Непосредственной цепью познания является получение истины. Нет возможности подробно раскрыть вопрос о понимании истины в истории философии (см. литературу по истории философии). Приведу лишь пару высказываний. Платон писал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит иначе, лжет» [Платон. Соч. в 3-х т. Т.1. – М., 1968. – С. 417]. Аристотель в «Метафизике» утверждал, что истина – это соответствие наших знаний действительности. И это – очень широко распространенная точка зрения. Однако, определение истины как знания, соответствующего объекту, является слишком неконкретным, расплывчатым. В диалектическом материализме (да и в научном познании) есть понятие объективной истины (или объективности истины), которая, вместе с тем, в определенном смысле, конкретна, абсолютна и относительна. Объективная истина есть соответствие наших знаний объективной реальности. Она объективна и в том смысле, что знание, которое мы уже можем назвать истиной, начинает существовать объективно, жить своей, самостоятельной, уже отдельной от ее создателя и независимой от нашего сознания, жизнью. Мы можем в дальнейшем поставить ее под сомнение, можем обнаружить ее исторически обусловленную ограниченность и т.д., однако и тогда мы будем воспринимать ее как нечто существующее объективно. Кроме того, при получении истины ученый опирался на объективно существующий познавательный опыт. Конкретность истины можно понимать и в смысле ее полноты и адекватного отражения объекта (это всестороннее, исчерпывающее о нем знание), и в смысле вписанности данного знания об объекте в систему уже существующих знаний о мире, и в смысле практическипреобразующей нацеленности знания, и в смысле соответствия, соотнесенности с данной исторической эпохой и ее социокультурными особенностями, а также особенностями познающего субъекта. Абсолютная истина – это знание совершенно полное, исчерпывающее, всестороннее. Относительная истина – это знание в принципе верное, однако неполное, не исчерпывающее. Считаю, что понимать под абсолютной истиной сумму относительных неверно, недиалектично. Любая истина и относительна, и абсолютна одновременно. Как полученная в данный конкретно-исторический момент времени данным конкретно-историческим субъектом-профессионалом, имеющим вполне определенный уровень духовного развития вообще и подготовки к познанию в частности, пользующимся определенными методиками, приборами и т.п. и стремящимся добросовестно выполнить свою познавательную задачу, истина является абсолютной. Однако с точки зрения бесконечно развивающегося характера процесса познания любая объективная истина является относительной. Как справедливо замечает В.М. Рагозин, реально относительность истины обнаруживается в ходе развития производства, общества, людей с их способностями. Абсолютизация момента относительности ведет к агностицизму и скептицизму, а абсолютизация момента абсолютности – к догматизму.
Под критерием истины понимают средство, с помощью которого устанавливается соответствие или несоответствие знания объекту. В качестве основных критериев истины, как правило, называют практику, логический и познавательный критерии. Под практикой можно понимать человеческую деятельность по преобразованию природы, общества и самого человека. Прежде всего, к практике относят материальное производство, однако к практической деятельности можно отнести и революционную деятельность, и педагогическую, и художественную, и административную. С помощью практики можно непосредственно сопоставить полученное знание с объектом. Практика вообще играет очень большую роль в познании, особенно научном: развитие наук вызвано, в конечном счете, потребностями практики, которая к тому же снабжает процесс познания приборами, необходимыми материалами. Познавательный критерий предполагает контроль за всем ходом процесса познания: постоянную поверку приборов, проверку методик проведения эксперимента или наблюдения и методик обработки их результатов и т.п., с целью получения достоверных результатов. Логический критерий заключается в строгом следовании законам и правилам формальной логики, в строгой непротиворечивости мышления. Взятые сами по себе, по отдельности, эти критерии ограничены, поэтому они должны использоваться в единстве. Иногда в качестве критериев выдвигают экономичность, удобность полезность, общезначимость, простоту, красоту, изящество теории. Но эти критерии сами оказываются производными от истинности теории. Когда теория полезна и удобна, общезначима, а заодно и экономична? Когда она, прежде всего, истинна. Кроме того, ученому далеко не всегда заранее известно, будет ли новая теория полезной. Потом, то, что полезно для одного, может быть бесполезным для другого. Приверженцы идеалистической позиции пытались искать критерий истины, не выходя за пределы разума (идеи, сознания), домарксовский материализм – по сути, не выходя за пределы восприятия.