополье стало вторым даргинским ареалом после Дагестана». Демографический анализ показывает, что в 1990—1995 гг. только два из этих районов — Арзгирский и Левокумский — на 20—40 % прироста населения пополнялись за счет мигрантов из Дагестана. В оставшихся районах (Буденновском, Курском, Нефтекумском, Степновском и Туркменском) ранее мигранты 70-х гг. стали источником естественного прироста населения.
|
Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что этническая миграция горских народов Северного Кавказа в 70—90-е гг. носила эндогенный характер и была направлена на переселение в равнинные территории, заселенные на протяжении последних нескольких столетий Русским и тюркским населением. Таким образом, Юг России на протяжении XIX-XX вв, является регионом с повышенной миграционной активностью. В современных условиях актуальность проблемы государственного регулирования миграционных процессов и острота потребности в целостной концепции миграционной политики связаны с нарастанием противоречия между повышением значимости для России внешней и внутренней миграции и накоплением негативных последствий этой миграции в условиях несовершенства правовой баз:, и управленческой практики.
С одной стороны, прогнозы численности населения Рос сии свидетельствуют о крайне неблагоприятной ее динамике в перспективе: уже к 2015 г. трудоспособное население сократится более чем на 9 млн человек. Внешняя миграция становится единственным источником восполнения естественной убыли населения, пополнения трудовых ресурсов, а значит, и важнейшим фактором успешности экономических реформ.
|
В 90-х гг. из России выехало примерно 4 млн человек? Миграционный приток из стран СНГ и Балтии в Россию i это время составил более 8 млн человек. Преимуществен но эта миграция носила вынужденный характер, что создало для России определенные политические проблемы, увеличило нагрузку на сферы социальной защиты, обеспечения жильем и рабочими местами. С другой стороны, этот приток является наиболее благоприятным для России с точки зрения решения демографических проблем. Мигрантов сближает с российским на селением культурная и языковая общность, обусловленная недавним общим прошлым в рамках одного государства. Мигранты из стран СНГ и Балтии отличаются боле молодой возрастной структурой по сравнению с быстростареющим российским населением. У них более высоки; образовательный и профессионально-квалификавдюнны; уровень, чем у других иммигрантов и постоянного населения России,
По прогнозам в ближайшее десятилетие будут готов переехать в Россию еще примерно 4 млн человек, но яр' изойдет ли это - зависит от того, насколько протекционистской правовая база по отношению к этой кат; горни мигрантов, а также от того, будет ли в экономическом и социальном плане Россия привлекательна для мигрантов.
Пока же наблюдается тенденция к сокращению миграционного притока в Россию из стран СНГ и Балтии
Если в 1994г. из этих стран прибыло максимальное количество
мигрантов — 1 млн 146 тыс. человек, то в 2000 г. - только 350 тыс. Ожидания переселенцев в отношении получения помощи на территории России не оправдались. Из-за недостаточного финансирования ежегодную помощь в обустройстве получали не 120 тыс. человек, как предусмотрено в федеральной миграционной программе, а менее 40 тыс.
Особую озабоченность вызывают масштабы незаконной иммиграции в Россию, которая, по разным оценкам, составляет сегодня уже от 1 до 1,5 млн человек. Основная масса незаконных иммигрантов прибывает из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Иран, Пакистан и другие страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки), а также из государств — участников СНГ (Азербайджан, Казахстан и страны Средней Азии).Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью последующего выезда в государства Запада, остаются в Российской Федерации. Среди них увеличивается число тех, кто уже не планирует дальнейший переезд, так как их экономическаяадаптация в России, в том числе основанная на незаконной занятости преимущественно в сфере малого бизнеса и коммерции, происходит достаточно успешно.
Кроме того, в настоящее время на территории России длительное время пребывает без какого-либо правового статуса значительное число иностранцев (более 250 тыс. человек), действительно нуждающихся в предоставлении убежища в соответствии с международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией.
Незаконная миграция усугубляет проблемы социальной сферы, ухудшая, в частности, санитарно-эпидемиологическую обстановку, способствует сохранению и расширению теневой и криминальной занятости, ухудшает криминогенную ситуацию. Эта миграция оказывает все большее воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране, так как способствует росту коррупции и принятию неадекватных управленческих решений, порождая пробелы в информации о населении, рынках труда, движении денежных потоков, и, в конечном счете, создает на локальном уровне угрозу потери контроля над ситуацией. Причины, обусловившие резкий рост незаконной миграции, заключаются в следующем:
1. Правовая база регулирования миграции и пребывания иностранных граждан к лиц без гражданства на территории страны не соответствует реальному состоянию этот:
проблемы России. До сих пор основным документом, регулирующим правовое положение иностранцев в России, является Закон СССР«О правовом положении иностранных
граждан в СССР», принятый в 1981 г.
2. Сохраняется открытость значительной части границ. России с государствами, ранее входившими в состав СССР, при том, что процессы гармонизации национального законодательства стран СНГ по борьбе с незаконной миграцией
и сближения их визовой политики идут трудно и медленно.
Практика борьбы с незаконной миграцией в России показала, что применение только административных мер не дает должного эффекта. Несмотря на то, что в течение-последних пяти лет за нарушение установленных правил пребывания в Российской Федерации привлечено к административной ответственности около 1 млн человек и более 90 тыс. выдворено из страны, это не замедлило рост незаконной миграции.
Миграционная ситуация на Юге России, определяемая во многом общероссийскими факторами, имеет региональную специфику, обусловленную особенностями этого региона:
привлекательные геоклиматические условия;
—высокая плотность населения;
—сохранение темпов прироста населения;
—многонациональность населения, нередко ревностно стремящегося сохранить исторически сложившийся межэтнический баланс, сферу проживания;
—сложность социально-экономической ситуации, особенно в национальных республиках Северного Кавказа, непреодолевших всех последствий периода кризисного развития, относительное малоземелье в преимущественнаграрных районах;
—наличие целого ряда очагов межэтнической напряженности;
— обострение вызовов и угроз национальной безопасности, обусловленных проявлениями политического и религиозного экстремизма, преступной деятельностью сил международного терроризма.
Сохранение на территории Южного федерального округа очагов межнациональных конфликтов порождает потоки вынужденных переселенцев. Особо острые формы этот процесс приобрел в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе. По имеющимся данным, общая численность граждан, временно покинувших места своего проживания на территории Чеченской Республики и находящихся в местах временного размещения на территории Российской Федерации, составляет в настоящее время 425,5 тыс. человек.
К серьезным последствиям может привести то, что до сих пор не определены меры социальной поддержки граждан, пострадавших в ходе антитеррористических мероприятий в Чеченской Республике в 1994—1995 и 1999—2000 гг. Не решены до конца и проблемы населения, пострадавшего в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 г.
Внутренние мигранты расселяются на территории России очень неравномерно. Их потоки направлены преимущественно в густонаселенные центральные и южные районы, хозяйственно развитые, с благоприятными природными условиями.
Следует отметить, что многие мигранты стремятся в регионы проживания своего этноса. При этом наблюдается исход русского населения из ряда республик Российской Федерации. Как следствие, в этих республиках происходит этническая концентрация населения, которая выражается в абсолютном и относительном росте численности представителей коренных национальностей. Это может привести впоследствии к этническому и национально-территориальному обособлению этих республик, замедлению их социально-экономического развития.
Наблюдается рост численности национальных диаспор из зарубежных государств, прежде всего сопредельных. Ряде случаев это приводит к усилению социальной напряженности.
В то же время необходимо взвешенно оценивать последствия миграционных процессов на Юге России. Важно точно определить сложившийся баланс издержек и выгод, осмыслить возможности изменения этого баланса в ближайшей и более отдаленной перспективах.
В последние годы доминирует негативное отношение i. миграции.
В отдельных районах Республики Адыгея, Краснодарского, Ставропольского краев, Волгоградской, Ростовской, Астраханской областей нарушен сложившийся этнические баланс населения. На самотек пущен процесс адаптации мигрантов к новой социальной среде. В итоге периодически возникают конфликты между коренным населением и мигрантами.
В последние годы ситуация, однако, стала меняться, Миграционные процессы, пройдя пик своей интенсивности, стабилизировались и даже пошли на убыль. По итогам 2001 г. наметилась миграционная убыль населения, т. е. число прибывших в округ оказалось меньшим, чем число выбывших. Если в первой половине 90-х гг. миграционный прирост населения в большинстве субъектов Российской Федерации в регионе перекрывал его естественную убыль, то в 2000 г. этот прирост сохранился только в Краснодарском крае. В остальных субъектах миграция уже не перекрывает естественную убыль населения.
По оценкам экспертов. Юг России откосится к тем регионам, которые могут в ближайшие годы осуществить впечатляющий экономический рывок. Именно на такую перспективу ориентирована программа социально-экономического развития «Юг России*.
В качестве одного из факторов, благоприятствующих экономическому рос-.у, эксперты называют миграционную: привлекательность региона. Это означает, что в регионе не отдет проблем с рабочей силой, включая квалифицированность специалистов, Кззс-стй, что обустройство одного мигранта требует гораздо меньше затрат, чем подготовка одного специалиста. В 2000 г. почти половина вынужденных переселенцев, зарегистрированных в округе, имела высшее либо незаконченное высшее и среднее специальное образование. Существует ли спрос на них в округе? Да, к примеру, как только начала подниматься экономика Ростовской области, так многие предприятия стали испытывать дефицит квалифицированных специалистов.
Вместе с тем надо иметь в виду, что приезжают не просто специалисты, а реальные люди с разной этнической и религиозной идентичностью, различным уровнем материального благополучия и духовного развития. Власть должна помочь им адаптироваться на новом месте, регулировать их взаимоотношения с коренным населением. Это, к сожалению, не всегда удается.
Однако в последнее время, как следует из данных статистики, Юг России постепенно утрачивает миграционную привлекательность. Если эта тенденция усилится, то не исключено, что регион постигнет судьба Дальнего Востока и северных районов, население которых предпочитает выезжать в более привлекательные регионы страны.
Поэтому необходима разработка продуманных миграционных программ, нацеленный на извлечение максимальной выгоды из миграционной привлекательности Юга России. Пока по-прежнему доминируют ограничительные и запретительные меры в отношении мигрантов со ссылкой на то, что миграция меняет этнический баланс населения, создает напряженность в межнациональных отношениях.
В отдельных районах эта ситуация, действительно, имеет место. Однако если из данных статистики по вынужденным переселенцам исключить из общего числа вынужденных переселенцев чеченцев, ингушей, осетин, многие из которых покинули места своего постоянного проживания в силу известных обстоятельств и могут вернуться на родину при стабилизации там ситуации, в итоге окажется, что 78 % вынужденных переселенцев — это русские, против которых фактически направляются запретительные меры.
Следует помнить, что миграция многолика. Законную тревогу вызывают масштабы незаконной миграции. Многие участки границы России в пределах округа практически открыты для проникновения незаконных мигрантов. Только в Астраханскую область, по данным соответствующего территориального органа Минфедерации России, еже годно бесконтрольно въезжают до 120 тыс. человек Незаконная миграция влечет за собой рост теневой экономики, коррупции, преступности. Применяемые методы борьбы v ней явно недостаточны. Территориальные органы Минфедерации в их нынешнем состоянии бессильны и малоэффективны. Органы МВД нередко занимают отстраненную позицию. Нет системы выявления незаконных мигрантов и выдворения их за пределы страны. Этот важный участок не обеспечен соответствующей законодательной базой.
Особая проблема — это возвращение внутренне перемещенных лиц из Чеченской Республики, а также разреше ние последствий более ранних конфликтов на Северном Кавказе (осетино-ингушского, грузино-осетинского, грузи но-абхазского). Затянулось принятие целого ряда целевых программ и постановлений Правительства РФ, направленных на решение таких проблем населения, возвращающегося в Чеченскую Республику, как обеспечение занятости, восстановление жилья, выплата компенсации за утраченное имущество. В целях создания условий для массового возвращения вынужденных мигрантов в Чеченскую Республику необходимо усилить разъяснительную работу с гражданами при организации их возвращения и активизировать деятельность по обеспечению безопасности этого процесса.
Основным условием стабилизации обстановки в Чеченской Республике и возвращения большинства граждан в места постоянного проживания является последовательное и решительное выполнение соответствующими федеральными органами, Указа Президента РФ от 22 января 2001 (№ 61) «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». а также полное и своевременное финансирование мероприятий федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
Бесконтрольность миграционных процессов на Северном Кавказе способствует распространению национального и конфессионального экстремизма и обостряет общественно-политическую ситуацию. Обеспечение стабильности в регионе в целом зависит от ситуации, складывающейся в каждом отдельном субъекте, поэтому соответствующим федеральным органам государственной власти необходимо выработать и утвердить с каждым субъектом, входящим в Южный федеральный округ, конкретные меры по реализации единой миграционной политики.
Крайне актуальным является решение проблемы незаконной миграции. Оно должно базироваться на государственной системе мер по предупреждению и пресечению нелегального въезда иностранцев на территорию Российской Федерации. К таким мерам относится прежде всего ужесточение визовой политики, введение иммиграционных квот, определение четкого механизма реализации соглашений о безвизовом передвижении, обеспечение эффективного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, разработка четких механизмов выдворения и лишения иностранных граждан права на постоянное проживание в Российской Федерации,
Миграционные процессы, протекающие в такой сложной обстановке, какая сложилась в Южном федеральном округе, оборачиваются издержками, для нейтрализации которых необходимы особые усилия государства. Поэтому Представительство Президента РФ в Южном федеральном округе сосредоточило свои усилия на решение приоритетных проблем миграции.
Одной из этих проблем является влияние миграции на социально-политическую, социально-экономическую ситуацию и межэтнические отношения в субъектах Федерации на Юге России.
Южный регион привлекает мигрантов благоприятными климатическими условиями и развитой инфраструктурой. Сюда охотно направляются выходцы из республик бывшего СССР: Армении, Грузии Азербайджана, государств Центральной Азии. У нас есть районы, которые, буквально, «стонут» от обилия желающих поселиться именно в них, течь идет, в первую очередь, о Черноморском побережье краснодарского края и районе Кавхсазских Минеральных °Д- Стихийная миграция в эти районы просто недопустима, но она продолжается и никак не регулируется.
Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивав! «Мы должны иметь выгодную для нас миграционную политику», то есть привлекать трудовые ресурсы туда, «куда нужно и выгодно». Во многих районах Юга Росси практически обратная ситуация.
В округе активно протекают процессы внутренней mi;: рации. Чеченский кризис, экономическая и социальная стабильность в ряде республик Северного Кавказа оказывают «выдавливающее» воздействие на население, стремящееся к выезду в более стабильные районы Южно; федерального округа: Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Эти процессы ведут к изменению сложившегося этического баланса, обостряют отношения между мигрант;; ми и местным населением. Вспышки межэтнической напряженности на почве нерегулируемой внутренней миграции отмечены в последние годы практически во всех субъект ах Федерации, находящихся в пределах округа.
Другим приоритетным направлением является решена проблемы приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Статистика свидетельствует, что тол; ко в результате вооруженных конфликтов в странах Цеп тральной Азии, Закавказья на Северном Кавказе, начиная с 1992 г. и по настоящее время, в округе было принято на учет свыше 398 тыс. человек вынужденных переселенцев. Часть из них переехала в другие регионы России однако и сейчас их численность составляет в округе около 170 тыс. человек. Пребывание такой массы вынуждены: переселенцев создает особую нагрузку на социальную инфраструктуру региона, в том числе в сфере занятости, здравоохранения, образования.
Все это обостряет социальную обстановку на Юге Рос сии, тем более что социальные проблемы вынуждены:, переселенцев, сброшенные на «плечи» субъектов Федерации, местного самоуправления, решаются годами. В регион накапливается опасный потенциал социальной напряженности.
Еще одной проблемой является проблема временно перемещенных лиц из Чеченской Республики, граждан постра-давших в период осетино-ингушского конфликта и их возвращения в места постоянного проживания. Эта проблема имеет особое значение для урегулирования ситуации в самой Чеченской Республике и стабилизации ситуации в масштабах всего округа. Основная масса беженцев из Чечни осела в субъектах Федерации Южного федерального округа. Только в Республике Ингушетия находится по различным оценкам, от 90 до 120 тыс. беженцев из Чечни. Еще около 30 тыс. человек приняли другие субъекты федерации. В настоящее время проблема возвращения временно перемещенных лиц из Чечни и Северной Осетии решается, но темпы сдерживаются сложными социальными условиями.
В центре внимания Представительства Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе находятся проблемные этнические диаспоры в регионе (турки-меехетинцы, курды и т.д.). Надо отметить, что фактором, обостряющим миграционную ситуацию в регионе, стала возрастающая численность некоторых диаспор. Так, в результате нерегулируемой миграции численность турок-месхетинцев в Краснодарском крае составила около 15 тыс. человек, в Ростовской области — около 17 тыс.
В районах компактного расселения турок-месхетинцев иодически обостряется обстановка, возникают конфликты между местным населением и мигрантами. Но пример, в ноябре-декабре 2001 г. возник серьезный конфликт на этой почве в Крымском районе Краснодарского края.
Процесс неконтролируемого расселения турок-месхетинцев захватил и другие субъекты Федерации на Юге России. При этом Формируются связи их отдельных лидеров с местными экстремистскими кругами, растут претензии к российской власти, множатся втянуть в проблему различные зарубежные организации. Так, усиливающийся процесс проникновения турок-месхетинцев в Кабардино-Балкарию уже привел к обострению межэтнической обстановки в ряде районов. В результате Парламент Республики принял специальное постановление, содержащее ряд запретительных мер, призванных стабилизировать миграционную ситуацию.
Обзор важнейших миграционных проблем Южного федерального округа свидетельствует о необходимости тщательного анализа миграционной ситуации в регионе, разработки мер, способных нейтрализовать негативные последствия миграционных процессов. Успешное проведение осмысленной государственной миграционной политики, способной обеспечить экономическую к политическую безопасность России, требует решения целого комплекса политических, правовых, финансовых и организационных задач, а также согласованных целенаправленных действий как федеральных, так и региональных органов государственной власти.
Сложившаяся в субъектах Российской Федерации на Юге России миграционная ситуация показывает необходимость уйти как от отвлеченных рассуждений, так и решений типа «не пущать о выработать продуманные долговременные меры, принять нестандартные решения, позволяющие эффективно управлять миграционными процессами, оставаясь в рамках правового поля. Это предполагает принципиально новые требование к работниками органов власти и управления, обусловливает необходимость организации эффективных форм профессиональной подготовки и переподготовки соответствующих кадров.
3.2. Миграция русских и не автохтонных народов региона
Наряду с этим процессом в 90-е гг. в регионе наблюдается также этническая миграция, имеющая экзогенный характер — миграция русских и армян. Она стала заметным процессом в русском субрегионе Юга России — з Краснодарском и Ставропольском краях и в Астраханской и Ростовской областях.
Вслед за суверенизацией бывших республик СССР, произошла суверенизация республик и автономий Pocсии было связано с приданием статуса государственных языкам титульных народов, изменением системы образования и гражданства, На эти политические акции республиканских властных структур население среагировало неоднозначно. Заметным социальным последствием этих событийсталвыезд значительной части русского и русскоязычное населения из государственных образований, где они к-являлись титульным населением. Источником массового потока такой миграции стали территории межнационал}--ной конфликтности и напряженности — Нагорный Кара бах, Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Казахстан, а. России - Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан. Такая миграция получила название вынужденной.
С юридической точки зрения на постсоветском пространстве «под вынужденностью понимается, с одной стороны, отсутствие позитивной мотивации для переезда,; другой — такое изменение ситуации, когда становится невозможным дальнейшее нормальное существование, возникает реальная угроза безопасности (физической, этнической, социальной) и отсутствует перспектива нормализации (в пределах жизни мигрантов и их детей). То ест: люди переезжают не из нормальных условий, чтобы их улучшить (продвинуть свою карьеру, повысить образование, жить в более подходящем климате и т.д.), а из рез ко и безнадежно ухудшившихся в любые, имеющк» перспективу нормализации». О правовом статусе вынужденных мигрантов заговорили только в 1991 г.*
* Правовой статус беженца получал человек, не имеющий российского гражданства и временно пребывающий на территории стран].;, которая рассматривалась как страна, предоставляющая политическое убежище. С содержательной стороны, статус беженца пре: полагает, что человек у себя на родине подвергался гонениям. кон РФ «О беженцах и вынужденных переселенцах» от 20 мар. 1993 г. следующим образом определяет их статусы:
— беженцем может быть «прибывшее на территорию РФ лицо, кот-: рое вынуждено было покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия, преследования в любых формах или под угрозой реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам, расовой принадлежности, вероисповедания, языка,;; литических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе»;
- вынужденный переселенец — «гражданин России, вынужденно '"■-• кинувший место своего постоянного жительства по аналогичной или иным причинам».
Поток вынужденных мигрантов был выделен по внешне принудительному стихийному основанию — межэтнической напряженности и конфликтности, выступившей фактором, вызвавшим территориальные перемещения больших групп людей. Эта группа мигрантов — наибольшая по своему количеству в первой половине 90-х гг. характеризовалась принципиально иной по сравнению с предшествующими десятилетиями мотивацией, неорганизованным и стрессовым характером. Она имела и иную территориальную направленность: если раньше это был организованный вывоз квалифицированной рабочей силы в индустриально неосвоенные регионы, сопровождавшийся обеспечением мест трудовой занятости, но трудностями жилищно-бытового характера, то теперь — приток квалифицированной рабочей силы в хорошо освоенные экономические районы в условиях резкого сокращения емкости рынка труда (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).
По данным администрации Краснодарского кроя, с 1988 г. край становится одним из центров миграционных процессов. Общий миграционный прирост в крае за 1988-1991 г. составил 203 873 человек, но уже за период 1992-1994 гг. он увеличился еще на 261 858 человек. За 9 месяцев 1995 г. миграционный прирост составил еще 50 861 человек. Большая часть миграционного истока (83 %) формируется в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока я Северного Кавказа, Значительная часть этого потока состоит из возвращающихся в центральные регионы России людей, ранее осваивавших северные регионы. Второй п миграционный поток, поступающий в край, формируется на Северном Кавказе.
Так же, как и ь Краснодарском крае, б Ростовской области значителен удельный вес в миграции беженцевденных переселенцев. За период с 1992 по 199-5 г. их численность достигла 32 411 человек. Но меняется территория выхода вынужденных переселенцев. В 1994 г. основным источником была Чечня (2 445 чел.); в 1995 г. Наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев приходился на Казахстан (25,4 %), Чечню (20,0 %), Узбекистан (19,6 %). Миграционная служба области фиксирует, что из 77 969 человек, обратившихся к ней за помощью с 1992 по 1995 г. статус беженцев и вынужденны:-переселенцев получили 32 006 человек, т.е. около 40 ',. В целом за период 1989-2001 гг. количество вынужденных и добровольных мигрантов, по данным Ростовского областного комитета государственной статистики, составило примерно 500,0 тыс. человек. Анализ статистических данных показывает, что максимальный миграционный прирост в Ростовской области пришелся на 1994 г. (54,8 тыс. человек). На 01.01.2002 г. на территории области проживают 21 272 гражданина (9 478 семей), имеющих статус вынужденного переселенца. Большая часть вынужденных переселенцев, по данным 2001 г. — 65,1 ';, расселяется в городах, 34,9 % — в сельской местности.
В последние пять лет миграционный прирост постоянно сокращается. Так, за 12 месяцев 2001 г. он составив 1375 человек, что почти в 5,6 раза меньше, чем за соответствующий период 2000 г. Снижение произошло, главным образом, за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ и Балтии.
Третьим регионом с преимущественно русским населением на Северном Кавказе является Ставропольский крап. Согласно данным краевого статистического управления, на 1989 г. было зарегистрировано 230,6 тыс. мигранте? (внутрикраевые, межобластные и межреспубликанские потоки). В последующие годы наблюдается стабилизация коренного населения (что дает общее сокращение мигрантов — до 129,6 тыс. чел.) и увеличение удельного веса в структуре миграции потоков из-за пределов края. Мигрирующее население в настоящее время испытывает не тол; ко трудности по бытовому обустройству, но и пополнят, ряды безработных. Иными словами, этническая миграции русских имеет четко выраженную тенденцию к понижающей вертикальной мобильности. Вынужденные переселенцы, адаптируясь к местам нового жительства, часто теряют при этом позиции достигнутого социального статуса.
Вынужденная миграция выделяется исследователям" преимущественно по мотивации, но не по этнической хо.- оактеристике мигрирующего населения. Это связано в первую очередь с достаточно большой долей в данном потоке русскоязычного сегмента, состоящего преимущественно из украинцев, белорусов, татар, армян и представляющего урбанизированную часть населения, набиравшуюся по плановым трудовым оргнаборам в разных городах СССР. Вместе с тем удельный вес русского населения в числе вынужденных мигрантов доходит по разным оценкам от 80 до 85 %, что позволяет квалифицировать этот поток как этническую реэмиграцию русских.
Наряду с потоком русских значительное число в составе вынужденных переселенцев и беженцев, принимаемых Югом России, составляют армяне и турки-меехетинцы. Характерной особенностью этих двух этнических групп является компактная форма расселения по русскому субрегиону Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область). При значительном удельном весе в структуре миграции армян, прибывающих
на Ставрополье и в Ростовскую область, наибольший их поток устремлен в Краснодарский край. Здесь они составляют около 27 % миграционного потока. Основные места оседания армян-мигрантов — крупные города Северного Кавказа. В Краснодарском крае — это преимущественно Адлер, Сочи, Туапсе и Туапсинский район; в Ставропольском крае — города Кавказских Минеральных Вод; в Ростовской области — г.Ростов-на-Дону.
Итак, рассмотрение этнических миграционных процессов на Юге России позволяет сгруппировать их в два потока из разных источников формирования: миграция автохтонных народов Северного Кавказа, которая носит эндогенный характер, обусловленный демографическим процессом и изменением структуры занятости, и миграция Русского этноса и других не автохтонных этнических групп, характеризующаяся экзогенными причинами.
1.Воспроизводство этничности на Юге России с начала присоединения народов региона к России осуществлялось как традиционными Институтам(семья,обычаи,обряды, сельские общины), так и новыми: административно территориальным управлением, а позднее (с середин 20-х гг.) образованием автономных республик с учета: этнической принадлежности населения; института образования, где в том или ином объеме преподавался национальный язык, правом (паспортизация населения, депортация), юридически не закрепленными, но обязательным: нормами (квотирование мест в образовательных учреждениях, формирование пропорционального представительств, в партийных и советских органах). Институционально, воспроизводство этничности привело к ее осмыслению качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в общественном сознании как важного критерия дифференциации на социальные группы.
2. Обьктивными предпосылками формирования этносоциальное стратификации на Юге России выступают:
а) историческое расселение различных этносов по территориям, неравным в экономико-хозяйственном отношении, что предопределило неравный уровень социально
экономического развития народов;