Работа машины сопровождается тепловыделением, которое обусловлено рабочим процессом машин и трением в их механизмах. Тепловыделение, связанное с рабочим процессом, особенно интенсивно у тепловых двигателей, электрических машин, литейных машин и машин для горячей обработки материалов.
В результате теплового воздействия возникают температурные деформации, которые могут отрицательно влиять на работоспособность машин:
- понижать защитную способность масляного слоя на трущихся поверхностях и, следовательно, вызывать повышенное изнашивание или заедание;
- изменять зазоры в подвижных соединениях;
- понижать точность машин (например, в металлорежущих станках в результате нагрева передней опоры шпинделя может произойти отклонение его оси, что приведет к снижению точности обработки).
Температурные деформации узлов машин можно рассчитать, если известны температурные поля в деталях машины.
При эксплуатации металлорежущих станков, контрольно-измерительных машин и другого прецизионного оборудования применяют следующие методы борьбы с температурными деформациями:
- вынос механизмов с тепловыделением за пределы технологического оборудования (например, гидростанций и гидросистем);
- использование смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) в зоне резания металлорежущих станков;
- принудительное охлаждение узлов;
- создание термоконстантных цехов, в которых поддерживается постоянная температура;
- выравнивание температурного поля путем искусственного подогрева или охлаждения отдельных узлов;
- автоматическая компенсация температурных деформаций — применение коррекционных линеек, использование предыскажения программы в станках с ЧПУ.
Виброустойчивость
|
Виброустойчивость — способность конструкций работать в заданном диапазоне без недопустимых колебаний.
В связи с увеличением скоростей машин колебания становятся все более опасными. Если частота собственных колебаний узлов машины совпадет с частотой вынужденных колебаний, наступит резонанс. Это самое опасное состояние машины в целом, так как может произойти разрушение. Вибрации также нежелательны. В металлорежущем станке, например, вибрации ухудшают обрабатываемую поверхность, уменьшают долговечность станка, ограничивают его технологические возможности. В машинах в основном наблюдаются вынужденные, параметрические колебания и автоколебания.
Вынужденные колебания возникают под действием внешней периодически изменяющейся силы по следующим причинам:
- дисбаланс вращающихся деталей (например, ротора электродвигателя);
- ошибки в шаге зубчатых колес (вход в зацепление будет сопровождаться ударом);
- наличие прерывистой силы резания при фрезеровании, долблении, затыловании, протягивании;
- наличие внешних источников колебаний.
Параметрические колебания возникают при наличии какого-либо переменного параметра, например момента инерции поперечного сечения. Предположим, что на вращающийся вал действует постоянная сила. Если поперечное сечение вала — окружность, у которой моменты инерции относительно всех осей одинаковые, то никаких колебаний не возникает. Если же в поперечном сечении имеется прямоугольник (так выполнена у вала может быть и внутренняя полость), то вал под действием постоянной силы будет прогибаться по-разному, так как моменты инерции у прямоугольника относительно взаимно-перпендикулярных осей различны.
|
Автоколебания, или незатухающие самоподдерживающие колебания, характеризуются тем, что возмущающие силы возникают в самом процессе колебания. При автоколебательном процессе в случае прекращения колебаний системы перестают существовать переменные силы, поддерживающие эти колебания. Примером могут служить автоколебания при трении (фрикционные колебания при медленном перемещении столов, суппортов станка по направляющим скольжения). Причиной этих колебаний является переменность силы трения в зависимости от изменения скоростей. Другим примером автоколебаний являются самовозбуждающиеся колебания в металлорежущих станках при резании.
Повышение жесткости узлов машины способствует снижению автоколебаний. Колебания чаще всего сопровождаются шумом, который связан с соударением движущихся деталей. Например, погрешности шага и профиля зубьев зубчатых колес приводят к соударению при входе в зацепление. Повышенный уровень шума увеличивает утомляемость персонала и, следовательно, вреден для здоровья. Уровень шума измеряется в децибелах (дБ), его предельное значение ограничивается санитарными нормами.
|
Основные меры борьбы с шумом: повышение точности и чистоты обработки, уменьшение силы удара конструктивными методами, применение демпферов и материалов с повышенным внутренним трением.
Надежность
Проблема надежности является одной из основных в машиностроении.
Свойство изделия сохранять работоспособность в течение заданного промежутка времени, обусловленное безотказностью и долговечностью изделий, называется надежностью.
Известный авиаконструктор А. Н. Туполев говорил: «Чем дальше от доски конструктора обнаруживается ненадежность, тем она дороже обходится». Ненадежная машина не сможет эффективно функционировать, так как каждая ее остановка из-за повреждения отдельных элементов или снижения технических характеристик ниже допустимого уровня влечет за собой материальные убытки, а в отдельных случаях и катастрофические последствия.
Из-за недостаточной надежности промышленность несет огромные потери. Так, за весь период эксплуатации затраты на ремонт и техническое обслуживание машин в связи с их изнашиванием в несколько раз превышают стоимость новой машины: для автомобилей — до 6 раз, для самолетов — до 5, для станков — до 8, для радиотехнической аппаратуры — до 12 раз. Из-за коррозии ежегодно теряется до 10% выплавляемого металла.
Надежность закладывается при проектировании и расчете машины. При изготовлении машины надежность обеспечивается; она зависит от качества изготовленных деталей, качества сборки узлов машины, методов контроля и испытания готовой продукции и других показателей технологического процесса. При эксплуатации машины реализуется ее надежность.
Показатели безотказности и долговечности проявляются только при эксплуатации, зависят от условий использования машины, системы ее ремонта и технического обслуживания.
Безотказность — это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного периода времени.
В это понятие не включаются техническое обслуживание, ремонт, подналадка. Изделие должно сохранять свои начальные параметры в допустимых пределах.
Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение всего периода эксплуатации до предельного состояния. Здесь учитываются все ремонты, подналадки.
Полная или частичная утрата работоспособности изделий называется отказом. По своей природе отказы могут быть связаны с разрушением поверхностей или самих деталей (выкрашивание, износ, коррозия, поломки) либо не связаны с разрушением (ослабление предварительного натяга подшипников, засорение каналов).
Отказы бывают полные или частичные, внезапные (поломки) или постепенные (изнашивание, коррозия), опасные для жизни человека или нет, устранимые и неустранимые.
Показатели безотказности и долговечности изделия определяются в соответствии с теорией вероятности. Вероятность безотказной работы P (t) в течение заданного времени t (или заданной наработки) и вероятность отказа F (t) — взаимно противоположные события. Их сумма всегда равна единице. Вероятность безотказной работы находится в пределах 0 ≤ P (t) ≤ 1. Например, за время t = 100 ч вероятность безотказной работы составляет P (t) = 0,99. Это следует понимать так: за указанное время работы изделия вероятность отказа составит 1%, т. е. F (t) = 0,01.
Основным показателем долговечности элемента изделия является срок службы (наработка) t до отказа.
При оценке надежности изделия очень важны экономические показатели. Повышение безотказности и долговечности машин связано с дополнительными материальными затратами.
Машиностроительные материалы
По форме и назначению детали машин чрезвычайно разнообразны, одни должны обладать повышенной коррозионной стойкостью, другие — быть сверхпроводимыми, третьи — характеризоваться особыми магнитными свойствами, поэтому для их изготовления необходимы материалы с различными свойствами.
Различают конструкционные материалы, которые используют для производства деталей машин, и инструментальные материалы, из которых изготовляют режущие инструменты.
В качестве конструкционных материалов используют различные металлы (алюминий, железо, медь, титан), сплавы металлов (железоуглеродистые — чугун, сталь; магниевые; медно-цинковые — латуни; медно-оловянные — бронзы; сплавы алюминия и др.), неметаллы (пластмассы, древесина, текстолиты, стеклотекстолиты) и композиционные материалы.
Композиционные материалы являются сравнительно новыми конструкционными материалами. Для их получения в основной материал добавляют наполнители, которые определяют свойства композиционного материала. Размеры входящих компонентов колеблются от долей микрометра (для порошковых наполнителей) до нескольких миллиметров (у волокнистых наполнителей).
Порошковая металлургия позволяет получать композиционные материалы, характеризующиеся жаропрочностью и износостойкостью, стабильными магнитными и другими свойствами. Порошковая металлургия дает возможность получать псевдосплавы из таких несплавляющихся металлов, как медь—вольфрам, серебро—вольфрам, которые обладают высокой электрической проводимостью и стойкостью к электроэрозионному изнашиванию; из них изготовляют электроконтактные детали.
Композиционные материалы на основе пластмасс характеризуются высокой химической и коррозионной стойкостью. Они с успехом заменяют дорогостоящие цветные металлы.
Композиционные материалы на основе резины существенно отличаются от металлов. Они способны выдерживать значительные деформации без разрушения, обладают высокой сопротивляемостью к изнашиванию, газо- и водонепроницаемостью, диэлектрическими свойствами.
Особое место среди композиционных материалов занимают волокнистые материалы. В качестве волокнистых наполнителей используют проволоки из вольфрама, молибдена, волокна оксидов алюминия, бора, карбида кремния, графита.
Стекло, керамические, древесные и другие неметаллические материалы имеют свои специфические физико-механические и эксплуатационные свойства.
Тип конструкционного материала выбирают в зависимости от его физико-механических и эксплуатационных свойств, на которые влияет технологический процесс получения как самих материалов, так и деталей из них.
Детали различных форм получают из заготовок при помощи режущих инструментов. Режущие инструменты работают в условиях больших нагрузок, высоких температур, трения и изнашивания, поэтому инструментальные материалы должны иметь особые эксплуатационные и физико-механические свойства. Материал режущей части инструмента должен характеризоваться большой твердостью и высокими допускаемыми напряжениями на растяжение, сжатие, кручение и изгиб. Кроме того, режущий инструмент должен обладать достаточной вязкостью, чтобы воспринимать ударную нагрузку при обработке заготовок из хрупких материалов и с прерывистой поверхностью резания. Режущий инструмент должен сохранять свою твердость, а также режущие свойства при высоких температурах, поэтому инструментальные материалы должны иметь высокую теплостойкость.
К режущей части инструмента предъявляют высокие требования по износостойкости. Это необходимо для того, чтобы детали, обработанные одним и тем же инструментом, имели минимальный разброс размеров. В целях повышения износостойкости на режущую часть инструмента наносят специальными методами одно- и многослойные покрытия из карбидов вольфрама или нитридов титана.
В качестве инструментальных материалов используют инструментальные стали, твердые сплавы, синтетические сверхтвердые и керамические инструментальные материалы, абразивные материалы.
К инструментальным сталям относятся:
- углеродистые инструментальные стали с содержанием углерода 1…1,3%; применяют марки У7, У7А, У8, У8А, У8Г, У8ГА, У9, У9А, У10, У10А, У11, У11А, У12, У12А, У13 и У13А. Из этих сталей изготовляют слесарно-монтажные инструменты (молотки, кувалды, плоскогубцы и острозубцы), напильники, шаберы, калибры простой формы, ручные метчики, плашки, ножовочные полотна, сверла, зенкеры малых размеров;
- легированные инструментальные стали; их получают на основе инструментальных сталей с добавлением хрома, вольфрама, ванадия, кремния и других легирующих добавок. Легированные стали по сравнению с углеродистыми имеют повышенную вязкость в закаленном состоянии, более высокую прокаливаемость, меньшую склонность к появлению трещин при закалке. Применяются для изготовления кернеров, метчиков диаметром до 30 мм (марки 8ХВ, 9ХВ, 11ХВ); резьбовых калибров (9ХВГ); протяжек, длинных метчиков, длинных разверток (ХВГ); резьбонакатного инструмента: роликов, плашек (Х6ВФ); круглых плашек (ХВСГФ) и др.;
- быстрорежущие стали содержат до 19% вольфрама, поэтому после термообработки до твердости 62…65 НRС имеют теплостойкость 600…650°С. Для изготовления режущих инструментов используют стали Р9, Р18 — резцы, фрезы, долбяки, сверла; Р6М5 — резцы, фрезы, зенкеры, протяжки, прошивки, резьбонарезной и зуборезный инструмент для обработки цветных сплавов; быстрорежущие стали с добавлением кобальта Р9К5 — фрезы, долбяки, метчики для получистовой и черновой обработки заготовок из углеродистых и легированных сталей, а для работы на повышенных режимах резания применяют сталь Р9М5К5; для обработки заготовок из жаропрочных и жаростойких сталей, а также коррозионно-стойких применяют сталь Р9М4К8.
Поскольку быстрорежущие стали дорогие, то для экономии режущий инструмент изготовляют сборным или сварным. Хвостовик выполняют из конструкционной стали 45, 50, 40Х. Часто пластины из быстрорежущей стали приваривают к державкам или корпусам инструментов.
Быстрорежущие стали обладают высокой износостойкостью; инструменты, изготовленные из них, могут работать со скоростями резания до 100 м/мин.
Твердые сплавы применяют в виде пластин определенных форм и размеров, изготовляемых методом порошковой металлургии. Пластины предварительно прессуют, а затем спекают при температуре 1500…1900°С. Твердые сплавы делят на три группы: вольфрамовую (ВК3, ВК3-М, ВК6-М и т. д.), титановольфрамовую (Т30К4, Т15К6 и т. д.) и титанотанталовольфрамовую (ТТ7К12, ТТ10К8-Б). Пластины из твердого сплава при твердости 86…92 НRС обладают высокой износостойкостью и теплостойкостью 800…1250°С. Это позволяет вести обработку со скоростями резания до 800 м/мин. Пластины из твердого сплава припаивают к державкам медными или латунными припоями. Недостатком твердых сплавов является низкая пластичность.
Твердые сплавы группы ВК применяют для обработки хрупких металлов, пластмасс и других неметаллических материалов. Сплавы группы ТК используют при обработке вязких металлов и сплавов. Сплавы группы ТТК отличаются повышенной износостойкостью, поэтому их применяют для обработки сталей аустенитного класса (труднообрабатываемых).
Синтетические сверхтвердые и керамические инструментальные материалы. Существует много разнообразных сверхтвердых материалов (СТМ) на основе модификаций нитрида бора: эльбор (композит 01), гексанит-Р (композит 10) и др. Особенность пластин из СТМ состоит в том, что они могут обрабатывать твердые сплавы, чугуны любой твердости, но в основном не выдерживают ударной нагрузки.
Инструментальные керамические материалы (ЦМ332, сили- нит-Р и др.) используют для чистовой и получистовой обработки заготовок из незакаленных сталей и серых чугунов со скоростями резания до 900 м/мин, а «черную» керамику (ВОК-60) применяют для чистовой и получистовой обработки заготовок из ковких, высокопрочных, отбеленных чугунов и закаленных сталей.
Абразивные материалы — это мелкозернистые порошковые вещества, которые используют для изготовления абразивных инструментов: шлифовальных кругов, головок, сегментов, брусков. Естественные абразивные материалы (наждак, кварцевый песок, корунд) применяют весьма ограниченно из-за неоднородности их свойств. В промышленности применяют искусственные абразивные материалы: электрокорунды, карбиды бора, оксид хрома, синтетические алмазы, борсилокарбид, славутич, эльбор, гексагонит.
Абразивные материалы имеют высокие твердость, износостойкость и теплостойкость (1200…1800°С). Инструменты из абразивных материалов позволяют обрабатывать заготовки со скоростью резания 15…100 м/с; в основном их используют для финишной обработки, когда предъявляются повышенные требования к точности и шероховатости обработанных поверхностей.
Для притирочных и доводочных работ, например для доводки инструментов из твердых сплавов, а также для шлифования заготовок из очень твердых материалов (рубинов, кварца, корунда), используют шлифовальные порошки из карбида бора. Для изготовления шлифовальных и полировальных паст применяют оксид хрома, венскую известь, трепел.
Борсилокарбид используют для обработки заготовок из твердых сплавов, рубина и других сверхтвердых материалов. Эльбор (кубонит) применяют для обработки заготовок из высокотвердых материалов и конструкционных сталей. Инструменты из славутича не уступают алмазным по износостойкости и превосходят их по прочности.
В промышленности используют природные (А) и синтетические (АСО, АСР, АСМ и т. д.) алмазы. Алмаз является самым твердым материалом, имеет высокие теплостойкость и износостойкость, у него практически не происходит слипания со многими материалами. Недостатком алмазов является повышенная хрупкость. Кристаллы алмазов применяют для оснащения резцов, сверл; алмазы используют при изготовлении инструментов (кругов, пил, лент, брусков).
Алмазный инструмент используют при тонком точении заготовок из сплавов алюминия, бронз, латуней, неметаллических материалов; применяют для обработки заготовок из твердых материалов, германия, кремния, полупроводниковых и керамических материалов, жаропрочных сталей и сплавов. Обработку ведут со скоростями резания до 20 м/с. Поверхности, обработанные алмазами, имеют низкую шероховатость и малое отклонение размеров, так как алмазы имеют высокую размерную стойкость.
Детали вращательного движения
В машинах много видов деталей вращательного движения: зубчатые колеса, шкивы ременных передач, барабаны, звездочки цепных передач, маховики, шпиндели станков, колеса автомобилей и гидротурбин. Все эти вращающиеся детали устанавливают на валах или осях.
Ось — деталь, предназначенная только для поддержания вращающихся деталей; оси не передают крутящего момента.
Чаще всего оси изготовляются прямыми и могут быть двух типов: невращающимися и подвижными, т. е. вращающимися вместе с установленными на них деталями. На расчетных схемах оси представляют балками, нагруженными изгибающими моментами, т. е. при расчетах не учитывают крутящий момент и силы трения.
Валы, в отличие от осей, не только поддерживают вращающиеся детали машин, но и передают крутящие моменты, поэтому их рассчитывают на совместное действие кручения и изгиба.
Если значения крутящих моментов на валу значительно больше значений изгибающих моментов, то валы считаются легко нагруженными и их рассчитывают на кручение, пренебрегая изгибом.
По форме геометрической оси валы разделяют на прямые и коленчатые. Коленчатые валы применяют для преобразования в машине возвратно-поступательного движения во вращательное, и наоборот. Такие валы выполняют не только функции валов, но и функции кривошипов в кривошипно-шатунных механизмах. Особую группу составляют гибкие валы, положение геометрической оси которых может изменяться в пространстве.
Чаще всего оси и валы имеют две опоры, но существуют и многоопорные трансмиссионные валы, отдельные части которых соединяются муфтами. Более подробно о муфтах см. подразд. 3.11.
Опорные части валов и осей называют цапфами 1 (рис. 3.4), причем промежуточные цапфы называют шейками, а концевые — шипами. Цапфы передают на опоры радиальную нагрузку; длина цапфы под подшипники качения меньше, чем под подшипники скольжения. Для соединения вала или оси с другими деталями на поверхностях делают шпоночные пазы 4, отверстия 3; нарезают резьбу 2 и шлицы 6. Резкие изменения сечений вала снижают его усталостную прочность. Поэтому переход от одного сечения к другому должен выполняться плавно, в виде галтелей 5.
Рис. 3.4
При вертикальном расположении вала осевые силы вала давят на подпятник. В больших гидроагрегатах (типа Волжской ГЭС) подпятники испытывают осевую нагрузку, достигающую 34 МН.