Помоги маме найти деток»




Муниципальное дошкольное образовательное

Учреждение «ЦРР - детский сад №12 «Березка»

 

 

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей 2 - 4 лет

По материалам лексических тем

Речевой уголок

 

 

 

Тема: осень

 

Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года.

Ход: на столе вперемешку лежат картинки с изображением разных сезонных явлений. Ребенок выбирает среди них только осенние, и сам или с помощью взрослого называет их.

Например: солнышко спряталось за тучу, идет дождь, листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг, животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи.

 

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч

Ход: взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет существительное во множественном числе:

Дождь – дожди

Капля – капли

Зонт – зонты

Лист – листья

 

3.«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существи­тельные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, на­клеенные на одну большую кар­точку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком ле­жит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка про­сят найти и показать лист клена, березы и т.д.

 

 

Тема: овощи

Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия овощей, их цвет

Оборудование: натуральные овощи или муляжи.

Ход: перед игрой ребенка знакомят с овощами, их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи и называет их. Затем отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Загадки зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь.

Оборудование: игрушка «заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Зайка хочет загадать тебе загадку. Он нащупает какой-нибудь овощ в мешочке и расскажет тебе про него, а ты должен отгадать, что это.

(Например: длинная, красная; зеленый, длинный; круглый красный и т.д.

Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому:

Огурец – огурцы; помидор – помидоры и т.д.

Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: это помидор большой, а как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? Показывает картинку (помидорчик)

Огурец – огурчик. Лук – лучок. Репа - репкаи т.д.

Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «заяц», натуральные овощи или муляжи.

Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли много подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать, какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Поваренок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход: взрослый просит приготовить для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные для блюда овощи, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это угощение: брать, мыть, чистить, резать, варить.

Тема: Фрукты

Что в корзине?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их название, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Взрослый по одному достает из корзинки фрукты и описывает их: «Яблоко круглое, сочное, красное. Оно сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, пробует его на вкус.

2. «Чудесный мешочек» (вариант 2)

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в мешочке.

Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся – возвращают в мешочек.

Соберем фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход: взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок» и т.д.

Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним-двумя словами. Закрепить названия фруктов, их цвета, формы. Оборудование: муляжи или натуральные фрукты, корзина. Взрослый играет роль продавца. Он помогает оформить просьбу, называя его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, сладкое яблоко, положи его в корзинку!»

Один – много»

Цель: учить образовывать множественное число имен существительных.

Игра с мячом проводится аналогично игре 3 из темы «Овощи», только с названиями фруктов. Яблоко – яблоки, груша-груши, банан – бананы и т.д.

6. «Назови ласково» (вариант 2)

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч.

Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко – яблочко, лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, покажи яблочко».

Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша», (вертикальный разрез), разрезанные на две части. Ход: ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт. Затем составляет другую картинку. Если задание не вызывает трудностей, можно предложить ему детали 2-х картинок вперемешку.

 

Тема: игрушки

Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря по теме.

Оборудование: любимые игрушки малыша в мешке.

Ход: взрослый рассказывает об игрушке: эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть руками и ногами. Если ребенок правильно отгадал, игрушка извлекается из мешка.

2. «Чудесный мешочек» (вариант 2)

Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход: не заглядывая в мешок, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешка.

Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.

Ход: показывают большую игрушку (медведь). А как ты назовешь ласково маленькую игрушку? (Мишенька)

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

С игрушками:

Кукла – куклы

Мяч – мячи

Машина – машины

Заяц – зайцы и т.д.

Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки

Ход: взрослый выставляет на столе 4 игрушки. Ребенок называет их. Закрывает глаза, а взрослый прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла.

Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из частей

Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» из 2-х вертикальных частей.

Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.

Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход: ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает. Взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть.

Тема: одежда

Уложим куклу спать»

Цель: познакомить детей с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход: взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы и т.д.

По ходу игры активизируется речь ребенка вопросами: что надо расстегнуть на платье? И т.д.

Кукла проснулась?»

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход: взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Объясняет, что кукла проснулась, ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: оденем кукле маечку, чистую белую маечку. Для активизации речи ребенка взрослый задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?».

Нарядим куклу»

Цель: активизировать словарь по теме

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: взрослый предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься на лыжах, на праздник, на пляж и т.д.). Ребенок одевает куклу, взрослый описывает одежду куклы: наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы, застегивается оно на пуговицы. Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч. Майка – майки. Платье – платья. Кофта – кофты. Рубашка –

Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки. Платье – платьице. Майка – маечка…

Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Взрослый сравнивает: у Насти платье, а у Саши рубашка и брюки. У Настиного платьица рукава короткие, а у Сашиной рубашки – длинные и т.д.

Взрослый: какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье и т.д.

Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета

Оборудование: картинки с изображение брюк без одной брючины, платья без рукавов, рубашки без пуговиц.

Ход: ребенок всматривается в рисунок и находит ту часть, которой не хватает. Ребенку предлагают ее дорисовать.

Тема: чайная посуда

К кукле пришли гости»

Цель: познакомить с названиями посуды, ее цветом, формой, назначением.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол, кукла, мишка, зайка.

Ход: взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чайник с блюдцами, положи чайные ложки».

- Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?

Если ребенок затрудняется, взрослый отвечает сам.

Угостим чаем медведей».

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные: большая, средняя, маленькая.

Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход: ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку, ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные: большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду следует называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашечка, тарелочка, ложечка.

Помоем посуду».

Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.

Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.

Ход: взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Начинает мыть, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побуждать называть предметы посуды и действия: мыть, сушить и т.д.

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет существительное в ед. числе и бросает мяч ребенку. Ребенок должен назвать существительное во множественном числе числе и вернуть мяч: Чашка – чашки. Ложка – ложки. Тарелка – тарелки и т.д.

Ложка и стакан»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов

Оборудование: две ложки и 2 пластиковых стакана

Ход: перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с ними и комментирует: я положила ложку в стакан, я достала ложку из стакана. Затем ребенок выполняет инструкцию взрослого.

Чего не стало?»

Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развивать зрительное внимание, память.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда.

Ход: взрослый выставляет на стол 3-4 предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Повторить 3-4 раза

Разрезная картинка»

Цель: научить составлять целое из 3-х частей.

Оборудование: разрезная картинка «чашка» (2 гориз. разреза).

Ход: ребенок складывает картинку и говорит, что получилось.

 

 

Тема: дом

Мой дом»

 

Цель: познакомить с частями дома.

Ход: взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба. Определяют: высокий дом или низкий.

Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит:

- через эту часть дома люди заходят и выходят Что это?

- это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега и т.д.

Назови ласково»

(с перекидыванием мяча или картинками)

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Дом – домик

Окно – окошечко

Дверь - дверка

Разноцветная улица»

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход: взрослый предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы:

- Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?

Строитель»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (разные кубики)

Ход: по образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый говорит: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу.

Активизируем речь ребенка вопросами:

- Что поставим сначала? Какого цвета кубик?

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов – это улица.

Тема: мебель

В гостях у куклы Оли»

Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход: взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы дома есть разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривает мебель, определяют, из чего она сделана, уточняет ее назначение:

- Покажи, где стул?

- Для чего он нужен?

Спрячь мячик»

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование: мяч

Ход: ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого:

- Положи мяч на стул, за стул, около стула и т.д.

После этого ребенок может сам воспроизводить действия с мячом, комментируя их.

Мебель для Мишутки»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход: предварительно читают ребенку сказку «Три медведя».

Затем взрослый предлагает ребенку поиграть: он будет называть мебель для Михайла Ивановича, а малыш – для Мишутки (с перекидыванием мяча).

Кровать – кроватка

Стул – стульчик

Стол – столик

Диван – диванчик и т.д.

Один – много»

(с предметами мебели)

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Стол – столы

Стул – стулья

Шкаф – шкафы

Мастер»

Цель: активизировать словарь по теме

Оборудование: строительный материал (кубики)

Ход: по образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы (мишки). Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами:

- Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли.

 

Тема: человек

Доктор»

 

Цель: уточнять и активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход: взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора. Сначала доктором будет ребенок. Взрослый жалуется, что у него болит ухо (голова, рука). Доктор должен осмотреть больного и «полечить» его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа:

Глаз – глаза. Ухо – уши. Рука – руки. Нога – ноги.

Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Нос – носик

Глаз – глазик

Рука – ручка и т.д. – ноги

Два и две»

Цель: познакомить детей с числительными два и две, учить употреблять их в речи

Оборудование: зеркало

Ход: взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Предлагает подумать и назвать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные ребенком ошибки.

Вспомни, что делает?»

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, папы, мамы.

Ход: взрослый показывает ребенку картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, рисовать, играть, спать и т.д.)

Аналогично проходит подбор действий по другим картинкам.

Олины помощники»

Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: кукла Оля.

Ход: взрослый рассказывает, что в гости к нему пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и сто они помогают Оле делать?

Затем взрослый показывает, что кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза. Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, жмурятся, открываются, закрываются). Как их назвать ласково? (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, руки, уши, зубы.

После этого взрослый читает стихотворение Кирсановой Е.Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:

Олины помощники

 

Оля весело бежит

К речке, по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки)

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки)

Оля смотрит на кота

На картинки – сказки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

После чтения спросить: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?»

Тема: домашние животные

Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка (домашние животные) в мешке.

Ход: взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Достает, например, собачку и беседует о ней.

- Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, спинку, уши, голову. Какого цвета шерсть у собачки? Чем она питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет? Если ребенок затрудняется, взрослый ему помогает.

Собака домашнее животное, т.к. она живет рядом с человеком, и он заботится о ней.

Аналогично проводится беседа о других животных.

Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать животное по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч

Ход: взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо до. Животного и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч.

«Мяу-мяу» – кошка

«Гав-гав» – собака

«Му-му» - корова

«Иго-го» - лошадь.

Помоги маме найти деток»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход: взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет картинки с изображением взрослых животных. Взрослый говорит: «Собачка плачет, потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка взрослого животного и его детеныша.

Ход: взрослый просит ребенка назвать животное, например, корова, его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами. Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у теленка? (хвостик). Аналогично:

Голова – головушка

Нога – ножка

Копыто – копытце

Ухо – ушко

Рога – рожки и т.д.

Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч

Кошка – кошки

Собака – собаки

Корова – коровы

Лошадь – лошади

Теленок – телята

Жеребенок – жеребята

Кто где спрятался?»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: игрушечная кошка или собака.

Ход: взрослый прячет кошку или собаку на стул, под кровать, около шкафа и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка? «Под стол. Правильно, собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет её, активизируя речь ребенка вопросом

- Куда ты спрятал собачку?

Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы и после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки: конура (2 вертикальных разреза), конюшня (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход: ребенку предлагают сложить конуру, конюшню. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами:

- Что ты нашел сначала? Что потом?

- Кто живет в конуре? В конюшне?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: