Динамика численности основных этнических групп в Прикубанском районе.




 

Этносы 1959г. 1970г. 1979г. 1989г.
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Русские   47,8   34,0   28,4   24,7
Карачаевцы   30,6   42,1   47,0   49,7
Абазины   14,0   15,9   16,8   16,2
Ногайцы   0,4   1,0   0,9   0,9

 

показывает, что он осуществляется параллельно с убыванием русского населения (табл. 4.6).

Такая же картина фиксируется в Дагестане. После передачи большей части Ногайской степи Дагестану (1957 ;■_, здесь были созданы Ногайский, Кизлярский, Бабаюртовский, Тарумовский районы. С прошлых столетий эти територитории были заселены гребенскими казаками, ногайцам:; и частично кумыками. В 60—70-х гг. руководство Дагестана стало планомерно переселять горцев (около 300 ты;-.) в эти районы. В результате переселения равнинные райо­ны стали многонациональными. Например, если в 1959 г, Кизлярский район был полностью русским — 43 959 чело­век, то в 1989 г. из 47 808 человек, проживавших в ном было 14 069 русских, 14 288 аварцев, 7197 даргинце,, 1327 лакцев, 1427 лезгин. Такая же картина фиксируете,! и в других районах.

В 80-е гг. руководство Дагестана вновь принимает ре­шение о переселении горцев на равнину. Это решение выз­вало ответный отток русского населения в Кизлярскод районе. А в соседнем, Ногайском администрация несколь­ко позднее приняла решение о запрете на прописку гор­цам. Эта мера заставила горцев-мигрантов, минуя Ногай­ский район, «оседать» на соседних территориях — в Бабаюртовском районе Дагестана, в настоящее время одном из наиболее полиэтничных, и в Нефтекумском районе Ставропольского края.

Такая же участь, как и Бабаюртовский, постигла Хасавюртовский район, ранее населенный преимущественно кумыками. Решением' руководящих органов Дагестана в 1967 г. он был разделен на два района. В новом, Кизилюртовском районе переселенческая политика привела к численному доминированию аварцев по отношению к ку­мыкам, традиционно расселенным на этой территории. Из 39 сельских районов республики изменение этнического баланса населения фиксируется только в шести: Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Ленинском, Новолак­ском, Тарумовском. Это районы активной миграции горс­ких народов - аварцев и даргинцев. Прирост их числен­ности в этих районах за последние 20 лет (между переписями населения 1970 и 1989 гг.) колеблется от 50 до 100 %. Столь же высока динамика миграции горцев и в города Дагестана.

В 70—80-е гг. этнические миграционные процессы вы­ходят за пределы северокавказских республик и захваты­вают Ставропольский край и Ростовскую область. Восточ­ные районы Ставрополья и Ростовской области осваивают даргинцы из Дагестана и чеченцы из Чечни. При этом, если Ставрополье осваивалось преимущественно дагестан­скими народами, то Ростовская область — чеченцами. Осо­бенно активно происходит миграция горцев в Ставрополь­ский край. Здесь только за 10 лет, между переписями 1979 и 1989 гг., численность даргинцев увеличилась в 2,1 раза, а аварцев — в 2,5. Особенно активно заселяются восточ­ные области Ставрополья: Арзгирский, Буденновский, Кур­ский, Левокумский, Нефтекумский, Степнозский и Турк­менский районы. Численный рост даргинцев в Ставропо­лье за последние десятилетия сказался столь стремитель­ным (с 748 чел. в 1959 г. до 32 213 чел. в 1989 г.) и локализованным, что позволяет говорить наблюдателям о том, что «Ставрополье стало вторым даргинским ареалом после Дагестана». Демографический анализ показывает, что в 1990—1995 гг. только два из этих районов — Арз­гирский и Левокумский — на 20—40 % прироста населе­ния пополнялись за счет мигрантов из Дагестана. В остав­шихся районах (Буденновском, Курском, Нефтекумском, Степновском и Туркменском) ранее мигранты 70-х гг. ста­ли источником естественного прироста населения.

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что этническая миграция горских народов Северного Кав­каза в 70—90-е гг. носила эндогенный характер и была направлена на переселение в равнинные территории, засе­ленные на протяжении последних нескольких столетий Русским и тюркским населением. Таким образом, Юг России на протяжении XIX-XX вв, является регионом с повышенной миграционной активно­стью. В современных условиях актуальность проблемы государственного регулирования миграционных процессов и острота потребности в целостной концепции миграцион­ной политики связаны с нарастанием противоречия между повышением значимости для России внешней и внут­ренней миграции и накоплением негативных последствий этой миграции в условиях несовершенства правовой баз:, и управленческой практики.

С одной стороны, прогнозы численности населения Рос сии свидетельствуют о крайне неблагоприятной ее дина­мике в перспективе: уже к 2015 г. трудоспособное населе­ние сократится более чем на 9 млн человек. Внешняя миг­рация становится единственным источником восполнения естественной убыли населения, пополнения трудовых ре­сурсов, а значит, и важнейшим фактором успешности эко­номических реформ.

В 90-х гг. из России выехало примерно 4 млн человек? Миграционный приток из стран СНГ и Балтии в Россию i это время составил более 8 млн человек. Преимуществен но эта миграция носила вынужденный характер, что со­здало для России определенные политические проблемы, увеличило нагрузку на сферы социальной защиты, обеспе­чения жильем и рабочими местами. С другой стороны, этот приток является наиболее благоприятным для России с точки зрения решения демографических проблем. Мигрантов сближает с российским на селением культурная и языковая общность, обусловленная недавним общим прошлым в рамках одного государства. Мигранты из стран СНГ и Балтии отличаются боле молодой возрастной структурой по сравнению с быстростареющим российским населением. У них более высоки; образовательный и профессионально-квалификавдюнны; уровень, чем у других иммигрантов и постоянного населения России,

По прогнозам в ближайшее десятилетие будут готов переехать в Россию еще примерно 4 млн человек, но яр' изойдет ли это - зависит от того, насколько протекционистской правовая база по отношению к этой кат; горни мигрантов, а также от того, будет ли в экономичес­ком и социальном плане Россия привлекательна для мигрантов.

Пока же наблюдается тенденция к сокращению мигра­ционного притока в Россию из стран СНГ и Балтии

Если в 1994г. из этих стран прибыло максимальное количество

мигрантов — 1 млн 146 тыс. человек, то в 2000 г. - только 350 тыс. Ожидания переселенцев в отношении получения помощи на территории России не оправдались. Из-за недо­статочного финансирования ежегодную помощь в обустрой­стве получали не 120 тыс. человек, как предусмотрено в федеральной миграционной программе, а менее 40 тыс.

Особую озабоченность вызывают масштабы незаконной иммиграции в Россию, которая, по разным оценкам, со­ставляет сегодня уже от 1 до 1,5 млн человек. Основная масса незаконных иммигрантов прибывает из стран даль­него зарубежья (Афганистан, Иран, Пакистан и другие страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки), а также из государств — участников СНГ (Азер­байджан, Казахстан и страны Средней Азии).Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью последующего выезда в го­сударства Запада, остаются в Российской Федерации. Сре­ди них увеличивается число тех, кто уже не планирует дальнейший переезд, так как их экономическаяадапта­ция в России, в том числе основанная на незаконной заня­тости преимущественно в сфере малого бизнеса и коммер­ции, происходит достаточно успешно.

Кроме того, в настоящее время на территории России длительное время пребывает без какого-либо правового ста­туса значительное число иностранцев (более 250 тыс. че­ловек), действительно нуждающихся в предоставлении убе­жища в соответствии с международными обязательства­ми, принятыми Российской Федерацией.

Незаконная миграция усугубляет проблемы социальной сферы, ухудшая, в частности, санитарно-эпидемиологичес­кую обстановку, способствует сохранению и расширению теневой и криминальной занятости, ухудшает кримино­генную ситуацию. Эта миграция оказывает все большее воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране, так как способствует росту коррупции и принятию не­адекватных управленческих решений, порождая пробелы в информации о населении, рынках труда, движении де­нежных потоков, и, в конечном счете, создает на локальном уровне угрозу потери контроля над ситуацией. Причины, обусловившие резкий рост незаконной миг­рации, заключаются в следующем:

1. Правовая база регулирования миграции и пребыва­ния иностранных граждан к лиц без гражданства на тер­ритории страны не соответствует реальному состоянию этот:
проблемы России. До сих пор основным документом, регу­лирующим правовое положение иностранцев в России, яв­ляется Закон СССР«О правовом положении иностранных
граждан в СССР», принятый в 1981 г.

2. Сохраняется открытость значительной части границ. России с государствами, ранее входившими в состав СССР, при том, что процессы гармонизации национального зако­нодательства стран СНГ по борьбе с незаконной миграцией
и сближения их визовой политики идут трудно и медленно.

Практика борьбы с незаконной миграцией в России по­казала, что применение только административных мер не дает должного эффекта. Несмотря на то, что в течение-последних пяти лет за нарушение установленных правил пребывания в Российской Федерации привлечено к адми­нистративной ответственности около 1 млн человек и бо­лее 90 тыс. выдворено из страны, это не замедлило рост незаконной миграции.

Миграционная ситуация на Юге России, определяемая во многом общероссийскими факторами, имеет региональ­ную специфику, обусловленную особенностями этого ре­гиона:

 

привлекательные геоклиматические условия;

—высокая плотность населения;

—сохранение темпов прироста населения;

—многонациональность населения, нередко ревностно стре­мящегося сохранить исторически сложившийся межэт­нический баланс, сферу проживания;

—сложность социально-экономической ситуации, особен­но в национальных республиках Северного Кавказа, непреодолевших всех последствий периода кризисного раз­вития, относительное малоземелье в преимущественнаграрных районах;

—наличие целого ряда очагов межэтнической напряжен­ности;

— обострение вызовов и угроз национальной безопаснос­ти, обусловленных проявлениями политического и ре­лигиозного экстремизма, преступной деятельностью сил международного терроризма.

Сохранение на территории Южного федерального ок­руга очагов межнациональных конфликтов порождает по­токи вынужденных переселенцев. Особо острые формы этот процесс приобрел в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе. По имеющимся данным, общая чис­ленность граждан, временно покинувших места своего про­живания на территории Чеченской Республики и нахо­дящихся в местах временного размещения на террито­рии Российской Федерации, составляет в настоящее вре­мя 425,5 тыс. человек.

К серьезным последствиям может привести то, что до сих пор не определены меры социальной поддерж­ки граждан, пострадавших в ходе антитеррористических мероприятий в Чеченской Республике в 1994—1995 и 1999—2000 гг. Не решены до конца и проблемы населе­ния, пострадавшего в ходе осетино-ингушского конфлик­та 1992 г.

Внутренние мигранты расселяются на территории Рос­сии очень неравномерно. Их потоки направлены преиму­щественно в густонаселенные центральные и южные райо­ны, хозяйственно развитые, с благоприятными природны­ми условиями.

Следует отметить, что многие мигранты стремятся в регионы проживания своего этноса. При этом наблюдает­ся исход русского населения из ряда республик Россий­ской Федерации. Как следствие, в этих республиках про­исходит этническая концентрация населения, которая вы­ражается в абсолютном и относительном росте численнос­ти представителей коренных национальностей. Это может привести впоследствии к этническому и национально-тер­риториальному обособлению этих республик, замедлению их социально-экономического развития.

Наблюдается рост численности национальных диаспор из зарубежных государств, прежде всего сопредельных. Ряде случаев это приводит к усилению социальной на­пряженности.

В то же время необходимо взвешенно оценивать послед­ствия миграционных процессов на Юге России. Важно точ­но определить сложившийся баланс издержек и выгод, ос­мыслить возможности изменения этого баланса в ближай­шей и более отдаленной перспективах.

В последние годы доминирует негативное отношение i. миграции.

В отдельных районах Республики Адыгея, Краснодар­ского, Ставропольского краев, Волгоградской, Ростовской, Астраханской областей нарушен сложившийся этнические баланс населения. На самотек пущен процесс адаптации мигрантов к новой социальной среде. В итоге периодиче­ски возникают конфликты между коренным населением и мигрантами.

В последние годы ситуация, однако, стала меняться, Миграционные процессы, пройдя пик своей интенсивнос­ти, стабилизировались и даже пошли на убыль. По ито­гам 2001 г. наметилась миграционная убыль населения, т. е. число прибывших в округ оказалось меньшим, чем число выбывших. Если в первой половине 90-х гг. мигра­ционный прирост населения в большинстве субъектов Рос­сийской Федерации в регионе перекрывал его естествен­ную убыль, то в 2000 г. этот прирост сохранился только в Краснодарском крае. В остальных субъектах миграция уже не перекрывает естественную убыль населения.

По оценкам экспертов. Юг России откосится к тем ре­гионам, которые могут в ближайшие годы осуществить впечатляющий экономический рывок. Именно на такую перспективу ориентирована программа социально-эконо­мического развития «Юг России*.

В качестве одного из факторов, благоприятствующих экономическому рос-.у, эксперты называют миграционную: привлекательность региона. Это означает, что в регионе не отдет проблем с рабочей силой, включая квалифициро­ванность специалистов, Кззс-стй, что обустройство одно­го мигранта требует гораздо меньше затрат, чем подготов­ка одного специалиста. В 2000 г. почти половина вынужденных переселенцев, зарегистрированных в округе, име­ла высшее либо незаконченное высшее и среднее специальное образование. Существует ли спрос на них в окру­ге? Да, к примеру, как только начала подниматься эконо­мика Ростовской области, так многие предприятия стали испытывать дефицит квалифицированных специалистов.

Вместе с тем надо иметь в виду, что приезжают не про­сто специалисты, а реальные люди с разной этнической и религиозной идентичностью, различным уровнем матери­ального благополучия и духовного развития. Власть дол­жна помочь им адаптироваться на новом месте, регули­ровать их взаимоотношения с коренным населением. Это, к сожалению, не всегда удается.

Однако в последнее время, как следует из данных ста­тистики, Юг России постепенно утрачивает миграцион­ную привлекательность. Если эта тенденция усилится, то не исключено, что регион постигнет судьба Дальнего Вос­тока и северных районов, население которых предпочита­ет выезжать в более привлекательные регионы страны.

Поэтому необходима разработка продуманных мигра­ционных программ, нацеленный на извлечение максималь­ной выгоды из миграционной привлекательности Юга Рос­сии. Пока по-прежнему доминируют ограничительные и запретительные меры в отношении мигрантов со ссылкой на то, что миграция меняет этнический баланс населения, создает напряженность в межнациональных отношениях.

В отдельных районах эта ситуация, действительно, име­ет место. Однако если из данных статистики по вынужден­ным переселенцам исключить из общего числа вынужден­ных переселенцев чеченцев, ингушей, осетин, многие из которых покинули места своего постоянного проживания в силу известных обстоятельств и могут вернуться на ро­дину при стабилизации там ситуации, в итоге окажется, что 78 % вынужденных переселенцев — это русские, про­тив которых фактически направляются запретительные меры.

Следует помнить, что миграция многолика. Законную тревогу вызывают масштабы незаконной миграции. Мно­гие участки границы России в пределах округа практичес­ки открыты для проникновения незаконных мигрантов. Только в Астраханскую область, по данным соответствующего территориального органа Минфедерации России, еже годно бесконтрольно въезжают до 120 тыс. человек Неза­конная миграция влечет за собой рост теневой экономики, коррупции, преступности. Применяемые методы борьбы v ней явно недостаточны. Территориальные органы Минфе­дерации в их нынешнем состоянии бессильны и малоэф­фективны. Органы МВД нередко занимают отстраненную позицию. Нет системы выявления незаконных мигрантов и выдворения их за пределы страны. Этот важный учас­ток не обеспечен соответствующей законодательной базой.

Особая проблема — это возвращение внутренне переме­щенных лиц из Чеченской Республики, а также разреше ние последствий более ранних конфликтов на Северном Кавказе (осетино-ингушского, грузино-осетинского, грузи но-абхазского). Затянулось принятие целого ряда целе­вых программ и постановлений Правительства РФ, на­правленных на решение таких проблем населения, воз­вращающегося в Чеченскую Республику, как обеспечение занятости, восстановление жилья, выплата компенсации за утраченное имущество. В целях создания условий для массового возвращения вынужденных мигрантов в Чечен­скую Республику необходимо усилить разъяснительную ра­боту с гражданами при организации их возвращения и активизировать деятельность по обеспечению безопаснос­ти этого процесса.

Основным условием стабилизации обстановки в Чеченс­кой Республике и возвращения большинства граждан в места постоянного проживания является последователь­ное и решительное выполнение соответствующими феде­ральными органами, Указа Президента РФ от 22 января 2001 (№ 61) «О мерах по борьбе с терроризмом на терри­тории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». а также полное и своевременное финансирование меропри­ятий федеральной целевой программы восстановления эко­номики и социальной сферы Чеченской Республики.

Бесконтрольность миграционных процессов на Север­ном Кавказе способствует распространению национально­го и конфессионального экстремизма и обостряет обще­ственно-политическую ситуацию. Обеспечение стабильности в регионе в целом зависит от ситуации, складывающей­ся в каждом отдельном субъекте, поэтому соответствую­щим федеральным органам государственной власти необ­ходимо выработать и утвердить с каждым субъектом, вхо­дящим в Южный федеральный округ, конкретные меры по реализации единой миграционной политики.

Крайне актуальным является решение проблемы неза­конной миграции. Оно должно базироваться на государ­ственной системе мер по предупреждению и пресечению нелегального въезда иностранцев на территорию Россий­ской Федерации. К таким мерам относится прежде всего ужесточение визовой политики, введение иммиграционных квот, определение четкого механизма реализации согла­шений о безвизовом передвижении, обеспечение эффектив­ного контроля за въездом, пребыванием и выездом иност­ранных граждан, разработка четких механизмов выдворе­ния и лишения иностранных граждан права на постоян­ное проживание в Российской Федерации,

Миграционные процессы, протекающие в такой слож­ной обстановке, какая сложилась в Южном федеральном округе, оборачиваются издержками, для нейтрализации которых необходимы особые усилия государства. Поэтому Представительство Президента РФ в Южном федеральном округе сосредоточило свои усилия на решение приоритет­ных проблем миграции.

Одной из этих проблем является влияние миграции на социально-политическую, социально-экономическую ситу­ацию и межэтнические отношения в субъектах Федерации на Юге России.

Южный регион привлекает мигрантов благоприятными климатическими условиями и развитой инфраструктурой. Сюда охотно направляются выходцы из республик бывше­го СССР: Армении, Грузии Азербайджана, государств Центральной Азии. У нас есть районы, которые, буквально, «стонут» от обилия желающих поселиться именно в них, течь идет, в первую очередь, о Черноморском побережье краснодарского края и районе Кавхсазских Минеральных °Д- Стихийная миграция в эти районы просто недопусти­ма, но она продолжается и никак не регулируется.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивав! «Мы должны иметь выгодную для нас миграционную политику», то есть привлекать трудовые ресурсы туда, «куда нужно и выгодно». Во многих районах Юга Росси практически обратная ситуация.

В округе активно протекают процессы внутренней mi;: рации. Чеченский кризис, экономическая и социальная стабильность в ряде республик Северного Кавказа оказывают «выдавливающее» воздействие на население, стре­мящееся к выезду в более стабильные районы Южно; федерального округа: Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Эти процессы ведут к изменению сложившегося этического баланса, обостряют отношения между мигрант;; ми и местным населением. Вспышки межэтнической напряженности на почве нерегулируемой внутренней миграции отмечены в последние годы практически во всех субъект ах Федерации, находящихся в пределах округа.

Другим приоритетным направлением является решена проблемы приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Статистика свидетельствует, что тол; ко в результате вооруженных конфликтов в странах Цеп тральной Азии, Закавказья на Северном Кавказе, начи­ная с 1992 г. и по настоящее время, в округе было приня­то на учет свыше 398 тыс. человек вынужденных пересе­ленцев. Часть из них переехала в другие регионы России однако и сейчас их численность составляет в округе около 170 тыс. человек. Пребывание такой массы вынуждены: переселенцев создает особую нагрузку на социальную инф­раструктуру региона, в том числе в сфере занятости, здравоохранения, образования.

Все это обостряет социальную обстановку на Юге Рос сии, тем более что социальные проблемы вынуждены:, переселенцев, сброшенные на «плечи» субъектов Федера­ции, местного самоуправления, решаются годами. В регион накапливается опасный потенциал социальной напряженности.

Еще одной проблемой является проблема временно пе­ремещенных лиц из Чеченской Республики, граждан постра-давших в период осетино-ингушского конфликта и их возвращения в места постоянного проживания. Эта про­блема имеет особое значение для урегулирования ситуа­ции в самой Чеченской Республике и стабилизации ситуа­ции в масштабах всего округа. Основная масса беженцев из Чечни осела в субъектах Федерации Южного федераль­ного округа. Только в Республике Ингушетия находится по различным оценкам, от 90 до 120 тыс. беженцев из Чечни. Еще около 30 тыс. человек приняли другие субъекты федерации. В настоящее время проблема возвращения временно перемещенных лиц из Чечни и Северной Осетии решается, но темпы сдерживаются сложными социальны­ми условиями.

В центре внимания Представительства Президента Рос­сийской Федерации в Южном федеральном округе находят­ся проблемные этнические диаспоры в регионе (турки-меехетинцы, курды и т.д.). Надо отметить, что фактором, обо­стряющим миграционную ситуацию в регионе, стала возра­стающая численность некоторых диаспор. Так, в результа­те нерегулируемой миграции численность турок-месхетинцев в Краснодарском крае составила около 15 тыс. чело­век, в Ростовской области — около 17 тыс.

В районах компактного расселения турок-месхетинцев иодически обостряется обстановка, возникают конф­ликты между местным населением и мигрантами. Но при­мер, в ноябре-декабре 2001 г. возник серьезный конф­ликт на этой почве в Крымском районе Краснодарского края.

Процесс неконтролируемого расселения турок-месхетинцев захватил и другие субъекты Федерации на Юге Рос­сии. При этом Формируются связи их отдельных лидеров с местными экстремистскими кругами, растут претензии к российской власти, множатся втянуть в пробле­му различные зарубежные организации. Так, усиливаю­щийся процесс проникновения турок-месхетинцев в Ка­бардино-Балкарию уже привел к обострению межэтниче­ской обстановки в ряде районов. В результате Парламент Республики принял специальное постановление, содержа­щее ряд запретительных мер, призванных стабилизиро­вать миграционную ситуацию.

 

Обзор важнейших миграционных проблем Южного фе­дерального округа свидетельствует о необходимости тща­тельного анализа миграционной ситуации в регионе, раз­работки мер, способных нейтрализовать негативные по­следствия миграционных процессов. Успешное проведение осмысленной государственной миграционной политики, способной обеспечить экономическую к политическую без­опасность России, требует решения целого комплекса по­литических, правовых, финансовых и организационных задач, а также согласованных целенаправленных действий как федеральных, так и региональных органов государ­ственной власти.

Сложившаяся в субъектах Российской Федерации на Юге России миграционная ситуация показывает необходи­мость уйти как от отвлеченных рассуждений, так и реше­ний типа «не пущать о выработать продуманные дол­говременные меры, принять нестандартные решения, по­зволяющие эффективно управлять миграционными про­цессами, оставаясь в рамках правового поля. Это предпо­лагает принципиально новые требование к работниками органов власти и управления, обусловливает необходимость организации эффективных форм профессиональной подго­товки и переподготовки соответствующих кадров.

3.2. Миграция русских и не автохтонных народов региона

Наряду с этим процессом в 90-е гг. в регионе наблюда­ется также этническая миграция, имеющая экзогенный характер — миграция русских и армян. Она стала замет­ным процессом в русском субрегионе Юга России — з Крас­нодарском и Ставропольском краях и в Астраханской и Ростовской областях.

Вслед за суверенизацией бывших республик СССР, про­изошла суверенизация республик и автономий Pocсии было связано с приданием статуса государственных язы­кам титульных народов, изменением системы образования и гражданства, На эти политические акции республиканских властных структур население среагировало неоднозначно. Заметным социальным последствием этих событийсталвыезд значительной части русского и русскоязычное населения из государственных образований, где они к-являлись титульным населением. Источником массового потока такой миграции стали территории межнационал}--ной конфликтности и напряженности — Нагорный Кара бах, Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Казахстан, а. России - Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан. Такая миграция получила название вынужденной.

С юридической точки зрения на постсоветском пространстве «под вынужденностью понимается, с одной стороны, отсутствие позитивной мотивации для переезда,; другой — такое изменение ситуации, когда становится не­возможным дальнейшее нормальное существование, возникает реальная угроза безопасности (физической, этни­ческой, социальной) и отсутствует перспектива нормализации (в пределах жизни мигрантов и их детей). То ест: люди переезжают не из нормальных условий, чтобы их улучшить (продвинуть свою карьеру, повысить образова­ние, жить в более подходящем климате и т.д.), а из рез ко и безнадежно ухудшившихся в любые, имеющк» перспективу нормализации». О правовом статусе вынуж­денных мигрантов заговорили только в 1991 г.*

* Правовой статус беженца получал человек, не имеющий российского гражданства и временно пребывающий на территории стран].;, которая рассматривалась как страна, предоставляющая политическое убежище. С содержательной стороны, статус беженца пре: полагает, что человек у себя на родине подвергался гонениям. кон РФ «О беженцах и вынужденных переселенцах» от 20 мар. 1993 г. следующим образом определяет их статусы:

— беженцем может быть «прибывшее на территорию РФ лицо, кот-: рое вынуждено было покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия, преследования в любых формах или под угрозой реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам, расовой принадлежности, вероисповедания, языка,;; литических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе»;

- вынужденный переселенец — «гражданин России, вынужденно '"■-• кинувший место своего постоянного жительства по аналогичной или иным причинам».

 

Поток вынужденных мигрантов был выделен по внеш­не принудительному стихийному основанию — межэтни­ческой напряженности и конфликтности, выступившей фак­тором, вызвавшим территориальные перемещения боль­ших групп людей. Эта группа мигрантов — наибольшая по своему количеству в первой половине 90-х гг. характе­ризовалась принципиально иной по сравнению с пред­шествующими десятилетиями мотивацией, неорганизован­ным и стрессовым характером. Она имела и иную терри­ториальную направленность: если раньше это был орга­низованный вывоз квалифицированной рабочей силы в ин­дустриально неосвоенные регионы, сопровождавшийся обеспечением мест трудовой занятости, но трудностями жилищно-бытового характера, то теперь — приток квали­фицированной рабочей силы в хорошо освоенные эконо­мические районы в условиях резкого сокращения емкости рынка труда (Краснодарский и Ставропольский края, Рос­товская область).

По данным администрации Краснодарского кроя, с 1988 г. край становится одним из центров миграцион­ных процессов. Общий миграционный прирост в крае за 1988-1991 г. составил 203 873 человек, но уже за период 1992-1994 гг. он увеличился еще на 261 858 человек. За 9 месяцев 1995 г. миграционный прирост составил еще 50 861 человек. Большая часть миграционного истока (83 %) формируется в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока я Северного Кавказа, Значительная часть этого потока состоит из возвращающихся в центральные регионы России людей, ранее осваивавших северные реги­оны. Второй п миграционный поток, посту­пающий в край, формируется на Северном Кавказе.

Так же, как и ь Краснодарском крае, б Ростовской области значителен удельный вес в миграции беженцевденных переселенцев. За период с 1992 по 199-5 г. их численность достигла 32 411 человек. Но меняется территория выхода вынужденных переселенцев. В 1994 г. основным источником была Чечня (2 445 чел.); в 1995 г. Наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев приходился на Казахстан (25,4 %), Чечню (20,0 %), Узбекистан (19,6 %). Миграционная служба области фиксирует, что из 77 969 человек, обратившихся к ней за помо­щью с 1992 по 1995 г. статус беженцев и вынужденны:-переселенцев получили 32 006 человек, т.е. около 40 ',. В целом за период 1989-2001 гг. количество вынужденных и добровольных мигрантов, по данным Ростовского областного комитета государственной статистики, соста­вило примерно 500,0 тыс. человек. Анализ статистиче­ских данных показывает, что максимальный миграцион­ный прирост в Ростовской области пришелся на 1994 г. (54,8 тыс. человек). На 01.01.2002 г. на территории обла­сти проживают 21 272 гражданина (9 478 семей), имею­щих статус вынужденного переселенца. Большая часть вы­нужденных переселенцев, по данным 2001 г. — 65,1 ';, расселяется в городах, 34,9 % — в сельской местности.

В последние пять лет миграционный прирост постоян­но сокращается. Так, за 12 месяцев 2001 г. он составив 1375 человек, что почти в 5,6 раза меньше, чем за соответствующий период 2000 г. Снижение произошло, главным образом, за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ и Балтии.

Третьим регионом с преимущественно русским населе­нием на Северном Кавказе является Ставропольский крап. Согласно данным краевого статистического управления, на 1989 г. было зарегистрировано 230,6 тыс. мигранте? (внутрикраевые, межобластные и межреспубликанские по­токи). В последующие годы наблюдается стабилизация коренного населения (что дает общее сокращение мигран­тов — до 129,6 тыс. чел.) и увеличение удельного веса в структуре миграции потоков из-за пределов края. Мигрирующее население в настоящее время испытывает не тол; ко трудности по бытовому обустройству, но и пополнят, ряды безработных. Иными словами, этническая миграции русских имеет четко выраженную тенденцию к понижаю­щей вертикальной мобильности. Вынужденные переселенцы, адаптируясь к местам нового жительства, часто теря­ют при этом позиции достигнутого социального статуса.

Вынужденная миграция выделяется исследователям" преимущественно по мотивации, но не по этнической хо.- оактеристике мигрирующего населения. Это связано в пер­вую очередь с достаточно большой долей в данном потоке русскоязычного сегмента, состоящего преимущественно из украинцев, белорусов, татар, армян и представляющего урбанизированную часть населения, набиравшуюся по пла­новым трудовым оргнаборам в разных городах СССР. Вме­сте с тем удельный вес русского населения в числе вынуж­денных мигрантов доходит по разным оценкам от 80 до 85 %, что позволяет квалифицировать этот поток как этническую реэмиграцию русских.

Наряду с потоком русских значительное число в соста­ве вынужденных переселенцев и беженцев, принимаемых Югом России, составляют армяне и турки-меехетинцы. Характерной особенностью этих двух этнических групп является компактная форма расселения по русскому суб­региону Северного Кавказа (Краснодарский и Ставрополь­ский края, Ростовская область). При значительном удель­ном весе в структуре миграции армян, прибывающих

 

на Ставрополье и в Ростовскую область, наибольший их по­ток устремлен в Краснодарский край. Здесь они составля­ют около 27 % миграционного потока. Основные места оседания армян-мигрантов — крупные города Северного Кавказа. В Краснодарском крае — это преимущественно Адлер, Сочи, Туапсе и Туапсинский район; в Ставрополь­ском крае — города Кавказских Минеральных Вод; в Рос­товской области — г.Ростов-на-Дону.

Итак, рассмотрение этнических миграционных процес­сов на Юге России позволяет сгруппировать их в два пото­ка из разных источников формирования: миграция авто­хтонных народов Северного Кавказа, которая носит эндо­генный характер, обусловленный демографическим про­цессом и изменением структуры занятости, и миграция Русского этноса и других не автохтонных этнических групп, характеризующаяся экзогенными причинами.

1.Воспроизводство этничности на Юге России с начала присоединения народов региона к России осуществлялось как традиционными Институтам(семья,обычаи,обряды, сельские общины), так и новыми: административно территориальным управлением, а позднее (с середин 20-х гг.) образованием автономных республик с учета: этнической принадлежности населения; института образования, где в том или ином объеме преподавался нацио­нальный язык, правом (паспортизация населения, депортация), юридически не закрепленными, но обязательным: нормами (квотирование мест в образовательных учреждениях, формирование пропорционального представительств, в партийных и советских органах). Институционально, воспроизводство этничности привело к ее осмыслению качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в общественном сознании как важного критерия дифференциации на социальные группы.

2. Обьктивными предпосылками формирования этносоциальное стратификации на Юге России выступают:

а) историческое расселение различных этносов по территориям, неравным в экономико-хозяйственном отношении, что предопределило неравный уровень социально
экономического развития народов;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: