Цель: учить правильно располагать готовы формы, развивать планирующую функцию речи.
Оборудование: 2 кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.
Ход: ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами:
- Какую фигуру возьмешь сначала?
- Что это будет у машины?
- Какие фигуры положишь потом?
- Чего у машины не хватает? И т.д.
Если малыш затрудняется, взрослый сам комментирует свои действия.
Тема:цветы, цветут одуванчики
Зайка и его любимый цветок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушечный зайчик и настоящий одуванчик.
Ход:
- К нам в гости пришел зайка. Зайка показывает свой любимый цветок – одуванчик. Это дикий цветок, т.к. за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик на лугу – луговой. Затем показывает ребенку листья, стебель, пушинки. Спрашивает: как это называется, какого цвета. После беседы предлагает подуть на одуванчик. Закрепляется игра чтением стихотворения Г. Виеру «Одуванчик»
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть,
Как бы облачко не сдуть.
Сплетем веночек»
Цель: учить согласовывать существительное с числительным.
Оборудование: на стене крепится лист бумаги и дети вместе со взрослым приклеивают одуванчики (готовые формы) и проговаривают словосочетания: один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков.
Аналогично можно выполнить аппликацию «букет».
Чего не хватает?»
Цель: развивать у ребенка чувство целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинка с изображением одуванчика без стебля.
Ход: ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать и дорисовать то, чего не хватает.
|
Тема:насекомые
Забавная шкатулка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.
Ход: взрослый демонстрирует шкатулку и читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок
Ну-ка, Катя, загляни,
Вынь картинку, назови.
Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов. Взрослый обобщает: «Это насекомые».
Угадай, кто улетел?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: 3-4 картинки с изображением насекомых.
Ход: взрослый раскладывает в ряд на столе картинки, ребенок их называет. Затем взрослый предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из картинок и предлагает детям узнать, кто улетел.
Один – много»
(с существительными по теме)
Жук – жуки
Бабочка – бабочки
Божья коровка – божьи коровки
Муха – мухи и т.д.
Где бабочка?»
Цель: формировать понимание предлогов.
Оборудование: бумажная бабочка, бумажный цветок.
Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, держит над цветком и т.д.) и спрашивает ребенка: «Где бабочка?». Контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
Разрезная картинка «Жук»
Цель: продолжать учить составлять целое из 4-х частей.
Ребенку предлагают составить картинку.
- Кто получился?
Можно выучить стихотворение:
Жук
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет
|
Тема: птицы
Забавная шкатулка»
Цель и ход аналогичны игре по теме «Насекомые».
Используются картинки с изображением воробья, голубя. Можно добавить ворону, сороку и других птиц.
Один – много»
(с названиями птиц)
Голубь – голуби
Воробей – воробьи
Сорока – сороки
Сосчитай воробьев»
Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход: взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует картинку стаи. Сколько здесь воробьев?
Много воробьев
Один воробей
Два воробья
Помоги Незнайке»
Цель: активизация глагольной лексики по теме.
Оборудование: игрушечный Незнайка.
Ход: взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, т.к. тот не знает, что умеют делать птицы.
Ребенок называет слова-действия: ходить, летать, клевать, пить, прыгать и т.
Построй голубятню»
Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигурки по образцу, активизировать речь.
Оборудование: картонный треугольник и квадрат.
Ход: взрослый показывает, как можно построить дом для голубей – голубятню.
Что ты положишь внизу? (Квадрат)
Какого он цвета?
Что положишь сверху? (Треугольник)
Кто здесь будет жить?
(Голуби, много голубей)
Тема: лето
Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятия о летних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
|
Ход: проводится аналогично игре «Что бывает осенью?»
2. «Спасибо, лето!»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).
Ход: Доставая дары лета, ребенок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует на вкус. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами, помогает в подборе слов.
Один – много»
(с существительными по теме)
Дождь – дожди. Гроза – грозы. Радуга – радуги. Река – реки.
Мяч – мячи. Фрукт – фрукты. Гриб – грибы и т.д.
Назови ласково»
(с существительными по теме)
Солнце – солнышко
Дождь – дождик
Река – речка
Мяч – мячик
Ягода – ягодка и т.д.
Что лишнее?»
Проводится аналогично игре в разделе «Зима»
Игры с водой»
Цель: расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).
Оборудование: емкость с водой, лейка, ведерко, чашки, миски и др. посуда для игр с водой.
Ход: игра проводится на улице в теплый, солнечный день.
Взрослый рассказывает ребенку, что летом солнышко очень теплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем предлагает поиграть малышу с теплой водичкой. Во время действий ребенка с водой взрослый задает ему вопросы:
- Что ты сейчас делаешь?
(Наливаю, переливаю, выливаю, доливаю, лью). Если ребенок затрудняется, взрослый сам четко произносит глаголы.